Договорняк. Глава 7

Глава 7

     13 тур. Я, как и многие люди, был суеверен. Не так чтобы очень, но если передо мной дорогу перебегала черная кошка – я ждал, когда кто-то пересечет эту условную линию невезения до меня. И ко всему тринадцатому относился тоже с предубеждением. Всегда напряженно ждал, что же принесет 13-е число. В этот раз это была игра в гостях. Уже сама по себе проблема.
     С некоторых пор, после официального завершения тренировок, я отрабатывал с Игорем Борзовым маленькую комбинацию. Я считал, что надо с большей пользой для команды использовать его высокую скорость. Так думать мне позволяли два обстоятельства. Первое – это то, что я уже научился стабильно хорошо делать средние передачи и неплохо - длинные. А второе – Игорь тот человек, что простит мне все мои промахи и как должное воспримет свои неоднократные рывки на длинные расстояния. Он был готов терпеть ради дела. Во всяком случае, у меня были основания так думать.
     Я продемонстрировал Игорю свою задумку на доске с фишками, как это должно произойти в идеале. В ней не было ничего нового. Многие команды имеют в своём арсенале подобные варианты атаки. И даже в нашей команде нечто подобное наигрывалось на тренировках. Новацией в этом замысле были только её исполнители. Согласно моему плану я посылал в определенную точку футбольного поля мяч, а Игорь должен был прибегать туда с максимально возможной скоростью. Комбинация была незатейливая, но она требовала от меня большой точности, а от Игоря высокой скорости и … точного удара сходу. Без обработки мяча. Наш успех зависел от скорости реализации нашей задумки. Вздумай он обрабатывать мяч его, как пить дать, успеют накрыть. Для реализации моей нехитрой идеи нам обоим предстояло основательно попотеть, но мой молодой партнёр согласился не раздумывая. И мы начали после каждой тренировки оставаться и отрабатывать комбинацию до тех пор, пока мой напарник не садился на траву и не говорил:
- Всё, больше не могу!
     Теоретически всё было красиво и достаточно просто. Но на практике всё оказалось гораздо сложнее. Если сначала время нашего дополнительного занятия составляло около двадцати минут, то постепенно оно выросло до часа. Оптимальное расстояние между нами было определено методом проб и ошибок. Ляпы мы совершали поочерёдно: то я делал неточный пас, то Игорь не попадал по мячу. Моему партнёру приходилось значительно тяжелее, каждая его попытка стоила ему рывка на 25-30 метров. Были моменты, особенно в самом начале, когда его охватывало отчаяние, но он не хотел признаться в этом. Я замечал его приступы, но тоже молчал, продолжая работать над своими передачами. Как пела знаменитая поп-дива в прошлом: «Если долго мучиться - что-нибудь получится!». Так и у нас, медленно, но верно стало что-то получаться. Мы достигли уровня, когда Игорь стал стабильно пробивать по воротам. Пусть нередко коряво, но удар наносил. Конечно, он был недоволен собой, но мы ведь не роботы. А польза от наших тренировок была реальна, прогресс был налицо. Дело осталось за малым – начать стабильно попадать в нужный угол рамки ворот.
- Через какое время ты стал уверенно пробивать пенальти и штрафные?
- Лучше я промолчу, иначе ты бросишь заниматься.
- Почему?
- Потому что, во-первых, это отняло у меня не меньше года. А во-вторых, я и сейчас каждый раз испытываю напряжение. И оно не намного меньше, чем тогда, в самом начале. Расслабиться не получается. Как только я снижаю нагрузки, чуть-чуть начинаю меньше тренироваться, я теряю чувство уверенности.
- И что?
- Нужно постоянно поддерживать своё состояние тонуса. Я, наверное, уже слишком стар для футбола, но если плохо сплю ночью, то на следующее утро мне сложно достичь необходимого уровня концентрации. Может быть, это незаметно со стороны, но я-то это чувствую.
- А со стороны ты похож на кусок холодной стали, лишенный каких-либо нервов.
- Комплименты… пусть даже и заслуженные, но для нас это чистый яд. Надо всегда помнить об этом. Ты слышал выражение «пройти огонь, воду и медные трубы»?
- Ты имеешь в виду знаменитое испытание?
- Так вот я думаю, что самое сложное, это выдержать медные трубы. Я не знаю никого, кто бы от звуков фанфар стал бы работать лучше. Похвала полезна, когда ты движешься к цели и вредна, когда ты её достиг. Ведь по-настоящему важен не сам успех, а движение к нему. Рядом всегда есть вершины выше той, что ты покорил.
- Да ты философ!
- Ты думаешь, я тебе это говорю? Да я больше самому себе это говорю!
     Наша кропотливая работа не могла не принести свои плоды. Пусть не так быстро, как нам бы хотелось, но дело сдвинулось с мёртвой точки. Наконец мы достигли такого уровня, когда нашу задумку можно было проверить в деле. Оставалось только дождаться удобного момента.
