Их рождения ждут, они ходят по городу...

 Их рождения  ждут,   они   появляются, ходят по городу, исчезают…
      Приезжая в разные  города,  знаменитые  красотой  своей  планировки, архитектурными  памятниками, парками (например, в Санкт – Петербург или  Венецию), мы с удовольствием после  экскурсий  гуляем  по  городу,  еще раз рассматриваем и  фотографируем  достопримечательности, размещаем  фото в соцсетях,  посылаем  друзьям.  По нашему городу  тоже  можно  совершить приятную  прогулку, быть может, немало  нового при  этом  узнать, в том числе и о городских памятниках и необычной (подчас  иронической) городской  скульптуре, узнать,  что  памятники  «ходят»,  как  ни  странно,  по  городу или бесследно  тихо  исчезают,  а также заставляют  горожан  «ждать» своего  рождения.  Пригласим  на эту  прогулку ижевского  поэта  Юрия  Никитина,  автора  поэтического  сборника  «Я ижевчанин», немалая  часть  стихов в этой книге   - о городских  памятниках и новой, необычной  скульптуре.
                Монументальная скульптура украшает любой  город,   она  является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).         На современном этапе развития большое значение для изготовления скульптур приобрел искусственный камень или декоративный бетон. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы.  Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.   Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина, гипс.
    В нашем  городе в советские времена были только солидные  памятники, связанные с монументальной пропагандой: Ленину, Кирову, героям  войны. Они на высоких постаментах, архитектор предусмотрел  соответствующий ландшафт,  цветник, газон, за которым  ухаживали.  Их знают  все  горожане, это:
  -монумент боевой и трудовой славы, посвященной подвигу трудящихся Удмуртии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Площадь 50 лет Октября, 1967г. Авторы: скульптор Б.К.Волков, Г.С.Пономарев, А.Г.Мифтахов, художник Р.К.Тагиров.
-бюст дважды Героя Советского Союза Е.М.Кунгурцева. Площадь 50 лет Октября,1967г. Авторы: скульптор И.И.Козловский, архитектор Л.М.Поляков
-мемориал на захоронениях воинов, скончавшихся в Ижевских госпиталях годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
-мемориал захоронения воинов, скончавшихся в Ижевских госпиталях годы Великой Отечественной войны, Северное кладбище, 1941-1945гг.,1958.
-монумент славы, посвященный боевому и трудовому подвигу ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.  Переулок Дерябина,2,1970.  Авторы: В.И.Лоскутов, Б.М.Балицкий, Л.Б.Аллилуев.
-памятник медицинским работникам - участникам Великой Отечественной войны 1941-1945гг.  Улица Ворошилова, 57, 1988.
-бюст З.Космедемьянской. Улица К.Маркса, 164, 1962г.
-памятник Р.Зорге.  Улица Майская , на территории школы №63, 1970г.
-памятник Т.Барамзиной. Улица Молодежная , 64, 1985г.Авторы: скульптор Б.М.Козлов, архитектор С.А.Макаров
- стела , посвященная врачам Ижевского медицинского института, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.Улица Революционная, 199, 1975.
-Герой Советского Союза медсестра Федора Андреевна Пушина , павшея смертью храбрых в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
-воинам -  металлургам, павшим в ВОВ.  Установлен в мае 1967 году, у проходной Ижевского металлургического завода, у Долгого моста.  Автор проекта художник Жарский П.В.
   -Нагорное кладбище. Памятник павшим. Братское кладбище советских воинов, умерших от ран в госпиталях города Ижевска в годы ВОВ 1941-1945гг.
-обелиск "Карающий меч". Памятник был установлен в 1975 г., когда страна праздновала 30-летие Победы в ВОВ, в честь 313-й стрелковой Петрозаводской дивизии, сформированной в Ижевске на территории парка Кирова летом 1941 года.
   - о  памятнике в честь бойцов 174 - го отдельного противотанкого артдивизиона им.Косомола Удмуртии   (улица Ленина, сквер к\т "Дружба", 1968г.  Авторы: И.В.Керсантинов, А.Е.Добровицкий)  поэт  пишет:
В честь торжества в священный День Победы
В Отечественной той войне Великой,
В которой воевали наши деды
С фашистскою безжалостною кликой
И в честь артиллеристов воевавших,
Чей полк из земляков формировался,
И в честь бойцов, за землю нашу павших,
Чей славный путь в Ижевске начинался,
Сей монумент воздвигли им сыны
Через полвека с окончания войны.
Здесь пушка, путь пройдя свой боевой,
Навечно встала, обретя покой.
Направив ствол свой вверх, на облака
На мирный город смотрит свысока.
   -   Александрийский столп у летнего сада и казначейства  с фигурой  ангела  наверху  многим  ижевчанам  просто  неизвестен, особенно  после  того, как его  «спрятали» за здание  Русского драмтеатра (бывший ДК  «Ижмаш»).
Памятник великому князю Михаилу Павловичу в Ижевске.       В 1852 году на площади Базарная (позднее - Соборная) был сооружен памятник великому князю Михаилу Павловичу, представлявший собой чугунную колонну, наверху которой стоял бронзовый ангел  с крестом в руках. На пьедестале колонны с одной стороны  была надпись: "Незабвенному Генерал - Фельдцейхместеру признательные подчиненные" , а с другой - даты жизни, как звали его августейшие родственники. За что же в далеком от столицы Ижевском заводе был воздвигнут памятник этому князю, прославившемуся, как и его коронованный  брат, страстью к солдатской муштре и ко всему , что касалось военной формы?  Дело в том , что Михаил, как и все другие Михаилы в царской династии Романовых, по установившейся традиции числился генерал-фельдцейхместером, сиреч августейшим  начальником всей российской военной промышленности, а следовательно, был высокопоставленным шефом и  Ижевского оружейного завода. В 1849 году великий князь Михаил Павлович (четвертый сын русского императора Павла I) умер. Вот почему  Николай I пожелал, чтобы в Ижевске был сооружен этот монумент, и сам назначил дату его торжественного открытия  - 8 ноября. Подробный отчет был незамедлительно представлен царю. Командиром Ижевского оружейного завода в то время был генерал-майор артиллерии Кнуст. Средства на строительство памятника были собраны по подписке среди чинов и мастеровых оружейного завода. Техническая документация памятника была разработана заводскими архитекторами под общим руководством главного архитектора  И.Т.Коковихина.       За два года на массивном гранитном пьедестале была смонтированна из чугунных цилиндрических отливок колонна 10 сажен (20,3 метра) увенченная статуей бронзового 3-х метрового ангела с 4-х метровым крестом в руках. (Общая высота памятника 28,3 метра). Памятник впечетлял тщательностью отделки всех деталей и элементов. Старожилы вспоминали, что неспециалист не мог на колонне отыскать ни одного соединительного шва между отливками.       Михайловская колонна была металлической и  один к одному повторила пропорции и декор гранитного Александрийского столпа на Дворцовой площади. Михайловская колонна Ижевского завода с вензелем Александра I является памятником триумфальной победы Росси в Отечественной войне 1812 года, ижевский завод выпускал оружие в Отечественную войну. Ижевскую колонну окружала ажурная решетка из металических копий и стволов старинных пушек. Стволы пушек были направленны в землю - символ победы над Наполеоном. Ижевская ограда из пушек - это характерный  триумфальный петербургский мотив. Например, трофейные турецкие пушки, жерлами направленные вниз, окружают Преображенский собор северной столицы.       В советское время ( в 1918 году) памятник был разрушен. Восстановлен 4 ноября 2007 года.  Общая высота колонны 19 метров. Облицовка тела колонны выполнена ярусами, каждый состоит из трех 120-градусных сегментов. На высоте 3 метров после постамента колонна уходит на конус, диаметр меняется с 1,6 на 1,3 метра. Вес одного сегмента от 140 до 180 кг. Последний, десятый ярус - цельный. Также из сегментов выполнена база колонны в форме кольца. Все элементы, включая облицовку постамента и пьедестала закреплены по технологии: сухим способом, на анкерах, без применения раствора.
