Джон Оуэн. Слово вовремя для протестантов

СЛОВО ВОВРЕМЯ ДЛЯ АНГЛИЙСКИХ ПРОТЕСТАНТОВ
Джон Оуэн (1681)
Owen J. Works. V.9. Edinburgh,1863. P.3-16
http://www.godrules.net/library/owen/131-295owen_i4.htm

Ибо не овдовел Израиль и Иуда от Бога Своего, Господа Саваофа; хотя земля их полна грехами пред Святым Израилевым
Иер.51.5

В этой главе и выше делаются выдающиеся пророчества и предсказания разрушения Вавилона в земле Халдейской, столичного города великой империи и нации. Есть двойной повод для этих слов. Первое - это объявить основания и причины, почему Бог принесет пагубу Вавилону и  земле Халдейской. "Пораженные пусть падут на земле Халдейской, и пронзенные - на дорогах ее" (ст.4). Почему так? Ибо Израиль "не овдовел" или "не был оставлен". Причина, почему Бог уничтожит империю Вавилона - потому что Он помнит Израиль и то, что враги сделали против Него. Возмездие постигнет Вавилон в назначенное Богом время. Вторая причина в том, что это может быть утешением и поддержкой Израиля и Иудеи во времени бедствий, которые прекратятся для них при сокрушении Вавилона в земле Халдейской. Несмотря ни на что,  "не овдовел Израиль и Иуда от Бога Своего".
Мы выбрали этот день, чтобы присоединиться к воплю нашей страны и народа. И хотя большинство из вас знают, что в моей практике уже были такие торжественные дни, поскольку они установлены для скорби, в частности, и о наших собственных грехах и растлении и ради надежды на наше же восстановление, однако по этому случаю я должен, если Бог поможет мне, объяснить нам положении в стране в которой мы живем, и единственный способ и средства для нашего избавления от всеобщего разрушения. Ради нашего интереса к этому должны быть сказаны некоторые вещи об этом Вавилоне, о разрушении которого так торжественно пророчествуется в этой и предыдущей главе, и я должен отметить три вещи, касающиеся этого.
Во-первых, Вавилон был началом отступничества от естественного  поклонения Богу до распространения идолопоклонства во всем мире. Перед потопом было великое зло, но не упоминается об идолопоклонстве. Существовало естественное поклонение Богу во всем мире, которое не был повреждено идолопоклонством. О последнем нет никакого упоминания до строительства Вавилонской башни, где все и началось. Башня, которая была построена тогда, частично была превращена в храм Вила, которого ее строители сделали своим богом и поставили его изображение в верхней части ее. Вы должны понять, что случилось: это было изначальное отступление от естественной религии и склонение к идолопоклонству.
Во-вторых, это идолопоклонство состояло в поклонении людей ложным богам и их образам. Четырежды в этой главе Бог говорит, что Он отомстит истуканам. Все описания идолопоклонства Вавилона говорят, что оно состояло в создании резных идолов и кумиров. Весь остальной мир, особенно страны Востока, впал в поклонение солнцу под именами Ваала, Молоха и Хамоса, и луне, названной Астартой и Царицей небес. В идолопоклонстве Вавилона было и множество других идолов и кумиров.
В-третьих, это было первое в мире государство, которое начало преследовать за религию, и угнетать тех, кто поклонялся истинному Богу, ибо из-за безумия своих кумиров оно разожгло гнев на них. Оно было первым, кто начал угнетать Церковь за ее поклонение истинному Богу, и уничтожать это поклонение. Поэтому Церковь молится в этой главе о "отмщении  Господа за храм Его" Вавилону, и это не только месть Господа за уничтожение Его народа, но и мщение за храм Его, за уничтожение истинного поклонения Вавилоном. Сион вполне может сказать: "это Навуходоносор, царь Вавилонский, сокрушил кости мои", ибо это был великий угнетатель Церкви.
В этих трех отношениях, как я покажу, имя Вавилон и все, что сказано о нем в Ветхом Завете, передается отступнической Римской церкви в Новом, и применяется к ней в Книге Откровения, согласно великой аналогии, которую я сейчас кратко покажу.
