48. Интуиция

Все гениальные произведения созданы инстинктивно.
Франсуа Вольтер.

48.1 – 48.10: Гений это интуиция. – Многое угадано. – Путём антиципации. – Напоминает видения. – Искусство основано на интуиции. – Чувство предшествует знанию. – Положиться на инстинкт. – Тоннелем интуиции. – Происходит скачок сознания. – Дар, который не объясняет.


48.1. Гений – это интуиция…

Историческое чутьё романиста бывает вернее поздней памяти очевидцев. Владимир Лакшин. // В искусстве гораздо важнее догадываться, чем знать. Всеволод Мейерхольд. // Я даже думаю, что в условиях, когда так похоронено наше прошлое и затоптано, у художника больше возможностей, чем у историка, восстановить истину. Александр Солженицын. // Догадка гения оказалась достовернее исторической действительности. Ничто так убедительно не подтверждает правоту мысли Мейерхольда, как пушкинская догадка о преступлении Сальери, так блистательно оправдавшаяся. Александр Гладков. // Гений в любой области – это интуиция. Все другие замечательные деяния, обязанные таланту, стоят ниже этого чуда. Оноре Бальзак. // Несметное количество фактов не может заменить и грамма интуиции. Виктор Савельев. // Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны. Леонард Эйлер. // Мастерство художника – это умение заставить работать разум на уровне интуиции. Фазиль Искандер. // Гений – это прежде всего интуиция – оттого-то он и неуправляем. Самуэль Батлер. // Я не считаю, что разум слабее интуиции, но полагаю, что любой поступок или идея рождается из интуиции. Чабуа Амирэджиби. // Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями. Иммануил Кант. // Великие люди, составляющие талантливую группу гениев, обладают тремя качествами: наблюдательностью, воображением, интуицией. Они находятся в прямой связи не только с человечеством и природой, но и со сверхъестественными силами. Андре Моруа.


48.2. Многое угадано…

Интуицию я представляю себе как способность по отдельной частности, по подробности, по одному какому-либо свойству восстановить картину целого. Подробность теснейшим образом связана с тем, что мы называем интуицией. Интуиция помогает авторам исторических произведений воссоздавать не только подлинную картину жизни прошедших эпох, но самый их неповторимый колорит, чувствования людей, их психику, которая, по сравнению с нашей, была, конечно, несколько иной. Константин Паустовский. // Я не знаю, как образуется то знание, та истина, которая называется интуицией. Вероятно, в результате несознательно совершаемого наблюдения, но, нужно сказать, я всегда удивлялся, как в своих ранних произведениях я мог описывать вещи, которые мне до того никогда не приходилось наблюдать или переживать. Павел Вежинов. // Здесь нашёл я у коменданта рукопись «Кавказского Пленника» и, признаюсь, перечёл его с удовольствием. Всё это молодо, многое неполно, но многое угадано. Сам не понимаю, каким образом мог я так верно, хотя и слабо, изобразить нравы и природу, виденные мною издали. Александр Пушкин. // Я рисовал его по рассказам о нём, по догадкам, а теперь люди, которые с ним работали, встречались, подтвердили мне, что это точно, и не хотят верить, что я ни разу в жизни его не видел. Александр Солженицын. // Поразительно в Алексее Толстом то, что он совсем не знает жизни. Он – трудяга: пишет с утра до шести вечера, отдаваясь всецело бумагам. Так было всю жизнь. Откуда же черпает он свои образы? Из своей нутряной, подлинно-русской сущности. Изумительный глаз, великолепный русский язык, большая выдумка, хотя непосредственно видел очень мало. Он отлично описал восемь или девять сражений, не участвуя ни в одном. Часто описывает бедных, малоимущих людей, а общается лишь с очень богатыми. Огромна его художественная интуиция. Она-то и вывозит его. Корней Чуковский.


