письма авторам
1. Николаю Малышеву
Николай Евгеньевич! С большим интересом прочитала последний за 2015 год номер журнала. Понравилась проза (вновь) Владимира Адамовского, очень понравились стихи Александра Корамыслова, мне, конечно, приятно, что целая подобрка стихов объединения «Слово» из Воткинска, потому что я немножко к этому руку приложила; как филологу – целый блок литературоведения и литературной критики: статьи Кадочниковой, Герасимовой, информация Манькова.
Хочу сказать о ваших балладах. Прежде всего радует, что вы напечатали свои стихи. Я считаю, что для главного редактора, который постоянно прямо или косвенно дает другим авторам оценки, публикуя их произведения или отказывая в публикации, отбирая что – то для печати или не беря, - для редактора обязательно и своё представлять на суд публики. Хотя это похоже на трамвайную перепалку вроде «а еще шляпу надел»…
Я внимательно читала ваш сборник, я считаю достоинством ваших стихов афористичные строчки, емко выражающие мысль, кратко, сжато, ярко. Есть и в этой публикации то же:
Так и жили за стеной,
Лишь мечтали наутёк.
Мы для вида веселы,
Но не молодеет плоть.
Ничего, в последний путь
Не проводят, не обмыв.
Не будет вечным ни один союз,
В котором всякий знает крови вкус.
Тем паче, что не одолеть греха
Скупым инструментарием стиха.
Все мы в чем – нибудь да обижены
Непечатной своей судьбой.
В любопытстве чего не прочтешь –
Не узнаешь по имени всякого.
А впрочем, про то ли вообще разговор?
Уедут и те… Как и эти…
В «Балладе о поэтах и поэзии» чувствуется ваш огромный горький опыт общения редактора с авторами. Конечно, дело не в амбициях, они неизбежны. А в нежелании работать над собой, даже в простых и доступных вещах – правописании, не говоря уж о большем. Например, быть честным пред собой. Пусть наедине в запертой комнате.
«Баллада ни о чём» - недавно испытала схожие впечатления: на творческом вечере Ольги Алексеевой (Киселевой) – мы вместе учились в УдГУ – были однокурсники, с которыми не виделись давно. Впечатление сильное. Приятным не назовешь. Просто отпадное. Невольно думаешь ( смех!): неужели и я такая? С кем виделся время от времени, живя в одном городе, с тем состарился вместе, и те такого ошеломляющего впечатления не производят. «Подтягивать струны» лень практически всем. Кто виноват, дирижер ли, время – тоже мало интересует. В основном доживают. Те, кому удается продолжать работу, - считают себя другим сортом, смешные. Не простая, а модная норковая шуба заменяет страх старости. «Бубен бубнит», всё об одном и том же: недавно встретила однокурсницу в трамвае, проехали несколько остановок, а когда она вышла, я вдруг рассмеялась: мы проговорили все время короткой встречи об уровне холестерина.
«Баллада о грехе». Вообще меня эта проблема мало интересует. Понравилась строка «Пусть будет пухом общая голгофа», очень понравилась. Очень хорошо сделана аллюзия на знаменитые слова Канта:
Всё то же небо звёздное над нами,
Пронизанное вечными грехами.
Спасибо за стихи. Наталья Витальевна
2.Валентине Шуликовской
Кажется, настал час чтения вашей книги «Настоящие путешественники во времени».
Начала, как полагается филологу, в предисловия.
Спорным кажется утверждение о бессилии интеллекта перед будущим. По – моему, интеллект вообще не для этого. Не для разглядывания. Предполагать можно, может, угадаешь – при чем тут бессилие?