Почему народ Божий называет отступническое состояние Церкви в Новом Завете Вавилоном Великим? По следующим трем причинам:
Во-первых, как старый Вавилон был первым отступничеством от естественного поклонения Богу и подъемом идолопоклонства, так новый Вавилон был началом отступничества от евангельского поклонения к идолопоклонству. Отметим эту аналогию: именно поэтому он назван "матерью блудницам и мерзостям", ибо отсюда начались все идолопоклоннические церкви и служения, которые появились в мире. Как Вавилон начал отступление в идолопоклонство от естественного поклонения, так Рим начал отступление в идолопоклонство от духовного, евангельского служения. Поэтому Святой Дух называет его Вавилоном.
Во-вторых, своеобразное идолопоклонство Вавилона заключалось в создании образов и поклонении им, в том числе в поклонении образам и подобиям людей. И своеобразное идолопоклонство Рима заключается в изображении святых и поклонении им, что является большой частью его идолопоклонства. И в этом отношении Рим также является Вавилоном.
В-третьих, как Вавилон начал все угнетение и преследования Церкви Божией в Ветхом Завете, так  Рим начал все преследования и притеснения ее со стороны отступников в Завете Новом.  И именно поэтому Святой Дух в Своей бесконечной мудрости передал имя и состояние Вавилона из Ветхого Завета в Новый.
Я говорю об этом, чтобы вы могли видеть интерес Англии в этом тексте Священного Писания. Что касается истинности религии в нашей стране, то согласно Божию свидетельству против идолопоклонства мы подобны Израилю и Иудее, хотя наша земля наполнилась грехом. Во время этого пророчества Израиль и Иудея были в опасности разрушения и запустения от старого Вавилона, и если мы будем дальше издеваться над Богом во всем, что мы делаем, мы будем под угрозой того, что Англия, и Церковь Божия в Англии, окажемся в состоянии того же запустения и разрушения от нового Вавилона. Этот принцип работал тогда и работает теперь. Как старый Вавилон угрожал Израилю и Иуде тогда, так велика опасность для Англии со стороны нового Вавилона сегодня. Это можно сказать четко.
Для раскрытия смысла того, о чем идет речь, учтем следующие три вещи.
Во-первых, в тексте есть удвоение имен Бога. Он в этом стихе называется по имени "Господь Саваоф" и по имени "Святый Израилев". Там, где есть такое удвоение имен Бога, Святой Дух хочет заставить нас обратить внимание, что то, о чем Он говорит - это вопрос очень большой важности.
Во-вторых, здесь есть распространение и применение этих имен Бога к различным случаям, к ним подходящим.
1. Здесь делается намек на некую защиту или освобождение. Кто его совершит?  Господь Саваоф, сказано, Бог Израиля. Этот титул добавляется не зря:  Господь Саваоф - это Тот, в Чьем суверенном распоряжении все, что есть на небесах и на земле. Его власть простирается над всеми святыми ангелами и над всеми небесными телами. Звезды боролись против Сисары, но над ними было знамя их Господина, Который в Своем негодовании выступил как Господь Саваоф, и избавил Своих людей от страха и ужаса. И Он также есть Господь воинств для всех людей и всех существ, и избавляет Свой народ по Своему благоволению. Пророк добавляет это имя Бога в силу того невыразимого величия, о котором он упоминает, а именно, что Израиль и Иудея не должны быть оставлены, даже в то время как земля была настолько полна грехами, что Вавилон простер свою руку на нее.
2. Другое имя Бога здесь - Святый Израилев. Это применяется особенно ко грехам народа: "Земля полна грехами пред Святым Израилевым". Самая большая острота греха в том, что он противится святости Бога, очи Которого столь чисты, что Он не может созерцать беззаконие. Поэтому мудрость Святого Духа прилагает два различных имени Божия к двум состояниям Его народа: при его защите Он Господь Саваоф, но из-за его греха Он Святый Израилев.
В-третьих, при этом горестном состоянии Бог намекает на завет и на интерес Иуды к Нему, и что Он все еще владеет Своим народом согласно завету. Израиль не оставлен, и Иуда по-прежнему у Бога своего. Братья, ни у кого из вас нет меньшей веры, чем у меня, и все же я думаю, что ни один человек не вправе унывать, если он видит, что к нему прилагаются в согласии эти два титула: Бог его, и Господь Саваоф, то есть суверенная благодать Его завета с нами и верховная власть Его провидения. Вот основания для веры любого человека, чтобы опираться на своего Бога, Господа Саваофа. Ничто    кроме суверенной благодати и суверенной власти, не может спасти людей, когда их земля полна греха против Святого Израилева, и разрушение от Вавилона, по-видимому, охватывает их.
