Василий Грищук и другие 3

      Я продолжаю вспоминать свой первый год работы на педагогической ниве…
      Вспомнилась моя первая  учительская весна. Мы так долго с ребятами её ожидали. И вот, наконец, первое марта! Я с Володей Лень накануне на обратной стороне плаката написали красочное стихотворное поздравление детям и педагогам   от имени Весны. Внизу справа Володя нарисовал букет подснежников. 
     Володя Лень… Не знаю, откуда у мальчика был такой художественный дар и, наперекор фамилии, огромное трудолюбие. Наверное, в  этом мальчике, белокуром, с голубыми глазами, с очень хрупким телосложением, воплотилось трудолюбие всего  рода его. Глядя на Володю я почему-то всегда представляла, что в детстве таким, наверное, был и Серёжа Есенин…
       Повесив поздравление, мы отошли к двери и придирчиво осмотрели его ещё раз. Но, видимо, оба остались довольны. Часть дороги мы шли вместе.  И вдруг Володя неожиданно произнёс: «А дід казав, що початок березня буде теплим. Може, підемо завтра за пролісками?»
        Хоть идея мне пришлась по душе, я решила, что завтра мы не сможем пойти, ведь мы не предупредили ни ребят, ни родителей. Завтра мы только объявим о мероприятии, а послезавтра отправимся в поход радоваться Весне.
       А назавтра день и вправду был воистину весенним. Солнце сияло светло, лучисто, празднично. Я просила Володю поговорить с дедушкой о погоде ближайших мартовских дней. Дедушка, знаток народных примет о погоде, посулил тёплые дни до самого 8 марта.
      Ещё  в этот день нас ждала «приятность» - наше весеннее поздравление признала «высокая комиссия» самым лучшим по школе.
      На следующий день нам разрешили уйти на «весеннюю экскурсию» после 4-го урока (математику и физкультуру «простили»). Я купила карамелек, печенья, чтобы «поднимать настроение». Между прочим,  всегда удивлялась, почему родители никогда не давали детям с собой еды. Ну, хотя бы яблочко, хлеб с маслом, повидлом, пирожок. Городские школьники получали в ту пору молоко с булочками, а наши «на жир» выдерживали. Но это – «лирическое отступление». В нашей компании царило  приподнятое настроение. Дети радовались солнцу, радовались общению, радовались жизни.
      Вдруг Таня Линёва восклицает: «Ой, дивіться, сюди Грищук спішить!» Оглянувшись, мы вправду увидели приближающегося Василия. Он шёл независимо, вразвалку, или делал такой вид от смущения. Мы приостановились, поджидая его. Он: «В клас іти не схотів, краще піду з вами. Можна?» Я была поражена этим «Можно?». Тут же угостила его печеньем и конфетами. Он сначала смущённо отказывался, а потом съел очень быстро, с явным удовольствием. В учительской поговаривали, что дети Грищуков часто голодают, родители оба пьют. Нередко Василию приходилось варить что-нибудь немудрённое и для младших сестрёнок, и для родителей.
        По обочинам, на склонах пригорков, уже расстилалась нежная зелень. А подснежники, по словам детей, росли «за балкой», за большим оврагом. 
       Но вот мы почти у цели. Первые мальчики уже остановились у перехода через балку и ожидали нас. Когда я подошла и заглянула вниз, у меня на мгновение от страха сжалось сердце:  овраг и широкий, и глубокий, а «мостиком» служил длинный деревяный брусок шириною, как мне показалось, не более 10-12 сантиметров.
        Подняв глаза, я заметила взгляд Васи Грищука. Он, видимо, прочёл в  моих глазах промелькнувший  испуг, потому что с грубоватой снисходительностью, став на край бруска боком, протянул мне руку со словами: «Давайте руку! Униз не дивіться і не бійтеся!» Я так и сделала, а детям этот переход был знаком и не страшен.
         Отойдя на несколько метров всего мы заметили небольшую рощицу. Там и повстречались нам первые подснежники, которыми я залюбовалась – до чего нежные, изящные, смелые! Я ребятам сказала: «Как хорошо, что мы сюда пришли! Вот здесь можно насобирать цветов  для ваших мам и бабушек».
«І для вчительок! Для вчительок теж!» - раздались голоса. Насобирав цветов, мы успели поиграть и в «Третий – лишний!», и в «Бездомного зайца», и в «Догонялки».