     Я сидел на скамейке запасных, внимательно следя за всеми перипетиями игры, и с каждой минутой всё больше понимал, что этот момент настал. Хозяева играли очень аккуратно. Вблизи своей штрафной площади эта аккуратность трансформировалась даже в крайнюю осторожность. Ни одного серьёзного фола в радиусе 30 метров от своих ворот. На их мелкие толчки или легкие прихватывания судья закрывал глаза. Для многих судей такие действия хозяев поля были привычной нормой. Бросалась в глаза железная игровая дисциплина в стане соперника. Но и мы платили им той же монетой! На установке Серебровский четко обозначил, что для нас любой результат приемлемый, если мы честно отработаем с первой до последней минуты матча. Для нас было важно реализовать то, что мы наработали на тренировках. И … была важна борьба каждого игрока на любом участке поля. Каждый член команды должен был показать максимум того, на что он способен на нынешний день. А уж кого мы вместе поймаем, журавля или синицу, было не столь важно.
     Многие тренеры в своих интервью «признавались», что команда настраивалась на победу, только на победу. Но не получилось… Перед этой игрой Серебровский настраивал нас на борьбу. Со щитом или на щите! Он очень уважительно отозвался о тренере хозяев, охарактеризовав его как одного из лучших в лиге. И я был согласен с ним. Каждый год, по частям, собирать команду, и в итоге иметь крепкий коллектив, причем играющий коллектив, способен только талантливый тренер. Нам противостоял соперник в чём-то похожий на нас. Поэтому только жесткая игровая дисциплина могла позволить нам заполучить в этой игре какие-то очки. Одно, а может быть и три, если мы воспользуемся своими, весьма вероятно немногочисленными шансами. И кто знает, возможно, шанс окажется единственным.
     В душе я согласился с тренером, нужно биться, а там как повезёт. Я просто трезво оценивал наши силы. Команда была молода и не очень опытна. Порядок в обороне – наша синица в руках. Цементировал оборону команды Болотов. Он руководил действиями своих коллег, делая им своевременные подсказки. Никаких ошибок, ни со стороны  Немова, ни со стороны Денисова, ни со стороны моего однофамильца не было. Они и сами страховали друг друга, и к ним на помощь приходили Гусев и Воронежский. 
     Последних присылал Медведев. Он прекрасно читал игру сам и помогал это делать всем, у кого с этим возникали проблемы. А ещё он своевременно пресекал малейшие попытки отдельных игроков взять тайм-аут. Одним словом настоящий капитан. Вдвоём с Серебровским им удавалось сохранять боевой дух. Общими усилиями команде удавалось удерживать синицу в руках.  За журавлем были отправлены Соколов и Борзов. Только у них ничего не получалось. Соперник тоже играл дружно, игроки подстраховывали друг друга.
     Со стороны игра казалось скучной. Многие зрители были избалованы телевизионными шоу, которые напичканы интересными и яркими событиями от начала и до самого конца. На нашем матче им тоже хотелось насладиться многочисленными голами, а их не было. Время шло, а голов по-прежнему не было. И тогда зрители стали всё больше и больше освистывать обе команды. По отношению к моим одноклубникам это было крайне несправедливо. Наша команда не была коллективом бурлаков, тянущих ненавистную лямку. Лично я видел сражающийся «римский легион», готовый выгрызать и сотые доли шансов. И не его вина, что он столкнулась с таким же дисциплинированным и старательным войском. Слава богу, что немногочисленные наши болельщики понимали это и держали своё недовольство результатом при себе. Команду не в чем было упрекнуть, она «пахала в поте лица». Сам я считал, что в этой конкретной ситуации ничья - справедливый результат. Обе команды не спешили раскрыться, а искусно провоцировали соперника на ошибку, ожидая своего часа.
     За 10 минут до конца игры тренер выпустил меня на поле. Около меня тут же появился личный опекун. Это было уже похоже на систему. Я с трудом подавлял нарастающее раздражение. Я ведь не был звездой и по сути своей сам был больше разрушителем. Пять минут и ни одного шанса спокойно принять и обработать мяч. Помня о последней травме, я не торопился кого-либо провоцировать на грубость. За пять минут до окончания основного времени мы, благодаря усилиям Соколова, получили право на штрафной удар. В 40 метрах от ворот. Кто мог усмотреть в нём какую-то угрозу? Никто. Я подошел к мячу и подал знак Борзову. Затем отошел на значительное расстояние от мяча и посмотрел, занял ли Игорь нужную позицию. Мы с ним начали движение одновременно. Я старательно ударил по мячу, и он полетел практически от боковой линии к дальней штанге. Со стороны это показалось авантюрным ударом по воротам, сильным, но неточным. Мне тоже показалось, что у меня получилось не совсем точно. Никакой реакции от полевых игроков противника. Никакой реакции от вратаря. Явно мимо ворот. Мимо, если бы не Игорь. Он сумел догнать уходящий от него мяч и с шести метров вколотил его в ворота.   
     В тот факт, что это не случайный удар, а заранее подготовленная комбинация никто не поверил. Все приняли это за фантастическое везение молодого игрока. Никто даже защитников не стал винить в пропущенном голе. Дело случая, повезло, так повезло. Ни я, ни Игорь и не собирались спорить, действительно повезло. Только не стоило упускать из виду, что мой партнёр совершил рывок далеко не на пять метров.
     Как бы там ни было, после 85 минут тяжкого монотонного труда хозяева пропустили. Вспыхнувшие эмоции жаждали выхода. Команды разделились: в стане соперников вспыхнул конфликт, моя же команда устроила кучу малу. В эпицентре взрыва наших страстей был Игорь. Я тоже прибежал к нему и так радовался успеху молодого коллеги, что с небес на землю меня спустил главный судья своей желтой карточкой. Первой в сезоне. Было забавно. 13 число. Я с облегчением вздохнул. Это была скромная и поэтому приемлемая цена.