Я скажу далее.
1. В следующую очередь в этих словах упоминается  состояние Божьих людей в это время: «Их земля полна грехами пред Святым Израилевым".
2. Здесь намек, что по этому счету такое разрушение заслуженно: если страна в таком состоянии, она не может ждать ничего, кроме разрушения.
3. Тем не менее есть необычайная и удивительная вещь: несмотря на это, суверенная благодать и власть Бога по-прежнему действует. "Не овдовел Израиль и Иуда от Бога Своего, Господа Саваофа; хотя земля их полна грехами пред Святым Израилевым".
Что здесь имеется в виду? Когда земля полна грехами пред Господом, все людские надежды и ожидания должны исходить из того, что народ находится под угрозой полного уничтожения, и не может быть спасен иначе как суверенной благодатью и силой Его.
Для уяснения этого принципа я должен привести три вещи.
I. Показать, когда земля полна грехами пред Святым Израилевым.
II. Собрать имеющиеся у нас свидетельства, что Англия еще не полностью оставлена Богом.
III. Показать, что требуется от нас и чем мы не можем пренебрегать, если надеемся отвести полное опустошение и истребление, что лежит у дверей.
Я не сомневаюсь, что мои соображения вряд ли дойдут до всей нации. Я также не ищу повода поговорить: я скажу только  только те вещи, которые соответствуют общему разуму и пониманию всех трезво мыслящих людей.
I. Есть три способа, которыми земля наполняется грехом.
1. Когда грехи страны или народа переполняют всякую меру Божьего терпения. Есть мера Его терпения для всякого народа под небом, и если она переполняется, ничто не может отложить или отсрочить его гибель даже на один день. Так сказано о состоянии перед потопом: "растлилась земля перед лицом Божиим, и наполнилась злодеяниями". Вопль Содома и Гоморры дошел до Бога; они переполнили свою меру зла, и   Бог послал огонь и серу, чтобы уничтожить их. "Вы не должны еще войти в Ханаан"; почему? "Мера беззаконий аморреев" еще не наполнилась. Существует назначенное время, в которое эти беззакония должны были достичь полной меры, за которой их разрушение не должно быть отложено. В данном случае с Израилем и Иудеей не так. Это случилось позже, как описывает апостол: которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали... и всем человекам противятся, запрещая нам говорить язычникам, чтобы они могли быть спасены, но они заполняют меру своих грехов, и приближается на них гнев до конца" (1 Фес.2.10, 16 KJV)*. Если люди наполнили меру своих грехов, достигли ее границ, то на них последует гнев до конца. Я надеюсь, я молюсь, что это не так, что этого не может быть в случае с Англией, что наша земля не наполнилась грехом настолько, чтобы последовал указ Божий о ее полном и окончательном опустошении, чтобы Бог выступил против нее и она исчезла с лица земли.
2. Земля может наполниться грехом, когда он достигает такой степени и меры, когда Бог не оставит мерзость в покое без сурового суда и не настигнет ее опустошением. Он не оставит такой народ окончательно, не истребит его совсем, ибо среди него есть Его люди, но Он посетит его строгим судом и наказанием. То, что было так и в указанное пророком время, мы можем видеть в 2 Пар.36.16: "Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, пока гнев Господень не поднялся против Своего народа, пока не стало никакой защиты" (KJV). Было невозможно, чтобы суд Божий миновал их. Об этом состоянии Бог говорит: "Не молись за этот народ, Мое сердце далеко от него", и пока Он не произнес Свой суд, "хотя бы Моисей и Самуил стояли предо Мной, Я не услышу их" (Иер.7.16, 11.14, 15.1).
