Как жить без царя?

В некотором царстве в некотором государстве жил-был народ, и не было у него царя.

Собрался как-то народ на центральной площади в чистом поле и призадумался. Как это мы без царя живём, а вдруг война?

– А чего нам война? Мы Мишку с Гришкой пошлём на врага, они его победят и ещё подальше прогонят, чтобы неповадно было. Царь на такую мелочь не требуется, сами разберёмся.

– А ежели кто захворает, где лекаря возьмём, кто его обучит лекарскому делу, кто ему хату справит, да накормит-напоит? Тут же мозги особого склада нужны, государственный подход надобен, чтобы сверху на ситуацию посмотреть, да сразу и решение проблеме найти.

– Нашли беду, – засмеялись бабы. – Чего ж тут сложного? Чай не обеднеем, ежели каждым двором скинемся умным парням и девкам на дорогу и учебу! Пусть в чужие земли поедут, ума разума наберутся, да назад воротятся, на Родину - своих лечить. А уж мы им и хаты миром поставим, и за работу их поить и кормить будем. Чай люди мы, а не прощелыги какие, прости господи! А понадобится им инструмент какой хитрый, так и купим, для себя же стараемся, не для чужого дяди.

– А понадобится с чужой стороной о торговле договариваться, кому как не царю под тем договором подпись ставить? Разве ж нас за договорщиков признают? Скажут, куда вы со свиным рылом в калашный ряд, подавай нам царя с державой да скипетром и при всех регалиях, тогда будем с вами договора подписывать!

– Да нечто мы сами безрукие и пера в руках не держали? Неужто в голове ветер и мозги из капусты? Неужто не сможем договориться с басурманином или немцем о справедливом торге? Ежели будут нос воротить, мы найдем кому наш справный товар продать, посмотрим, куда их гонор сразу денется. Чай пшеничка наша по всему белому свету на вес золота, за ней в очередь стоят. Не царское это дело в торговлю соваться, тут и мужик справится!

– А случись смута меж нас? Как мы сами себе окорот дадим, ежели мы друг другу родственники, да други закадычные? Как сможем тяжелые решения принимать, кого казнить, кого миловать? Тут нужен человек, которому каждый доверяет и принимает решение его, как окончательное и бесповоротное. Сказал, как отрезал! Разве ж не царево то дело?

– А дед Пахом нам на что? Кто Пахому не доверяет? Чье слово в любом споре для нас крайнее? Деда Пахома! Стало быть ему и далее все суды меж нами решать, нечего тут царя от дел великих отвлекать, пусть он думы думает, да дело государево делает!

И так и эдак мужики думали, к тому и этому царское дело прикладывали, но никак не выходит, что то дело царское, со всем сами справиться могут. А с чем не смогут, там Бог в помощь. Так для каких тогда дел особых царь нужен?

Крепко призадумались мужики! И ведь по всему выходит, что и без царя мужик все сделает, своим умом и руками все сотворит.

Ежели царя выбрать, он первым делом потребует себе хоромы поставить, да не простые, а царские. И мебеля с обстановкой не крестьянские понадобятся, а самые дорогие из далекого зарубежья. А есть царям с простой тарелки нельзя, нужна золотая, да с узором красочным – чтобы от вида одного величие царское понималось. И в простую одежу цари не одеваются, подавай им парчу да тафту, шелк, да крепдешин с атласом. А это все из далеких стран везти, много денег платить.

К тому же бояре ему понадобятся, чтобы советовать, как чего лучше сделать. Каждому боярину по хоромине, да лошадей всем и прочей живности. А чтобы за всем этим пригляд да уход был, народ нужен в обслугу – эдакую ораву накормить, напоить, спать уложить. В доме, да при дворе прибрать, скотину обходить, да хороминам ремонт дать своевременный.

А гости иноземные понаедут, тут и вообще расход пойдет как в сказке, такая круговерть понесется, что на одних балах да обедах званных все, что за год заработали трудом праведным, вылетит в трубу без особого толку.

И не захочет царь среди простолюдинов жить, потребует выстроить ему столицу и сам будет решать, кому в той столице жить разрешается, а кого на пушечный выстрел не подпускать. Не станет он ждать от нас милости, сколько мы ему принесем сами, обложит податью, да пошлет мытарей ту подать собирать нещадно.

И получается, что ничего не сделавши, царь тот из нас последние соки выжмет, заставит на себя работать, да еще сверху сядет и начнет понукать. Зачем нам царь? Нам и без царя хорошо живется!

Обрадовались мужики, что решение правильное нашли, послали справных людей границы стеречь, чтобы случайно какой заезжий царь со своим войском к ним в гости не наладился. Всякому такому гостю сразу от ворот поворот и дальняя дорога!

Потому как от калик перехожих слух идет, что в других землях цари те крепко за народ вцепились, совсем от них житья нет. Еще бы куда ни шло налоги требовали, да жировали на том, а они ж меж собой драчки устраивают, да простой люд в те войны посылает на убой, как скотину. А зачем нам, простым людям, те их войны да драки? Мы народ простой – нам работать нужно, да детей растить, уму разуму их учить, да мир вокруг себя краше делать!

Зачем нам царь? Нам цари без надобности! Своим умом жить умеем!


Рецензии
Сережа, к сожалению, мы без царя не можем, из любого правителя царя-государя себе делаем. Сегодня в игру на корпоративе играли. Нужно было 10 людям написать каждому на отдельной бумажке имя знаменитости. Как ты думаешь, кого написали шестеро из этих десяти? Правильно, ВВП. Сами удивились результату такому.

Лариса Ласькова   17.06.2016 19:53     Заявить о нарушении
Лариса, это говорит о том, что большинство не желает делать выбор, шевелить плавниками, чтобы плыть туда, куда хочется, а не куда тащит течение. Гораздо комфортнее предоставить кому-то рулить, а потом критиковать его решения :)

Сергей Шангин   18.06.2016 15:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.