Сан - Петербургу младшим братом
Ижевск стал много лет назад.
Здесь купола сусальным златом
Собора Невского горят.
Архитектуру улиц длинных,
Прямолинейных, как строка,
Купечество домов старинных
Хранит годами Иж - река.
Здесь летний сад зовёт прохладой,
Шуршит листвой в саду тропа.
Здесь гладь пруда ласкает взгляды,
Здесь отдыхающих толпа
И младший брат стоит здесь рядом
Александрийского столпа.
Мастеровые с опытом,
С руками золотыми.
Наполнены степенностью,
Глядят на новый век-
Им нынешние ценности,
Как прошлогодний снег,
Лишь жил бы в современности
Рабочий человек.
Вторую сотню лет стоит
На плотине завода
И молча, вдаль пруда глядит,
Он словно ждёт кого-то.
Чугунный чёрный пьедестал,
Сам бронзой отливает.
За много лет он не устал,
Он тайну жизни знает.
Не скуки ради он пришёл
Дорогой многомильной.
Он на Иже завод возвёл
Большой, сталеплавильный.

- памятник Ижевским оружейникам.  Такого памятника нет нигде в мире. Есть памятники отдельным конструкторам,  но чтобы памятник профессии оружейнику - такое впервые. Открыт памятник 4 августа 2007 году. Автор композиции из двух оружейничьих фигур высотой под 3 метра, отлитые в бронзу - ижевский архитектор Павел Медведев. Создатель взял образ работяг с подлинных фотографий умельцев Ижевского завода. Лучшим оружейникам полагался тогда специальный кафтан, трость и цилиндр, очертания которых можно лицезреть и на новеньком памятнике. Вес композиции почти 4 тонны, а для придания образа старины глубокой, т.е. для эффекта "состаренности", памятник покрыт специальным патинированием. Монумент стоит на гранитном постаменте на крутом спуске к оружейному заводу, с которого началась столица Удмуртии. ( За ДК "Ижмаш".) На памятнике  установлены таблички во славу и в память о великих оружейных конструкторах - Калашникове, Никонове, Ярыгине, Драгунове, и о не менее великих директорах "Ижмаша" прежних лет - Белобородове, Ионове, Палагине. Территория, где стоит памятник, получила название Площадь оружейников.
- памятник Андрею Федоровичу Дерябину  в  Ижевске.       На плотине Ижеского пруда против старинной заводской башни на высоком постаменте - бюст человека в мундире александровских времен, с орденом Анны на груди и лентой через плечо. Сделанная вычурной вязью надпись гласит: "Обер-берггауптман Андрей Федорович Дерябин, строитель Ижевского оружейного завода".       Имя А.Ф.Дерябина (1770-1820), выдающегося горного деятеля и инженера начала прошлого столетия, золотыми буквами вписано в историю русской технической мысли и отечественной промышленности.       Сын сельского священника, Дерябин родился в самом сердце Урала, в Верхотурском уезде. Рассказы бывалых горщиков и рудознатцев о несметных сокровищвх, таящихся в недрах Каменного пояса, заронили в душу любознательного мальчика глубокий интерес к естественным наукам. Вот почему после окончания Тобольской духовной семинарии он не пошел по стезе отца, а отправился в Петербург, где поступил в 1787 году в горное училище. Окончив его в 1790 году с чином шихтмейстера ( младшее инженерное звание в XVIII в. соответствовало военному чину прапорщика), Дерябин проходил службу на Нерченских горных заводах, а затембыл направлен для усовершенствования а заграничную командировку. Знакомство с постановкой дела на рудниках, заводах и фабриках Германии, Франции и Англии расширило кругозор молодого инженера, обогатило его технические и административные познания.       По возвращению на родину Дерябин быстро выдвинулся благодоря своим обширным знаниям и способностям. В 1798 году его назначают членом Берг-коллегии, высшего государственного учреждения, ведавшего поссийской промышленностью. Он выполняет ряд ответственных правительственных поручений, инспектируя заводы и рудники, возглавляя экспедиции и т.п. В 1801 году Дерябин  был назначен главным начальником Гороблагодатских, пермских и Камских (Воткинского и Ижевского) заводов и управляющим Дедюхинскими соляными промыслами. Лично ознакомившись с состоянием вверенных ему заводов и найдя их в совершенном упадке, обер-берггауптман (высшее звание горного инженера, равное генральскому в военной службе) Дерябин подал правительству обстоятельную записку , в которой предлагал провести целый ряд преобразований в управлении горной промышленностью. Эти предложения легли в основу утвержденного в 1806 года нового "Горного положения".       Нарастала военная угроза со стороны наполеоновской Франции - и русское правительство приняло решение создать, кроме уже имевшихся Тульского и Сестрорецкого оружейных заводов , еще один оружейный завод - на Урале.       Среди поданных правительству планов предпочтение было отдано плану А.Ф.Дерябина, который предложил построить оружейный завод на базе существовавшего с 1760 года железоковательногозавода на реке Иже.
       10 июня 1807 года торжественным открытием Оружейной конторы было положено основание заводу.
       В 1810 году прежняя Берг-коллегия была реорганизована в Департамент горных и соляных дел. Дерябин был назначен его директором. С 1812 по 1816 год А.Ф.Дерябин был деректором Горного кадетского корпуса В Петербурге,  готовил кадры для отечественных предприятий. Выйдя в отставку по состоянию здоровья, Андрей Федорович скончался в Гомеле 26 июля 1820 года.
       На бронзовой доске , помещенной на тыльной стороне пьедестала, указано, что монумент "сооружен в память столетия Ижевского оружейного завода 10 июня 1807 года - 10 июня1907 г."       В день 195-летия основания Ижевского оружейного завода, 11 июня 2002 года, из Толгского монастыря Ярославской  области прах основателя завода Андрея Федоровича Дерябина перевезен в Ижевск.       Памятник Дерябину является одним из старейших памятников в Ижевске.
     Об истории города – завода  повествует  горожанам и скульптура  «Ижик»,  она  задумана с юмором и душевной  теплотой,  изображает подростка – мастерового:
Кафтан ему великоват
И он об этом знает.