Но если все-таки начнутся перемены? Нет, говорит Господь, если суд над народом начался, реформирование не должно целиком его спасти. Посмотрим на великую реформу, которую Иосия провел в Иудее (4 Цар.23.25-26).  "Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему".  Иосия почти смог реформировать всю нацию, и он был уверен, что все будет хорошо. "Однако же Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия... И сказал Господь: Я буду удалять Иуду от лица Моего". Есть времена и сроки, когда Бог, хотя Он и не совсем истребляет Свой народ и не оставляет его навсегда, но Он и не оставит Своих людей в покое, пока не наведет  тяжелых, разрушительных бедствий на них. Находится ли ныне Англия в таком состоянии или нет, знает только Он, никто из людей этого не знает.  Пришли ли мы к такому состоянию, от которого нет спасения и в котором ничто не воспрепятствует суду и опустошению, знает только Бог.
3. Земля может наполниться грехом, когда он достигает такой степени и меры, когда мы не можем знать, что согласно Провидению последует дальше, и не можем выдвинуть какие-либо предположения относительно состояния дел или решить, что должно особенно заботить нас. Суд мы вполне заслужили, и нам остается лишь смотреть, в какую сторону склонится чаша весов, которую Бог держит в руке Своего суверенитета; ибо это известно только Ему. В этом состоянии Бог не запрещает молиться за народ; Он не говорит: хотя бы вы проводили реформы, Я не отвращу от вас ярости гнева Своего, но Он говорит: может быть, Я обращусь к вам снова и не оставлю вас Своими благословениями; если вы будете просить, может быть, Я и помилую. Он обращается с нами по Своему суверенному благоволению, чтобы мы ждали поощрения только от Него.  Поскольку в меру своей надежды мы можем молиться о Его благоволении, то я должен показать вам, если Бог даст и время позволит, две вещи.
Во-первых, в этом состоянии Бог дает нам возможность молиться Ему за избавление или смягчение предстоящего суда.  Мне кажетс, что я иногда я вижу по вере, что Господь, Высокий и Превознесенный на престоле Своем, заполняющий храм Своей славой и удерживающий в Своих руках равновесие народов, может оказать милость и суд в каждый момент, как будет угодно Ему. Хотя кусок свинца поднялся, и женщина сидит посреди ефы (Зах.5.7), есть время для заступничества, но и время для вмешательства Божия. И во-вторых, если вы поймете меня правильно,  я выскажу вам свое убеждение, что если бы не было призвания Богом нашего народа, то исполнение суда уже давно настало бы и мы бы наверняка погибли, как некоторые народы при прежних судах Его. Мы давно сгинули бы, как халдеи, у которых не было ни разума, ни сил, ни помощи, когда "Салман разрушил Бет-Арбел и мать была убита с детьми" (Ос.10.14), если бы Бог не призвал нас в эти дни. 
Давайте же, если Бог даст нам сил, узнаем, когда народ так полон грехами преж Святым Израилевым, что чаша весов колеблется в руках суверенного Бога и мы не знаем, чего ждать дальше (и, к большому горю для меня, так и может быть) и вынуждены просто отдать себя Его суверенной воле. Что бывает, когда земля наполняется грехом таким образом?
(1). Земля может быть переполнена грехами, когда в ней изобилуют всевозможные искушения ко греху, от которых никто не может быть чист на суде. В стране нет людей, которые не подвергались бы подобным искушениям, ибо будь такие люди, в ней оставалось бы место для милости Божией. Кто же теперь будет просить за Англию? Кто составит исключение в ней при обвинительном приговоре? Бедная Англия, никто из любовников твоих не вступится за тебя в этот день! Высокоумие нечестия и безбожия, грязь чувственности и нечистоты, низость угнетения и обмана: вся земля полна всякого рода греха. Если есть в ней кто-то, кого можно считать исключением в отношении любого греха, который раздражает Господа среди нас, пусть они будут совестью этого народа! Я должен на этом остановиться. "Земля полна грехами пред Святым Израилевым". Будет ни к чему перечислять здесь наши грехи, ибо их список столь велик, что не хватит никакого времени; я сожалею лишь, что его нельзя разорвать и бросить в огонь, приходится говорить о нем с презрением, как Иеремия из-за Иоакима. Но это действительно так.
