Гимн Оленю

Я родилась в семье потомственных оленеводов. Мои детские воспоминания связаны с родителями, родным чумом, тундрой и оленями. Каждое утро мама будила нас, своих детей, ласковыми словами: «Вставайте, мои деточки! В стойбище уже пришли наши олени! Слышите хорканье оленят. Вот у входа топчется авка, ждёт, кто из вас первым подаст ему кусочек хлеба!» Я выходила на улицу, и авка (взрослый или маленький ручной олень) забавной мордочкой тянулся к моему рукаву, откуда я вытаскивала лакомый кусочек хлеба. У каждого ненца есть свой любимый олень.
Каждую весну мы ждали рождения маленьких оленят. Сколько было радости у нас, когда появлялся белый, серый пёстрый, белолобый или просто хорошенький слабенький оленёнок! Слабых маленьких оленят, которых бросили матери – важенки, мы выхаживали, давали им особые  ласковые имена, кормили хлебом, солью или рыбным супом. Потом они несколько лет ходили а нами или за нашей мамой, которая обходилась с ними, как с маленькими беззащитными детьми.
У взрослых и детей в тундре все разговоры ведутся вокруг оленей. Самые лучшие и важные события: сватовство, женитьба, рождение ребёнка, поездки на священное место, смерть родных, близких и другие явления жизни тоже связаны с оленями. И все мечты так или иначе тоже связаны с этим прекрасными животными.
Олень для ненца – это жизнь. Недаром каждый оленевод, когда приносит в жертву богам оленя, задабривая их, в первую очередь, обращаясь ко Всевышнему, просит здоровья для своих оленей. А потом только просит благополучия и здоровья для своих детей, семьи и  себя.  Также поступает любой ненецкий род на священном месте, когда отправляет дух оленя к небесным богам во время жертвоприношения в честь какого - нибудь важного события.
Когда мне было лет пять, то папа приготовил для меня большие санки, а во время очередного кочевья запряг для меня одного здорового оленя. Это был большой серый, но смирный бык по имени Хабтко. Я взяла маленький хорей, села на санки и поехала медленно между аргишами женщин. А в душе мечтала о том, что скоро папа даст мне двух или трёх оленей, и буду мчаться впереди вслед за мужчинами, а не тащиться в хвосте длинного медленного аргиша за мамой или бабушкой…
Тогда  я так же, как все люди в тундре, знала почти всех наших личных и колхозных оленей « лицо». А это три или пять тысяч оленей в одном стаде, где работают пять или шесть оленеводов. Это сегодня, когда один раз в год приезжаю к своим родным в Антипаютинскую тундру Тазовского района, все олени кажутся «на одно лицо».
Мама шила нам теплую и красивую одежду из мягких оленьих шкур, а из оленьих лап - теплую удобную обувь.
…А однажды папа отвёз меня на оленьей упряжке на учёбу в школу – интернат. В школе я, как и все ненецкие дети, почти всегда в своих тетрадках рисовала оленя: то белого, то пёстрого, то важенку с оленёнком, а то целую упряжку, и рога оленей были всегда большими, ветвистыми и красивыми. И обязательно рисовала маму с папой на оленьих упряжках, которые ехали за мной… Только во время каникул два раза в год я, мои сёстры и братья приезжали в родной чум и целыми днями любовались своими оленями, а родители рассказывали разные истории про их здоровье, характер, силу и красоту. В поселковом интернате нам всегда снились родители, чум, тундра собаки и любимые олени…
Много трудных дорог  и счастливых моментов жизни я пережила, когда ездила по древним тропам оленеводов на своей родине. За многие тысячелетия в нашей тундре происходило много случаев гибели оленей от болезней, войн, волков, непогоды, гололёда и по другим причинам. Были времена, когда богатые ненцы за одно лето могли остаться без оленей и превращались в бедняков. Ещё в недалёком прошлом советская власть брала и уводила от трудолюбивого хозяина всё стадо оленей и раздавала бедным и нищим. А эти нищие проедали всё, что досталось им даром. И оставалось такими же ленивыми и бедными… Чтобы удержать стадо оленей, приумножать и сохранить стадо, надо очень много трудиться, день и ночь ходить за оленями, лечить их, обновлять породу, спасать молодняк в холодную весну, дрессировать диковатых сильных оленей и учить их работать в упряжке, кастрировать быков, делать пидтемя( метки на ушах) каждому животному, сохранять пастбища и земли и многое другое. Больше всего олени страдают от гнуса (овода и комаров) и жаркого лета. Тогда вся семья оленевода работает круглые сутки, делают дымокуры, собирают разбежавшихся оленей в стадо, лечат больных. В ненецком фольклоре олень является главным героем всех сказок, легенд, сказаний, преданий наравне с человеком.
Как-то весной мы приютили слабого оленёнка, которого бросила мать - важенка. Оленёнка назвали Гошей. Как ни странно, он, оленёнок наш, откликался на своё имя. У него болела нога, на которую ступать не мог. Мы собирали ягель, листья для него. Приучили к ухе и хлебу. «Может быть, забить его, чтобы не мучился?» - спросил нас мой брат Нерчу Николаевич, отец Тэтамбоя. Племянник Тэтамбой замотал головой и сказал отцу: « Забить, конечно, можно, но уж больно хорош наш Гоша. Будем лечить! Он должен жить! Это любимый олень нашей Хакэ (бабушки Нины)»
Два раза в день больную ногу Гоши обрабатывали солёной горячей водой и марганцовкой, потом перевязывали чистой тряпкой, надевали целлофановый мешочек на копыто и завязывали. Через неделю Гоша стал ходить, но постоянно кружился около чума, чтобы получить из наших рук угощенье - кусочек хлеба. Прошло два года. Я снова прилетела в стойбище своих родных. Вечером, вдруг из - за ближней сопки, появился олень, который хоркал и  бежал к чуму. Он был очень красивым и крупным. Он подошёл ко мне, стал нюхать мою одежду и тыкался носом в мой рукав. Будто что-то просил.  «Узнаёшь, Хакэ, своего оленя? Это же Гоша! – весело, с лучезарной улыбкой сказал Тэтамбой и подал оленю кусочек хлеба.
«Гошу никто не запрягает. Пусть живёт свободно и радует нас!- добавила племянница Надя и, подойдя к оленю, стала поглаживать его по шее.
Летом следующего года мы снова каслали по своим маршрутам.
 «Хакэ! (Ласковое обращение к своей бабушке) Как ты думаешь, завернуть нам по пути на священное место Нумд Ханондалва?» - спросил повзрослевший уже Тэтамбой.
«Конечно же, я хочу снова  побывать на нашем священном месте! Завернём туда. Нам нужно принести угощения богам, для того, чтобы наши олени не болели!»- с радостью ответила я.
Мы забили оленя в честь небесных сил, женщины приготовили вкусные блюда, мужчины достали бутылочку водки, помазали лики идолов. Дети и взрослые повязали на шесты священного места свои разноцветные ленточки и колечки в знак пожелания благополучия и здоровья нашим оленям, потом нашим семьям и всему нашему роду. Когда мы отъезжали от священного места, я оглянулась и увидела, что на длинных шестах висит белая оленья шкура, и было такое впечатление, будто белый крупный олень взметнулся в небо…
Старейшина Нерчу Николаевич Ядне сказал: « Боги довольны угощениями и у нас всегда будут олени, а наш род будет жить благополучно и счастливо!»