Полой, опущенной до пят,
Он землю подметает.
Он твердо верит, что потом,
Когда он повзрослеет,
Он, как завещано отцом,
Стать мастером сумеет.
   С  рабочей  историей  нашего  города – заводского  поселка  тесно  связано и появление скульптур, изображающих  людей  труда, например,  электрика. Известный ижевский скульптор Сергей Бугруа ночью на Хэллоуин - 1 ноября 2013 г. установил очередную скульптуру из цикла Горожане.   Называется она "Электрик и воробьи" и находится на улице 10 лет Октября.
Теперь на долгие года,
Хоть лето, хоть зима,
Пока течёт по проводам
Электроток в дома,
Ему здесь на столбе висеть
И сверху вниз на жизнь смотреть.
  Эта  скульптура  теплая, близкая, почти  семейная,  потому  что рабочий  на  столбе  кормит  воробьев!   

- танк и боевая машина в сквере у Дворца детского творчества.        В Ижевске есть свой памятник Иосифу Сталину! Танк весом 46 тон, под названием ИС-3, установлен на площадке у Дворца Пионеров.       Военный танк «Иосиф Сталин» в сквере у дворца детского и юношеского творчества (Дворец Пионеров). Его привезли из воинской части в Пугачево, где военная техника использовалась в качестве тягача. После июньских взрывов в части танк серьезно пострадал. По инициативе главы администрации Ижевска Дениса Агашина технику вывезли на один из заводов и реконструировали. 46-тонный танк с помощью двух кранов установили прямо напротив входа во дворец. Он станет по истине «народным» памятником: дети смогут спокойно ползать по нему. По задумке сити-менеджера, «Иосиф Сталин» — это первый экспонат «парка советского периода». В дальнейшем на площадке около дворца юных появятся еще несколько образцов военной техники, а также ретро-автомобили ижевского производства, автоматы с газировкой и прочие атрибуты советского времени.Примеров  подобного  использования  настоящих  боевых  машин много в Европе, ведь  и  Польшу,  и Чехию, и Австрию освобождали  советские  войска на  самых  лучших  для  того  времени  танках.  С детства знакомы  многим  ижевчанам старшего  поколения  песни  о  танкистах, об этом написал в стихотворении Юрий  Никитин:
«Броня крепка и танки наши быстры»-
Мы с детства это осознать должны.
Врагов мы не подпустим и «на выстрел»-
Надёжная защита у страны.
Мы впитываем с детства дух бойцовский,
Творим, изобретаем для страны.
В душе храним всегда завет отцовский,
Что те сильней, кто духом в раз сильны.
Мы не агрессоры и мы не оккупанты,
Нам нужен мир и нам не нужен страх.
Мы созидатели и мы не диверсанты,
Мы славим мир во всех своих делах.
Мы вырастем, как древние атланты
И мир удержим на своих плечах.
-монумент  Дружбы  народов   "Навеки с Россией".       После взятия Иваном Грозным Казани удмурты попросили русского подданства. Присоединение земель южных и северных вотяков произошло в 1558 году.       В июле 1958 года Удмуртия торжественно отмечала 400-летие добровольного вступления в состав Русского государства.  Эту нерушимую дружбу и братство решено было увековечить монументом.       Авторы - московский скульптор А.Бурганов, архитектор Р.Топуридзе, инженер Е.Бисноватый совместно с удмуртскими художниками С.Кузьминым, П.Семеновым и В.Табахом - метко озаглавили свое произведение "Навеки с Россией".       Монумент был открыт 26 июня 1972 года. Он представляет собой две параллельно стоящие 48-метровые стелы, выполненные из нержавеющей стали и олицетворяющие два народа. Стелы соединяются ажурным скульптурным рельефом. Составляющие его три самостоятельные композиции отражают этапы совместной истории народов-братьев: начало пути, созидательный труд, защиту Отечества, дружбу.       Две женские фигуры в русском и удмуртском национальных костюмах, олицетворяющие Россию и Удмуртию, высоко поднимают полотнище знамени, трепещущее на ветру.  С другой стороны монумента в просвете между стелами размещен вертикальный геральдический рельеф с рядом символов нашей республики. Все скульптурные детали выполнены из красной, местами позолоченной  меди и эффективно контрастирует со спокойной гладью серых стальных стел-пилонов.       На боковых крыльях пилонов написано на удмуртском и русском языках: "Слава великой братской дружбе русского и удмуртского народов".       От монумента к набережной пруда ведет просторная лестница. У монумента Дружбы народов есть народное название - "Лыжи Кулаковой".  Сложилась традиция ,  монументу приезжают свадебные кортежи.  был  очень  необычным  ансамблем для  нашего  города, потому  что архитектурное  решение охватило весь крутой  берег  пруда, украсив  его  газонами, лестницами. «Дружба народов» (также употребляется название «Навеки с Россией») — монумент, посвящённый 400-летию вхождения Удмуртии в состав России, открытый в 1972 году. Символ столицы Удмуртской республики — города Ижевска — и всей республики в целом.  Монумент облицован нержавеющей сталью и имеет внушительную высоту — 46 метров. Между двумя пилонами, символизирующими Удмуртию и Россию, располагается множество позолоченных металлических рельефов, изображающих жизнь рабоче-крестьянского народа[2]. Расположен монумент на берегу Ижевского пруда, к которому спускается широкая вымощенная желтым камнем лестница. С другой стороны к нему идёт пешеходная дорога, вымощенная плиткой и отходящая от Центральной площади Ижевска.   На правом и левом пилонах, в нижней части на двух языках (русском и удмуртском) написана фраза «Слава великой братской дружбе русского и удмуртского народов».   В 1958 году в рамках празднования 400-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав России встал вопрос о сооружении монумента, который бы символизировал дружбу удмуртского и русского народов. В этот же год был заложен символический камень, который располагался в том месте, где сейчас находится Доска почёта.  К проектированию монумента приступили лишь в конце 60-х годов.  Изначально предполагалось, что высота монумента составит 52 метра, и на нём будут изображены четыре скульптурные композиции: «Мир», «Труд», «Равенство» и «Современность». Но согласно требованиям авиации СССР на сооружениях выше 50 метров обязательно должны были стоять предупреждающие огни, которые портили бы общий вид сооружения. Поэтому решено было убрать один горельеф («Современность»), благодаря чему высота снизилась до 46 метров. Кроме того, изначально в проект были включены две дополнительные невысокие стелы, которые составляли бы с монументом единое целое. Предполагалось, что они будут украшены цветными мозаиками из смальты, посвященными истории Удмуртии. Но, несмотря на то, что чертежи были утверждены в Москве, денег на сооружение стел в итоге не хватило.  Монумент имеет неофициальное название «Лыжи Кулаковой», так как по форме напоминает поставленную вертикально пару лыж и был открыт незадолго до того, как прославленная лыжница, жительница Ижевска, Галина Алексеевна Кулакова   В 2008 году к празднованию 450-летия вхождения Удмуртии в состав Российского государства была проведена реконструкция монумента и окружающей его площади, появилась подсветка памятника в тёмное время суток.   Как  водится,  городской  фольклор  не оставил  без  внимания  появление такого большого  по площади архитектурного  ансамбля, соединив  его  появление не с дружбой народов, а с  именем  самой   знаменитой, прославившей Удмуртию спортсменки, хорошо  известной своим  трудолюбием и волей к победе – Галиной  Кулаковой, об этом  знает и коренной  ижевчанин  полковник в отставке Юрий  Никитин:
…памятник родился,
Он в небо стелами стремился.