     Нашему сопернику больше незачем было осторожничать. Либо пан, либо пропал. Он попытался спасти хотя бы очко. Быстрый розыгрыш в центре поля, откат мяча, покинувшему свою штрафную площадь, голкиперу. Тот дал небольшую фору во времени своим партнерам, а затем послал круглого прямиком в нашу штрафную площадь. Вместе с мячом туда влетела практически вся команда соперников. Один из игроков столкнулся с нашим защитником и картинно упал. Это было похоже на провокацию. Болотов чуть ли не за  грудки схватил соперника, сопровождая свою речь нецензурной бранью. Он яростно тряханул игрока, затем бросился к судье, требуя наказать соперника желтой карточкой за симуляцию, но лишь получил её сам. Арбитр не стал ни с кем обсуждать эпизод, с каменным лицом он направился к одиннадцатиметровой отметке и подождал, когда ему подадут мяч. Наш капитан пытался что-то объяснить судье, но по тому, как тот тщательно установил мяч на точку, было ясно, что своего решения он не отменит. Один из нападающих противника подошёл к мячу, долго поправлял его, неизвестно зачем. Очевидно, таким образом, пытался совладать со своим волнением. Затем медленно отступил на пять шагов. Раздался свисток судьи, но игрок не торопился начать движение к мячу. Это была игра на нервах нашего вратаря. И когда у всех, и у игроков, и у зрителей, родился крик «ну давай бей», он обманным движением послал Володю в один угол, а сам несильно, но точно пробил в другой угол ворот. Я, как штатный пенальтист, про себя отметил, что всё было сделано и профессионально, и красиво. 1:1.
     Мы даже не успели в полной мере насладиться чувством радости от забитого нами гола. Как на смену одному чувству приходило уже другое, прямо противоположное. До конца игры оставалась минута, может быть, две, и все в команде подумали об упущенной победе в гостях. Только на тренировках мы много раз слышали от тренера всем известную истину, что пока свисток об окончании игры не прозвучал, надо биться. Лично я не хотел опускать руки. Поэтому попросил проходившего мимо меня Соколова не возвращаться к своим воротам, а остаться в центральном круге и пообещал ему дать точный пас. После забитого Борзовым гола в это можно было поверить. Виктор ничем особенным не проявил себя в этом матче и представлялся игрокам обороны достаточно безобидным. Караулить персонально его никто не стал.
     Воодушевленные успехом, зрители погнали свою команду на последний штурм. Легкость, с которой соперникам удалось сравнять счёт, порождала эйфорию. И хотя по игре это был приемлемый для хозяев результат, он не устраивал болельщиков. Они жаждали дома только победу. Хозяева не смогли проигнорировать громогласный призыв болельщиков вновь пойти на штурм. И забыли про осторожность. Все считали, что «фокус» можно повторить. И только тренер сохранил холодную голову, было хорошо слышно, как он пытался вернуть защитника присматривать за Соколовым. Я же нашёл свободный от игроков пятачок футбольного поля и помахал рукой нашему голкиперу. Мягкий приём мяча по-прежнему был для меня проблемой, поэтому я нуждался в этом пространстве. Володя постарался максимально точно отбить мяч в мою сторону. В ситуации, когда тебя атакует сразу несколько игроков противника, это было достаточно рискованно, но удача благоволила нам обоим. Мне хватило предоставленного соперником времени для укрощения мяча, и я послал его в сторону Соколова. Пас получился неплохим. Виктору надо было только рвануть к воротам соперника и технично скинуть его себе на ход. Он, на скорости, постоянно меняя направление движения, сумел дотащить мяч до штрафной площади. Защитник, помня наставления тренера, не решился завалить Соколова, но боролся за мяч отчаянно. Нанести прицельный удар по воротам у Виктора практически не было возможности. Однозначного ответа на вопрос, что в этой ситуации делать вратарю тоже не было. И он решил помочь своему игроку и бросился Соколову в ноги. Если бы он бросился вперёд руками, то реально мог бы получить травму. Но и шансов сохранить ворота в неприкосновенности было бы намного больше. Прыгнуть же ногами вперёд было значительно безопаснее. Это он и сделал. Очевидно, Виктор ждал именно такого приёма, потому что успел откинуть мяч в сторону и перепрыгнуть через вратаря. Он догнал уходящий от него мяч и, подняв голову, оценил ситуацию. Защитник столкнулся с голкипером, но устоял на ногах. Он бежал к воротам, собираясь занять место вратаря в рамке. Времени на принятие решения было в обрез. Ворота были пусты, правда, попасть в них с этой точки было очень сложно. Уж очень острый был угол. Но поскольку никто не спешил на помощь Соколову, он ударил в сторону ворот, чуть подкрутив мяч.  Кто везёт, тому и везёт. «Наша виктория» сумела попасть в створ ворот. Мы вновь вышли вперёд! 
     Это был успех, обильно политый потом всех игроков команды, но каждый в ней хотел поблагодарить Виктора. Однако судья не дал нам возможности по-настоящему отпраздновать этот успех, пригрозив показать карточку. Это позволило хозяевам организовать ещё один отчаянный штурм наших ворот. Но команда просто не могла позволить себе дважды совершить одну и ту же ошибку. Особенно после того, как Медведев, со страшным лицом, привёл в чувство абсолютно всех игроков. Найдено было примитивное, но эффективное решение. Мы до тех пор оправляли мяч на трибуны, пока судья не дал свисток об окончании игры.
