Пьянство в воспоминании

http://www.duel.ru/199835/?35_3_2
ПЬЯНСТВО (В ВОСПОМИНАНИИ)


(А. ЦЫГАНКОВ)

С большим волнением подступаю к этой теме. С одной стороны, эта проблема весьма важна и глубока, с другой стороны, она настолько запутана демократскими "исследователями", что развязать этот гордиев (горбачевов) узел представляется довольно трудным занятием.
Сколько людей, столько и мнений на этот счет. Вот, например, Новодворская считает пьянство чисто русской и, следовательно, негативной чертой, боится, что русские перепачкают Совет Европы, в который их поэтому даже пускать нельзя. Конечно, зачем вредить соотечественникам-согражданам (ведь Новодворская - "гражданка мира")? На употребление русскими спиртного у нее взгляд потенциального рабовладельца, сожалеющего о порче рабочей силы.


Поразительно совпадает с вышеприведенным второе мнение: "Разве не подлость напоить человека водкой, чтобы он одурманенный ею, не отдавал себе ни в чем отчета..." Несмотря на всю гуманность, которой пропитан этот документ, у него есть значительный "минус": он был создан ведомством Геббельса, о чем свидетельствует своеобразная орфография и индекс "117 BF" в уголке (1941 г.).

Какое единодушие у европейцев!

И, наконец, мнение человека (первое и второе мнения можно назвать рассуждениями ЛЮДЕЙ лишь с большой натяжкой), жившего более столетия назад, поэта Н.А. Некрасова. Он не восхваляет пьянство, но и не издевается над ним в стиле разномастных войновичей; он, как и Гусинский, "лиру посвятил народу своему" (правда, Гусинский и Некрасов принадлежат к разным народам).

Некрасов приводит не только прагматическое обоснование "права на пьянство": "до смерти работает, до полусмерти пьет", но и ищет более глубокие причины этого явления и - находит! "Пьем - значит, силу чувствуем", поэтому "не горевать тут надобно". Эти строки не утрачивали своей актуальности довольно долгое время, да и сейчас их смысл не вполне извратился.

Свои мысли, в соответствии с тогдашними литературными канонами, поэт вкладывает в уста одного из своих героев, Якима Нагого ("Кому на Руси жить хорошо"). Как видно, у Некрасова этот вопрос наиболее ясен.

Чем дальше, тем больше этот вопрос запутывался, а ответы на него становились все более и более русофобскими. Так что истину можно найти только в случае отречения от позднейших (современных) напластований.

"Питие" уходит корнями в языческие времена. Так, в требу Даждьбога (бога солнца) входят, наряду с прочими продуктами, мед и вино, в требу богини воды Даны - хлеб, пиво, вино и т.д.

Святое Православие, византийское христианство, в некоторых чертах было сходно с русским язычеством (в формах отправления культа, возможности более близкого общения с Богом, чем в католичестве, где неизбежно присутствует посредник - Папа Римский), почему оно и было принято, однако наиболее известный аргумент в его пользу - "Руси веселие пити не может без того быти", провозглашенный князем Владимиром Святым.

На протяжении длительнейшего периода времени пьянства не было как такового; употребление спиртного имело почти ритуальный характер. Иногда в нем проглядывают весьма странные в "мирской жизни" мотивы. Так, некоторые раскольничьи старцы проповедовали необходимость вечного Труда, а если делать нечего - "строить стену, сокрушать ее и строить снова". Для народа, далекого от подобных мистических доктрин, роль "стены сокрушаемой" играло употребление спиртного.

Некоторый перелом произошел в XVI-XVII вв., когда жизнь народа ухудшилась, появилось желание "забыться", и корчмы (заведения, где помимо спиртного подавалось и съестное) стали вытесняться кабаками (исключительно питейными заведениями), но характер "таинства" питие сохраняло еще довольно долго.

А в русских пословицах о пьянстве порой поднимаются наружу древние и мистические пласты "коллективного бессознательного". Вот, например, одна из известнейших "Пьяному море по колено". Может, в ней отголоски воспоминаний о безрассудной ярости берсерков - лучших и сильнейших воинов? Или понимание того, что "зеленый змий", отталкивая реальность, позволяет выйти в "тонкий мир" и стать магом (западноевропейские мистики, "кроулианцы", делали так; пишут, что получалось).

Теперь, на мой взгляд, самое важное. Русский человек - "вещь в себе". Иностранец понимает его с трудом (Пушкин писал ДЛЯ русских, Толстой - О русских; последний весьма популярен за рубежом, а первому приходится довольствоваться в основном внутрироссийской славой). Но в то же время он имеет некоторые черты "вещи для других", и проявляется это то в виде мессианских настроений, то как помощь "братским народам", то как необоснованное и бессмысленное желание интегрироваться в Европу.

Две такие взаимоисключающие черты находят гармонию либо тогда, когда есть Цель, либо... горькая. Впрочем, цель после приема горькой может оказаться неверной. Выборы Ельцина - прекрасный пример. Какое единодушие было после 16 июня у всех демократов - от Гайдара до Жириновского: один за всех, а все за Ельцина. Будто скинулись не вышедшие во второй тур кандидаты со своей электоральной базой да отметили знаменитый день 3 июля. Потом - послевыборная эйфория (эйфория - состояние алкоголика или наркомана после приема дозы). Потом - похмелье (ломка): рыже-кучерявые чертики так и прыгали перед бывшими избирателями - нынешними налогоплательщиками. Так что с любым видом опьянения необходима осторожность, что бы там не говорила реклама - "живи настоящим"! Но население верит в голубой экран. И спивается. Но не все еще погибло. Цель есть - народ не пьет.

Когда в конце первой мировой войны цель пропала, страну захлестнула мощнейшая волна самогоноварения. Но пока сверхзадача - помощь братьям-сербам, контроль над проливами, возвращение Царьграда в лоно Православной империи не была замутнена, народ вполне спокойно сносил "сухой закон".

Так что "Верю. Люблю. Надеюсь". Ведь "работа не свалила бы, беда не одолела бы, нас хмель не одолит".


Рецензии