Сила и слабость террора

http://www.duel.ru/199904/?4_3_2
СИЛА И СЛАБОСТЬ ТЕРРОРА


(А.В. ЦЫГАНКОВ)

Сначала вспомним о поединке Е.С. Беридзе и Ю.И. Мухина "Пора ли начинать террор" ("Дуэль", N 43(90)). Е.С. Беридзе настойчиво требует террора, по ходу дела хвалит народовольцев, Каракозова, А. Ульянова; Ю.И. Мухин настаивает на пропаганде.
О народовольцах действительно стоит сказать. Они провели 7 покушений на царя, после которых был арестован их предводитель, Д. Желябов, и часть Исполнительного комитета. Во время последнего покушения один из бомбистов, Т. Михайлов, не стал метать бомбу; другой, Н. Рысаков, бомбу бросил, но царь, сидевший в деревянной карете, отделался легким испугом. Основными действующими веществами бомбы были бертолетова соль и сахар - состав не самый мощный, но сильнее черного пороха. Царь вышел из кареты, и вторая бомба, брошенная И. Гриневицким, смертельно ранила его. Погиб и бомбометатель.

О чем говорит нам история "Народной воли"? Разумеется, о героизме, самопожертвовании, но, в то же время, о недостаточной моральной подготовке (даже один из бомбистов - лучших, решительнейших людей отказался действовать) и, главное, о непрофессионализме террористов. Убить царя только с восьмой попытки, когда он сам буквально лез в руки террористам!

Теперь приведу некоторые тактико-технические характеристики (ТТХ) современного "членовоза". Скорость автомобиля превышает 100 км/ч.; даже с простреленными колесами, на одних ободах, он может дать до 60 км/ч. Днище выдерживает взрыв противотанковой мины, стенки и стекла пуля калибром до 9 мм не пробьет, а вентиляционная система в течение 2 мин. надежно предохраняет от боевых газов. Сравнив это с ТТХ кареты на конной тяге, добавив к этому охрану (до каракозовского выстрела цари передвигались без охраны, да и после Александр II охранялся довольно слабо), и поймем, что для удачного террористического акта против ельцина, Примакова или кого-нибудь из олигархов потребуется небольшая управляемая или самонаводящаяся ракета, либо тяжелый пулемет, гранатомет и смертник к нему, т.к. после действия скрыться террорист не сможет.

Это не только трудно, это еще и очень дорого, а успеха не гарантирует. Так что террор против крупных политических деятелей явно не окупает себя.

Но не как самоцель, а как средство влияния, он весьма эффективен для пропаганды, дестабилизации обстановки и выбивания "пешек". В этих случаях он может быть индивидуальным, групповым, массовым. Для двух последних областей вовсе не обязательны опасные и дорогие средства, достаточно слезоточивого газа. Недавно телевидение поведало о случае, происшедшем в Южной Америке: в помещение ночного клуба некто бросил емкость со слезоточивым веществом (вероятно, это был хлорпикрин - отнюдь не самое сильное из подобных веществ). Сколько-нибудь сильно никто не отравился, но в возникшей панике 6 человек погибло, и около 200 было покалечено. А тут - Гайдар с Немцовым призывают сторонников реформ выйти на улицы... (Это не намек, а констатация фактов).

На пути к власти надо пользоваться творческим наследием тех партий, которые прошли сей путь до конца и удерживали власть длительное время - а именно: РСДРП(б) - ВКП(б) - КПСС ленинско-сталинского периода и НСДАП.

Всем известно "программное" заявление молодого Володи Ульянова - "Мы пойдем иным путем". Да, он отказался от террора как от главного и стал делать ставку на пропаганду. Но он же настаивал, чтобы в партии были "боевики". А те "эксы" - экспроприации, которые осуществляли Камо и Коба - это ли не терроризм?

Вот что пишет о терроризме Геббельс в дневнике (цит. по: Е. Ржевская, "Геббельс: портрет на фоне дневника"): "Редактор бульварного листка грубо задел честь моей жены... К нему явился человек из СС и бил его плеткой до тех пор, пока тот не повалился на пол, обливаясь кровью". Разумеется, этот "бульварный листок" - пешка в руках какой-либо информационной империи тех времен (типа "Мост-медиа"); но эта пешка более уже не сделает хода ни против рейхсминистра пропаганды, ни против его жены, ни против его партии. Говоря по-русски, зачем тратить деньги на Гусинского, когда можно обработать Киселева? Или представьте: году этак в 2000 несколько человек из НБП или АВН приходят к Павлу Гусеву. Конечно, это работа долгая, кропотливая, но более эффективная и дешевая: "король" окажется голым.

Возмездие настигнет и тех, кто направлял "пешек". С ними поговорят наши штыки. Но это будет после победы, и это будет уже не терроризм. Как не террорист Рамон Меркадер с ледорубом в руках, но сама История в 1940 г. вошла в дом иуды Троцкого и превратила его кучерявую голову в кровавое месиво.

К сожалению, обосновывая или опровергая необходимость террора, никто не вспомнил о философской стороне этого процесса. Любой террористический акт, будь он проведен топором острым, бомбой страшной, газом жутким или словом гордым идеологически, налагает огромную ответственность на совершающего: он вольно или невольно присваивает себе право Высшей справедливости, и ошибка может стоить много больше, чем человеческая жизнь. Возможно, именно эта ответственность остановила народовольца Тимофея Михайлова, так и не бросившего свою бомбу, да и поныне останавливает многих.

Но сейчас надо думать быстро. И мы, и страна наша прижаты к обрыву; место, которое раньше занимали мы, занято другими, и не сделать шага вперед, никого не раздавив. И идейный, и физический террор, если он умело нацелен, будет неплохим пропагандистским средством в решении этого вопроса. Но убедить самих себя в своем обладании правом высшей справедливости - вот первый шаг к победе!


Рецензии