     Направляясь к автобусу, я боковым зрением отметил, что какой-то крепкий мужчина держал Болотова за пуговицу рубашки и выговаривал ему:
- Ты обязан был отработать деньги. Это не дело! Если не можешь, так уходи с поля!
     Болотов стоял, опустив голову, и пытался что-то сказать в своё оправдание:
- Это случайность, досадная случайность.
     На что мужчина весомо подытожил:
- Ты совершаешь большую ошибку, ты не оправдываешь наших надежд.
     Я невольно замедлил шаг, мне стало интересно, что же ответит Болотов. Но тут меня нагнал Соколов и стал рассыпаться передо мной в комплиментах:
- Это был пас, так пас! Только и осталось, что катнуть мяч в пустые ворота.
- Когда ты научился так льстить? Пробежать половину поля с защитником на плечах и попасть с нулевого угла в ворота – это называется катнуть мяч в пустые ворота?
     Он добродушно рассмеялся:
- Согласись, Александр. Не было бы твоей точной передачи, не было бы и моего фантастического гола.
     Ну не хитрец ли?
- Постой-постой! Я разве что-то говорил про фантастический гол?
     Мы стояли возле автобуса и от души смеялись, хлопали друг друга по плечам, когда к нам подошел Болотов и аккуратно взял Соколова за локоть. Это было неожиданно. Соколов удивлённо обернулся. Голова Георгия была опущена. И ребенку было ясно, как тяжело ему было выговорить произнесенные слова:
- Спасибо, что выручили меня. Это была чистая провокация. Он бежал передо мной и неожиданно притормозил. И потом упал, будто я сделал подножку. А судья словно этого только и ждал.
     Было непонятно, то ли Болотов благодарит нас обоих, то ли обращается к Соколову на вы. Немного помолчав, он добавил:
- Видели, да? Уже и фанаты начали воспитывать!
     Виктор ответил серьёзно, используя слова, однажды услышанные мной из уст самого Георгия:
- Вдвойне будешь должен.
     И добавил уже от себя, но тем же тоном:
- Когда я ошибусь, ты подстрахуешь меня.
     Это было потрясающее копирование манеры говорить Болотова. Сказано всё было максимально серьёзно, низким голосом, чуть нараспев. Действительно стал должен. Изумительное копирование. Чтобы не рассмеяться, я подтолкнул Виктора внутрь салона и заскочил сам. И ежу было понятно, что Болотов почувствовал попытку молодого игрока взять реванш за все прошлые нравоучения.
     Гроссмейстерская победа. Волшебная замена. Снайперские передачи. Так об этом написали в СМИ, назвав меня самым полезным игроком матча. Голова невольно закружилась. Но я оперся на своё прошлое и устоял на ногах. Самое смешное, что Максимовичу мой успех не стоил ни копейки.

* * *
     14 тур. Вторая игра в гостях. С этим коллективом команда встречалась в подготовительный период. Я не видел игры, но знал, что был крупный, а потому обидный проигрыш. Впору было говорить о необходимости реванша, но в гостях… Кроме того, всё-таки они были значительно опытнее нас. Поэтому ни у кого язык не повернулся даже заикнуться о реванше. А вот мысли такие, похоже, у кое-кого были, у нашего капитана во всяком случае. Когда Серебровский излагал план на игру, что-то озорное промелькнуло в глазах Медведева. Требования тренера были прежние: мы отдаем игре все силы, показываем всё что умеем, пытаемся реализовать всё то, что наработано на тренировках. Мы трезво оцениваем свои возможности, поэтому играем строго от обороны.
     Город мне показался большим и богатым. Красивые здания, много новых огромных супермаркетов, кругом реклама. Частые пробки от избытка личного транспорта. Поэтому был сильно разочарован, когда стадион оказался старым. Да и само футбольное поле было средненького качества. Зато зрителей в таком количестве я давно не видел. Подогретые различными спиртными напитками, они активно поддерживали свою команду. Нас особо не задирали. Сюжет игры сильно напоминал нашу предыдущую. Но было заметно, что соперник не просто просмотрел её, но и сделал необходимые выводы. Противник по-хозяйски атаковал, но достаточно осторожно. Шашек наголо не было и в помине. Мы защищались и при случае посылали мяч на Соколова или Борзова. Однако тех цепко держали защитники. Цепко – подразумевались «нежные» объятия и придерживание за футболку или трусы. Но очень осторожно. В этом деле главное вовремя придержать и вовремя отпустить. У соперника это хорошо получалось. Мы были вынуждены играть гораздо осторожнее, за те же действия нас, как гостей, давно наказали бы штрафным ударом, а то и желтой карточкой.