(2). Земля настолько полна грехами пред Святым Израилевым, поскольку всякого рода люди виноваты в провоцировании грехов. Молюсь, чтобы я не ошибся, когда говорю, что этого действительно всякого рода люди,  но не все вообще. Не дай Бог; если бы это было так, мы уже давно стали подобны Содому и Гоморре. "Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы должны были бы стать , как Содом, и мы должны были бы быть подобны Гоморре" (Ис.1.9 KJV). Но, в то время как есть много видов людей, - правителей и управляемых, высоких и низких, богатых и бедных,  в судах, в городе, в стране, я говорю, всякого рода лица были виновны в этих искушениях и грехах; и, как говорит Даниил, наши князья и правители, и весь народ здесь, в Англии, должны признать себя виновными, и кто составит исключение? Нет его на престоле, нет при дворе, нет среди духовенства, нет в городе и в селе, нет среди богатых и бедных, нет по всей стране. Пусть тот, кто может, возопит пред Богом за эту бедную страну, чтобы мы не могли заключить, что земля полна грехами пред Святым Израилевым!
Но вы скажете: есть же исключения, есть много людей, много церквей, свободных от соблазнов и провоцирующих грехов, благочестивых людей,  которые ходят в страхе Божием, и свободны от всех этих грехов, и, следовательно, сказанное не распространяется на всякого рода людей. Братья, вы знаете мой взгляд в этом вопросе очень хорошо. За последние три года я получил множество его подтверждений в разных случаях жизни. Я признаю, что не все церкви и общины в нашей стране повинны в таких грехах, которые навлекают Божий суд на всю нацию, но я знаю, что многие церкви и исповедующие люди виновны в грехах, из-за которых предстоит суд Христов над такими церквами и людьми, и мы все замараны в этом, хотя и в разной степени. Земля полна такими грехами; неужели вы не видите последствий этого, братья? Признаюсь вам, что говорю от всего сердца то, чего требует моя совесть пред Богом: именно это должно обеспокоить и заставить всерьез задуматься всех нас.
Я дал вам два доказательства того, что эта земля так полна грехами пред Святым Израилевым, и дам еще два.
(3). Если грехи народа обострились до предела, то мы имеем дело с национальными грехами. Что они такое? Они просты:  они против Божия предупреждения, как и против милости; это всевозможные грехи всякого рода лиц, против всяких предупреждений и против разного рода милостей. Бог не оставил эту землю без предупреждений на небе вверху и на земле внизу. Разве Он не предупредил о наступающей мерзости запустения, послав чуму 1665 года? Не предупредил год спустя бушующим Лондонским пожаром, а также кровавой войной (с Нидерландами в 1665 г. - Пер.). Разве Он не дал огромное знамения с небес, которое висит над нами и теперь как знак Его грозного гнева**? Я утверждаю, что это серьезные предупреждения, которые не поняты должным образом из-за плохого устроения служения Слова.  Бог не оставил нас без Своего свидетельства: если Он умножает предупреждения, и немногие  понимают их. "И не убоялись, и не разодрали одежд своих ни царь, ни все слуги его, слышавшие все слова сии" (Иер.36.24). Кто понял эти предупреждения? Был ли услышан в них голос Божий? Убоялись ли их люди?  Разве они разодрали одежды свои и вернулись к Господу?  Они этого не сделали. Значит, мы, рассчитывая на помощь Божию, грешим против Его предупреждений. Почему же мир и изобилие милостей лишь питают нашу похоть, жадность и  чувственность, толкая нас к распутству и к тому, чтобы мы грызли друг друга?
(4). Когда дело Божьего провидения совершается втайне, у грешных людей появляется наклонность защищать тех, кто на самом деле их губит; это явный знак того, что Бог отошел от них, и что земля наполнилась грехом. Когда Израиль должен был быть разрушен ассирийцами, он, не видя свою болезнь, послал к царю Ассирийскому, который должен был погубить его (Ос.5.13). Иудея обращалась за помощью к вавилонянам и халдеям, которые должны были сокрушить ее. Пророк Иезекииль посвящает целую главу рассказу о том, как Израиль связаося с Вавилоном перед своей гибелью: "Все они были как князья и вельможи, и ты была влюблена в них и прелюбодействовала с ними", участвуя в их идолопоклонстве.  Если это так, то очевидно, что Бог возмущен такими людьми и они приближаются к погибели.