48.3. Путём антиципации…

Сомнения в авторстве Шекспира кажутся Пастернаку смехотворными.  «Пристально вглядываясь в текст, я прошёл сквозь два его шедевра и утверждаю – это не скомпилировано, а написано одним человеком, дыхание которого почти слышишь». В связи с этим Пастернак говорил о чуде развития художника-гения, о свойстве, которое Гёте называл «антиципацией», то есть способностью художника знать и то, чего не было в его личном опыте. Александр Гладков. // Во всём, что касалось тёмных сторон жизни, противоречий в душе человека, брожений в области инстинктов, Леонид Андреев был жутко догадлив. Максим Горький. // Должно помнить, что дар слова есть единственное и неоценённое средство проникать внутрь явления. Николай Пирогов. // Истинный поэт обладает врождённым знанием жизни и для её изображения ему не требуется ни большого опыта, ни эмпирической оснастки. Я написал «Геца фон Берлихингена» молодым 22-летним человеком и десять лет спустя сам был удивлён: до чего же правдиво всё это изображено. Ничего подобного я, как известно, не видел и не испытал, следовательно, знанием многообразных душевных состояний человека я овладел путём антиципации. Антиципация простирается лишь на объекты, родственные таланту поэта. В зависимости от ограниченности или широты антиципации и талант должен быть признан более или менее многообъемлющим. Сфера любви, ненависти, надежд, отчаяния и как там ещё зовутся страсти и душевные волнения, – это прирождённое знание художника, потому-то ему и удаётся воссоздать их. Но не может быть прирождённого знания того, как вершится суд, как протекает заседание в парламенте или коронация императора, и дабы не погрешить против правды, автор должен усвоить это либо путём собственного опыта, либо путём преемственности. Так в «Фаусте», благодаря антиципации я мог воссоздать мрачную разочарованность моего героя и любовные страдания Гретхен, но чтобы сказать, например: «К тому ж ущербный месяц сквозь туман льёт тусклый свет с угрюмым видом скряги», – мне уже понадобилось наблюдение над природой. Иоганн Гёте.


48.4. Напоминает видения…

Белинский справедливо придавал огромное значение художественному инстинкту. Образы, а вместе с ними и намёки на их значение в зародыше присутствовали во мне и инстинктивно руководили моим пером. И во мне сказался необъяснимый процесс творчества, то есть невидимое для самого художника, инстинктивное воплощение пером, кистью тех или других эпох жизни, которых судьба поставила его участником или свидетелем. Иван Гончаров. // Вам следовало бы спросить композиторов, слышат ли они музыку, которую собираются записать, так же ясно, как мы, романисты, видим наших человечков! Художественная интуиция действительно напоминает видения, предшествующие сну. Напоминает своей мимолётностью; что-то проносится перед глазами, и тогда надо жадно кидаться на это и хватать. Не смешивайте внутреннее видение художника с тем, которое присуще людям, страдающим настоящими галлюцинациями. В поэтическом видении присутствует радость. Словно что-то входит в тебя. И всё же, бесспорно, перестаёшь понимать, где находишься. Окружающая действительность исчезает. Я уже не сознаю, что вокруг меня.  Принадлежу только видению. В художественной галлюцинации картина никогда не бывает строго ограничена, какой бы точной ни была. Так, я прекрасно вижу мебель, лицо, уголок пейзажа. Но всё это колышется, висит, непонятно, где находится. Оно существует само по себе, без связи со всем остальным. Художественная галлюцинация не может распространяться на большое пространство, двигаться в очень широких рамках. В этом случае погружаешься в мечты и снова становишься спокойным. И даже так оно всегда и кончается. Гюстав Флобер. // Тиссо отлично знал историю и быт средних веков. Во время работы он впадал в какое-то странное состояние, при котором внутренним зрением видел не только исторические факты, но и лица, одежду, оружие, различные детали далёких веков, как будто присутствовал при этих событиях. Очнувшись, он мгновенно хватал кисть, чтобы возможно точнее в цвете запечатлеть мелькнувшие перед ним картины. Из периодики. // В своём воображении я не слышу отдельные части последовательно, но я слышу их все сразу, одновременно. Какое это удовольствие, я не в состоянии сказать. Вольфганг Моцарт, о высшем моменте творчества, когда композитор в одно мгновение слышит всю ещё не написанную симфонию.