     Всё шло хорошо до 50-й минуты. На этой злосчастной минуте произошла обидная срезка, и мяч от защитника Демидова влетел в наши ворота. Так красиво Олег не бил даже на тренировках. Он стоял в штрафной площади с круглыми глазами, не понимая, как такое могло произойти. Володю, нашего вратаря тоже не в чем было упрекнуть. Это игра. Такие срезки были и у звёзд. Сейчас это случилось с нами. И нам ничего не оставалось, как поменяться с хозяевами ролями. Мы, с долей осторожности атаковали, а они строго оборонялись. Один из нападающих хозяев «пасся» в центральном круге. Время шло, у нас ничего не получалось. В самый последний момент мячи перехватывались. Проблема последнего паса. Когда тебе никто не мешал, когда ты был свеж и спокоен, многое  тебе удавалось. Но расшалившиеся нервы и подкравшаяся усталость сводили на нет все наши усилия. И как нередко бывает в таких ситуациях, везение покинуло нас. Мячи, посланные издалека, летели по предсказуемой траектории и никаких проблем для вратаря не создавали. Да и сам он неплохо читал игру и поэтому правильно выбирал позицию. Время таяло, ребята стали спешить, начали раздраженно покрикивать друг на друга. Пасы от этого становились всё менее и менее точными. Проигрыш из-за дурацкой срезки, при такой изначально строгой игре в обороне, был чудовищно обиден. Серебровский выпустил двух свежих игроков постарше. Крика на поле стало меньше, ошибок тоже, но забить гол, по-прежнему, не получалось. Откуда-то из прошлого мне в голову пришла ассоциация с  «линией Мажино», хотя я её в глаза не видел и плохо представлял, что это такое.  Только и помнил, что это непреодолимая система обороны.
     Наш противник играл по счёту. Минимальное преимущество его вполне устраивало. Однако когда Немов был вынужден выбить мяч за линию ворот, три четверти команды пришли в нашу штрафную площадь. Стандартные положения соперника таили в себе реальную угрозу, поэтому все наши игроки собрались в районе штрафной площади. Это позволило противнику разыграть угловой, и вывести на прямой удар центрального защитника. Мяч был послан несильно, но точно в самую девятку. Спас команду Болотов. В отчаянном прыжке он выбил мяч головой из ворот. С трибун до нас донесся единый вздох разочарования. Второй гол подвёл бы в матче досрочную черту.
     Когда до конца игры осталось пять минут, меня выпустили на поле вместо Соколова. Виктор отдал все силы игре, абсолютно все, и не его вина, что в этот раз не получилось. Серебровский кричал игрокам: «Нужен штрафной!». Команда и сама это понимала. Но соперник практически не фолил, а все спорные эпизоды судья трактовал в пользу хозяев. Разрешил проблему капитан, он хладнокровно и очень тонко, не заподозришь в преднамеренности, попал мячом игроку соперника в его вытянутую руку. Со стороны это очень было похоже на умышленную игру рукой. И судья на крики игроков нашей команды был вынужден остановить игру. До ворот было 28 метров, и этот штрафной был не более опасен, чем все предыдущие. Игроки соперника, по команде вратаря, поставили внушительную стенку. Моя нога более-менее зажила, можно было попробовать пробить на силу. Я попросил нашего капитана откатить мне мяч чуть в сторону, образуя щель в защитных построениях противника. На тренировках мы отрабатывали эту простенькую комбинацию превеликое множество раз. Лишь бы мяч не скакнул на кочке. Он не скакнул, и поэтому полетел прямо как комета. А затем, ударившись о перекладину, влетел в ворота. Удар был очень сильным и вратарь, хотя и видел момент удара, был бессилен помочь команде. Переместиться в воротах он просто не успел. Долг платежом красен, нам тоже немного повезло. Удивительное дело – гол не принёс особой радости, даже  мне, но было облегчение. Ничья, справедливость восторжествовала. Трибуны молчали. В конце игры упустить победу обидно, но все понимали, что удар был редкостный. Такие удары, даже игроков соперника, порождали сопричастность к футбольному спектаклю. Ты это лично видел! Отчасти ради этого люди и приходили на стадион.
      В автобусе привычно шутил мой однофамилец.
- Жизнь налаживается. Неслабые премиальные мы получим за этот выезд. Так мы скоро нашего Максимовича разорим.
     Большинство одноклубников с ним, молча, согласилось, они неосознанно потирали руки и думали о размере премии. Паша Воронежский, не скрывая зависти, неожиданно выдал протяжно:
- Везёт же тебе, Александр. Такой гол забил…
     Я растерялся и не сразу нашёлся что ответить:
- Знаешь, Паша, мне понравилась фраза одного гольфиста  «Удивительное дело, чем больше тренируюсь – тем больше везёт!»
     Команда взорвалась добродушным смехом. Когда всё стихло, Медведев задумчиво спросил меня:
- Александр, а с какой скоростью летит мяч, пробитый тобой от души?... Не хотел бы я попасть под него.
- И не рекомендую. А с какой скоростью летит мяч, не знаю. Но уж очень обидно было сегодня проигрывать!
     Вместо меня определил скорость мой однофамилец. Его слова звучали озорно:
- Лично я уверен, что под двести. Готов хоть на что спорить, что в первой лиге это самый сильный удар. Хорошо, что мы с ним играем в одной команде. Попасть под такой мяч – это гарантированный отдых в больнице!

* * *
     Возникший в нашем городе футбольный ажиотаж привёл к тому, что администрация города, являющаяся владельцем центрального стадиона, решила сделать нам подарок. И пока мы были на выезде, отремонтировала на стадионе раздевалки. Все, абсолютно все в команде, были в шоке от увиденного. Перед игрой с лидером нам был сделан царский подарок. Лично мне было сложно вспомнить, как выглядели старые раздевалки. Они были настолько унылыми, что глаз отказывался что-либо запоминать.
