Питер Брейгель Времена года. Жатва

Питер Брейгель Старший, ЖАТВА ,1565г

          Создание цикла было важным  этапом в творчестве Питера Брейгеля, поставивших  его  в  один  ряд с лучшими  европейскими  живописцами  этой  эпохи. В 1565 году были написаны его знаменитые "Времена года". Показав людям ужасающие трагедии современной жизни ("Триумф смерти" и "Безумная Грета"), Брейгель обратился к иной теме.

ЦИКЛ БРЕЙГЕЛЯ ВРЕМЕНА ГОДА

       Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только 5:

1. Жатва, 1565. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
2.Возвращение стада, 1565. Музей истории искусств, Вена
3 Сенокос, 1565. Дворец Лобковица в Пражском Граде, Прага
4.Охотники на снегу, 1565. Музей истории искусств, Вена
5 Сумрачный день, 1565. Музей истории искусств, Вена

            Брейгель чувствовал, что должен дать зрителю возможность увидеть красоту мира и его гармонию. Работе над этой серией пейзажей, изображающей полный годовой цикл изменений природы, Брейгель посвятил весь 1565 год.

         "Месяцы" были созданы по заказу антверпенского богатея Николоса Ионгелинка, видного коллекционера произведений искусства, в собрание которого уже входили полотна Брейгеля "Вавилонская башня" и "Несение креста".

           К своей коллекции Ионгелинк относился сугубо практически - как к удобному средству вложения денег (что, впрочем, было вполне обычным делом в среде нидерландских собирателей картин). Когда художник еще только начинал работу над "Месяцами", заказчик уже распорядился их судьбой:

            22 февраля 1565 г. Ионгелинк передал всю свою коллекцию антверпенской городской казне в обеспечение крупного денежного займа, взятого им у города. Ионгелинк так и не выкупил свой залог, и лучшие картины Брейгеля оказались запертыми в городском казнохранилище на долгие .

      Этот цикл на протяжении многих лет вызывает бурные дебаты исследователей. Искусствоведы не могут сойтись во мнении о количестве картин, которые первоначально входили в серию по замыслу автора.

       В картинах цикла Времена года Брейгель начинает выводить на передний план фигуры людей. В большинстве случаев это крестьяне, занятия которых определяются временем года. Таким образом, Брейгель позиционирует человека как часть природы.

      Все пейзажи автора поражают своим величием, но при этом они на удивление уютны. Брейгель смог отлично передать атмосферу Нидерландов. Да и вообще, у художника был талант преподносить самые простые вещи как настоящее чудо.
Первую картину ,которую мы разберём будет ЖАТВА.

                Действие "Жатвы" происходит на фоне широкого пространства с пологими холмами. Все вокруг дышит покоем: поля, покрытые золотистыми колосьями, зелень деревьев, дома, виднеющиеся вдали, ровная поверхность морского залива с силуэтами парусников.

            Кажется, что воздух звенит от зноя, - настолько осязаемо переданы художником приметы жаркого дня, нечастого для холодной северной страны. Ничто не нарушает спокойной, размеренной работы жнецов и их отдыха.

       В то же время в изображении людей, расположившихся в тени под деревом, чувствуется некоторый скептицизм автора. Запечатлев картину мира и гармонии, Брейгель как будто до конца не верит в возможность безоблачного человеческого счастья. Отсюда и легкая насмешка мастера над своими героями .
 В «Жатве» все подчиняет себе поле — золотисто-желтое на солнце, бронзовое в тени.
             Часть поля уже скошена, на другой еще работают косцы. Жарко. Они сняли куртки и остались в белых рубахах, а кувшин с водой спрятали в тень. Они идут навстречу друг другу. Согласованность шага и взмаха, стремительного и упругого разворота, широта привычного движения переданы с поражающей естественностью.

             Глядишь на их работу, и она кажется простой и легкой, как дыхание. За обманчивой этой легкостью — годы привычки, годы трудной работы, вековой опыт отцов и дедов.Вот так и художник. Кажется, что фигуры косарей написаны безо всякого труда, кажется, что написать их иначе невозможно.
 
             По выкошенной тропинке устало шагает косарь. Руки его тяжело опущены, плечи ссутулились, голова склонена. Сейчас он опустится на землю рядом с обедающей под деревом семьей. Ему нальют в плошку молока, отрежут хлеба, и он будет с наслаждением откусывать хлеб и черпать ложкой молоко, а потом растянется в тени, где уже спит, подложив куртку под голову, его сосед или брат.

Отдыхающие крестьяне. Они едят кашу, фрукты, хлеб, сыр, пьют воду из кувшинов. Кто-то спит
Кстати, обратите внимание на то, как в 16 веке делали ширинки .
 Брейгель, как всегда, уделяет внимание мельчайшим деталям - вот как прорисованы васильки на поле
Дерево символизирует продуктивность природы. Посмотрите, как подробно все прорисовано, даже птицы!

              На этом фрагменте картины "Жатва"  (1565) изображена популярная забава среди детей и подростков 16–18 вв.  под названием "Закидывание петуха» (. Цель игры — не забить птицу, а максимально её изувечить. Бросали не просто палки, а специальные утяжеленные биты .

          Философ–гуманист Томас Мор  в своем стихотворении о детстве, перечисляет среди игрового инструментария: волчок с кнутиком, шар, кольца для метания и петушиную биту.Уже в середине 17 в. в Бристоле протестанты пытались запретить эти жестокие затеи (равно как и «Метание кошек и собак»), которыми традиционно сопровождался «Покаянный вторник» — начало Великого поста.

              У Брейгеля изображен вариант не с привязанным петухом, а с подвешенным гусем ( запугивание гуся) и не на весенний покаянный день, а уже на жатву, а может просто — вышли порезвиться в тихий летний вечер.
Жестокие всё же были игры.

Дальний план

Вдали видны:
 Небольшой домик  в поле, дорога, по которой идут люди и катится повозка
 Так любимые Брейгелем корабли - жизнь в Антверпене не прошла для него мимо.      Видимо, именно поэтому на многих его картинах вы видим корабли, стоящие на якоре в бухте.
 Небольшой хутор, где хозяйка загоняет скотину домой.
 Замок, которые так же часто, как и корабли, встречаются на полотнах Брейгеля, символизируют знать и воинов. Около замка раскинулся сад, из которого сторож гонит воришек, в то время, как рабочий собирает плоды, стоя на лестнице у дерева

            Неизвестно, где родился Брейгель, но он часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения, за что он и получил прозвище «Мужицкий». Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

   Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой - читай Богом - держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

Посмотреть картину в деталях можно здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/5044166


Рецензии