Российский флаг над Русьхлебом

     Недели три назад ярославцы, покупающие свежий хлеб в киоске АООТ «Русьхлеб» (так называется теперь хлебозавод № 6), буквально остолбенели  при виде необычного товара. Им предложили хлеб «Фантазия», 600-граммовые буханки которого с одной стороны  были из ржаной муки, а с другой – из пшеничной.  На первый раз сделано их  было всего двести – на пробу постоянным покупателям «Русьхлеба». Заводские представители внимательно выслушали отзывы о новом продукте. И что же? Придя в себя, покупатели дружно одобрили новинку: интересно, вкусно, удобно. Сейчас каждое утро двести человек уносят домой необычный хлеб.

     А вообще-то фантазии у АООТ немало. Вот в прошлом году  над главным корпусом был поднят российский флаг. Для коллектива завода этот флаг стал как бы символом, обещанием, поддержкой. Флаг подняли, когда на территории  начали строительство нового цеха,  которому, кстати,  тоже дали необычное название: «Возрождение России». Громко? Красиво? Но, скажите,  разве наш хлеб не стоит самого возвышенного  слова?

     Впрочем, вернемся немного назад. Три года как на окраине Брагина поднялись новые корпуса хлебозавода № 6. Объект этот в городе ждали, потому что старые  хлебозаводы уже перенапрягались от нагрузок, а хлеба, булок и макарон требовалось все больше. Так что вместе с разрезанием ленточки должна была разрешиться большая проблема. И не говорилось тогда, что  построенный в 90-х годах завод был заложен по проекту 70-х и к моменту этой самой ленточки уже был безнадежно устаревшим.

     Но другие-то ярославские  хлебозаводы  по возрасту вообще годились     новому в деды. Поэтому, когда появилась идея пустить немецкую автоматизированную линию  по производству макарон, место ей нашлось именно здесь.

     А в мае 1993 года на базе хлебозавода возникло  АООТ «Русьхлеб». Во главе его встал Александр Михайлович Зайченко, человек с 34-летним «хлебным» стажем. Свой  первый хлеб он  вместе с однокурсниками выпек на практике в деревенской пекарне... без соли.  Было хлебопекам по четырнадцать лет, потому деревня легко простила им оплошность,  благодарно порадовавшись возрожденному делу.

     Команда единомышленников нового директора поставила перед коллективом  такую задачу: наладить производство  кондитерских изделий, уровень которого позволит не догонять западные фирмы, а перегнать их.

     Представители завода отправились  на международные выставки и выбрали итальянскую линию «Симер», мощностью  шесть тонн сахарного печенья  в сутки.  Потом ярославцы поехали в итальянские НИИ, занимающиеся разработкой оборудования  для производства печений и  различных их рецептов. Закупили одиннадцать барабанов, на которых можно штамповать 65 видов печенья 90 рецептур. В планах пока производство 20-30 видов, но, как сказал генеральный директор, его работники должны знать, какое печенье выпускает Европа.

     Но мало изготовить нечто вкусное, надо его и изящно упаковать. Послы «Русьхлеба» посетили три крупнейшие фирмы, вырабатывающие пленку  для кондитеров  Италии, Франции и Швейцарии, просмотрели их архивы за 30-40 лет. Кончилось тем, что закуплены расфасовочные автоматы для вертикальной и горизонтальной упаковки. Мы видели образцы этих упаковок – блеск!

     Эти дни в кондитерском цехе были самые горячие. Вместо полутора лет его построили за  девять месяцев. Шесть ярославских подрядчиков, отлично выполнив  заказ «Русьхлеба», и для сделали заметную рекламу. В просторном цехе пока  смонтирована одна линия для печенья.  Последние работы ведут монтажники  из фирмы  «Симер» Берланда Романо и Уго Карлини, до Ярославля побывавшие  в 77 странах на таком же монтаже. Работают неделю, русского языка не знают, но уже выучили очень нужные слова «чуть-чуть», «до упора». Их ученики и  товарищи Дмитрий Баин и Александр Дружков, впрочем, общаются с ними свободно – термины  одинаковы, а обоюдное старание – лучший переводчик.

     Через несколько дней  с линии пойдет первое печенье  в изящных кулечках  «Русьхлеб». Новогодний подарок ярославцам.  В скором времени здесь появятся  согласно контракту с австрийской фирмой линии  для особого печенья – его будут склевать, покрывать шоколадом, добавлять прослойки из  крема. И тогда «Русьхлеб» будет смело конкурировать с европейскими фирмами. А сама ярославская реклама  скоро поднимется очень высоко – особый вид печенья, авиазавтраки  предложили ярославцы выпускать для пассажиров Аэрофлота. Так что «возрождение России»  в этой точке державы началось.