     У входа в раздевалку пожилой охранник с улыбкой разглядывал игроков. Ещё недавно он раздумывал, впускать ли меня в неё, а сейчас я удостоился его дружеского похлопывания по плечу. Внутри нас встретили наш администратор и два массажиста. Они не скрывали удовольствия от обновлённого помещения. В кратчайшие сроки была сделана перепланировка. Теперь нас ждали три смежных комнаты и душевая. Стены были окрашены в светло-зеленый цвет, всё-таки в помещении предполагался отдых в перерыве матча и после него. А глазам он тоже нужен. Приятные сероватые стенды с крючками для вешалок вызывали положительные эмоции. Создавалось впечатление легкого и светлого помещения. Вдоль боковых стен стояли крепкие современные кресла. Прощай скамьи из  школьного прошлого! Нас ждал и новый комплект формы. Футболки висели на вешалках, на креслах лежали, по порядку одевания, подтрусники, носки, гетры, поддевка, шорты. Футболки висели так, чтобы хорошо была видна фамилия игрока. Поэтому мне не трудно было найти своё новое место. Оно было в центре раздевалки, рядом с местом капитана. Кто, интересно, так решил? На стене, у двери был повешен макет поля размером, примерно,  двести на сто сантиметров. Невозможно было не заметить, что наставнику команды вместо заурядного деревянного стула было приобретено новое удобное кожаное кресло.
     Для проведения установок в духе времени в комнате появился огромный плоский телевизор. Я уже познакомился с традицией, что в раздевалке происходил «разбор полётов» после побед. После поражений аналогичная процедура проходила на базе команды.
      Часть игроков начала переодеваться, двое сразу же направились на массаж. Некоторые из игроков переодевались, слушая музыку при помощи наушников. Я решил осмотреть все помещения и обнаружил в соседней комнате стол с фруктами, крекером, шоколадом, водой и энергетическими напитками. Из фруктов яблоки, бананы. Всё, что хорошо усваивалось и быстро переваривалось. Администратор команды предупредил меня, что я могу поесть перед игрой, в зависимости от того, как поел в полдник, но могу перекусить и в перерыве матча. Он улыбнулся и добавил:
- Начало новой традиции. Что останется, доедим после победы. Не испортите только аппетит поражением.
     После чего он сосредоточенно продолжил размешивать раствор в большой трёхлитровой бутылке. Это мне уже было тоже знакомо, один пакетик регидрона на литр воды. Получается обыкновенная солёная вода. Особо вкусным такой коктейль не назовёшь, но пить надо. Раствор помогает воде задерживаться в организме. Если из тела выходит слишком много жидкости, то происходит обезвоживание. Такой раствор особо был необходим при игре в жару. Заметив мой недоумённый взгляд при виде бумбокса, он пояснил:
- В прошлом сезоне после побед всегда слушали любимые мелодии. А в этом году из-за неудачного старта чуть было не отказались вовсе от хорошей традиции. На случай победы я приготовил шикарные новинки.
     Я постучал пальцами по деревянному столу:
- А вдруг поражение, всё-таки встреча с лидером?
     Он тоже постучал по дереву и могильным голосом ответил:
- Тогда будете слушать тренера.
     В следующей комнате имелись небольшие ванны для мытья бутс после игры. С этим всё понятно. Далее располагался просторный душ и массажный кабинет с двумя рабочими столами. Я уже привык, что на массаж попадал одним из последних. С первого дня в команде я буквально кожей чувствовал внимание к своей персоне молодого массажиста команды. Оно не напрягало меня, просто у меня было ощущение, что он мне знаком. Теперь я уже знал, почему мне его лицо знакомо. Я действительно пересекался с ним в прошлой жизни.
- Лицо мне знакомо, а вот вспомнить обстоятельства, хоть убей, не смог.
- Столько времени прошло… Да и я вас в футбольной команде никак не ожидал встретить. Полицейский… в вашем возрасте… в футбольной команде… чем не глюк?… Мне тогда с вами здорово повезло. Сейчас я понимаю, что вы сделали очень доброе дело для меня. А тогда я был просто зол на вас и не понимал, почему моя мать была так благодарна вам.
     Его слова «встряхнули» мою память и помогли мне вспомнить, при каких же обстоятельствах мы «познакомились». Кто из нас, будучи подростком, не совершал глупостей? Особенно за компанию с ровесниками. Действовавший в то время закон позволял трактовать его действия и как уголовно наказуемое хулиганство, и как административно наказуемое. Я не стал давать делу ход, ограничившись административным штрафом и возмещением ущерба.
     Формально его возраст позволял мне сделать из него ещё одну «палочку» в своём послужном списке и его мать прекрасно понимала это. Я осознавал, что совершаю служебный проступок, немного корректируя показания всех участников инцидента при составлении процессуальных документов, но тогда считал и продолжаю считать сейчас, что именно так и надо было поступить.
- Забудь! Странная штука жизнь. Не пересекаться столько лет и встретиться при таких обстоятельствах…
- Я вас тоже никак не ожидал встретить в клубе. Наверное, даже больше, чем вы меня. Очень рад, что вы вписались в коллектив… Я ваш должник.
- О чём ты? Если ты чей-то должник, то только своей матери.