Что мы можем сказать в таком случае об Англии? Разве не известно, какими жалкими и податливыми мы выставили себя в отношениях с нашими соседями, французами, перенимая их манеры, подражая их обычаям, продвигая их интересы и репутацию, и это в ту пору, когда все серьезные люди говорили, что Франция сомнет нас? Вот выдающийся знак того, что рука Бога отяготела на нас, и что земля настолько полна грехами пред Святым Израилевым. Пойдем дальше и убедимся, что нам есть о чем скорбеть в этот день. Почему мы боимся судов Божиих, боимся пагубы и запустения, погибели нашей религии, нашей свободы, нашей жизни? Разве не потому, что Рим дурит нам головы? Этому подвержены наши правители, это видят все здравомыслящие люди, и будь мы сами мудры, мы поняли бы это много лет назад. Но что мы делали все это время? Отступали от наших принципов, оставив фундамент, на котором мы стояли на против папства, общепризнанные принципы первых реформаторов, ссылаясь на разговоры о возможности примирения и на отдельные признаки там истинной церкви. И, одним словом, если сила протестантской религии не была сохранена в теле народа, он рано или поздно сдастся, ибо папская зараза к нашему ужасу работала среди нас и тогда, когда мы не сомневались в скором опустошении и истреблении ее.
Я дал вам эти свидетельства, что эта земля наша так полна грехами пред Святым Израилевым, и если кто-то сможет дать на них ответ и опровергнуть их, то никто не должен больше радоваться ему, чем я. Я должен показать, что наша земля находится в опасности и тогда, когда весы Божьего промысла вроде бы уравновесились. Я молюсь о том, чтобы наша страна не наполнила меру своего беззакония так, что она безусловно должна будет погибнуть. Я не утверждаю, что суд уже готов и спасения нет, что, несмотря на все реформирование, Бог скажет: не отвращу ярости гнева Моего! Но я, надеюсь, показал, что мы находимся в том состоянии, относительно которого нет определенных правил Слова, помимо явных указаний провидения, нет никакого разумного рассмотрения положения вещей, которые могут дать нам безопасность, защиту и избавление, но мы должны целиком и полностью положиться на Божью суверенную благодать и милосердие, ибо без помощи Его, как говорит пророк: "отыщите в книге Господней и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится" (Ис.34.16).
Чтобы подытожить  все соображения и все доказательства, которые я намеревался привести, что только суверенная благодать и милость должна быть нашей помощью, если когда-либо мы обретем избавление, я перейду к следующему:
II. Чтобы дать свидетельства того, что в Англии еще не окончательно оставлена Господом, Богом своим, и у нас есть основания и поозрения для того, чтобы обратиться к Богу. И, по правде говоря, я скажу вам лучшее, что я могу вспомнить:
 1. Большим и тяжелым открытием для всех стал ужасный папский заговор*** на погибель, разрушение и опустошение всей нации, но и это является свидетельством того, что Англия еще не окончательно оставлена Богом своим. Это не было обнаружено нашими правителями, но осталось скрыто от них. Это не смогли выявить, даже приложив необходимые в таких случаях серьезные усилия, наши разведчики и контрразведчики. Этого не случилось тогда, когда народ не спал и мог бы уследить, но среди всеобщих мыслей о безопасности. Но надо признать, что хотя бы люди соединились со всеми силами ада, тем не менее святое провидение Божие совершает свою работу и от него ничто не утаится, как Бог провозгласил об этом всем народам. Жена Маноя говорила: "Если бы Бог хотел погубить нас, Он не сказал бы нам об этом".  Если бы Он совершенно оставил нас, мы погибли бы среди всеобщего сна, задохнулись от боли, не успев вскрикнуть. Для меня это свидетельство того, что Англия еще не полностью оставлена Богом.
