Я хочу изменить мир

Я хочу изменить мир. Грандиозная цель, не правда ли? А ведь какие простые слова. И цель напрямую зависит от того, что подразумевается под этими словами, какое их самое глубинное объяснение, или даже больше - какие мысли и чувства воздвигают фундамент, на поверхности которого находятся слова, которыми можно объяснить желание изменить мир.

Первое изменение мира произошло в момент его сотворения. Кстати, задумайтесь над словом со-творение. Не важно, как объяснить природу того далёкого события, важно то, что произошло первое изменение, и это факт. Казалось бы, ничего не может сравниться с моментом сотворения, и единственное что можно поставить в пару этому событию - уничтожение мира. Но это не так.

Каждое мгновение мир изменяется, Вселенная расширяется и сужается, всё изменяется, двигается, каждая частичка Вселенной, даже отдельный атом, всё участвует в нескончаемом процессе сотворения мира. Каждый из нас участвует в изменении мира в любой момент времени. Мы уже изменили мир, и мы его меняем, и будем менять.

И сложно сказать, что больше меняет мир - дыхание галактики, вспышки на звёздах, столкновение планет, извержение вулкана, человеческая деятельность, твоя - именно твоя деятельность за сегодняшний день, или более всего изменил мир пролетевший перед твоим экраном атом.

Конечно, можно сказать, что чем глобальней (больше по масштабам) происходящий процесс, тем он больше влияет на мир, больше его меняет. Но это зависит от того, как смотреть, чем измерять изменения. В конце концов, после долгих раздумий или внезапного озарения, может прийти убеждение, что все процессы в мире равнозначны, одни грандиозные и интересные, другие ничтожны и скучны (как распад урана), но все они на равных участвуют в вечно продолжающемся сотворении нашего мира.

А как изменить мир хочу я? Как люди представляют себе изменение мира?

Одни люди разрушают, другие строят, каждый меняет мир вокруг себя по-своему. Не желая называть имён, просто скажу, что многим тиранам казалось, что изменить мир - это подчинить себе соседние страны, перекроить политическую карту мира, подчинить себе как можно больше людей. Но, как мне кажется, у большинства так и ничего не получалось - по крайней мере в долгосрочной перспективе. Зато прах тех событий дальше участвует в вечном процессе творения мира.

Моё мнение таково, что по-настоящему изменяли мир путешественники, учёные, философы, поэты.  Путешественники не занимались перекраской политических карт - они дополняли физические карты мира новыми землями, наносили на них горы, леса, реки, моря, острова. Учёные проникали в тайны любого процесса, делали невидимое видимым и даже управляемым; под их руководством возводили плотины, строили мосты, взрывали горы, меняли русла рек, сажали в пустынях леса. Философы искали ответы на вопросы о самом мире, о роли человека в нём, и проникали в глубину его души. Поэты воспевали любовь, человеческий труд, и делали много другого, чем задевали невидимые струны человеческой души, которыми учёным некогда было заниматься, но в которые верили философы. Возможно, правильней будет сказать, что они не изменяли мир, а открывали его, каждый в своей нише. Тут уж как вам будет удобней.

Познание внутри себя столь же важно, как и познание вокруг себя. Сколько идей руководило страстью разрушения, а сколько - воодушевлением на создание чего-то нового. Если мы в каждую секунду и так участвуем в изменении мира, то ничего же не нарушиться, если мы на минуту-другую заглянем внутрь себя. Иногда важнее открыть не новый материк, а новую грань своего сознания. К чему человеку новые материки, если на старых он постоянно испытывает страдание? Новый материк только увеличит размах возможных страданий. К чему создавать машины и различные приборы, если освободившееся у человека время уйдёт на их же обслуживание, а если и не так - то человек не будет знать, что делать со своей свободой.

Это не призыв отказаться от мира. Он великолепен, и мы - его часть. Но если поставить цель изменить его, то нужно быть готовым измениться самому.

Я хочу изменить мир. Пусть я и так каждое мгновение изменяю мир. Но я хочу менять его сознательно, как скульптор отсекает лишнее от гранитной глыбы, оставляя только произведение искусства. Я хочу заглянуть в глубину души атома. Я хочу открыть новые пространства для размышлений о смысле бытия. Я хочу совершить путешествие по всему миру и хочу открывать всё новые миры внутри себя.

Весь мир постоянно движется и изменяется. Остановите его на мгновение, почувствуйте красоту всего вокруг. Почувствуйте величие природы, от маленькой травинки до лесных массивов, от дождевой капли до океана. А разве не чудесна книжная бумага, ведь сколько людей трудилось для того, чтобы на ней были напечатаны тысячи и тысячи букв. Даже массовость и однообразие производства каких-то небольших предметов может вызвать восхищение. Нужно только остановить мир.

По существу само желание изменить мир абсурдно. Ведь мы его и так постоянно изменяем. Но это не значит, что можно или нужно опустить руки. Совсем наоборот. Зачем ждать, когда же ветер из гранитного камня создаст что-нибудь стоящее? Останови мир, восхитись им, возьми инструмент в руки, и сам сознательно делай скульптуру.

Я хочу изменить мир для себя, людей и мира. Я думаю о том, что менять мир - не значит применять силу, как акт подчинения чьей-то воли. Я считаю, что изменять мир - это перестать быть частичкой хаоса изменений, а начать сознательно участвовать в развитии со всем сущим, по-настоящему творить. Я чувствую, что изменять мир - наша природа.

Изменить себя - значит изменить мир. Такой я выбрал себе девиз. Возможно, что я ещё не осознаю весь свой путь, и какими инструментами владею или могу владеть. Но я не буду останавливаться, и буду пробовать. Главное идти и чувствовать, что под шагами образуется путь сердца.


Рецензии