Рецензии
Нина Николаевна, у каждого человека самые тёплые и незабываемые воспоминания - это детство, любимые родные, дом, окружение, игры и привычки. Но немногие знают с детства обычаи, ритуалы, духовные ценности своих земляков, своего народа. С интересом читаю Ваши работы, знакомлюсь с жизнью мудрых северян, отмечаю с какой заботой они относятся к природе, к оленям. Спасибо Вам большое. С уважением и добром,

Людмила Алексеева 3   15.03.2018 17:54     Заявить о нарушении
Я рада, Людмила, тому, что вы читаете мои произведения! Вы многого не знали и, кажется. открыли в моем творчестве много нового, интересного. Читайте дальше. Спасибо за понимание. С уважением Нина Ядне

Нина Ядне   16.03.2018 19:10   Заявить о нарушении
Вы знаете о том, что о мрём народе(ненецком) почти никто не пишет так, как я. Много пишут о Ямале, о Севере. о ненцах. Но такого глубокого знания жизни моего народа. я не знаю. М.б. учёные пишут. Но так популярно, ещё никто не пишет. Но я советую Вам, уважаемая Людмила, читать ещё произведения моего (покойного мужа, кот ушел в мир иной в 2011 году) Дмитрия Петровича Верендеева, который тоже есть на ПРОЗА.РУ Он прожил со мной 33 года. но внезапно заболел и ушёл... написал 7 книг и . Писал о жизни вообще, писал оЧувашии- своей родине, и писал о Ямале -моей родине, где прожил более 33 лет и очень полюбил мою родину малую. Его читают очень многие. Если у меня на ПРОЗА.РУ около 47 тысяч читателей, то у него очень много, больше, чем у меня, хотя его нет на белом свете около 7 лет. Найдите его на ПРОЗА.РУ. Спасибо за внимание. С уважением Нина Ядне

Нина Ядне   16.03.2018 19:29   Заявить о нарушении
Спасибо, Нина Николаевна, что нашли время ответить и порекомендовать знакомство с произведениями Вашего супруга. Обязательно прислушаюсь к Вашему совету. Спасибо. Вам всего самого доброго. С уважением,

Людмила Алексеева 3   16.03.2018 21:22   Заявить о нарушении
Господи! Как здорово, что нашёлся такой внимательный и умный читатель, как вы, Людмила! таких очень мало людей. Спасибо Вам за то, что внимательно читаете и многое понимаете. С уважением искренним Нина Ядне

Нина Ядне   17.03.2018 18:48   Заявить о нарушении
Нина Николаевна, здравствуйте. Начала знакомиться с произведениями Верендеева Дмитрия Петровича. Очень нравится: неторопливо, образно, доступно и интересно. Удивилась тому, как можно ходить босиком в тайге, своеобразно. Редкость. Это в рассказе "Волк". Спасибо за совет. Нравится, буду читать. Всего Вам наилучшего. С уважением,

Людмила Алексеева 3   17.03.2018 19:02   Заявить о нарушении
Людмила, здоавствуйте! зарегистрируйтесь на Одноклассниках и смотрите мои фото. Их очень много, но это очень интересно людям смотреть. С уважением Н Н Ядне

Нина Ядне   23.03.2018 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.