А была ли сама поэма?

      

            Ещё в школе, изучая произведения Сергея Есенина, меня заинтересовал один вопрос, хотя он на уроках литературы и не поднимался. Мы изучали только поэму «Анна Снегина». Прекрасное произведение, читается на одном дыхании. Но читая его,  я обнаружил в томике Есенина отрывок из поэмы «Гуляй-поле» под названием «Ленин». Отрывок мне понравился:
                «Ещё закон не отвердел,
                Страна шумит как непогода.
                Хлестнула дерзко за предел
                Нас отравившая свобода.»
      
          Тогда я  подумал, что в данную книгу произведений  Есенина поэма «Гуляй-поле» просто не вошла из-за возможного большого объёма. Но когда поступал в университет и готовился к сдаче вступительных экзаменов по русскому языку и литературе, то  уже не поленился и перечитал все его произведения: и стихотворения, и поэмы. Однако к моему большому удивлению   самой поэмы «Гуляй-поле» так и не нашёл. Одно что нашёл в книгах с Есениным, так это упоминание о том, что якобы поэт читал поэму своим друзьям летом 1924 года. Указывалась даже фамилия одного из них. Ленин умер, как известно, зимой того же года.

         И тут меня «посетили» сомнения: «А была ли вообще сама поэма написана?».
Друзья ведь могли принять данный отрывок за поэму. Это,во-первых. Во-вторых, то, что Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ» никого не удивило, ибо роковую роль сыграло его болезненное состояние. За Сергеем Есениным такого замечено не было. Выпивал, правда, он малость. Но это совсем другое. Взять и сжечь поэму просто так? Сомневаюсь.
      
        Если бы Ленин не умер, может быть мы и увидели бы поэму целиком. А Ленин ещё и рецензию на неё написал бы. Какую? Это другой вопрос. Однако история сослагательного наклонения не признаёт. Тем не менее, если друзья Есенина говорили правду, если они действительно слушали её от самого поэта, то тогда возникает версия о том, что кому-то и где-то (можно только предположить) сильно не понравилось, что «вождь мирового пролетариата» Ленин и Нестор Иванович Махно являются героями одной поэмы, названной, тем более, по месту нахождения  последнего.
         
        Сегодня, в начале двадцать первого века, личности Ленина и Махно воспринимаются по-иному, чем в 1924 году. Тогда Ленин считался неприкасаемым со всех сторон. И ставить его в поэме рядом с Махно большевикам, видимо, показалось кощунственным. Поэтому вполне возможно, что прочитанная поэма, если она на самом деле существовала, могла тихонько исчезнуть в неизвестном направлении.
    
      В отрывке «Ленин» читаем:«Не сон, не сон, я вижу въявь,
                Как лошадей пуская вплавь,
                Отряды скачут за отрядом.
                Куда они? И где война?
                Степная водь не внемлет слову».
         Не исключено, что Есенин мог в поэме ответить на свой же вопрос: «И где война?». А если он назвал поэму «Гуляй-поле», то мы представляем о какой войне могла иди речь.
    
        Таким образом, вопрос: «А была ли поэма?» остаётся открытым и по сегодняшний день. Это не единственная загадка: до сих пор так и не выяснены обстоятельства и причина гибели поэта в 1925 году, на следующий год после того, как он якобы читал друзьям свою поэму «Гуляй-поле». А что если между ними есть какая-то связь? Теперь этого, пожалуй, уже никто не узнает. Слишком много времени прошло с тех пор. Разве только тогда, когда секретные архивы «заговорят». Желательно, если бы это случилось до 2025 года, к столетней годовщине гибели поэта Сергея Есенина.

15.02.2016 г.

       
       


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.