Разбор по 2Пет. 2, 9-22
Стих 10. Не презирать начальство. Каким бы оно ни было. Не быть дерзким, своевольным. Страшиться злословить высших. МакДональд пишет о высших: “греч.: "прославленные" или "великолепные". Это обобщающий термин, который включает всех - и Ангелов, и людей, наделенных верховной властью от Бога. Здесь это слово, вероятно, означает человеческих правителей”. Ангелы не произносят укоризненного суда на начальства (на какие?). МакДональд пишет, что здесь под начальствующими (или прославленными), по всей видимости, подразумеваются ангелы, находящиеся у власти. НЖБ: “На предостережение об опасности попасть во власть злых духовных сил (ср. 1 Кор. 5,5; 1 Тим. 1,20) лжеучители, видимо, ответили насмешкой или даже отрицанием бытия дьявола и его демонов”. Иуд.9: "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"". Мы не знаем, почему шел спор о теле Моисея, для нас важно вот что: Михаил знал, что сатана наделен определенной властью, и хотя сатана не имел никакой власти над Михаилом, Михаил не прибегал к злословию.
Стих 12. Не быть водимым природой. Т.е. своими рефлексами, непроизвольными желаниями, спонтанными (и не только) хотелками, плотскими похотями. Иллюстрация про всадника и коня (конь - физическая и плотская природа, всадник - разум). Не поддаваться растлению. Дальше сказано, что Валаама обличила ослица. Т.е. призванный быть властелином над природой, пойдя на поводу своей природы (греховная плоть), встал на один уровень с физической природы, с животным, раз обличает его животное.
Стих 13. Не полагать удовольствие во вседневной роскоши. Вообще уклоняться от роскоши. Жить скромнее. Желание жить роскошно обычно связано с желанием произвести впечатление. Я несколько раз был в гостях, когда подавалось очень роскошное угощение. Чувствуешь себя неудобно, и в другой раз сюда не хочется идти. По моему опыту: хорошо, когда между друзьями есть договоренность о том, что особые угощения для встречи не требуются, тогда будет получаться встречаться чаще и это будет приносить меньше хлопот, а больше удовольствия. В 1960-е годы в Москве работал австрийский посол по фамилии Водак, который во время дипломатических ужинов велел подавать исключительно легкую, здоровую пищу, без всяких излишеств, зато возле каждого прибора, как рассказывают, было поставлено по маленькому бокалу с уксусом, в котором растворялась жемчужина, — чтобы никому не пришло в голову заподозрить его в скупости. У древних роскошь почти всегда ассоциировалась с чем-то отталкивающим. У римлян слово luxuria (великолепие, излишество, тучность) упоминалось обычно в критическом контексте, как противоположность virtus — добродетели, доблести. И еще история - не о гостеприимстве, но о роскоши и желании произвести впечатления. В XVIII веке жил один венгерский аристократ, который хотел участвовать в карнавальном шествии в Вене, одетый как нищий бродяга, но это обязательно должен был быть самый дорогой костюм нищего за всю историю человечества. Знаете, что он сделал? Он взял картину Караваджо, вынул ее из рамы, проделал в ней дыры и в этом льняном полотнище разгуливал по улицам Вены.
Стих 14. Не исполнять глаза любострастием. Что такое любострастие, связь со зрением? Буквально: "В глазах у них одни прелюбодейки". Роджер пишет: “Это образное выражение, означающее, что взоры их все время устремлены на женщин, в поисках объекта для блуда”. Контроль над зрением. “Завет положил с глазами”.
Стих 14. Не приучать сердце к любостяжанию. Что такое любостяжание, как происходит приучение к нему. Как отучаться.
Стих 15. Не оставлять прямой путь. Почему они заблудились - потому что оставили прямой путь. Находясь на нем, имели правильное видение мира, себя, Бога, возможно, думали, что сойдут, что-то попробуют и возвратятся. Но когда сошел и заблудился - найти обратную дорогу на прямой путь иногда просто трудно, иногда невозможно. Как я ходил в школу с хутора в деревню через туман. Иногда срезал путь, в тумане легко заблудиться. Как оставил прямой путь Валаам: возлюбил мзду неправедную. Об этом же в стихе 21: они познали путь правды и возвратились от святой заповеди назад, к жизни по плоти.
Стих 17-18. Не быть безводным источником. Не произносить надутое пустословие (по другому переводу, они используют "красивые фразы, не имеющие никакого смысла"). Не уловлять в плотские похоти и разврат других. Следить за влиянием, которое я оказываю.
Разбор прошел 13 февраля 2016 года.
Свидетельство о публикации №216021400064