Две стелы - «лыжи Кулаковой»-
Прозвал народ в один момент
И горд стоит, названьем новым,
Ижевский этот монумент!
- памятник Трокаю Борисову на улице Коммунаров. Памятник одному из основоположников удмуртской государственности – Трофиму Кузьмичу (Трокаю) Борисову был торжественно открыт 5 октября 2012 года на улице Коммунаров.  Идея установки этой городской скульптуры принадлежит ассоциации «Удмурт кенеш». Авторами скульптуры стали Виктор Овчинников и Геннадий Кутлыбаев. Гранитный памятник высотой более трёх метров установлен в сквере напротив Дома радио.  Трофим Кузьмич Борисов (Трокай Борисов) (1891-1943), врач по профессии, ученый-филолог, этнограф, публицист, общественный деятель.  Трокай Борисов много сделал для создания государственности республики, просвещения своего народа. В тяжёлых условиях гражданской войны, нищеты и разрухи Вотский комиссариат развернул культурно-просветительскую деятельность в среде удмуртского населения. В июне 1920 года, по инициативе комиссариата и Трокая Борисова, состоялась 1-я Всероссийская конференция коммунистов-вотяков. На конференции было принято решение об организации Вотской автономной области.   Для реализации этого решения Трокай добился встречи с Владимиром Лениным, и 4 ноября 1920 года декретом ВЦИК была учреждена государственность удмуртского народа. Вера в будущность удмуртского народа, желание работать «по поднятию политического и культурного уровня вотского населения», развивать его национальное самосознание руководили помыслами Трокая Борисова в течение всей его жизни.  Интересные факты: 14 января 1933 года Борисов наряду с Кузебаем Гердом и другими представителями удмуртской интеллигенции был арестован, вновь исключен из партии и осужден по печально знаменитому делу «Союза освобождения финских народностей» («СОФИН»).  Трофим Борисов сидел в Иркутском централе, с 1936 года отбывал заключение в Алма-Ате, с 1938-го – в Кустанае. В 1940 году был вновь осужден. Отбывал наказание на Малгобекском свинцовом руднике. Умер в Актюбинском лагере НКВД 4 июня 1943 года. Реабилитирован посмертно в 1988 году.
Он государственность Удмуртскую
В двадцатом веке основал
Всех вотов он на конференцию
В году двадцатом созывал.
Тогда Удмуртской автономией
Весь вотский люд был очень рад.
Тогда, увы, для экономии
Вручать не думали наград.
Трокай Борисов, как и многие,
Вдруг революции стал враг.
Увы, порядки были строгие-
Он в тридцать третьем взят в ГУЛАГ.
Убив его, страна жестокая
Сама спустила красный флаг.
- памятник М.Т. Калашникову в музее
В музее оружейника, известного повсюду
Михайлу Тимофеичу памятник стоит.
Его все знают в мире и точно не забудут,
Пока воюют люди, пока огонь горит.
Он создавал оружие, чтоб дать защиту миру.
Конструкцию продумывал навеки, не спеша.
Для всех бойцов надежда, на радость командирам-
Нет безотказней в свете родного «калаша».
Не каждому герою при жизни монументы,
Музеи именные сограждане дают,
Но генерал Калашников стал оружейным центром
И менестрели славу восторженно поют.
Россия величавая георгиевскою лентой
Со звёздами Героя благодарит за труд.
    Обозначено (стелой) место  для памятника М.Т.Калашникову рядом с первым  корпусом технического  университета  его  имени. Ждем рождения.
                Приятно, что в нашем  городе никто не свергал с пьедесталов ни Ленина, ни Кирова (он сам тихо  и незаметно «ушел» с постамента у магазина напротив кинотеатра «Дружба»). Быть может, это общая лояльность жителей города, которого пока  не коснулась межнациональная рознь, быть может, скудость и трудности быта, требующие  выживания и не позволяющие думать о памятниках, но сохранение    и бывшим  вождям – историческая  память.
Теперь стоит на пьедестале
Советской улицы вожак,
Чтобы все видели и знали,
Что он советовать мастак.
Его характер из гранита,
Он убеждает без труда.
Дорогу в коммунизм открытой
Он держит для людей всегда.
Памятник В.И.Ленину в Ижевске  был первым памятником , установленном в Ижевске в годы Советской власти, был небольшой , отлитый из чугуна или бронзы, бюст Ильича на деревянном, окрашенном под мрамор постаменте. Он был сооружен в 1926 году, вскоре после смерти В.И.Ленина, и стоял на площадке лестницы, спускавщейся от Советской улицы в сторону заводской плотины.  Небольшой бюст на постстаменте, расписанном под мрамор , огибали с двух сторон дробные по форме марши лестницы. Характер установки памятника свидетельствовал  о расчете на восприятие его массами рабочих, возвращающихся со смены. В 1946 году обветшавшая деревянная лестница уступила место существующей ныне металлической - и памятник пришлось снять. Тогда было решено соорудить в столице новый памятник. За выполнение  проекта взялся известный советский скульптор, лауреат Государственных премий П.П.Яцыно в содружестве с архитектором Л.Н.Кулага. Стремясь  показать Ленина-вождя и человека, ваятель сознательно избегает мелочной детализации, его изобразительный язык лаконичен. Фигура Ленина, несмотря на спокойную, естественную позу, полна большой внутренней силы, страстного порыва. Хорошо гармонирует со статуей такой же простой и строгий пьедестал из красного и черного гранита (архитектор Л.Кулага) . Единственным украшением его служит бронзовый валик в виде венка из цветов, перевитых лентой с удмуртским национальным орнаментом.       Киевский завод художественного литья произвел отливку бронзовой статуи Ильича, подмосковный Мытищинский завод изготовил пьедестал. 20 июня 1958 года , в день празднования 400-летия добровольного присоединения Удмуртии к России, памятник был торжественно открыт.
       В начале перестройки наш серый унылый город ВПК «потеплел», ожил, и памятники появились новые, другие, совсем иной тематики. Очень  радует, что в первую  очередь  появились памтяники, связанные с культурным  наследием, в том  числе  подаренный  городу  памятник Ломоносову рядом с большой современной  новой межвузовской  библиотекой.
В университетском городке
На улице зеленой
Среди деревьев в холодке
Стоит себе учёный.
Он академик и поэт,
Науки основатель.
Стоит, с улыбкой смотрит вслед
Семье студентов- братьев.
Он - Ломоносов. Он велик!
Художник и мыслитель.
Он прославлял родной язык,
Он - россиян учитель.
