Князь Лют глава 10

 Глава 10 Битва с северянами.

И вот мы вышли на луг, где стояли войска северян. Лазутчики докладывали, что северяне знают о нашем движении и приготовились встречать. Всё их войско вытянулось поперёк луга, перекрыв дорогу идущую на север. Но я уже знал из докладов, что и справа, и слева есть небольшие лесные дороги. Войском, конечно по ним не пройдёшь, но сотня — другая всадников, промчится. А больше всего мне хотелось пройти за этот лес. Там находилось село-столица Вепря, называемое Лог. Но пока будем готовиться к атаке. Северяне соорудили защиту, забор из брёвен и вышки. Защита небольшая, однако с наскоку не возьмёшь.
Нужна разведка. Для этого я и собрал всех разведчиков. Хвост, главный лазутчик Стара, а значит и мой. Хант охотник из Трёхречья, собравший вокруг себя десяток таких же лесных бродяг. А также Кун воин из рода Вепря. Раньше я его не видел, когда встретил  Вепря, Кун раненый лежал в телеге. К зимней битве он ещё не выздоровел. Но сейчас был в полной силе, взял из села два десятка воинов и пошёл освобождать свою землю. Кстати, как он рассказал, Вепрь пропал. Последний раз люди видели, Вепрь вышел посидел на крыльце, потом ушёл в дом. И странно в ту ночь все крепко спали, даже собаки не лаяли. Когда же соседка, которая навещала Вепря зашла в дом. Уже никого не было, даже зола была холодная, так с вечера, очаг и не зажигал. Куда делся, даже следов не осталось.
Так вот Кун пожалуй был самым ценным разведчиком, поскольку всё здесь родное и места эти знал хорошо.
Кроме трёх разведчиков присутствовал Мет, которому предстояло обойти врага и ударить с тыла.
 Совет был недолог. Просто, каждый будет выполнять то к чему привычен. Хвост со своими изучают Лог и другие сёла к северу, собирают слухи. Кун со своими обходят ближние сёла и Лог. Хант проверит все лесные тропы и постарается подобраться поближе к вражескому лагерю. А Мет держит свою тысячу так, чтобы никто не заметил внезапного исчезновения.
Первая ночь прошла спокойно, наших лазутчиков враги не заметили. Хотя возможно, что мы также не заметили их лазутчиков. Я откинул полог шатра. Солнышко. Жаворонок в небе. Даже не скажешь, что нам предстоит кровавая битва.
 - Враг вышел к нам навстречу, значит готов к битве. Но спрятался за забор. И что с ними делать? Плюнуть и обойти, но у меня нет больше войска, чтоб противостоять если они останутся в тылу. Значит их надо уничтожить. Все мои прошлые победы, это защита, а не нападение. Всегда победа это контратака. А здесь я должен нападать. Или всё таки сделать так чтоб они нападали?
Но вот начали приезжать первые разведчики. Приехали Хвост и Кун. Только Хант закопавшись в лесах не приехал сам, прислал своего человека. Были ещё Мет и Яр. Если присутствие Мета было необходимо ибо он должен был воспользоваться плодами разведки и ударить врага внезапно. То к Яру я настолько привык, что его присутствие просто не замечал, хотя либо сам Яр, либо подчинённые ему кмети были всегда со мной.
Переговорив мы приняли такой план. Передать Ханту, что они, как самые меткие стрелки, должны не давать покоя врагу. Не показываясь, убивать где только возможно. Главное не количество убитых врагов, главное, чтоб враг начал нервничать.
Вечером организовать подготовку нескольких сотен для атаки. Под этот шумок тысяча Мета снимется с места незаметной, захватит Лог и выйдет в тыл врагу.
После моего приказа. Собрать всех конных лучников, загудел весь лагерь. Примчались все тысяцкие с просьбой отправить их на дело. Еле успокоил. Дела никакого не будет. Просто выезжаем подразнить северян. Впрочем всем быть наготове.
Надо сказать, что обычно для осады лагерь ставят на расстоянии полёта стрелы. Наше же войско встало в нескольких километрах. И вот уже далеко за полдень, мы направились в сторону врага. Мы это я со своими кметями. Наши алые плащи просто нельзя было не заметить. На то и расчёт, выманить врага. Сзади нас собранная полутысяча конных лучников. Ехали мы прогулочным шагом. Видно было как противник забирался на стены, поглядеть на представление.