48.5. Искусство основано на интуиции…

Важнейшим элементом любого творчества является интуиция. Михаил Лифшиц. // Я хотел бы обратить особое внимание на так называемую интуицию, которую нередко называют творческим проникновением. Она играет особую роль в работе писателя. Павел Вежинов. // Творческие личности чаще простых людей прислушиваются к своим внутренним сигналам и доверяют им. Натаниел Брэнден. // Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание (conceptum) ясного и внимательного ума, настолько лёгкое и отчётливое, что не остаётся совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем. Рене Декарт. // Прислушивайся к спокойному, тихому голосу, который крайне редко ведёт в неверном направлении и никогда не подвергает безрассудству. Мадам дю Деффан. // Я всегда полагаюсь на свой инстинкт, в той мере, в какой ему удаётся победить мой разум. Анри Матисс. // Верь своей интуиции. Обычно она основывается на явлениях, таящихся на подсознательном уровне. Доктор Джойс Бразерс. // Одно из определений этого явления – «мышление без осознания». // Какое угодно искусство основано на интуиции и художественное творчество больше всего воспитывает интуицию. Естественно, без интуиции не могут обойтись и науки. Интуиция – в основе всего. Дмитрий Лихачёв.


48.6. Чувство предшествует знанию…

Две крайности: зачёркивать разум, признавать только разум. Блез Паскаль. // Говоря о подсознании (интуиции), немецкий философ Фридрих Шеллинг предсказывал даже исчезновение наук, вернее – «вытеснение наук непосредственным знанием, полученным интуитивным путём». Свою мысль он основывал на том, что огромное большинство величайших научных открытий было сделано интуитивно и даже значительно раньше, чем были отысканы доказательства. Нам известно хотя бы несколько теорем, доказательства которых мы не знаем до сего времени. Они были открыты подсознанием. Михаил Зощенко. // Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал её. Виссарион Белинский. // Догадка предшествует доказательству. Доказываем мы с помощью логики, но открытия совершаем благодаря интуиции. Анри Пуанкаре. // В интуиции даёт себя знать важнейший познавательный закон: почувствование предшествует пониманию. Павел Таранов. // Иногда я чувствую, что прав, но не знаю этого наверняка. Когда две экспедиции учёных отправились подвергнуть мою теорию испытанию, я был убеждён, что они удостоверят мои выводы. Меня не удивило, когда полученные результаты подтвердили мою интуицию, я был бы удивлён, окажись неправым. Я в достаточной степени художник, чтобы свободно рисовать в своём воображении, которое полагаю более важным, нежели знание. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир. На пути к открытию роль интеллекта малозначительна. Единственное по-настоящему ценное качество – это интуиция. К успеху нас могут привести только дерзкие догадки, а не накопление фактов. Альберт Эйнштейн.