   Эти  новые монументы  меняют  облик  города: например, памятник Пушкину окружен колоннадой, он  создал новое пространство, у него собираются жители на поэтический праздник 6 июня, и это  совсем ново для ижевчан: и поэтический праздник, и на площади, а не в библиотеке или в университетской аудитории.
Любовью к жизни он пылал,
Был декабристам братом.
Он – Пушкин. Его знает свет.
А русские метели,
Осенний Болдинский рассвет
Ему романсы пели.
Он был убит в расцвете лет
Дантесом на дуэли…
      В ряду литературных памятников   и Санчо Панса с Дон Кихотом ( стояли  первоначально  у кафе   «Каньон», а потом  «ушли»  в другой район  города), и многие другие памятники в городе.  Радует появление памятника литературным  героям, это ставит наш  город в один ряд с  крупными  центрами культуры в мире: памятники Дон Кихоту есть  в Испании (четыре, в том числе у подножья памятнику Сервантесу  в Мадриде), в  Бельгии  (в Брюсселе копия памятника в Мадриде), на Кубе ( в Гаване),  в Мексике ( в Гуанохуато),  в Болгарии (Габрово), В Грузии. В России,  помимо  Ижевска,  они  есть  в Москве,  Донецке, Омске.
    Есть  памятник литератору, одному из  создателей  удмуртской  литературы - памятник Кузебаю Герду на площади перед зданием Арсенала. Мемориальная доска на Советской улице в Ижевске.  Реабилитирован в 1958 году, но и после официальной реабилитации в 1960-70-е годы имело место предвзятое, обусловленное идеологическими догмами партийного руководства Удмуртии, отношение к его творчеству. Объективная оценка значимости жизни и деятельности Кузебая Герда, признание по достоинству его заслуг состоялось лишь в 1980-90-е годы.  Именем поэта названа улица в Ижевскe. Создана Национальная гимназия имени Кузебая Герда.  В 1998 году, в год столетия поэта, был открыт его дом-музей.    В 2000 году Национальному музею Удмуртской республики присвоено имя Кузебая Герда. 2 ноября 2005 года рядом с музеем был торжественно открыт памятник. Установить памятник - значит признать заслуги, вписать зримо и навечно имя в историю края, чтобы каждый проходящий мимо понял, что это действительно краеугольный камень национальной культуры. А место было выбрано знаковое, в официальном центре столицы республики: рядом с президентским дворцом, зданиями Правительства и Госсовета, у главного входа в дореволюционный Арсенал, ныне - Национальный республиканский музей, который носит имя К. Герда как первого директора и собирателя начальных этнографических коллекций.Бронзовый монумент на яшмовом постаменте был торжественно открыт накануне празднования 85-летия удмуртской государственности. Перерезали ленточку Президент Удмуртии Александр Волков, глава Правительства Юрий Питкевич и спикер Госсовета Игорь Семенов. После того, как спало покрывало, Кузебай Герд предстал сидящим в момент лирического вдохновения. «Глядя на памятник, я удивленно отмечаю: не надо торопить события, - начал речь Президент Удмуртии Александр Волков. - Жизнь сама нашла это место и это время». Путь к памятнику шёл от столетнего юбилея Герда, торжественно отмеченного республикой в Ижевске и Москве, через реконструкцию монумента у Вечного огня и аллеи Героев к значимой дате - 85-летию удмуртской государственности.В этом году в издательстве «Удмуртия» вышел шеститомник произведений К. Герда (составитель - Фома Ермаков). Свершилось многое из того, о чём мечтал Герд. Удмуртский этнос не растворился в других народах России, но вместе со всеми живет и развивается. Президент назвал Герда «солнцем удмуртской поэзии», а попытку вычеркнуть его из истории удмуртского края - неудачной. «Теперь это будет местом поклонения», - считает он. На торжественном открытии памятника выступили со словом о Герде Председатель Госсовета Удмуртии Игорь Семенов, глава Правительства Юрий Питкевич, президент «Удмурт кенеша» Валентин Тубылов, ученые.  «Заказ от Правительства Удмуртии поступил неожиданно, предполагались короткие сроки выполнения. Год сочинял, три месяца лепил, - говорит скульптор, заслуженный деятель искусств Удмуртии Анатолий Аникин. - Я начинал с концепции «непокоренный поэт». Но потом от политического подхода отказался. Решил, что поначалу, а надеюсь, что это не последний памятник Герду в Удмуртии, его лучше сделать лириком, поэтом, романтиком. Я «схватил» его в тот момент, когда его творческая сила била ключом и он еще не знал, какая жестокая судьба его ожидает». Архитектор Виталий Яковицкий поддержал и развил идею скульптора. «Мы хотели, чтоб фигура не была огромной, а соразмерной человеку, чтоб к ней можно было подойти пообщаться. Для удобства посетителей к памятнику подводит несколько ступеней». Вокруг имени Герда сломано немало копий. Сейчас споры позади. Его творчество и яростное, беззаветное служение родному народу стали символом человеческого и гражданского героизма. Он не сломился там, где ломались другие, заслужив этим себе долгую и трепетную память. Абсурдные ярлыки, которые ему приписывали сталинские службисты, развеялись. Однако вопрос о том, чем отличается национализм от деятельности по сохранению и развитию «малых» народов многонациональной России, остался актуальным. Не успели памятник открыть как к нему поспешили желающие сфотографироваться «на фоне Герда». А как выглядит наше сообщество «на фоне Герда», изменилось ли оно с той поры, усвоило уроки прошлого? Открытие этого памятника говорит о том, что мы сделали ещё один шаг в сторону того удмуртского государства, о котором мечтал когда-то знаменитый удмуртский поэт.
 Перед  этим  памятником в День  города  собирались  поэты и читали  свои  стихи, но  традиция, к сожалению,  не укрепилась, неплохо  было бы к ней вернуться.
Облако печальное кружит в небе чистом
И закат торжественно блещет краской алою.
Сын Прикамья милого, что в лесах заброшено,
Он детей Удмуртии всей душой любил.
Книги и учебники новые, хорошие
И стихи прекрасные детям он дарил.
Террористом названый по доносу подлому,
Был он арестован, но не позабыт.
Как шпиона вражьего и врага народного
Расстреляли нехристи, потерявши стыд.
Облако печальное кружит в небе огненном,
А на этой площади памятник стоит.
      Конечно, в этот список так и  «просится»  памятник  Чайковскому. Думаю, он  будет. 
        Любопытны  многочисленные  примеры «хождения»  памятников по  городу. О  некоторых примерах мы уже упомянули. Есть и другие.  Несмотря  на их немалые  размеры    скульптур, горожане  не  всегда на это обращали  внимание.  Так, памятник  участникам  ликвидаций  техногенных катастроф  создан  был   на высоком постаменте, окружен площадкой и небольшим сквером,  но  сам  характер скульптуры был новым, авангардистским  и вызвал в городе споры.   Интересно, что именно новые памятники  не сразу находили себе место и   «передвигались», например,  монумент  чернобыльцам   перенесли от остановки «Переулок Широкий»   на небольшую площадку  на углу  улицы Кирова.  Перешел  от арочных ( тогда) ворот парка  Кирова в глубь парка, на центральную аллею, памятник  Кирову, и многие это просто  не заметили.   Когда – то стоял  у кинотеатра «Колосс»  памятник  Ивану  Пастухову,  давно  обосновавшийся  на улице Красногеройской (кстати, совсем скрытый  разросшимися  голубыми елями).      