Не доехав на выстрел стрелы я взмахнул мечом. И конные лучники рекой помчались в сторону вражеского лагеря, почти в упор расстреливая вражеских зевак, которые сыпались со стен, как перезрелые яблоки.
Конные лучники не потеряв ни одного человека, стали разворачиваться, чтоб повторить успех. Но зеваки на стенах сменились лучниками. И наконец открылись ворота, откуда начала выезжать конница северян. Однако, и всадники, и кони были закованы в железо. Наши лучники промчавшись, почти не нанесли урона, железо было крепкое. Мы стали потихоньку отступать. Кони северян нёсшие изрядный вес железа были медленнее наших. Поняв, что преследовать нас можно до нашего лагеря, тяжёлые конники стали разворачиваться. И только тогда они увидели, что из леса на них несутся несколько сотен конных воинов. Тогда и мы перестали отходить и помчались на врага. Наконец то я мог проверить в деле доспехи выкованные лучшим кузнецом княжества. А также узнать каковы мои кмети. Для меня они не были просто охраной. Для меня они были лучшие воины княжества. Надо сказать, что конные лучники не покинули поле боя, а продолжали осыпать стрелами стены лагеря и всадников.
Загремели барабаны (ну надо же). Ворота вновь стали открываться. Оттуда стали выходить такие же закованные в железо пешие воины. Но я слышал за спиной топот. Вся наша конница мчалась нам на помощь.
Бой был закончен. Кажется мы уничтожили всю вражескую конницу. Не многие из вышедших успели спрятаться за стенами. В последний момент мы чуть не вошли на плечах отступающих в их лагерь. Но этого делать, как раз не стоило, многие из наших погибли при атаке этой лесной крепости погибли от стрел вражеских лучников.
Ко мне подъехал Хант.
- Где ты был?
Хитро улыбнувшись Хант показал на ель стоявшую метрах в двадцати от вражеского лагеря.
- Как же ты туда забрался?
- Я ещё прошлой ночью тихонько влез. А когда замятня началась все стрелы во врага выпустил, ни одна не пропала. Так меня никто и не заметил.
- Молодец! Завтра ищи снова место, теперь  каждый день будем их теребить.
Только рассвело весь наш лагерь тронулся для осады и атаки. Везли пороки, для обстрела вражеского лагеря. Шагали пешие воины. Конные теперь держались по бокам и сзади, ибо теперь главное дело за пехотой.
Пороки были двух типов. Одни похожи на арбалеты, только больше, расположены на телегах и стреляют деревянными колами. Другие пороки, считай те же катапульты, при таком же механизме, как у первых, только не оттягивал кол, а пригибал большую ложку, которая метала всё что в неё положили. А положить в чистом поле особенно и нечего. Поэтому ложки метали вражеские головы. Конечно не эстетично. Но я смотрю вся эта древняя жизнь, о которой нам так восторженно рассказывали в книгах и фильмах, не так уж и прекрасна. По большей степени это тяжёлый труд без выходных, земледельцев, мастеровых, или много крови воинов. И даже я князь, должен был трудиться, или ратный труд или труд по дому. Ибо всё имело свою цену.
Впрочем наверно здесь я не до конца искренен. Всегда рядом со мной был мой Совет. И если в данный момент отсутствовали Дарк и Мет, то рядом были Стар, Князь и Рарог, а также Яр с кметями. И значит всем нам были нужны: повара, конюшие, оружейники. Все эти люди сопровождали везде, меня и моих советников.
Утро началось, как обычно с тимьяна. Конечно привычнее сказать с чая, но я всё больше забываю привычные слова. Да и как мне называть утренний напиток чаем, когда все говорят «тимьян». Готовил я его как чай, лист тимьяна заваривал кипятком. Но местные никогда не пили горячую воду, кто знает может они и правы.
Наконец-то прибыл гонец от Мета. Лог они взяли с наскока. Теперь там распоряжается Кун, ибо у него много знакомых. Он и прежнего старосту вернул. А сам Мет ждёт от меня дальнейших указаний. Пока я придержал гонца, возможно скоро понадобятся все силы. Перед стенами я выставил сотню Дарка. У нас в войске было много арбалетчиков. Но сотня Дарка это особые арбалетчики их тренировал сам Дарк, сам Дарк их вооружил арбалетами изготовленными по его чертежам.
