Почти обычная вахта. 1974 год
Судовой ход там без перевалов, для нас вдоль левого берега. Плёсы широкие, видимость до 25 км. Нудная вахта, так и тянет в сон. Прямо по фарватеру нарисовался танкер «полуторник». Чтобы разойтись левыми бортами я взял немного вправо, включил отмашку с левого борта и, насвистывая популярную мелодию, ожидая ответа, стал наблюдать, в бинокль за странными манёврами танкера, за кормой у которого стелился черный дым. Неожиданно танкер резко пошёл вправо, пересекая мне курс.
– Михал Иваныч на танкере что-то случилось – обернувшись к старпому, громко сказал я.
– Да что там может случиться. Сидит такой же, как ты штурман и дремлет. Прими вправо и дай отмашку левым бортом, – переворачиваясь на другой бок, пробормотал старпом, широко зевая.
– Я дал отмашку, а он развернулся поперёк фарватера и пошёл вправо!
– Прижмись к левому берегу и пропусти его справа. Что ты, в самом деле, как первый день за штурвалом. Ладно бы там, в перекате, а то ведь на ровном плёсе ты с танкером разойтись не можешь, – ворчал старпом, не поднимаясь.
В это время танкер начал делать круги, как на моторной лодке. Я посмотрел в бинокль и увидел, что из окон рулевой рубки валит чёрный дым. Я произвел реверс и сбавил ход до малого. Старпом буквально свалился с дивана и, протирая заспанные глаза, завопил,
– Зачем ты сбросил ход, надо поскорей проскочить мимо танкера, чтобы оказаться выше его по течению. Ты что не видишь у него на мачте два красных флажка (это значит бензин)! Если он сейчас рванёт, то по воде огонь перекинется на наши баржи и от нас останется только воронка.
Старпом схватился за рукоятки реверса и врубил полный вперёд. Танкер тем временем продолжал вращаться, как волчок чуть правее фарватера.
Через три секунды рядом со мной уже стоял капитан Бабичев, мой отец и поднимал экипаж по тревоге «аврал».
– Кто сбавил ход, – спросил капитан.
– Я опасался, ведь танкер начал маневрировать перед нашими баржами, – с волнением ответил я.
– А ты Михаил Иванович значит, не проснувшись, врубил полный вперёд? Вот орёлики! Какие будут предложения.
– На полном ходу пройти выше поставить баржи на якорь, сооб-щить в пароходство и ждать указаний сверху, – отрапортовал старпом.
– А ты что думаешь, – обратился капитан ко мне, отодвигая меня в сторону и становясь за рулёвку.
Команда в полном составе и шкипера с барж уже «по тревоге» собралась в рулевой рубке.
– Нужно бросить баржи на якорь и приступить к тушению или хотя бы к спасению людей с танкера, – ответил я капитану.
– Ваши решения не верны. Мы упустим время. Пока не нагрелся кофердам (отсек разделяющий надстройку от танков с грузом, в данном случае с бензином) У нас ещё есть немного времени чтобы спасти Танкер и экипаж судна. Пока будем отвязывать баржи, танкер может взоравться.
Так! Слушай мою команду, твердым спокойным голосом произнёс капитан, наблюдая за танкером в бинокль и держа левой рукой рулёвку. На танкере по всем признакам горит в машинном отделении и в рулевой рубке, поэтому они не смогли остоповать дизеля и сбросили якоря. Сейчас у них выработается аварийный запас топлива, они встанут! Мы подойдём правым бортом и начнём спасательную операцию:
1. Всем надеть спасательные жилеты, стоять по своим местам согласно штатному расписанию - «по пожарной тревоге»!
2. По правому борту задраить все окна, иллюминаторы и двери.
3. Приготовить пенные генераторы. Два в иллюминаторы машинного отделения и один в рулевую рубку танкера.
4. Развернуть два пожарных рукава для подачи вода на тушение и охлаждение надстройки, один на корму танкера и один на охлаждение нашего борта.
5. На танкер выходит только командный состав. Рядовой со-став, - два человека помогают шкиперам, остальные работают на нашем борту и принимают эвакуированную команду с танкера.
6. Коку и матроске необходимо приготовить чай, завтрак, приготовить аптечки и оказать помощь пострадавшим.
7. Механику строго по команде врубить пожарные насосы и обеспечить их бесперебойную работу.
8. Основная ответственность ложится на шкиперов! Вам орёлики необходимо строго по моей команде отдать якоря и так же строго по моей команде их подтравливать, а если потребуется, то поднять. Ни каких заминок не должно быть. Здесь счёт будет идти на секунды. Второй попытки может не быть. Не подведите!
– Я категорически против ваших безумных действий! Я не позволю вам рисковать людьми и судном! Вы что не понимаете, что если танкер рванёт, то наши две «лохани» по 3800 тонн могут взорваться, – закричал старпом! Нужно не медленно доложить в пароходство.
– Отставить панику, – на полуслове прервал его капитан, – слушай мою команду! Для вас Михаил Иванович мы сейчас спустим шлюпку, можете отсидеться на берегу, подождать пока мы закончим. Есть еще желающие отправиться на берег?