Любая культура ориентирует нас в отношении смерти – это верно. Это особенно важно для тех, кто сам ориентироваться не будет или не может, но направление получит. А наша современная жизнь в России этого лишена. Возвращение к ориентации православной религии носит внешний характер, помогает во время похоронной церемонии (иначе вообще непонятно, что делать и как себя вести), всеобщего характера не носит (хотя бы потому, что есть и другие религии в России, есть атеизм), восточные установления многим нравятся своей новизной (инкарнация), не всегда понимаются в системе, а эмоционально воспринимаются ( например, карма как наказание за грехи). И атеисты эти вопросы не обходили, на меня в детстве произвело большое впечатление просьба дочери Маркса развеять прах над морем. Наши современники в основном, по моим наблюдениям, бегут от этих вопросов, прячут голову в песок, а еще чаще – суеверно боятся не только разговор о смерти, но даже упоминания о ней, при этом никакого мнения об этих вопросах не имея, они надеются, что лично они перед такой проблемой не встанут.
«Постоянное сознание грядущего небытия», я считаю, отличает человека от животного, оно делает человека гораздо более нравственным, потому что только ущерб плоти (болезнь, смерть) делает нас лучше, иногда на короткое время.
Я не думаю, что мысль о смерти вызывает ужас и отвращение. Скорее, желание забыть об этом и страх, что это придется всё же когда – то испытать.
Душа, достигшая нирваны, больше не будет стремиться, а будет блаженствовать. Стремиться – значит страдать, а суть цели – в отказе от страданий. И кто сказал, что стремиться нужно обязательно? Можно созерцать.
Не могу удержаться от некоторых филологических рекомендаций. Например, режет слух (всё) вышесказанное. Сказать выше нельзя, разве что написать или напечатать, кроме того, это такой махровый канцеляризм… Как и «в данном отношении» . Наверно, из вашей профессиональной речи.
Или: могут попытаться как –то исследовать свои особенности. Считаю «как – то» лишним и неясным.
Моменты горя, боли и страха – лучше, может быть, не моменты, а состояния?
…Становятся младше своих лет – не младше, а моложе.
…Да и вообще, он стремится… К чему здесь это «вообще»? С да и ? Выражайтесь яснее.
«Малейшего усилия воли не хватает, чтобы это состояние превратилось в реальность» - как раз усилия достаточно было бы, а не «не хватает».
«Прожить обычную человеческую жизнь, слегка разнообразив её»…Деепричастие неправильно образовано. Здесь нужно передать значение « внося разнообразия», от этого глагола образовать с таким значением нельзя.
Теша себя надеждой… - от глаголов, у которых в 1 лице есть шипящие, деепричастие не образуют по правилу, например, писать – пишу. Хотя встретить сейчас, когда вместо корректора проверяет программа, в текстах легко.
Самые разные мировоззрения – абстрактные существительные лучше без множественного числа.
Это пустяки, конечно, «блошки».
Горечь может быть не оттого, что не можешь перенестись в прошлое, а оттого, что не можешь сделать там работу над ошибками.
Многие лишены общества потому, что пережитый ими опыт никому из рядом живущих неизвестен или неинтересен, при этом это вовсе не дополнительные редкие способности, например, переживать время. О таких и писали всегда романы.
Возможности языка с дополнительными средствами мимики, жеста, интонации, силы голоса – огромны. Мне кажется, ими надо многостороннее овладевать, тоньше использовать.
«Особенное понимание истории своей жизни, в которой он пытается отыскать внутреннюю логику» - я уверена, что нет и не бывало человека на земле, который бы этим не занимался, будь он сантехник – алкоголик или профессор философии в университете.
Продолжим чтение…
3.Борису Вычужанину
Уважаемый Борис Васильевич! Во время творческой встречи Русской секции при Союзе писателей с лито города Сарапула вы подарили мне свой трехтомник. Благодарю вас. Я внимательно прочитала все три книги. Свои впечатления посылаю почтой, так как контактов вы не оставили, а адрес ваш есть в опубликованном Ф.Бредневым справочнике литераторов Прикамья, оттуда я его взяла. Извините, что без вашего разрешения. Если у вас будет желание ответить мне, прошу вас воспользоваться электронной почтой, так как даже купить конверт, найти почтовый ящик, чтоб опустить письмо – всё это сейчас оказалось непросто, потребовало времени.
