Почему Татьяна Ларина послала Онегина

Я Вас люблю, к чему лукавить?
Но я другому отдана
И буду век ему верна.

Вот они: три строчки, о которых пишутся тома серьезной аналитической литературы.  Верность Татьяны Лариной не дает покоя многим мыслящим людям и по сей день.

Так, страстный Петр Ильич Чайковский в своей опере бросает Татьяну в Объятья к Онегину, но под давлением критики переписывает свой финал (из лекции Мизаила Казинника)

А вот как тяжело переживает Владимир Набоков конец Пушкинского романа в стихах.

 «Девяносто девять процентов аморфной массы комментариев, порожденных с чудовищной быстротой потоком идейной критики, которая уже более ста лет не дает покоя пушкинскому роману, посвящена страстным патриотическим дифирамбам, превозносящим добродетели Татьяны. Вот она, кричат восторженные журналисты белинско-достоевско-сидоровского толка, наша чистая, прямодушная, ответственная, самоотверженная, героическая русская женщина.  Но ибо необходимо подчеркнуть, что ее ответ Онегину вовсе не звучит с той величавой бесповоротностью, которую слышат в нем комментаторы. Обратите внимание на интонации строфы XLVII — вздымающаяся грудь, прерывистая речь, надрывные, мучительные, трепещущие, завораживающие, чуть ли не сладострастные, чуть ли не обольщающие переносы (стихи 1–2, 2–3, 3–4, 5–6, 6–7, 8–9, 10–11) — настоящая оргия анжамбеманов, достигающая своей кульминации в любовном признании, которое должно было заставить подпрыгнуть от радости опытное сердце Евгения. И чем завершаются эти двенадцать рыдающих строк? Пустым, бессмысленным звуком подходящего к случаю двустишия «отдана — верна»: визгливая добродетель повторяет зазубренную реплику!»

В.С. Непомнящих описывает поступок Татьяны с точки зрения христианского закона любви. Как отказ от счастья, плывущего прямо в руки во имя спасения души Евгения, потому что если бы Татьяна сказала «да», это была бы очередная «наука страсти нежной».

«Все споры, все недоуменные или осуждающие взгляды в сторону Татьяны в связи с ее поведением в последней главе объясняются тем, что поступок Татьяны рассматривается в привычном плане борьбы «чувства» и «долга». Но это не коллизия Татьяны – миросозерцание ее коренным образом отличается от описанного выше. Чувство Татьяны к Онегину вовсе не «борется» с долгом, совсем напротив: Татьяна расстается с Онегиным во имя любви к нему, ради него. В этом столкновении героя с совсем иными, незнакомыми ему основаниями нравственной жизни заключается весь смысл финала романа, начатого автором в пору кризиса 20-х годов.»

В настоящей статье мы попробуем подойти к пониманию поступка Татьяны  с точки зрения теории запечатления (концепция импринтинга К.Лоренца, расширенная в трудах К.Никольской и соавторов). Кроме того мы будем опираться на идею И.М.Сеченова о том, что для того чтобы понять какое-либо психическое событие, нужно иметь представление об истории формирования психики данного индивида.

С точки зрения расширенной теории импринтинга, жизненный сценарий определяется некоторыми моделями, заложенными в детстве (юности). Это совсем не значит, что мы будем всю жизнь себя вести как Емели, если нам его прочитали один раз. В случае осознанного оперирования собственными импринтами (моделями поведения) мы можем поступать вне зависимости от них. Но, если не знать своих импринтов, они будут в решающий момент бессознательно определять наши решения. А в итоге – судьбу. (вольное переложение Эрика Берна "Игры, в которые играют люди")

Поэтому поставим вопрос следующим образом: Каковы же импринты Татьяны? Это совершенно удивительно, но светлый гений А.С. Пушкина дает ПРЯМОЙ ответ на этот вопрос.