     Но как сказал  А.М. Зайченко, делается все это ценой нервов и крови. Хоть и кормится полгорода хлебом, ждать помощи от властей нечего. К тому же курс доллара меняется.  А самое страшное – свои российские законы. Если линия обошлась в  1 миллиард 700 миллионов рублей, то таможенная пошлина составила как раз треть этой суммы. А еще запуск, а еще хотя бы  минимальный запас сырья, цена на которое растет каждый день. На столе у директора лежала только что  полученная телеграмма: с 10 декабря тонна дрожжей  стоит 1 миллион 100 тысяч рублей, плюс налоги, плюс транспортные расходы. А перевозка, к примеру,  тонны муки с 5 декабря  уже обходится по 300 рублей за километр.

     А вместе с ценами растут долги заводу. А хлебопеки все стараются дело свое улучшить, ассортимент расширяют, технологию совершенствуют. За нынешний год получили четыре патента на изготовление хлебопекарного  оборудования, пятым свой  товарный знак запатентовали. На макаронные изделия получили сертификат. На днях завоевали диплом  на областном конкурсе  предприятий пищевой  промышленности за лучшую работу по обеспечению качества.

     За 10 месяцев здесь выпущено 9224 тонны. На заводе работают шесть линий – каждая со своей «изюминкой». Заварной хлеб, например, выпекается только здесь.  Технология его особенная и держится в секрете. Тут только сбраживание различных компонентов проходит пять стадий.  Когда на заводе были очередные гости, одному миллионеру из Касселя этот хлеб настолько понравился, что он хотел купить технологию за приличную сумму. Аналогов такого хлеба нет ни в России, но в Европе, ни в мире! Но Зайченко в продаже отказал, а предложил создать совместное производство за границей. И вопрос этот остается пока открытым.

     У самого генерального директора и его семьи любимый хлеб – длинный ярославский батон. Этот батон также хорошо держит марку «Русьхлеба». А вообще, похоже, что хлебные фантазии здесь неисчерпаемы. Сейчас продукция «Русьхлеба» поступает  не только в Ярославль, ее берут в  Ростов, Переславль, Углич и Тутаев и в прилежащие к ним районы.

     На верхнем балконе цеха просто купаешься в теплых запахах свежеиспеченного хлеба. Аппетитно дышат буханки ржаного. Народу в цехе немного – женщины-операторы в пикантных брючках-бермудах и кокетливых шапочках, наладчики в пятнистой «десантной» форме. Хлеб не залеживается  - его разбирают четко по графику. Невольно вспоминается картина двухлетней давности – в магазинах пустые полки, а экспедиция завода завалена контейнерами с хлебом – случались сбои с транспортными организациями. В «Русьхлебе» это теперь исключено  - купили пять автомобилей, и они в любой момент включаются в транспортный конвейер.

     Не только автомобили тут появились. Везде мерцают дисплеи. Самая большая гордость – участок бестарного хранения муки. Каждую минуту можно видеть, насколько полон тот или иной бункер муки.

     Компьютеры принимают заказы, следят за производственным процессом, ведут подсчет прибылей и долгов. Последнее – прискорбно. При нас на директорский стол легли страницы – 140  торговых предприятий-должников. 40 миллионов рублей  где-то крутятся, а заводу вместе с налогами обходятся чуть ли не вдвое больше – продукция числится реализованной. Но не может АООТ отказать Ярославлю в поставках – полгорода останется без хлеба.

     Вспоминается презентация макаронной линии. Тогда громко говорилось, что теперь-то Ярославль будет завален коротко резанными, вкусными, не разваривающимися макаронами. Планировалось, что треть из 48  ежесуточных тонн пойдет в Ярославль. А где найдешь эти нарядные пакеты с рожками и  ракушками? Сейчас ярославская торговля  берет макарон в три раза меньше, остальное идет туда, где платят: Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара.

     Кормит Зайченко со своим преимущественно женским коллективом  сотни тысяч едоков. И будут кормить. Для этого у них много е есть:  дорожат своей работой, отличными условиями труда, высокую зарплату оправдывают постоянным поиском  нового, уверены – в нужный период «Русьхлеб» своих поддержит и морально, и материально.

     Так что российский флаг  над «Русьхлебом», будем надеяться, никогда спускать не придется.


     На снимках: продукция АООТ «Русьхлеб»; в макаронном цехе; хлеб идет.

     Северный рабочий, 24 декабря 1994 г.


Рецензии