Конечно, очень приятно держать в руках хорошо изданную книгу: белая бумага, красивая твердая обложка, хороший переплет.
Мне показалось, что главным достоинством ваших стихов является правдивость, искренность. Вам не свойственно желание производить впечатление красивыми эпитетами, надуманными, найденными метафорами. По – моему, вы стремитесь полнее, точнее выразить то, что прочувствовали. Даже если это не помещается в рамки задуманного вами стихотворного размера. Стихи, написанные после 2000 года, кажутся мне более человечески зрелыми(хотя это и понятно), понравились «Я твой господин», «Прилетят голубки», «Коридором пустынным», «Грядки, грядки…», «В памятных розовых снах…», «Просеки лесные», «Позднее время». «Мальчик – кошка…», «Поломано весло», «Ехать в лес не надо».
В первом томе есть хорошие стихи, запоминаются и отдельные удачные строки, например, в стихотворении «В эту ночь берега…»
Как во сне, на руках тебя нес,
Золотистые пряди волос до земли опускались.
Красиво, прочувствованно, лирично, правдиво.
В стихотворении «Всё в гору и в гору…» очень выразителен, удачен финал: «Устал. Ни к чему торопиться». Но в стихотворении мысль об усталости от испытаний гасится другой – упорхнула жар – птица. Что – то в лирическом сюжете не додумано. И словно сами себе вы советуете в стихотворении «Говори про себя, проговаривай». И в стихотворении «Не гляди на меня так грустно» тронула строка «На груди моей снег». Свежо, выразительно, интересно.
Из второго тома понравилось юмором, самоиронией стихотворение «Брызги шампанского, море огня». Чудесное стихотворение «Клонит ветер тонкую былинку». В традициях ( и отчасти аллюзиях) народной песни, народной морали, лучших заветов, полученных от народа. Глубоким проникновением в душу женщины отличается стихотворение «Коромыслом дым, в голове туман…», особенно удачной считаю строку «Чтоб ты ни сказал, слышу я обман…»
Я заядлый грибник, очень увлекаюсь грибной охотой, ваше стихотворение «Мой звездный час, один – единственный» очень близко мне, много верных наблюдений в описании. И мысль о том, что не рвать грибы, не собирать их, а любоваться близка каждому настоящему любителю природы.
Глубиной психологии отличается стихотворение «И год прошел. Не думай, не воротится…». Мысль о единстве человеческого рода, о том, что рядом «брат твой» передана вами очень верно.
Быть может, я в чем – о неправа, я не сужу, а просто читаю. Спасибо за стихи. Наталья Витальевна
4. Валентину Чухланцеву
Валентин Борисович! Внимательно прочитала подаренные мне во время творческой встречи с лито «Дубрава» в Чайковском ваши книги. Хотелось бы предложить вам прочесть книги Валентины Шуликовской «Настоящие путешественник во времени», она есть в интернете (просто наберите по фамилии автора). Жаль, что вы не дали мне в ответ свой эл. адрес, когда я раздавала визитки свои, переписка была бы живее по свежим впечатлениям. Вообще именно в Чайковском не оставили возможностей для современной связи, а по телефону о таком не поговоришь.
Конечно, русская поэзия знает стихотворные послания, в том числе давно умершим авторам, например, известное стихотворение «Юбилейное» Маяковского, представляющее беседу с Пушкиным во время ночной прогулки. Написал полемическое послание Маяковский и умершему Есенину, именно диалог.
Известен поступок Николая Рубцова, который, доведенный до исступления непониманием во время пресловутых «обсуждений» его стихов, ушел в соседнюю комнату и стал громко вслух читать свои стихи портретам Пушкина, Лермонтова как собеседникам.
Известно, что актрисе Фаине Раневской приснился Пушкин, она позвонила Анне Ахматовой и сообщила об этом, та бросила в трубку : «Еду», - схватила такси и примчалась в Царское Село. Понятно, что это видение, переживание, а не рядовое сновидение.