       Совершенно  особый памятник,  который также  может  быть  отнесен к примерам  монументальной  пропаганды, – православным  святым, ставшим символом  любви  и верности – памятник Петру  и  Февронии.  Ничего  подобного в нашем  городе  не было, даже представить себе нельзя было  памятник канонизированным  святым.  Пётр и Феврония — русские православные святые, они   почитаются в России как покровители семьи и брака. Их супружеский союз считается образцом христианского брака. Вряд  ли  всем горожанам хорошо  известна эта трогательная, полная  жизненных подробностей история любви князя  и  простой девушки, поразившей его разумом и вещим знанием. В древнерусской литературе есть повесть   о них,  одна из вершин древнерусской литературы XVI века. Составил её в связи с канонизацией Петра и Февронии по заказу митрополита Макария некто Ермолай Прегрешный.   По мнению исследователей, в произведении объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. По легенде, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он был вынужден жениться на ней.  Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.  В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.  В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.  Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.  Празднование  памяти  Петра  и Февронии часто противопоставляется  в прессе   хорошо  принятому в молодежной  среде Дню святого  Валентина  как  неправославному  и чуждому нашей  общеславянской  истории и  культуре.   Памятник  Петру и Февронии  стоит у самого красивого собора в нашем городе, гордости  горожан – у собора Свято – Михайловского, интересно, что супруги помещены  скульптором в ладью, и метафора «плыть по жизни» так и просится зрителю в  память.
     Сохранились  от советских  времен не представляющие большой  культурной ценности    монументальные скульптуры, которые зато представляют  историческую  ценность, являются  свидетелями  иных, забытый  теперь  стилей.  В их числе  скульптура студента с моделью  атома  в поднятой  руке,  она   получила у горожан  название  «Вечный  студент».  Была же она  типичным  представителем монументальной пропаганды. Быть может, официозный  характер  и  побуждал  озорников, уже получивших  дипломы, ежегодно непонятным образом  взбираться  и надевать  на скульптуру  трусы.
Почти полвека здесь стоит
Студент на постаменте-
Сегодня он одет в гранит
И служит монументом.
Наук он много изучил,
Когда был человеком.
Диплома он не получил,
Окаменев на веки.
Он мирный атом бережёт,
Покой наш охраняя.
          Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы 10–8 тыс. до н.э. Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас). Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой (соборы романские и готические). В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.). Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени. Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры. Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.   Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.
          Неотъемлемой частью современных городских ландшафтов являются  новые  памятники. Они есть сегодня практически в каждом городе. Одни воздвигнуты в честь известных и выдающихся людей или событий, а другие… заставляют улыбнуться.   К примеру, в Красноярске появилась бронзовая скульптура, изображающая мужика, подпирающего плечом фонарный столб. Он получил прозвище "дядя Вася-пьяница". У ног бронзового алкоголика застыла собачка…  В Томске сооружена говорящая скульптура волка. На брюхе можно нажать кнопку, и зверь изречет: "Щас спою!" Предполагается, что вскоре рядом должны появиться также медведь, лиса или обезьяна со спрятанным внутри компьютером и скрытой камерой. Стоит подойти мужчине или женщине с сигаретой, как зверюга заголосит: "Дурак (дура), бросай курить, пока не поздно!" Автор памятника — известный томский скульптор Леонтий Усов, причисленный Кембриджем к числу выдающихся художников и дизайнеров ХХ века… Символами различных населенных пунктов стали "курский соловей", питерский "чижик-пыжик", "казанский селезень", "урюпинская коза", "тамбовский волк"… В Перми установлен бронзовый овал с большими ушами — не для навешивания лапши, а для туристов, желающих всунуть туда свое лицо и сфотографироваться, "породнившись" таким образом с пермяками, известными своим прозвищем "солены уши"… Кстати, по легенде, прозвищем этим жители уральского города обязаны расположенным поблизости знаменитым соликамским приискам. Добытчики соли носили ее в мешках на спине, она попадала на уши, отчего те становились большими, красными и, конечно, "солеными" …Неоднократно "прототипом" для памятников становилась популярная русская закуска. Так, в Москве есть памятник, посвященный плавленому сырку "Дружба", очень распространенному в советское время, в Ижевске — наколотому на двухметровую вилку пельменю, а в новгородской Ильмени — картошке… В подмосковном районном центре Луховицы воздвигнут монумент, посвященный соленому огурцу. Огурцы здесь растут действительно отменные и вкусные…Сочинцы к Олимпиаде соорудили не только бронзового сантехника "дядю Васю", вылезающего из канализационного люка и прозванного любовно "Михалычем" (говорят, в честь бывшего директора местного ЖКХ), но и "коня в пальто" из известной присказки. Только пальто на животное не стали напяливать, а представили его вальяжно развалившимся на скамейке… Вся композиция сооружена из… кусков водопроводных труб. Конь весело скалится на прохожих, держа в прокуренных зубах трубку, напоминающую, разумеется, о том, что капля никотина может убить и лошадь… Самарцы, как и сочинцы, также обратились к теме жилищно-коммунального сервиса. На проходной старейшей в стране Самарской ГРЭС появилась композиция — радиатор и подоконник с греющейся на нем кошкой… Таким необычным способом в городе отметили 150-летний юбилей батареи — в 1855 году русский немец итальянского происхождения Франц Карлович Сан-Галли изобрел первый отопительный радиатор…В подмосковных Мытищах, где когда-то был построен первый на Руси водопровод, в небо упираются три гигантских водопроводных крана. Правда, вода из них не течет… Как тут не додуматься до того, чтобы увековечить столь приметную часть тела при помощи памятника? Правда, первоначально памятник решили воздвигнуть… экономическому кризису. На конкурс макетов были представлены: свинья в корсете, тощая корова, зонтик, бабуся с веником, грабли, золотая рыбка с корытом, хищные челюсти… Но, как решило авторитетное жюри, победило именно изображение "пятой точки" с растущей из нее розой! Новый памятник будет установлен в одном из московских бизнес-центров.  Как видим,  процесс этот общий и отражает какие – то, быть  может, еще не до конца нами осознанные  перемены в жизни.      
          В перестроечные времена появилось большое количество иной скульптуры, неформальной, часто шутливой, иносказательной (крокодил), теплой, домашней (коза), тесно связанной  не просто с историей,   а  с  городскими легендами. В  скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.  Пройдемся  вместе  с поэтом  Юрием  Никитиным  и посмотрим на новые  городские  скульптуры,   не все горожане  знают весь  этот  список.