2. Бог побудил хотя бы некоторых наших правителей подумать об этих событиях, вывести их на свет и добиваться достойного наказания организаторов, пособников и исполнителей этой дьявольской затеи. Я не скажу ни слова, которое бесчестило бы тех, кто заслуживает чести и уважения с нашей стороны, но, зная их, я скажу, что это не от них самих, это помощь от Духа Божия и Его помазание на их деле; это не их собственные принципы или склонности, но рука Бога в них и на них.  Добавлю к этому, что я сам удивился, каким образом власти этого города оказались  при этом достаточно разумными, усердными и бдительными, так что у нас есть все основания молиться и благословлять Бога за них. И это подкрепило также души простых людей, которые с такой теплотой и искренностью засвидетельствовали против папизма и всех его мерзостей, что ничего подобного, думается, нет ни у одного народа под небесами; и это явно вытекало из их духа и принципов. Эти вещи, на мой взгляд, есть некоторые свидетельства того, что Англия еще не окончательно оставила Господа Бога своего и не оставлена Им, хотя ее земля еще долго будет наполнена грехом.
3. Я мог бы намекнуть на враждебность иностранных государств, даже если пока тихо. Кто не знает, что все они стоят как на цыпочках и наблюдают, когда можно будет устроить резню? Почти вся Европа сегодня в этой позе. Хотя среди нынешнего холода пока тихо, тем не менее везде идут разговоры: кто первым начнет войну и кто будет защищать острова? И это там, где такие события могли бы способствовать только разорению бежных стран.
4.  Свидетельство того, что Англия не окончательно оставлена Богом, и милостивого влияния Его провидения, как мы сказали, в том, что  политическое тело нации сохранилось и тогда, когда узы доверия и закона были нарушены. Еще никогда у нас не было такого недоверия между людьми и ослабления обычных политических связей, так что если бы Бог особо не позаботился о нас, мы бы уже давно были в замешательстве, и меч каждого обратился бы на брата и на ближнего своего. Но мы до сих пор хранимы в мире тайной, влиятельной силой Божественной мудрости и провидения, и то, что ее шаги узнаваемы все больше и больше, означает, что она действует не столько во внешних силах, сколько в умах людей. Это, на мой взгляд, еще одно свидетельство, что Англия еще не оставлена Богом своим, Господом Саваофом.
5. Последнее, что я скажу здесь - это то, что Бог столь многими способами и средствами  возвестил нам Свое недовольство против нашего греха, и сообщил Свой приговор и отсрочку этого приговора таким образом, чтобы не оставалось сомнений, что так говорит Господь: Я еще даю этому народу время для покаяния и Реформации! Увы,  если бы Бог совершенно оставил нас, Он забрал бы нас в самый разгар нашей безопасности, зло бы воскресло вполне, и мы должны были утром знать о том, что вечером нас ждет погибель! Но теперь Бог дал нам различные предупреждения, и Он пока еще оставляет нам время и возможности, чтобы увидеть, что мы будем делать, и что будет с нами. Я свершу суд,  говорит Бог, но прежде приговора Я еще дам время на покаяние! И это соображение имеет двойное подтверждение для этого благословенного времени. Бог дал нам возможность, приложив усилия, ответить на Его призыв, чтобы Он отвел суд, предстоящий нам.
(1). Первое, что мы знаем - это то, что у Него есть остаток среди нас, ради которого Он дает всем нам возможность и время   обратиться лично к престолу благодати и взывать о милости и пощаде. Он не забрал Своего Святого Духа от нас. Он не сказал, через открытые или тайные дела Провидения:  молиться за этот народ больше не надо, Мое сердце закрыто для него. Он не сказал так, и,    следовательно, есть еще среди нас драгоценные души, кто поднимает молитвы к Богу день и ночь, не только за себя и своих близких, не только за Церковь Божию, но за эту несчастную землю, на которой мы родились, чтобы, если есть на то воля Божия, мы могли бы не увидеть ее пропитанной кровью, не узнать, что Бог погубит ее с проклятием, что Он пожалеет и помилует ее, а не превратит в кровавое море.  Многие вопиют к Богу об этом, и это значит, что Он еще оставляет нам время.
(2). Также это значит, что есть приглашение и поощрение ко всему народу объединиться в молитве за это. Я признаюсь вам, что боюсь, что наш народ в целом не исполнит эту обязанность и не приступит к столь большой работе, как молитва об отвращении от нас суда Божия в такие дни, как эти.  Я боюсь, что скоро снова последуют карнавалы и пиры, которые разрушат в умах людей все впечатления от дней поста и молитвы. Это все, что я пока могу сказать. Бог открыл нам, что можно сделать ради приостановления Его судов и как народ может лучше подготовиться к ним и искать Его. Сделает ли он это, я не знаю.