Ей рано нравились романы…
Она влюблялая с обманы
И Ричардсона и Руссо.

Рассмотрим сюжет романа Руссо «Новая Элоиза».
Юлия д'Этанж не может вступить в брак со своим возлюбленным Сен-Пре. Потому что он беден и родители такой брак не одобрят.

«Возьми суетную власть, друг мой, мне же оставь честь. Я готова стать твоей рабой, но жить в невинности, я не хочу приобретать господство над тобой ценою своего бесчестия», — пишет Юлия возлюбленному.

Сен-Пре уезжает странствовать.

Юлию женят на пожилом и знатном господине. Юлия восхваляет отца за то, что тот отдал её под защиту достойного супруга, «наделённого кротким нравом и приятностью». «Господину де Вольмару около пятидесяти лет. Благодаря спокойной, размеренной жизни и душевной безмятежности он сохранил здоровье и свежесть — на вид ему не дашь и сорока... Наружность у него благородная и располагающая, обхождение простое и искреннее; говорит он мало, и речи его полны глубокого смысла», — описывает Юлия своего мужа. Вольмар любит жену, но страсть его «ровна и сдержанна», ибо он всегда поступает, как «подсказывает ему разум».

Сен-Пре возвращается из путешествия, поселяется в доме Вольмара – своего друга. Все ведут себя благодеятельно. Умирая, Юлия говорит Сен-Пре «Я ценою жизни покупаю право любить тебя любовью вечной, в которой нет греха, и право сказать в последний раз: «Люблю тебя».

Вдумчивый читатель наверняка заметил некоторое сходство судьбы Юлии и Татьяны.

Однако если «Элоиза» действительно является скрытым жизненным сценарием, он должен проявляться не единожды, в финале, но постоянно или по крайней мере в узловых (терминальных)  точках жизни.

Каковы же критические точки жизни Татьяны Лариной? Это, конечно же, письмо Татьяны.

Михаил Казинник назвал это письмо высочайшим произведением искусства, противопоставляя его поэзии Ленского, которого называл «убогим, плохим поэтом». Владимир Набоков высказывает противоположную точку зрения на этот вопрос: он говорит,что письма Татьяны и Ленского перекликаются.

Так или иначе, попробуем отыскать в письме Татьяны скрытые импринты, предполагая «Элоизу».
Приведу разбор письма Татьяны Владимиром Набоковым.

1.) «Но вы… /
Хоть каплю жалости храня, /
Вы не оставите меня.
Это цитата из первого длинного письма Юлии к Сен-Пре: «…si quelque ;tincelle de vertu brilla dans ton ;me…»  (Руссо, «Юлия», ч. I, письмо IV). В отдельном издании этой главы дан следующий вариант стиха 7: «И не оставите меня.»

2) Другой! — распространенная риторическая формула в европейских любовных стихах.
Третья которкая записка Юлии Руссо (Сен-Пре — Юлии, ч. I, письмо XXVI): «Non… un ;ternel arr;t d ciel nous destina Tun pour l'autre…»

3) Татьяна называет Онегина то на «ты», то на «вы»
Так, в своей третьей короткой записке к Сен-Пре Юлия начинает tutoyer путая «ты» с «вы». В письме Татьяны первоначальное «вы» возникает вновь лишь в самом конце (стих 78 — «ваша честь»).

4) Но мне порукой ваша честь… —  «Юлия» Руссо (первое длинное письмо Юлии к Сен-Пре, ч. I, письмо IV): «Toutefois… s'il y reste [в душе ее корреспондента] encore quelque trace des sentiments d'honneur…» и «…mon honneur s'ose confier au tien…»

В письме Татьяны используются и другие штампы, широко встречающиеся в Европейских любовных романах.