       Памятник пельменю. Я просмотрела список необычных   скульптур, установленных в Москве, и из еды нашла только памятник плавленым   сыркам.  У нас установление скульптуры пельменя совершенно  обосновано и горожанами  одобряется.  В октябре 2004 года Алексей Шкляев и арт-группа «Археоптерикс» в рамках семинара «Современной городской скульптуры» проекта «Ижевск - Культурная столица» установили напротив кафе «Позимь» трехметровую вилку, увенчанную пельменем. Как выяснили впоследствии федеральные СМИ, этот памятник «мучному изделию в виде уха» (удм. - пельнянь) - первый в России.  Предполагалось, что «насыщаться» городское пространство будет памятниками двух видов: в форме пельменя, насаженного на вилку, и в форме пельменя, лежащего на земле, но эти планы удалось претворить в жизнь только отчасти.  Честь быть главным «пельменизатором» Ижевска принадлежит  Алексею Шкляеву, художнику по образованию, зарабатывающему на жизнь продвижением разнообразных культурных проектов.
Нам пельмени всем известны-
Их готовили семьёй:
С папы - фарш, а с мамы - тесто,
Брат лепил вдвоём со мной.
Нам пельмени всем известны-
Их готовили семьёй:
С папы - фарш, а с мамы - тесто,
Брат лепил вдвоём со мной.
  Эту  тему продолжает и парная  скульптура у кафе, о которой пишет  ижевский поэт  Юрий  Никитин:
Гурманами, обжорами Удмуртия не славится-
Не любят толстозадых здесь, пузатых богачей.
Рабочий люд по скорому обедает, не чванится
И, пообедав кашею, к станку бежит скорей.
А тут вот понаехали буржуи недобитые,
Японские, , пузатые, как спелый ананас!
Стоят пивными бочками, отрыгивают сытые
И смотрят на рабочий класс прищуривая глаз!
Обжоры ненасытные, они готовы сутками
Без перерыва длинного всё вкусное сожрать
И в каждое мгновение и с каждую минуткою
У них одно желание: жевать, жевать, жевать!
Но, если по серьезному и без усмешек с шутками,
Всем хочется у лакомства быстрее пробу снять.
      В 7 км от Ижевска установлен памятник лосю. 3-метровый бетонный лось, установленный более полувека назад на тракте, идущем в город с Севера. Перед выходными днями к памятнику лосю выстраиваются целые очереди. За полувековое существование он стал носителем определенных традиций.  Это местечко облюбовали молодожены: считается, что если жених закинул букет на рога монументу, то сам будет лишен этого украшения.   Самое известное место паломничества для молодоженов, всё верно. Обычно им заканчивают езду по 7 мостам, т.к. рядышком есть мост удобный очень через болотистую местность,   есть  куда  машины  поставить, невесту пронести.  За годы  кафе  рядом со  скльптурой  разрослось с пары столов до большого кэмпинга с беседками, фонтаном, сценой.
      9 июня 2006 года была открыта ироническая скульптура "Коза".Скульптура установлена в парке "Березовая роща".
Появление скульптуры - дань историческому прошлому города.Более 100 лет назад этот парк был зоной, где отдыхали рабочие ижевского завода, но затем, по мере расширения городского строительства, поблизости были построены частные дома, жите   Он получил название "Козий парк". Скульпторы Дмитрий Постников и Александр Суворов, создатели «Козы», признались, что творили без натуры, образ сложился сам — из подшипников, крышек газового бака и рессор-всего 150 килограммов металлолома. Дереза сварена из обрезков, обломков, кусочков арматуры и другого железного хлама, уверяют ее авторы — Дмитрий Постников и Александр Суворов. Они надеются, что их коза с игривыми рожками и полным выменем подарит новую жизнь заброшенному парку.
Здесь на пригорке у ручья
Березы рощей жили.
Здесь слушать трели соловья
Влюбленные любили.
Здесь люди каждый выходной
Семейно отдыхали
       Парковую   скульптуру «Лосенок», установленную в сквере у здания ФГУП «УССТ №8 при Спецстрое России» (Пушкинская,148), автор  книги  стихов  «Я ижевчанин»  объединил   с Лосем в своем  стихотворении:
Стоит лосёнок кое-как,
На ноженьках качается.
Дрожит и мается чудак
И крикнуть не решается.
А если б крикнул во всю мочь,
Копытцем стукнул звонко,
Примчался бы отец помочь
С Як- Бодьинской сторонки.
Известен людям он давно
И на его рогах венок.
      Двухметровый крокодил, отлитый из чугуна. Установлен памятник в сквере рядом с 24-ой школой, это на перекрестке Советской и Комм   унаров.17 сентября 2005 года в рамках открытия Сетевого Марафона Культурных Событий «Культурная столица Поволжья» в Ижевске прошла презентация скульптуры «Ижевскому крокодилу». Идея и спонсор ЗАО «НПО Электромаш». Крокодил отлит из чугуна на заводе в городе Чайковском (Пермская область). Автор макета — студент 4 курса Удмуртского государственного университета Асэн Сафиуллин, скульптор — Павел Медведев.   Сам автор говорит, что пытался сделать своего крокодила веселым, таким, чтобы возле него собиралась молодежь: « Ну, это такой шутливый образ, который украсит наш город, это такой альтернативный памятник, которого пока, насколько я знаю, в нашем городе еще нет. И это просто симпатичная такая парковая скульптура.»  Откуда вообще в Ижевске крокодилы?  «Крокодилами» в старину называли наградные кафтаны ижевских оружейников (зелёного цвета), а само название Ижевска произошло от имени реки Иж — по одной из легенд, трансформированного из «Ош». Ош по этой легенде — водный дракон, бывший хозяин этих мест. Со строительством ижевского оружейного завода мутировавший в дракона железного.  Тем радостнее долгожданное появление иронического скульптурного образа ижевского крокодила, разрушающего мрачные стереотипы сурового города-завода. Да и просто симпатичная очеловеченная зверушка получилась...  В 70-е годы XIX века в одной из газет появилась статья о том, что в речке Карлутке видели живого крокодила.  С тех пор повелось за жителями Ижевска прозвище "Ижевские крокодилы".  А еще "ижевскими крокодилами" могли называть ижевских мастеров-оружейников, которые в награду за свой труд получали зеленые кафтаны с желтыми накладками.
По Троицкой, по улице, не торопясь, ходил
В кафтане оружейника зелёный крокодил.
Прогуливаясь вечером, он шёл и тихо пел
И в сквере на скамеечку он отдохнуть присел.
Застыло вдруг мгновение и миг замедлил бег
И с тихим изумлением прошёл двадцатый век.
А в веке двадцать первом зелёный крокодил,
Присевший на скамеечке, вдруг на века застыл.
Вокруг него прохожие по-прежнему идут
И здания кирпичные вокруг него растут.
         В Ижевске 25 марта 2006 года был открыт памятник собаке-космонавту Звездочке в сквере на улице Молодежной.   На скульптуре высотой около полуметра и изготовленной из металла выгравирована история собаки-космонавта и впервые начертаны рассекреченные имена специалистов, проложивших дорогу в космос (так называемый "Список Звездочки" из 50 фамилий).    Звездочка была последней собакой-космонавтом, благополучно вернувшейся на Землю.   После ее приземления 25 марта 1961 года было принято окончательное решение о полете первого человека в космос. ...Говорят, что Юрий Гагарин уже после своего полёта на каком-то банкете произнес фразу, которая стала печатной только в наше время. "До сих пор не пойму, – сказал он, – кто я: "первый человек" или "последняя собака".   Автор - ижевский скульптор Павел Медведев
- И место такое выбрали не случайно, - рассказывает Павел Медведев, скульптор собаки Звёздочки. - Именно на этом месте в 1961 году проходила взлётная полоса старого аэропорта, где приземлилась собака.