        Подкрепившись остатками печенья отправились в обратный путь. Здесь Грищук не успел подать мне руку. Он только с недовольным видом следил, как я держу за руку Валерия Любченко.
       В канун Международного женского дня уроки были укороченными,  чтобы провести праздник, на который были приглашены мамы и бабушки. Мои ученики принимали самое активное участие в концерте. И приветствовали женщин в самом начале  светлой весенней музыкально-литературной композицией, и танцевали, и пели.
      Утром, чтобы ещё раз проверить слова, (особенно неуверенно их запомнили Тамара Иваненко и Вася Савченко), убедиться в наличии всех атрибутов и костюмов, спешу в школу пораньше. Но тут не обошлось и без «курьёза». У всех учителей имелись приусадебные огороды, довольно большое количество животных, которых необходимо перед работой накормить, напоить, подоить. Да ещё и собственные дети, которых тоже надо накормить и собрать в сад или школу. 
    Я ещё раздевалась в учительской, когда туда  буквально вбежала запыхавшаяся учительница украинского языка Валентина Мусіївна. Она бросает сумку на  стул, вешает на вешалку стремительно снятое пальто – и я застываю с открытым ртом. Она оказалась без платья, в бюстгальтере и розовой комбинации! А здесь уже было двое мужчин – завуч и муж директрисы Валентин Васильевич. Валентин Васильевич сразу тактично отвернулся к окну, изображая заинтересованность видом из окна. А Пётр Александрович, глядя во все глаза, промолвил: «Мусіївна, що це на вас за одежина?»  Тут бедная женщина, заметив свою оплошность и покраснев, набрасывает пальто   и выбегает. Через мгновение влетает снова – не взяла сумку, а в ней ключи.  Это потом часто  с улыбкой вспоминалось в учительской.
        А я, внимательно осмотрев свой наряд, убедившись, что всё в порядке, спешу в класс. У меня не стол, а весенняя клумба – множество букетиков подснежников и десятка два трёхгранных картонных коробочек с пудрой «Лебяжий пух». На коробочках на фоне яркой зелени плавали белые лебеди.  И одна книга «Избранное» Вересаева. Она у меня есть до сих пор. На ней надпись: «Шановна Євгеніє Віталіївно! Бажаю вам довго жити і щастя у житі» Шевченко Іван.
        Житті (жизни) – пишется с двумя «т», а житі –  значит в жите, злаке. Это тоже послужило поводом для   улыбок в учительской: «Почему вам пожелали счастья не в жизни, а в жите?»
        После первого урока спешу в учительскую поменять журналы. И вдруг замечаю у стены смущённого Васю Грищука. Он делает шаг ко мне и неловко  вытаскивает из-за спины что-то небольшое, завёрнутое в тетрадный листок: «Це вам!»
          Быстро принимаю подарок, понимая, что ему не хочется это афишировать перед другими  учащимися. Искренне благодарю  и улыбаюсь очередной коробочке «Лебяжьего пуха».
          Праздник прошёл успешно. Неизвестно, кто был более счастлив – артисты или зрители.
          После мероприятия в учительской состоялся наш праздник. Мужчины торжественно поздравили нас стихами. Каждой вручили цветы и коробочку конфет. А потом недолгое застолье с Шампанским.
           Выхожу во двор, а там довольно большая подгруппа моих учеников. Подбежав ко мне, говорят, что хотят меня проводить до дома. Обсуждаем прошедшее выступление: «Правда, я добре  прочитала вірша?»  «А ми краще танцювали, ніж 6-а!» «Коли ми ще підемо на екскурсію?»
           Все были счастливы, возбуждены, все улыбались.  А небо всё ещё лучилось весенним солнышком – прав был дедушка, предсказавший погожий день.
           А немного поотстав  за нами шёл Василий Грищук, мальчик, которому так не хватало родительской любви, нежности, тепла…


Рецензии
Евгения, с удовольствием прочитала о ваших первых годах работы в школе. Вы хорошо описали главного героя Грищука, мальчика, которому не хватало ласки. Вы смогли растопить его сердце своим вниманием и любовью к трудной работе учителя. С добрыми пожеланиями.

Зинаида Малыгина 2   07.08.2021 20:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.