Акция

http://www.duel.ru/200235/?35_1_2

Давайте вспомним 1 мая 2002 года и традиционную демонстрацию, посвященную провозглашенному правительством РФ «Празднику весны и труда». Различные группировки оппозиции, в зависимости от радикальности, называли его «Днем международной солидарности трудящихся» - по старинке, на советский манер, или - Днем Гнева.

Я присутствовал на этом мероприятии с самого начала и примерно до двух часов дня (в это время произошел некий «антракт»). Полагаю, на страницах «Дуэли» было бы интересно рассмотреть это событие даже задним числом: как-никак, первая крупная левая демонстрация, происходящая при развитом путинизме, и, кроме того, в отличие от предыдущих подобных мероприятий имевшая свой конкретный, хотя и полунеофициальный лозунг - «Россия без Путина».

1. Бойцы. На месте сбора - на Калужской площади - собралось, как показалось поначалу, немало молодежи. Доминировал АКМ - Авангард Красной Молодежи, доминировал своей численностью, своими лозунгами и знаменами, своей здоровой радостной злобой. Всего людей «младше 30» было примерно от четверти до трети, остальные - люди среднего возраста. Классических «зюгановских бабушек» практически не было. Лицо современного коммунистического сопротивления - это лицо студента или школьника, изредка в классическом панковском «прикиде» - стрижка-ирокез, чудовищное количество серег и т.д. Однако большинство понимает, что маргинальность должна быть внутри, а не снаружи. Никакой коммунистической зашоренности нет - при слове «Гитлер» молодые коммунисты не чертыхаются и не убегают в неизвестном направлении, а вступают в разговор и на том или ином уровне осведомленности обсуждают, что он сделал плохо, а что хорошо. Очень показательным было чествование Г. А. Зюганова, пришедшего пообщаться с молодежью, похвастаться перед репортерами, показать, какой у него есть электорат, кто готов пахать ради того, чтобы под его ж... всегда было мягкое думское кресло, а не жесткая тюремная шконка.

Глупо лыбясь, предатель коммунистической идеи шел вдоль первой шеренги колонны и протягивал всем руку для рукопожатия. В ответ руку подавали далеко не все. Потом из разных частей колонны раздались выкрики: «Оппортунист», «Сколько вам платит Путин», - и, наконец, все манифестанты стали скандировать: «Розовые в городе!». Зюганов заметно ускорил шаг - видимо, вспомнив акцию Н. Губкина и его товарищей «Зюганов, стань красным». Все-таки оскорбление со стороны малоизвестных широкой публике экстремистов - это одно, а от «своей» (на самом деле формально анпиловской, но для обывателя - что Зюган, что Анпилыч - все едино) Красной Молодежи - это совсем другое.

Впрочем, Зюганов потом отомстил молодежи по-своему: когда после демонстрации начался митинг и руководитель АКМ Удальцов потребовал слова, «вожди», стоявшие на машине с микрофонами, сначала просто никак не прореагировали, а потом довольно подлым способом организовали задержание Удальцова милицией. Другое дело, вполне возможно, что выступление представителя молодежи было попросту не запланировано - давным-давно списанным Историей людишкам было ясно, как жалко смотрелись бы они, осколки отнюдь не героического прошлого, рядом с Будущим.

Лозунги, которые скандировала молодежь, были в основном национал-большевистскими: «Завершим реформы так - Сталин! Берия! ГУЛАГ! Выше, выше Красный флаг - Сталин! Берия! ГУЛАГ! Очень скоро будет так - Сталин! Берия! ГУЛАГ!» - и ему подобными. Странно, что самих лимоновцев не было заметно. По крайней мере, напоказ они не выставлялись.

В соответствии с приказом Удальцова, главы АКМ, колонна зюгановцев была пропущена молодежью вперед, чтобы не смешиваться при движении. Лозунгов у «конструктивной оппозиции» то ли не было, то ли было слишком много - об этом можно было судить по обилию флагов. Были и красные, и блакитные, и жовтые - удивительно, что не было звездно-полосатого или израильского. В их колонне никто ничего не скандировал.

2. Командиры. Официально «командирами» манифестантов были те же лица, что и ... лет назад. Неизменные Зюганов, Куваев, Проханов, Гейдар Джемаль (единственный, кто выглядел нормально), какой-то представитель арабской страны. Последнего было по-человечески жалко - он был попросту вытащен зюганышами на посмешище.