– Нет – раздалось со всех сторон.
– Ну что стоим орёлики! По местам – скомандовал капитан спокойным обыденным тоном,
Будто бы тушить танкера, загруженные под завязку бензином, это наша повседневная работа! Рулевая рубка в один миг осталась пустой.
Пока шёл инструктаж танкер действительно прекратил свои вращения, а чёрный дым валил уже из всех иллюминаторов. Наш капитан, за это время подошёл к борту танкера, поднявшись чуть выше по течению.
– Отдать правый якорь на правой барже, – скомандовал кэп, по громкой связи.
– Крепи!
– Отдать левый якорь на левой барже.
– Крепи!
– Подать швартовые!
– Крепить корму!
– Подать воду на тушение и охлаждение надстройки. Приготовить генераторы к пенной атаке!
Все команды выполнялись чётко, быстро, слаженно! Настройка нашего теплохода была гораздо выше. Третья дека находилась на уровне рулевой рубки и старпом беспрепятственно вставил пенный генератор в боковое окно. Два других помощника закрепили генераторы в иллюминаторах машинного отделения
Неожиданно для всех на танкере тоже проявился паникёр, который чуть было, не сорвал ход всей операции. Он выхватил швартовый у нашего электромеханика и попытался сбросить трос за борт, с криками:
– Вы сошли с ума, сейчас всё взорвётся! Немедленно отходите прочь!
Моторист, стоявший на нашем борту с брандспойтом, недолго думая, направил струю на паникёра и сбил его с ног. Операция продолжалась молча!
Большая часть команды танкера находилась на корме и ни чего не могла сделать, так как вся надстройка горела внутри..Один человек с ведром в руках черпал воду из-за борта и лил её на пузырящуюся краску надстройки. Как выяснилось позже, это был механик, он то и догадался отдать якоря и сумел их вытравливать так, что бы не оборвать. Иначе танкер на всём ходу мог врезаться в наш караван или в берег.
– Закончить тушение надстройки! Убрать воду, – раздался спокойный голос капитана Бабичева
– Приготовиться к пенной атаке.
– Подать пену!
Взревел основной пожарный насос и через 30 секунд, машинное отделение и рулевая рубка были заполнены пеной, под завязку.
Пожар захлебнулся!
– Подать пену в кофердам – скомандовал капитан.
И буквально в считанные секунды отсек заполнился пеной.
В это время, команду танкера благополучно эвакуировали к нам на борт, разместили в салонее, пострадавшим была оказана помощь.
Командный состав двух теплоходов собрался в рулевой рубке.
Первым к капитану Бабичеву обратился наш старпом:
– Александр Константинович, прости меня, что я сдрейфил. Если бы я был капитаном, то вряд ли бы рискнул проводить такой монёвр.
– И я, наверное, не смог бы вот так броситься спасать чужое судно, рискуя своим, – отозвался капитан танкера.
– А я вообще подумал, что у вас вся команда перепилась и не соображает, что делают, – с дрожью в голосе отозвался паникёр, которого сбили струёй воды.
– Дурацкий проект, руки бы обломать тем, кто его строил, – включился в разговор механик танкера, который пострадал меньше всех, так как один остался на открытой палубе, – из машинного отделения идёт прямая шахта с кабелями. Коротнуло и вспыхнуло в машинке, в один миг пожар перебросился в рулевую рубку. Всё! Управление полностью потеряно… как вы всё точно рассчитали и как профессиональные пожарные чётко сработали. Спасибо вам лично Александр Константинович и всей вашей команде. Мы ваши должники!
Наш капитан и мой отец, не любил длинных речей и долгих прощаний. Он вообще был немногословным в таких случаях.
– Во первых ни какого риска не было. Правильный расчёт и слаженные действия нашей команды. Мы, что будем восхвалять друг друга, выяснять, отчего замкнуло или продолжим свою работу? Я предлагаю всех пострадавших оставить у нас на борту и завтра мы их доставим в Олёкминск.
Из пароходства пришла радиограмма, что танкер отбуксируют в Жатай. Никто из команды танкера у нас не остался, все решили быть с капитаном до конца этого злополучного рейса.
Вахта моя закончилась. Я, позавтракав, отправился в свою каюту и мгновенно уснул, а проснувшись, записал всё на свежую голову.
Свидетельство о публикации №216021500146
Читала с интересом. Всё верно, в опасные моменты без хладнокровия не обойтись. Люди были спасены, танкер уцелел, благодаря мужеству капитана и его команде. Радостно, что были, есть и, несомненно, будут ещё такие замечательные, отважные люди в нашей жизни.
С уважением/
Натали Фаст 02.11.2020 22:37 Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию. Рад что Вам понравилось!
На флоте часто случались внештатные ситуации, особенно на манёврах. Вот только флотский народ не очень-то любит делиться этим, так как многих друзей мы теряли именно из-за какой-то малейшей оплошности. Туда шаг - оттуда возврата нет!
Здоровья Вам и творческих успехов!
Сергей Александрович Бабичев 03.11.2020 11:33 Заявить о нарушении