     Эта встреча взволновала меня. Всё-таки удивительная штука - наша жизнь. Когда-то брошенные семена дали добрые всходы. Из него получился хороший специалист. Такие мастера на вес золота. Их работа - это скорее не массаж, а растирания – передняя и задняя поверхности ног плюс спина занимают около семи минут. И очень важно успеть разогреть всех.
   Выходя на футбольное поле для разминки, я был полон тёплых чувств. Раздевалка была уютной, меня основательно размяли, приятно чувствовать заботу о футболистах. Хотелось порвать соперника в клочья.
     Но к нам приехал лидер. Отрыв от команды-преследователя 5 очков. Не много, но и не мало. Особенно, если учесть, что лидер проиграл только одну игру. Обычно, одного гола им хватало для победы. Опытный тренер, опытные игроки, поставленная игра, что еще нужно для выхода в высшую лигу? Разве что, молодые талантливые игроки. Я случайно узнал, что лидер ещё два тура назад проявил интерес к нашему Борзову. Поскольку Игорь ничего мне не говорил, то я считал, что до его уровня переговоры ещё не дошли.
     Я не умел читать чужие мысли. Но сегодня, при взгляде на Борзова, в голову пришла мысль, что он хочет мне что-то сказать, но не может решиться. Его колебания длились достаточно долго, и я решил положить им конец. Я отвёл его в сторону:
- Если хочешь сохранить что-то в секрете, то не говори никому. Если это не секрет, то я готов тебя выслушать.
     Он ещё какое-то время молчал, а затем его лицо словно просветлело…
- В самом деле, думаю это не государственная тайна… Я действительно хочу кое-чем с тобой поделиться.
     Я молчал, только сделал приглашающий жест.
- Ты, ведь, знаешь, что Соколова сватают в высшую лигу. Оказывается, руководству клуба поступило предложение и относительно меня.
Немного помолчав, он продолжил:
- Я узнал об этом, но не от нашего босса, с которым заключил действующий контракт.   
     Он набрал в лёгкие побольше воздуха и высказал мне то, от чего у любого футболиста нашей команды пропал бы сон.
- Когда я вчера общественным транспортом возвращался домой, ко мне подсел какой-то совершенно невзрачный человек. Я не смогу его вспомнить, даже если захочу. И он мне сообщил, что руководство клуба-лидера сделало руководству нашего клуба предложение относительно меня. При этом он меня предупредил, что оно вступит в силу только в том случае, если ни я, ни Соколов не забьем сегодня гол. По его словам, условия контракта таковы, что мои родители смогут купить новую квартиру. Но контракт будет подписан, только если я завалю игру. Что же мне делать?
- Для начала мы не будем никому рассказывать об этом предложении.
     Я напряженно размышлял. Я читал в футбольных изданиях, что на западе практикуются такого рода сделки. Но у нас… что-то не верится, что они сдержат слово…
- Ты веришь, что человек, который с тобой разговаривал, имеет какое-то отношение к руководству клуба?
- Но откуда-то он узнал о назревающей сделке? И потом, я столько думал об этом и пришел к выводу – странный способ заключать контракт. Я первым делом хотел рассказать руководству клуба об этом разговоре. А потом подумал, кто мне поверит, если я даже толком не могу описать этого человека. Мне его не найти. И я ничего не смогу доказать.
- Вот именно поэтому мы и не будем никому рассказывать об этом разговоре.
- А мне-то что делать?
- Ты ведь не собираешься сдавать игру?
     По тому, как он гневно взглянул на меня, я понял – нет, не собирался. Но вид у него был, как у побитой собаки. И я понял, что вариант новой квартиры для своей семьи крепко засел в его голове. В этой адской топке сгорела не одна душа.
- Игорь, надеюсь, ты понимаешь, что это пока только соглашение о намерениях. Нет никаких гарантий, что контракт будет заключен. А вот твоя репутация может быть похоронена, раз и навсегда. Они ведь, эти жулики, не давали клятвы, что будут молчать.
- Так ведь они могут оклеветать меня и в случае моего отказа. 
- И им поверят, если мы не выиграем. Или в том случае, если ты не сыграешь, хотя бы, в свою силу. Придется нам биться, как никогда… А у тебя ещё будут хорошие предложения, если будет приличная игра.
     А про себя я подумал: «А если травма?» И пытаясь прогнать прочь эту поганую мысль, скрестил пальцы на руке.

* * *
     Нет слов – одни мысли. Много. 15-го тур ещё не начался, а мы уже получили удар ниже пояса. В другое время я бы радовался тому, что трибуны стадиона были заполнены на три четверти уже за час до игры. В другое время, но не сегодня. Игра с лидером. Болельщики читали программки, изучали состав на игру, лакомились мороженым, сладостями, фруктами. Я бы тоже это делал, если бы сидел на трибуне. Я же сидел на скамейке запасных и видел, что Игорь перегорел. Уже на разминке было видно, что он не выспался, и у него всё «валится из рук». Возник вопрос, спал ли он вообще? Он внимательно слушал меня, а я понимал, что слова не доходят до его сознания. Осталось только надеяться, что игра его захватит.