Так, «Я к вам пишу — чего же боле? Взята из «История Александра, русского дворянина»
«Предай ныне смерти, не томи меня боле,
Ты мя мучишь, в твоей есть воле.»
Души неопытной волненья <…>
Обман неопытной души! (род. пад.) — «Неопытная
душа» (им. пад.) — галлицизм une ;me novice, часто встречающийся в литературе того времени. Так, первые строки четверостишия, взятого эпиграфом к «Вертеру» в переводе на французский Севеланжа (1804), звучат следующим образом:
Ainsi dans les transports d'une premi;re ardeur
Aime et veut ;tre aim;e une ;me encore novice.

Кстати, отсюда понятно, почему Татьяна бросает Онегину
«Когда в моей лишь было власти
Я предпочлы б обидной страсти»
Потому что между Юлией и Сен-Пре эта «обидная страсть» как раз таки и случилась.
«Не понимая, что я творю, я выбрала собственную гибель. Я обо всем забыла, думала только о своей любви. Я скатилась в бездну позора, откуда для девушки нет возврата» - говорит Юлия.

Таким образом, пылкая (или пустая и бессмысленная по Набокову) добродетель Татьяны скорее всего,является подражанием любимому персонажу(преимущественно Юлии Руссо). Французские, английские и немецкие героини любимых романов Татьяны были не менее благородны, чем она, пишет Набоков,  рискуя разбить сердца поклонников «княгини Греминой». Получается, что А.С.Пушкин называет Татьяну «милым идеалом» за подражание идеалу.


Рецензии
Это одна из возможных причин, но, как мне кажется, не определяющая.
Другие причины:
1. Религиозная (грех).
2. Морально-нравственная (как же, Татьяна - милый идеал).
3. Социально-практическая. Вдруг муж узнает, не простит. Выгонит на улицу, родные отрекутся, двери в хорошее общество захлопнутся. И на что, спрашивается, жить, если не имеешь собственности? А посему: нафига козе баян?
4. Маленькая женская месть. (а получи, фашист, гранату!))

Я склоняюсь к третьей версии. Потому как в те нелегкие для женщин времена измена мужу вполне могла повлечь за собой судьбу Анны Карениной.

Тем не менее, Ваша статья мне мне понравилась, прочитала ее с интересом)

Анетта Сочиняйкина   02.11.2016 00:24     Заявить о нарушении
Главная причина— это невозможность причинить боль любящему мужу.

Марина Еремеева   02.11.2016 06:53   Заявить о нарушении
Уточню: речь идет не о тайной измене, на это она бы не пошла, да и он не то имеет в виду. Он хочет, чтобы она ушла к нему, насовсем. Ну а она не может причинить незаслуженную боль мужу.

Марина Еремеева   02.11.2016 06:56   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марина. Честно говоря, Вам коммент меня улыбнул. Ну, скажем так, нежелание причинять боль мужу - это одна из возможных причин. И она вписывается в путнкт 2.
Но меня насмешило Ваша уверенность, что Онегин не имел в виду тайные встречи. С чего Вы решили, что он решил жениться? Где это написано? Я специально просмотрела книгу, благо, неплохо в ней ориентируюсь. Не было этого. Онегин не предлагал Татьяне честный брак. Он просто признался ей в своей страсти. Только и всего. Кроме того, в те времена развод был чем-то из рук вон, чрезвычайным событием. Измены же встречались на каждом шагу, потому что люди не могли развестись. А если кто и рвал узы, то он терял многое - в первую очередь, общество отворачивалось от него.
Нет, Онегин не собирался жениться. Он предлагал ... повстречаться))) Роман на стороне. Только и всего. Кроме того, в прошлом у него было немало подобных приключений. В первой главе об этом рассказывается.
Так что причин для отказа Татьяны было много) И она молодец, потому что полагаться на особую ... порядочность на Онегина не стоило. Он ведь как полюбил, так и разлюбить мог, а после поведал миру о своих подвигах. Почему нет? Вполне мог)
Я перечитала ответ Лариной. Класс! Теперь, в взрослом возрасте, все воспринимает иначе. Она над ним немало поиздевалась в ответ за разбитое в юности сердце.))) В принципе, возможно, этой победы ей могло быть достаточно, чтобы скинуть этот камень из прошлого и идти дальше.