48.7. Положиться на инстинкт…

Теперь о моём методе работы: сначала углублённое изучение модели, затем быстрое исполнение картины. Всё это так, но многое в методе каждого художника зависит от его темперамента. Делакруа говорил, что, после того как закончена вся предварительная работа, нужно, принимаясь за картину, воскликнуть: «А теперь – пусть будут ошибки!» Иными словами, следует положиться на инстинкт. Анри Матисс. // Я мчусь не туда, где шайба сейчас, а туда, где она будет. Уэйн Гретцки, легендарный хоккеист. // Следуй своей интуиции… но старайся завладеть необходимой информацией. Следовать интуиции, не будучи полностью информированной, – по-моему означает безрассудство. Дебора Норвилль. // В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая. Наполеон Бонапарт. // Лучший расчёт – это отсутствие расчёта. Пабло Пикассо. // В искусстве, как и в любви, достаточно инстинкта. Анатоль Франс. // Когда я стою на сцене или перед камерой, то инстинктивно чувствую, что нужно делать, и знаю при этом как это сделать. Ингрид Бергман. // Ошибки, как соломины, плавают на поверхности. Кто желает достать жемчужины, должен нырять глубже. Джон Драйден. // Существует лишь один истинный путь – в глубь себя. Райнер Рильке. // Ум человеческий более проницателен, чем последователен, и охватывает более того, что он может связать. Люк Вовенарг. // Достигнув конца того, что следует знать, ты окажешься в начале того, что следует чувствовать. Халиль Джебран. // И в этом смысле у женщин есть маленькая фора. Мужчине интуицию развивать нужно специально, а женщине она природой дана. Наталья Бехтерева. // Женская догадка обладает большей точностью, чем мужская уверенность. Редьярд Киплинг.


48.8. Тоннелем интуиции…

Интуиция – это то, что заменяет нам здравый смысл. Из периодики. // …мало верю в беспредметную, «чистую» интуицию. Сергей Сергеев-Ценский. // Интуицией называют способность некоторых людей за какие-то доли секунды ошибочно оценить ситуацию. Фридрих Дюрренматт. // Нет ничего обманчивее убеждения в том, что интуиция никогда не обманывает. Теодор Ойзерман. // Секрет интуиции тот же, что и секрет рекламы: повторите человеку тысячу раз, что мыло «Пирс» улучшает цвет лица, и он, возможно, интуитивно почувствует, что так оно и есть. Сомерсет Моэм. // Интуиция, не подкреплённая знанием, – путеводитель не очень надёжный. Клавдия Рождественская. // В любых поисках удача благоволит тем, чьё сознание к ней подготовлено. Луи Пастер. // Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль. // В любом деле победа, или миг удачи, достаются в руки только тем, кто долго и упорно готовился этот миг ухватить. Мара Меерович. // Космос буквально пронизан, словно живая ткань, кровеносными сосудами – информационными каналами. Для тех, кто обладает необходимыми свойствами, они открыты. Иво Лозенский. // В интуиции нет ничего мистического. Джеймс Уотсон. // Все необходимые источники – у нас в голове. Теодор Рузвельт. // Человек должен окончить тем, чем начал; он должен свои прежние инстинктуальные познания найти рациональным образом; словом, ум возвысить до инстинкта. Владимир Одоевский. // Между наукой и художественной литературой есть много общего: и там и тут основную роль играют наблюдение, сравнение, изучение; художнику, так же, как учёному, необходимо обладать воображением и догадкой – «интуицией». Максим Горький. // Интуиция – это уступка, которую логика делает нетерпению. Рита Браун. // Интуиция – это способность добывать истинный или лучший ответ без явного перебора логически мыслимых вариантов. Даниил Данин. // Художественное исследование по своим возможностям и по уровню в некоторых отношениях выше научного. Оно обладает так называемым тоннельным эффектом, интуицией. Там, где научному исследованию надо преодолеть перевал, там художественное исследование тоннелем интуиции проходит иногда короче и вернее. Александр Солженицын. // …путём интуиции, а это и есть путь искусства. Артур Шопенгауэр. // Поэтическая интуиция – это неотъемлемый от поэзии род познания, единый с самой её сущностью. Жак Маритен. // Учёный не может посягать на то, что открывается интуиции и тайномыслию поэта. Юрий Нагибин.