     Установка была простой: играем очень строго, дорожим мячом, никаких авантюр. На тренировках вариант игры с лидером отрабатывался не один раз. Если мы выдержим свою линию, то заставим соперника раскрыться, и судьба обязательно подарит нам шанс. Останется только им воспользоваться. На острие атаки отрядили нашего капитана. В молодости он играл в нападении, и неплохо. Он был крепок, и взгляд его был тверд. Такого не запугаешь и не собьешь без последствий. При одном взгляде на него, было видно – в долгу не останется. Серебровский решил, что будет лучше, если в первом тайме именно он поиграет впереди. С самого начала игры и Соколова, и Борзова взяли под опеку опытные игроки. Грубо не фолили, но и играть не давали. Соколов сумел пару раз продемонстрировать свою технику, а вот Борзову ни разу не удалось даже просто оторваться от своего опекуна. Было видно, как он старается. Футболка у его опекуна уже через 15 минут была мокрой от пота, но он тоже не сдавался. Большую часть тайма они бегали, словно «связанные одной цепью». Только ничего у Игоря не получалось. Пару раз он ударил со средней дистанции по воротам, но удары были настолько неточны, что только вызвали свист на трибунах.
     В перерыве я его утешал, как мог.
- Все видят, как ты стараешься.
- Да, все видели, как я дважды смазал по воротам. До ворот было прилично, но ведь в газетах напишут, что промахнулся из выгодного положения.
     Я молча с ним согласился. Именно так и напишут.
- Всё впереди. Ещё целый тайм. На терпеливой яблоне золотые яблоки растут. Терпи и играй.
     Он терпел и играл. Но у него поменялся опекун. Вышел свежий игрок.
     У соперника в атаке тоже не клеилась игра. Наши оборонцы играли очень старательно. Защита вообще не ходила в атаку. Такой установки не было, но они не ходили. В какие-то моменты игровые связи рвались, Серебровский психовал, кричал на игроков. Но ничего не менялось. В головах у игроков защиты сидела мысль - «пусть лучше нападение не забьёт, чем мы ошибёмся».
     Как бы там ни было, но Серебровский рискнул и за 15 минут до окончания игры поменял меня на Соколова. Наш «Сокол» совсем сник после того, как его пару раз «подковали». Все это видели, кроме судьи. Но лидер на то и лидер, чтобы давить на судью своим авторитетом. Вот только одним ли авторитетом? Команда собралась в Премьер-лигу и играла с дебютантом первой лиги. Болельщики долго недовольно свистели, когда Соколов лежал на газоне, корчась от боли, но судья с большим артистизмом сделал из него симулянта. Хорошо ещё, что желтую карточку не показал. То ли побоялся скандала, то ли проснулись остатки совести.
     Игорь подбежал ко мне и выдохнул:
- Мой опекун сообщил мне, что с контрактом могут и передумать, если я не перестану напрягать оборону.
- Самое время спасать репутацию. Попробуем повторить фокус прошлой игры?
- Два раза в одну точку снаряд не падает…
- А мы попробуем! Давай…
     Легко сказать… ко мне прилип опекун Соколова. С соперником на плечах мне не привычно было играть. Но как только у меня появилась возможность, я аккуратненько спровоцировал его на фол. И он «купился». Я даже сумел подставить нерабочую ногу. Но всё равно было жутко больно.
     До ворот не меньше 30 метров. Но, очевидно, прослышав про мой супергол в предыдущей игре, вратарь выставил солидную стенку. Мы вдвоем с капитаном отошли на положенное расстояние. Игроки в стенке внимательно следили, кто же будет бить. Но нами розыгрыш не планировался. Между тем, когда капитан пробежал мимо, стенка рассыпалась, мешая вратарю определить направление моего удара. В этот раз мой удар получился ещё менее точным. Мяч только уходил от меня, а я уже понял, что Игорь к нему не успеет. Он бы и не успел, если бы попытался дотянуться ногой. Как потом Игорь рассказал, он вовремя понял, что просто так ему не дотянуться. И он решил пробить в падении головой. Удар получился как потрясающе красивым, так и неотразимым. Мяч прошел под левой рукой вратаря, а он даже не успел шевельнуть ею. Публика рыдала от восторга.
     До конца игры осталось совсем немного времени. Игорь лежал на газоне и не поднимался. На него попадали ребята – куча мала. Когда я подбежал к ним, все уже встали, а Игорь всё лежал. Я прошептал ему на ухо:
- Что случилось? Ты можешь встать?
     Лицо у Игоря было бледным как у мертвеца. Я обнял его и помог подняться. Он прошептал мне:
- Одна сволочь пнула мне ногой по позвоночнику. Думаю, ты и сам догадаешься кто…
     Я поискал глазами его опекуна и встретил его кривую ухмылку. Это был не игрок… это была заурядная сволочь со способностями…
     Снимок выявил проблему с позвонками. Врач отказался давать какие-либо прогнозы. Утешило только одно, гол показали по Центральному телевидению. Это здорово подняло акции Игоря. Но ещё сильнее это подняло его настроение. А вот настроение нашего врача команды это не подняло.
     Я просмотрел этот эпизод видеозаписи матча несколько раз. Было хорошо видно, как опекун тщетно преследует Игоря и потом натыкается на него. Обычный игровой эпизод. Никто и не подумал связать эти события: преследование опекуном Игоря и его травму. Но я-то видел его кривую ухмылку, и мне ещё долго было не по себе… 


Рецензии
Сергей, хорошее знание материала. Изнутри? А рассказано превосходно, молодец!

Михаил Бортников   20.08.2016 14:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.