Меня лично всегда ставит в тупик вопрос: назовите современных поэтов. Я ощущаю современниками и Овидия, и Набокова. Тут временных границ для меня нет, мы до них еще не во всем «доросли». И разве «современный» - это из последнего толстого журнала? Ахматова по литературоведческим нормам вполне современница.
Есенин умер в 30 лет, сейчас он уже четырежды свой земной срок прошел. И жив, читается, любим. Значит, и перекличка времен есть. Значит, на иных, чем остальные, небесных потоках он живёт. В ином времени. Во всех ли только своих творениях? В каких?
Установлен ли контакт? Для чего осуществлен вариант общения с поэтом? Вот в чём вопрос.
В книге Даниила Андреева «Роза мира» поэты , выходившие на вселенский контакт, названы «вестниками», к ним Есенин автором не отнесен, как известно ( а Блок – да).
Я не любила Есенина в юности, мне он казался вульгарным. Высокий уровень искренности открылся мне позднее. В «Москве кабацкой» же, как я и сейчас думаю, - расхристанность, душевный стриптиз, а не искренность. Я не считаю искренностью циничное отношение к сексуальным подругам, скотское спаривание, как у кроликов, в результате раздразнивания эрогенных зон.
Вы правильно восприняли один из периодов творчества поэта, используете язык и стиль этого периода. (Стихотворение «Лето. Марь хмельная…», а стихотворение «Закакт» считаю неудачным, просто пародийным) Но большая и сложная картина творчества Есенина состоит, как из пазлов, из множества зеркал, отражающих мир. Вот, например, в творчестве Пушкина, по моему убеждению, вершина – «Борис Годунов», а отнюдь не «Евгений Онегин».
Я пишу и представляю себе те возражения, которые есть у вас.
Не знаю, под воздействием ли контакта, но есть в книге хорошие стихи, например, мне очень понравилось «Я вдруг увидел новым взором…»
Что это для вас? Путешествие во времени? Недостаток собеседника в современности? Попытка стилизации?
Быть может, я не права, но частушка под тальянку и народная плясовая были лишь начальным этапом, а в свои зо лет поэт написал и философскую поэму «Черный человек», и глубоко работал над темой истории России (Пугачев, Ленин), темой смысла ее истории, своеобразия пути.
Приходилось ли вам читать юношескую переписку Есенина с его другом Гришей? Вот, например, в марте 1913 года Есенин пишет Грише Панфилову: «По личным убеждениям я бросил есть мясо и рыбу, прихотливые вещи, как – то: вроде шоколада, какао, кофе не употребляю и табак не курю. Гений для меня – человек слова и дела, как Христос. Все остальные, кроме Будды, представляют не что иное, как блудники, попавшие в пучину разврата. Тебе, конечно, известны цинизм Пушкина, грубость и невежество Лермонтова, ложь и хитрость Кольцова, лицемерие, азарт и карты и притеснение дворовых Некрасова, Гоголь – это настоящий апостол невежества». Или из другого письма: «…в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового… Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородной душою, как в образец в последовании любви к ближнему.»
Извините, если я неверно вас поняла. Но если написала вам – значит, равнодушным ваши стихи не оставляют
5.Чуклиным
Уважаемые Евгения и Михаил! Благодарю вас за подаренный сборник «Второе дыхание», с интересом внимательно прочитала. Особенно важно для меня то, что вы дали ваш адрес: мне столько подарено книг во время творческих встреч, хотелось бы ответить авторам, которые делятся творчеством и издают свои сборники за немалые собственные деньги, а обратной связи с ними нет никакой!
Вы сами предстали перед нами как такая милая, очаровательная пара творческих людей, пишущих прекрасные стихи, оставили такое теплое, приятное воспоминание. Не удивляет, что вы и сами начали собирать свой клуб, у вас есть для этого все данные. Вот и ваши студийцы, я прочитала, тоже растут в лидеры: Эльвира Балагутдинова - главный редактор газеты «Студенческий вестник»
Немного (коротко) о прочитанном в сборнике.