А идея такого памятника принадлежит журналисту и учёному Сергею Пахомову.
- К созданию этого памятника мы подключили и детей, - говорит Сергей. - Они начали собирать макулатуру и сдали её в общество слепых. Этих денег хватило на покупку металла. Остальные работы мы сделали как подарок.
Диаметр шара - 1,30 м.Высота - 1,80 м.  Металл - чугун.У современников первых полетов в безвоздушное пространство на слуху имена других собачек – Белки и Стрелки. Звездочка находилась на борту пятого по счету космического корабля-спутника, выведенного на околоземную орбиту 25 марта 1961 года. В тот же день аппарат совершил посадку в Воткинском районе Удмуртии на границе с Пермской областью. Разыскал его ижевский летчик Лев Оккельман. Собака была доставлена в Ижевский аэропорт (ныне район Старого аэропорта), где и жила какое-то время, пока ее не увезли в Москву.  Памятник представляет собой открытый спусковой аппарат, из люка которого выглядывает собачка-дворняжка. На чугунной поверхности – много полезной информации, передаваемой как обычным способом, так и шрифтом Брайля для слепых. Здесь – дата полета, фамилии из так называемого «списка Звездочки» – имена всех тех, кто участвовал в создании, запуске аппарата и проводимых исследованиях, членов правительства, курирующих космос, первых космонавтов, членов поискового отряда, разыскивающего Звездочку, и клички десяти других собак-космонавтов. Именно они подготовили полет Юрия Гагарина.  Идея памятника принадлежит ижевскому тележурналисту, кандидату физико-математических наук Сергею Пахомову. Год назад он вместе со школьниками запустил пробный шар – вылепил аппарат и собаку из снега. Детям очень захотелось видеть у себя в спальном микрорайоне памятник собаке-космонавту, и они собрали из своих карманных средств аж...300 рублей. На эту скромную сумму вылепили гипсовую собачку, сделав покрытие под металл. Эта фигурка стоит в Национальном краеведческом музее на выставке «Ижевск – открытый космос». Журналист заразил и скульптора своей идеей, и тот в короткие сроки создал макет памятника, который отлили в чугуне в г.Чайковском.
Собачка смотрит в мир с укором:
Летать я в космос не боюсь.
А вы, всё так забыли скоро-
Восток, Восходы и Союз!
Легко былое разломать,
Потом во веки не собрать…
           Гигантские железные ножницы с расческой популяризируют мастерство ижевских брадобреев.  Четырехметровая композиция расположена на улице Петрова, у фасада одного из ижевских салонов красоты.  Автор скульптуры - известный в Ижевске художник Алексей Чернышев, который признается, что любит работать в «брутальном» стиле.
На улице этой в прошлом когда-то
Семьёй великаны, наверное, жили.
Ходили косматы они, бородаты,
За внешностью, в общем, своей не следили.
А как им следить за своею причёской?
Они потеряли где-то расчёску.
И ножницы тоже они потеряли-
Не могут найти, хотя долго искали.
Воткнулась расчёска у тротуара
И ножницы рядом воткнулись на пару.
Стоят высотою три метра примерно,
Никто не возьмёт их с собою наверно.
А те великаны в леса убежали-
Им стыдно - они неопрятными стали
      Динозавр Рекс от Максима Сурнина (Железного макса),   Железный пес Железного Макса   Железных монстров: скорпиона, собаку, динозавра -  установили у дома 61 по улице Красногеройской, у художественной галереи в сентябре 2013 г.Это работы известного ижевского скульптора Максима Сурнина, - рассказывает Михаил Подобедов, работник галереи. - Они продаются, как и остальные экспонаты галереи.Эти купят – привезем другие.
Вокруг меня тоскливо так
И белый свет пропал-
В парк Юрского периода
Внезапно я попал.
Возникли динозавры вдруг
И будто бы рычат,
Огромный чёрный злой паук
Как будто встрече рад.
Я не поверил в этот сон,
Но тут подкрался скорпион…
       20 июня 2013 года в Ижевске открыли первый в России памятник Юному Боксеру.  Скульптура появилась возле Детско-юношеской спортивной школы №9.  Здесь располагается боксерский клуб «Забияка», тренер-преподаватель которого Александр Кузьмин и стал инициатором создания памятника.  Автор Юного боксера - Павел Медведев, известный ижевский скульптор.  Его работы - ижевский Крокодил, памятники собаке-космонавту Звездочке, Ижевским Оружейникам.   
         Новым металлическим детищем порадовал горожан в сентябре 2013 года небезызвестный ижевский скульптор Сергей Бугруа.   На этот раз на одной из улиц Ижевска притаился контрабасист, он пополнил семью  городских  сульптур, изображающих   уличных  музыкантов, -   скульптура   «Jazz».
Он в контрабас душой влюблённый,
Он в мире джазовом живёт
И ритмом джаза окрылённый
От счастья в облаках плывёт.
А, стоя здесь на тротуаре,
Струну слегка задев рукой,
Составил с контрабасом пару
Неразделимою судьбой.
Играет в джазовом угаре
Контрабасист для нас с тобой
     Есть и скульптура    «Саксофонист» в переулке  Раздельном, одна  из  многих, изображающих  музыканта.
Стоит саксофонист среди прохожих,
В толпе, застывший в бронзе на века. «Луч» №9-10/2014
И льётся музыка, с рыданиями схожа -
Так плачет саксофон в его руках.
    Это  неудивительно. Многие  годы  кумиром  горожан  является талантливы музыкант  Герман  Власов, творчество  которого  отмечено многочисленными  наградами, но главное – широкой  популярностью  и любовью ижевчан.
  Не так давно  появился бюст  Гагарина у школы № 62, где давно  существует  музей  авиации и космонавтики. Автор  этих строк  закончила в свое время школу 62. Я хорошо  помню,  что 12 апреля.  День космонавтики,  был у нас  неучебный,  в школьном дворе  запускали ракеты.
     Деструктивный потенциал жителей нашего  города ищет  выхода   и находит в том числе в отношении к памятникам  и городской скульптуре: сначала повредили, а затем резвые школьники и совсем в хлам превратили настоящий самолет, стоявший у Дворца пионеров, чтобы заронить в их сердца мечту о небе. Сильно любящий  скульптуру горожанин унес с собой путешественника от магазина  «Чемоданное настроение», оставив только его портфельчик.  О бока  Лося бутылки с шампанским били,  там всё было стеклом завалено,  причем били не рядышком, а с расстояния кидали бутылки, и стекло разлеталось.  Все  бока помяли бедному Лосю, а еще его неоднократно  расстреливали,  и лось  стоял с зияющими  отверстиями в боку.  Его красили  и реставрировали уже несколько раз.


Рецензии