Первым толкал речь Проханов. Красиво, в меру экзальтированно, в меру мистично, в меру возвышенно, в меру простонародно. Речь очень правильная, складная, я бы даже сказал, гармоничная. Как передовица в его газете. Как три года назад. Как пять лет назад. Как в его романах советской еще поры. С болью, с глубоким душевным надрывом. Но столько времени (уже больше 10 лет!) выдержать состояние надрыва и экзальтированности невозможно, приходится либо выбирать между смертью и безумием, либо стабилизировать свое сознание. Проханов не умер и не свихнулся. Значит - вжился в облик «надрывного» патриота, научился хорошо произносить те слова, за которые ему громче хлопают. Читайте Проханова, слушайте Проханова, но перед этим - прочтите Паршева, тот момент, где он пишет об ученых обезьянах.

Вдобавок ко всему, «конферансье» мероприятия, представляя этого весьма заслуженного в прошлом человека, назвал его «главным патриотом». Сомнительная похвала. Звучит почти как «главный алкоголик» или «лучший немец». Кроме того, всякий сколько-нибудь образованный человек сразу вспомнит известный афоризм: «Патриотизм - последнее прибежище негодяя». Мало думающих людей, способных правильно понять эту фразу, а вот «сколько-нибудь образованных» - миллионы. Каким будет эффект от подобных слов?

Слова Куваева были, как всегда, бесцветны.

Гейдар Джемаль выступал хорошо, но не там, где надо. Вообще место выступления было выбрано крайне глупо (к этому вернемся в части «Обсуждение результатов»).

Зюганов в первой части митинга не выступал. Мне не известно, было ли это запланировано или вызвано «неправильным» течением митинга. Дело в том, что внезапно на площадь въехал грузовик с помостом на крыше. На помосте - Красное знамя. Под знаменем - Анпилов. Он стал выступать. Зюганову его не перекричать, и он это знает. И тогда он поступает очень просто - пользуясь большей мощностью своих звукоусиливающих систем, он включает музыку и попросту глушит Анпилова.

Впрочем, этого сразу можно было ожидать, лишь бросив взгляд на площадь митинга. Вся она была закрыта тройной цепью из граждан начальников и солдат внутренних войск, что, в общем-то, вполне нормально. Но: этот кордон отделял также «коммунистических вождей» от «коммунистической паствы». Какие еще будут вопросы?

3. Обсуждение результатов. На основании изложенного можно сделать несколько выводов. Первый, очень приятный и, к сожалению, в этом отношении единственный. Сопротивление путинскому режиму действительно есть, действительно не является бесперспективной борьбой пожилых одиночек. Эта власть не устраивает молодежь; молодежь знает, что альтернатива есть, и готова бороться за нее. Второй вывод: с нынешними «руководителями борьбы» никакого успеха добиться нельзя. Те, кто не смехотворны, либо подвергаются замалчиванию, либо находятся в местах лишения свободы.

Анпилов своей акцией с поклонением памятнику Марксу показал, что выжил из ума. Обидно, когда такое происходит с хорошим человеком.

Зюганов показал себя тем, кем является - редким негодяем.

Само мероприятие было организовано отвратительно. Вместо Васильевского спуска, традиционного даже при Ельцине месте проведения подобных митингов, была выбрана площадь напротив Большого театра, причем получилось так, что демонстранты стояли на проезжей части. И не имеет значения, что дорога была перекрыта - она так и осталась именно дорогой, а не площадью. Было продемонстрировано презрение к манифестантам.

Как я уже сказал, лучшая речь была у Джемаля. Но у него наблюдался характерный недостаток «умных» ораторов - то, что он говорил, было, по сути, не речью, а лекцией. Не надо объяснять, почему то, что хорошо в университетской аудитории, плохо на трибуне.

Впрочем, пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов. Как можно помочь тому, что действительно перспективно, как сбросить груз чужих и своих прежних ошибок? Как сломать изначально порочный курс современных «главных оппозиционеров», действие которых вписываются только в определение «глупость или предательство»?

Движение сопротивления, костяком которого, что ни говори, являются организации коммунистического или прокоммунистического толка, слишком долго ориентировалось на КПРФ; при создании НПСР вполне естественным казалось, что пост главы его занял Зюганов. В определенном смысле миф, что КПРФ является самой сильной партией на «данный» (длящийся с 1994 - 95 годов) момент, вошел у коммунистов в подсознание. Изживание этого комплекса - дело очень длительного времени.

С этим надо бороться. КПРФ сейчас - камень на шее движения сопротивления, постоянно тянущий его ко дну. Идея, когда-то делавшая коммунистическую партию «умом, честью и совестью нашей эпохи», давным-давно предана этой самой партией. Поддерживать КПРФ - это всё равно что поддерживать Путина, только еще хуже.

На данный момент полноценная Идея есть только у АВН - организации, которую предыдущие ошибки не тянут ко дну, и в силу этого имеющей неограниченные перспективы. Это означает, что будущее - исключительно за ней.

А. В. ЦЫГАНКОВ


Рецензии