48.9. Происходит скачок сознания…

Ни говорит, что творческая работа у него совершается без усилия и напряжения, пассивно, а не активно. Ему кажется, будто внутри поднимаются волны, всё выше и выше, всё светлее, светлее, и из этих волн рождается мысль. Его творчество – интуиция, а не дискурсия (позднелат. – рассудочность, логика). Лидия Бердяева. // Посредством логики можно что-то доказать; но обнаружить что-то можно только посредством интуиции. Анри Пуанкаре. // Путём логического рассуждения законов природы не открыть. Здесь работает только интуиция, подкреплённая ощущением, что такова природа и порядок вещей. Интеллект не имеет никакого отношения к истинному процессу открытия. Происходит скачок сознания – назовите это интуицией или как-либо иначе – и неизвестно, откуда и почему к тебе приходит решение. Альберт Эйнштейн. // Любое искусство в некоторой степени строится на телепатии, но я считаю, что самая чистая её фракция выделяется из писательства. Стивен Кинг. // Людям, которые обладают хорошо развитым воображением, хорошо известен факт, что их самые лучшие идеи появлялись «интуитивно». Наполеон Хилл. // Мысли возникают неведомо откуда, неожиданно и без напряжения, как по вдохновению. Герман Гельмгольц. // Как ударяет молния, так была решена и загадка. Я бы сам был не в состоянии доказать связь между тем, что знал раньше, и последними своими опытами, а также найти способ решения. Карл Гаусс. // Такой способ решения называется «инсайт» (в переводе с английского – проницательность, понимание). // …то, что есть выше ума – надразум или интуиция. Николай Никонов. // Знание, выходящее за пределы знания, – вот моё знание. Кабир.


48.10. Дар, который не объясняет…

Странная всё-таки вещь – интуиция: и отмахнуться от неё нельзя, и объяснить невозможно. Агата Кристи. // Интуиция – духовный дар, который не объясняет путь, а лишь указывает на него. Флоренс Шинн. // Интуиция – это тросточка слепца. Жером Тузален. // Интуиция – это нюх разума. Мадам де Жирарден. // Иногда надлежит, отбросив все узы силлогизмов, вполне довериться интуиции как единственному остающемуся у нас пути. Рене Декарт, «Правила для руководства ума». // Истина раскрывается только интуитивно, в состоянии свободного «излияния» личности, чему препятствует любая законченная философская и религиозная система. Джидду Кришнамурти. // Ты возвращаешь себе интуицию, когда оставляешь для неё место, когда перестаёшь разглагольствовать о рациональном уме. Энн Ламотт. // Прекрати пытаться вырабатывать всё собственным умом. Это никуда не приведёт тебя. Живи интуицией и вдохновением и позволь всей твоей жизни стать Откровением. Эйлин Кэдди. // Я – самоучка-интуит. Игорь Северянин. // Не имею ни малейшего понятия, какие книги напишу в будущем, даже какой окажется моя следующая книга. Мои замыслы, мои планы направляются самым ненадёжным стимулом: я просто что-то набрасываю на ходу, выдумываю, уродую, деформирую, измышляю, изобретаю на пустом месте, преувеличиваю, путаю, корёжу – и всё в зависимости от настроения. Подчиняюсь я одним лишь своим инстинктам, своей интуиции. Наперёд мне неизвестно ничего. Часто я описываю вещи, которых сам не понимаю, – зная, что в дальнейшем они прояснятся и обретут для меня некий смысл. Я всё больше и больше убеждаюсь, что самое правильное, не для всех, а для меня, отнюдь не прирождённого художника, а бесталанного дилетанта, – следовать своей интуиции: пусть кисть в моей руке решает за меня. То же самое и с сочинительством. Я стараюсь не думать. Пытаюсь обнажить всё то, что рвётся изнутри. Генри Миллер. ///


Рецензии
Спасибо, Анатолий, за столь ценную информацию.
Голосую.

Василий Вялый   25.02.2016 22:07     Заявить о нарушении
Благодарю, Василий!

Анатолий Шуклецов   26.02.2016 00:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.