Мне кажется это свидетельства (для меня они есть), что Англия еще не окончательно оставлена Господом, Богом своим, что Он еще отводит момент нашего уничтожения, что некоторые наши правители и нация в целом сохраняются, ибо соседние страны запутались в своих собственных проблемах, что еще сохранены политические интересы и государство как таковое, когда узы закона, любви и доверия разрушены, и Бог еще дает нам возможности и время - что мы не ценим по разгоряченности и путанице своего ума - чтобы собрались с духом молитвы хотя бы некоторые из Его людей и этот день был  назначен для публичного поклонения по стране.
III. Я должен теперь перейти к последнему моменту, чтобы показать вам, что в этом состоянии, в котором наша земля настолько переполнилась грехами, нам остается лишь отдать все, что мы имеем, в руки суверенного Бога, и если еще остаются некоторые свидетельства того, что Бог не окончательно оставил нас, поймем, что от нас требуется и что может быть средством для того, чтобы отвратить гнев и возмущение Бога от нашей несчастной страны и народа.
Я должен здесь сказать следующее.
1. Если Бог не призовет нас заново, то что бы мы ни говорили и ни делали, наша страна не может быть спасена.
2. Я  показал вам, что все усердие и мужество, и бдительность правителей не будут в состоянии избавить нас от того разрушения, которого мы заслужили и которое последует вскоре, ибо их сердца неминуемо ослабеют, руки опустятся, а мысли погрузятся в хаос, причем все это будет сопутствовать одно другому.
3. Молитва может не быть действенной в этом случае, и хотя она потребуется и необходима, она не сделает всего. Бог не обратит к нам  Свой лик просто потому, что мы взываем к Нему. Иисусу Навину Он сказал: "встань, для чего ты пал на лицо свое?". Почему мы плачем и молимся, когда на нас идет суд за то, что мы оставили у себя заклятое? Именно так произошло с нами.
4. Если говорить очень просто, то состояние нашей нации таково, что как бы ни умножались наши надежды и ожидания, Бог может умножить наших врагов, ибо без явного покаяния и искренного стремления к полному реформированию Англия не может быть спасена и не будет спасена; Бог не оставит нас в покое, и разрушение от Него достигнет нас.
5.  Я уже сказал вам, кроме того, что по моему несомненному суждению любая такого рода Реформация может быть проведена в нашей стране следующим образом.
(1). Если на то будет провидение Божие и Его условие, что появится другой способ осуществления власти Слова по всей стране, нежели в настоящее время, ибо оно     является единственным средством убеждения и обращения к Богу. Знамения и чудеса, суды и ужасы - все это может способствовать реформам и обращению к Богу. Но если будет продолжаться положение вещей, при котором те, кто способен и мудр, подвергается гонениям, а те, кто тянут одеяло на себя, ничего не умеют и небрежны к своим обязанностям - у  меня нет больших надежд увидеть перемены в такой стране.
(2). Если магистраты станут более принципиальными и будут лучше соответствовать своим должностям, чем было до сих пор, в противном случае реформирование просто не сможет осуществляться через них.
(3). Этот пункт главный: те, кто преуспевал в грехах, должны стать примерами покаяния и обращения к Богу.
(4). Наконец, весь народ должен встряхнуться и не ослабеть в своем стремлении к Царству.
У меня не хватит времени объяснять эти вещи дальше. Я хотел бы высказать все, что у меня наболело на сердце по этим вопросам, касающимся всего народа, ибо именно от этих вещей зависит избавление и безопасность его. 

*Оуэн противник теории замещения и применяет эти слова Павла только к данному поколению.
** Скорее всего, имеется в виду необычно яркая комета Галлея в 1680-81 гг.
*** Священник-ренегат Тит Оутс в 1678 г. подал властям сообщение о планах иезуитов по организации массовых беспорядков и поджогов в Лондоне; вскоре появились их подтверждения, изъятые у католических миссионеров, а принявший сообщение судья Годфри вскоре был убит неизвестными лицами в окрестностях Лондона. Этот эпизод произвел сильное впечатление как на официальную церковь, так и на ее противников, таких, как Оуэн.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии