Джутарка сражается. глава 3. юность, опалённая вой

Глава 3. ЮНОСТЬ, ОПАЛЁННАЯ ВОЙНОЙ

Не успели молодые супруги как следует привыкнуть друг к другу, как 8 мая 1941 г. авиаполк, почти в полном составе, убыл на запасной аэродром, размещённый  рядом с селом Вормс, Измаильского района, Одесской области. Штаб полка и семьи лётчиков остались в  Одессе.    Илья писал довольно часто. В середине июня Лида получила от мужа письмо, в котором он в иносказательной форме сообщал, что работы очень много, зато в выходные  дни дают возможность выкупаться на речке.  Только очень плохо,что после купания, приходится натягивать на себя суконный костюм. В письме была и его фотография, где он был снят в серой, сухопутной форме.

Лида поняла, что ему нужно купить легкий летний костюм и отправить в Вормс. Она, не откладывая дело в долгий ящик, тут же  отправилась на Одесский толчок. Однако нужного размера костюма не нашлось, пришлось обращаться к  портным, которые  принимали заказы здесь же на толчке в небольших будках.  Лида вошла в одну из них и заказала костюм для мужа.
- Придёте  в воскресенье, 22 июня, - выписав все данные  Ильи, необходимые для изготовления костюма, сообщил портной, вручая Лиде квитанцию.
-А пораньше нельзя? - робко попросила Лида. Эта дата совпала  с окончанием курсов чертежниц.
-Простите, мадам, но Вы у нас не одна, - ухмыляясь, заметил приёмщик заказов.

Начальник курсов чертежников пригласил выпускников курсов на 12-00  в воскресенье 22 июня. 
- В воскресенье я выдам вам дипломы, но сначала мы сфотографируемся, - заявил он. – Фотограф будет вовремя. Попрошу не опаздывать на это историческое фото.
С этими словами он мелом написал на доске: 22 июня 1941 года.
 
Будка, в которой Лида должна была получить костюм для мужа, открывалась в десять часов. Что делать?
-Мама, ты не могла бы завтра сходить на толчок, чтобы получить костюм Ильи? – попросила Лида Марию Пантелеевну, накануне вечером.
-Почему же не сходить? – как истинная одесситка вопросом на вопрос ответила мама. – Завтра у меня вторая смена, толчок недалеко. Так что не беспокойся, я заберу костюм Ильи.

Толчок в то время находился на  месте улицы Балковской, в часе  ходьбы от дома Лиды. Утром в воскресенье Лида решила пойти на толчок вместе с мамой.
-Мама я сама заберу костюм и поеду на Дерибасовскую, а ты  сразу же отвези его в воинскую часть, чтобы его передали Илье.
Так и сделали.  Они вместе пришли на толчок. Будка  приемщика-портного ещё была закрыта.

Вдруг на Пересыпском мосту появился паровоз, к которому были прицеплены несколько открытых платформ, на которых почему-то плотно сидели  люди  и стояли ящики. В руках у людей были ветки и какое-то тряпьё.  В это время  на столбе заверещал динамик  и голос известного диктора Ю.Б.Левитана объявил, что в 12-00 по радио будет сделано очень важное заявление правительства - экстренное сообщение.

Столбы с огромными динамиками на их вершине были своего рода одним из характерных признаков того времени. Перед войной  на руках у населения Украины было очень мало телефонов, приёмников и даже обыкновенных репродукторов – динамиков. Но интересы коммунистической партии требовали своевременной информации населения. Пропаганда и агитация во все времена играли не малую роль  в жизни политиков и в политике в целом. Поэтому в каждом селе, в каждом микрорайоне посёлков и городов, на улицах и в парках отдыха стояли столбы с огромными динамиками наверху, по которым в мирное время транслировалась музыка, выступали артисты, политики и освещались наиболее важные события в стране,  в области или  в районе.

Приехав на курсы, Лида узнала, что началась война. В тот день им справок об окончании курсов не выдали. 25 июня  надо было снова идти на улицу Дерибасовскую.  25 июня, как только  Лида вышла из дома, чтобы ехать за справкой, она   попала в окружение  жен лётчиков, которые, плача сообщили ей, что её муж погиб в бою.

Вскоре приехали друзья мужа. Они привезли своим женам проездные документы и распоряжение командования об эвакуации семей военнослужащих. Такие же документы привезли и Лиде, но она эвакуироваться в тыл без родителей не захотела. Лётчики рассказали, что из экипажа СБ-2, на котором Илья был штурманом, кто-то остался в живых. Жители деревни Сада, возле которой шёл воздушный бой,  видели, как из горящего самолёта выпрыгнул с парашютом один из членов экипажа и, похоже, благополучно приземлился. 

Потом приехал командир экипажа, в котором служил её муж, младший лейтенант Михаил Воронщиков, и сообщил, что он был единственным из трех членов экипажа, кому удалось спастись. Обе руки командира были обожжены. Вот что он рассказал:
-317 Разведывательный авиаполк в составе четырёх эскадрилий (33 самолёта) произвёл бомбардировку  города Яссы. Самолеты, штурмующие город были встречены зенитным огнем орудий малого и среднего калибра. После успешного выполнения поставленной задачи, при возвращении самолётов с задания в 30 километрах восточнее города Яссы скоростные бомбардировщики были атакованы двумя группами немецких истребителей Ме -109   в составе шести и 12 самолётов противника. Мы шли выше  облаков. Через 3-4 минуты,  после того как наш самолёт пересёк реку Прут, из облаков вынырнул немецкий истребитель Ме-109 и сразу, снизу дал очередь по нашему самолёту.
- Атакуют! Самолёт слева, снизу, - объявил я по СПУ (самолётное переговорное устройство). Огонь! Мосхарашвилли, огонь!

Ответа не последовало. Я дал полный газ, чтобы выйти на линию строя полка, под защиту  стрелков-радистов других самолётов. В это время Мосхарашвилли дал короткую очередь и замолк. По левому крылу и фюзеляжу хлестнула длинная  очередь мессершмита. Наш самолёт загорелся. Левая плоскость была вся в огне. Не теряя ни секунды,  я выключил левый двигатель и стал скользить вправо, пытаясь сбить пламя. Тут я почувствовал, что пламя уже лижет моё лицо. Пробив облачность, я обнаружил, что горят бензобаки, моё лицо обожжено, горят унты и комбинезон. Я дал приказание экипажу покинуть самолёт и выпрыгнул сам.
Михаил Воронщиков приземлился в 3-4 километрах от упавшего самолёта. Штурман  младший лейтенант Шмойлов И.И. и стрелок-радист сержант Мосхарашвили погибли.*(Карта места падения полёта прилагается)



Рецензии