Анетта Сочиняйкина   02.11.2016 10:31   Заявить о нарушении
А Онегин получил по носу. За очередную подлость. Потому что если бы он ее, Таню, любил, то не стал бы ее тревожить. Потому что знал. что ничего хорошего это не принесет.
Если уж на то пошло, и любовь было в его сердце, стал бы ей другом. Чтобы быть рядом. И довольствоваться единственными возможными честными для них отношениями.

Анетта Сочиняйкина   02.11.2016 10:31   Заявить о нарушении
Ну, я это в принципе и имела в виду. У меня сложилось впечатление вообще, что они говорят о разных вещах, он об интрижке, а она о серъезном шаге, интрижка ей,,мне кажется, и в голову прийти не могла. Вот люблпытно, я в первый раз задумалась, что там есть варианты. Вообще, она могла его так отбрить саркастически, типа, а что конкретно ты мне предлагаешь, и пусть крутится как уж на сковородке. Она еще самую благородную форму нашла, пожалела.

Марина Еремеева   02.11.2016 12:33   Заявить о нарушении
У меня когда-то в жизни был подобный момент, только оба были связаны. Я слушала и не могла понять: ну вся эта страсть хорошо, а что конкретно ты предлагаешь?

Марина Еремеева   02.11.2016 12:36   Заявить о нарушении
Марина, я тоже не задумывалась. Вот как учитель объяснил в свое время, так и есть)
Думаю чувства -так на самом деле у Татьяны остались. Хотя, повзрослев, она скорее всего увидела, что Онегин далек от идеала и проч. Считаю, она приняла правильное решение. И вовсе она не приносила свои чувства в жертву чему-либо. Она, как мне кажется, просто поступила разумно. Ведь Онегин в очередной раз поступил по-скотски. Он же хорошо знает ее мужа) Они встрепенись, вспомнили общую молодость и потом князь представил ему свою жену - Татьяну. И Онегин бессовестно начал домогаться жены друга.
Вообще аморальный тип.

П.С. Почему я бывала уверена, что Татьяна вышла за какого-то генерала. Ведь ее муж - некий князь. И Татьяна стала княгиней.

Анетта Сочиняйкина   02.11.2016 15:40   Заявить о нарушении
Потому что у Чайковского генерал?

Марина Еремеева   02.11.2016 16:09   Заявить о нарушении
Онегин редкостная свинья))

Марина Еремеева   02.11.2016 16:11   Заявить о нарушении
Ага) А Печорин? Такой же)

Анетта Сочиняйкина   02.11.2016 16:53   Заявить о нарушении
Не помню, давно не читала

Марина Еремеева   02.11.2016 17:01   Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и дискуссию. Пожалуй, я скорее соглашусь с Аннетой насчет намерений Онегина. В то же время, в словах Марины я тоже вижу серьезные аргументы. Честь мужа для Татьяны - не пустой звук.

Но мне хочется отметить, что религия, месть, социальная практичность и нравственность - это все, что находится на поверхности. Это то, как нас учили понимать роман со школы.

Между тем, мне кажется, что из всех людей именно Набоков ближе всех к глубинному, подлинному пониманию романа. Он писал комментарий к Онегину 10 лет. На каждую строчку давал по несколько страниц. Именно благодаря нему этот пушкинский контекст, утерянный для нашего времени и очевидный для современников Пушкина, может быть нами восстановлен. Конечно, он очень эмоционален и не всегда бесрестрастен в своих рассуждениях, что дало мне основание поиронизировать над его "брезгливой добродетелью". Теперь мне кажется, что это было грубо с моей стороны.

Бегущий Поворот   09.11.2016 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.