В стихотворении Аллы Ахметгараевой очень понравились строчки «Всё оживает по весне – рай, / Красота, как на цыганской шали!» Мне показалось, что свежо, оригинально, очень точно.
И в этом же, очень удачном стихотворении : « Изгиб дорог… в тумане растворился». Автор наблюдательный! Туман не скрывает, а уничтожает видимое.
Строку Ивана Бегмы хочу покритиковать ( он не обидится?): «Была ты ланью .Белой, сизокрылой.» Всё же крылатые лани – очень смело, что – то из мифов или сказок, с сизыми крыльями обычно голуби, кстати, белые голуби не сизокрылые, у них крылья черные или пестрые. Наверно, автора «захлестнул» поток эмоций, слова утратили связь с предметным миром.
В стихотворении Любови Беляевой «Взлететь бы мне на крыльях счастья» интересны своей смелостью строки «Мне солнце за руку охота/ Как друга ласкового взять». Картина яркая, живописная, трогает детский космизм. Жаль, что строка «подпорчена» грамматической погрешностью: словом «охота», оно в данном значении не нормативное, требуется «хочется», а уж забота автора стихов вставлять слова в соответствии с ритмикой.
У Лилии Гареевой понравилось мне стихотворение «Пасха». В стихотворении же «Легким дуновеньем ветра…» вся рифмовка требует доработки: в первом четверостишии авто рифмует первую строку с третьей, вторую с четвертой, а в следующем четверостишии рифмует первую строку со второй, третью с четвертой.
Среди представленных Светланой Кузнецовой стихов очень понравилось «Ятебялюблю», особенно строка «Вдыхаю радость, вдыхаю теплоту». Чувствуется. Насколько это психологически верно и испытано самим автором!
О многом и многих еще можно сказать…
Наталья Витальевна
6.Илье Маркову
Илья, в Некрасовке на вашем творческом вечере купила ваш сборник, внимательно прочитала. Отложила книгу на пару месяцев – снова перечла. Пишу второй раз, не знаю, прочли ли вы первое письмо, но, думаю, если не прочли – беда невелика.
Вы образованный начитанный человек, в вашем сборнике есть «переклички» с известными поэтами ( «Безмятежно младенец спал…» - в памяти вызывает стихотворение Пастернака «Рождественская звезда»), по всей вероятности, один из повлиявших на вас – Бродский? Мысль об этом возникла при чтении стихотворения «Настоящее настоящее». Стихотворение «Паук», конечно, заставляет вспомнить Кафку. Вы читали книги ( стихи и прозу, «Настоящие путешественники во времени») Валентины Шуликовской? По – моему, вы знакомы. Стихотворение «Есть мир предельной перспективы…» я хотела бы ей переслать, а еще ключ к венку сонетов.
Очень понравилось стихотворение о снеге «Невесомый, неброский…». Все русские поэты писали о нашем русском снеге. А как писал Петр Андреевич Вяземский об этом! Обилие определенной лексики обращает внимание: неземной, грехи, не кичась, божественный всеискупающий дар. Не захотели избежать рифмы грехи – стихи? Или это было для вас важно – как намек на традиционное решение «снеговой» темы?
Внесение вместе с определенной лексикой и аллюзий, внутренней полемики, перекличек удается вам, например, в стихотворении, тему которого не обошел, наверно, ни один поэт – «Ночное небо…» Тут и Ахматова, и Пушкин (светильник, перо). Конечно, «одним присутствием своим» в русской поэзии и Гумилев, и Мандельштам уже заменяют всякую критику и оценки. Заложены планки, показаны безграничные просторы – что же после этого? Только твори!
Есть в сборнике наш неповторимый город, наш Ижевск, с темнейшими осенними и зимними днями без проблеска солнца, с замороченными бытом прохожими, среди которых не встретишь собеседника , с порой ужасающей галереей масок в общественном транспорте (Босх просто бери и пиши!).
Спасибо за стихи.
Наталья Витальевна
Свидетельство о публикации №216021501736