Арбалетчики стояли вне досягаемости выстрела вражеских лучников. Очевидно поэтому никто в крепости не подозревал, что наши арбалетчики достанут их. Но щёлкнули сто арбалетов и сто болтов пробили сто северянских голов. Перезарядили арбалеты. На стенах не поверили,что их так легко можно достать. Они бегали, суетились, стреляли в нашу сторону, но их стрелы не долетали. А наши арбалетчики вновь выстрелили. Вот тогда враг наконец понял, что лучше не высовываться. Арбалетчики вновь перезарядили свои орудия. Теперь они выцеливали врагов изредка высовывающихся из-за стен, и снова попадали. Тогда северяне не выдержали. Заскрипели ворота и враг стал выходить на луг. Надо отдать им должное, выходили под барабанный бой. Я приказал всем порокам выстрелить в сторону ворот. Пороки, конечно не пушки, но залп получился более-менее точный. Ворота слетели с петель, придавили часть войска. Арбалетчики продолжали стрелять поражая врага. Северяне откинули ворота и продолжили выходить на луг. Кажется будет решающая битва. Гонец Мета помчался в Лог, с приказом ударить в тыл врагу. Уже все наши лучники и арбалетчики стреляли по северянам. Вот со стороны врага вырвались вперёд топорники. Помню хорошо, как они покрошили наших в зимней битве. Но теперь ни один, даже не добежал до нас, арбалетчики и лучники, за несколько залпов уничтожили этих сумасшедших. А вот дальше шли пешие воины закованные в железо и у них были щиты. Среди наших почему то никто не пользовался щитами. И я не вспомнил об этом средстве защиты. А враг закованный в железа удачно прикрывался щитами от наших стрел и болтов. Но наконец перезарядились пороки и что называется на прямой наводке. Неплохо врагов подавило.
Ещё что меня радовало, то что все ждали моей команды. Ведь моих войск было всего треть, остальные вольные воины. Но все знали, где я, там победа. Даже не хвастаюсь, пока я ещё не проиграл ни одного сражения. Командую арбалетчикам отходить, не зачем им вступать в рукопашную. Но пеших войск у нас маловато. И я посылаю гонцов к конным тысяцским начинать атаку. В этот момент на другой стороне крепости появляется дым. Как потом выяснилось, Хант со своими товарищами, поджёг ворота в лесу. На момент встречи наших войск северян было меньше, теперь же их осталось половина. И когда с двух сторон понеслись конные тысячи, а арбалетчики продолжали вбивать свои болты, враг запаниковал. Северяне ненадолго воспряли духом, когда из ворот крепости показались всадники, но это были воины Мета.
Бой был закончен с минимумом наших потерь. Теперь мне пришлось от воинов своими войсками охранять пленных.
Наутро пересчитав я схватился за голову, более двух тысяч пленных. Что с ними делать? Раньше пленных либо брали на службу, либо в работники. Но это масштабы другие. Ну сошлись два войска сто на сто, минус убитые и раненые, пленных будет человек десять-пятнадцать. А здесь? Ну сотню — другую по войскам рассовать, ещё столько же работать, а остальных? Да ещё здесь по доспехам судя важные начальники. Хотя за этих можно выкуп.
К обедне был собран большой Совет, приглашены тысяцкие воинов, наши Стар, Конязь, Мет, Рарог, Селюк, Хвост. На удивление вопрос решился быстро. Половину пленных забирали Воины. Мы же отвезём в самые большие сёла, где нужны рабочие руки это Бор, Городище. Трубеж, Старград. Отдельная помощь для Вепрева, мужчин там почти не осталось и многие женщины хотели теперь вернуться на родину. Но мне важно было сохранить это село,  стоящее на большой реке, к тому крайнее на моих землях. И ещё теперь нужен острог здесь на севере. А Городище, с востока прикрывает маленькое село Берёзы, там также нужно строить укрепление. Здесь же на Совете было решено, что Воины в свои земли, будут возвращаться западнее моего княжества. Таким образом я сохраню сёла от возможного если не грабежа, то ущерба от прохода большого количества войск. Впереди возвращающихся воинов поедет Хвост со своими лазутчиками. Сопровождать всё это воинство будут Конязь и Рарог, а Селюк поедет прямо на юг, через большой лес, заедет в Бор, Вепрев и Трубеж. Мы же со Старом и Метом остаёмся здесь.

               


Рецензии