Три диплома о Высшем образовании

 Это отдельная тема. Но в преддверии этой истории, хочу рассказать анекдот. Отец бал незаурядным студентом. В Крытом весел плакат: "Бугун и Комоцкий - целинные волки".   В Сторойотряды на Целину ездили не только студенты, но и молодые преподаватели и аспиранты. Но он мало отличался от обычных студентов в учёбе. Как то раз он, попал в неловкую ситуацию. Ни разу не посетив лекции по Научному коммунизму, он тем не менее пришёл на экзамен, ну а как не придти. И вот преподаватель, выслушал ответ отца, задал дополнительный вопрос и тут получил исчерпывающий ответ. Но отпускать, студента не разу не пришедшего на лекцию с положительной оценкой не хотелось, и не из за вредности, а так для дисциплины, в назидание другим студентам. И тогда преподователь прищурился и спрашивает: "А кто такой Зинченко?"  Отец, задумался на секунду и доверительно придвинувшись лицом к лицу говорит: "Да был такой меньшивичок". говорят, Зинченко долго ходил по кафедре Научного коммунизма, и тихо говорил сам с собой: "Вот, тоже, нет бы назвать меншивиком, а то меньшивичок". Эта история произошла в 60-е годы, не страшно. Но она произошла в городе где ещё пару лет назад, войска безжалостно подавили мирную демонстрацию вызванную повышением цен на продукты питания. Новочеркасск после этих событий практически стал режимным городом. Перед поступлением в НПИ мама Комоцкая Мария Фёдоровна работала маляром штукатуром. Их бригада штукатурила здание, которое находилось в аккурат за печально известным сквером. И те из пуль которые солдаты пустили поверх голов митингующих, не нашедшие своих жертв среди ребятишек залезших поглазеть на митингующих на деревья в сквере, долетели и до их окон. Мама рассказала: "Бригадир словно Курица-квочка, собрала нас девчат возле себя, и не разрешила не в окно выглянуть, не на площадь побежать.
 Одним словом, не все кто, был коммунистом, был кончиной скотиной. И люди преподающие Научный коммунизм, иногда оставались прежде всего людьми. Я застал этот предмет в институте. И эту историю от отца я и не узнал бы, если бы в конце первого курса, мой лектор Зинченко, предложил нам написать реферат. И я из предложенных тем, для написания реферата вместо меня, выбрал тему: "Роль Съезда КПСС в управлении производственным предприятием". Отец, как студент не разу не ходивший на занятия по истории КПСС, как человек, которого дважды просили уволится по собственному желанию угрожая "СТРОГИМ ВЫГОВОРОМ" с занесением в учётную карточку, за то, что он дважды не принимал объект сегодня носящий статус Федерального уровня с теми недоделками, написал мне этот реферат, скажу прямо не без внутренней цензуры, но достаточно прямолинейно. Я из-за ускоренной сессии в связи с призывом в СА, данный реферат не прочитав, сдал и получив свой зачёт был призван в Ряды СА. Может по причине того, что я не нашел времени прочитать послание отца прежде всего мне в этом реферате, может по той причине, что в условиях информационной изолированности армейской среды от жизни протекающей на гражданке, под не прерывным воздействием Замполитов, но я к завершению службы взял две характеристики у своих офицеров коммунистов и собрался вступить в партию.
 Заступив в наряд на КПП, я в час ночи обнаружил, что Телефон автомат сломался в той части которая отвечает за принятия 15 копеечных монет. Я решил воспользоваться этой поломкой, да и спать в наряде вроде как не правильно, и набрал домашний телефон. Отец, не стал ворчать, что я так поздно звоню, не смотря на то, что его день начиналась в 6-00 со звонка диспетчера с докладом, и завершался гораздо позже 21-00 после вечернего доклада диспетчера, не взирая на выходные. Мы с ним проболтали часа два, три. Многое обсудили, в это время отец работал в ожидании предложения должности Главного инженера начальником ПТО. И это ему КПСС устроило испытательный срок, ему кто к этому моменту уже проработал в должности Главного инженера на этом же предприятии более 10 лет. На зло противникам моего отца, в стране пошла волна выборов в директора. Другими словами, коллектив должен был выбрать себе директора. Отец не был борцом с системой, в нём жила генетическая память репрессий, которым подверглась и наша семья. Но и быдлом, он не когда не был. Но в условиях когда трудовой коллектив отчасти в протест той не справедливости, которую проявило руководство края к отцу ну и конечно по тому что Вячеслав Генрихович обладал способностью, за многотысячным коллективом видеть человека, с его достоинствами и недостатками, с жизненными трудностями и надеждами,выдвинул его на должность директора, отец взвешивал все за и против, но именно доверие людей сыграло для него решающую роль в принятии решения.  Буквально на днях прошла конференция, и после затяжной битвы, в 22-00 в конференц зале Пятигорского Интуриста со словами "Мы победили", диспетчера начали обзванивать ИТР.
 И в этот разговор, я поделился с отцом, своими планами о вступлении в КПСС. Отец выслушал, и не приведя ни одного повода против такого решения, а мы говорили по телефону, всё таки из воинской части,  отговорил меня от этого шага. Помню, только, ответ на мой аргумент за принятия такого решения, что на гражданке для вступления в КПСС одного ИТРовца, нужно принять пять рабочих. Отец ответил: "Если это потребуется, мы и десять примем". и вот это,"Если потребуется", и прочие сглаживания которыми отец оперировал, я отказался от мысли стать членом партии. Но рекомендации как дань уважения к офицерам их давшим, я сохранил и храню в дембильском альбоме.
 На втором курсе, после демобилизации я решил, найти реферат. На кафедре мне сказали, что его отправили на конкурс среди рефератов ВУЗов от НПИ. Но информации о местонахождении реферата и месте которое он занял или нет, у них нет, как никак прошло два года.  Но думаю, содержание этого реферата помогло кому-то защитить кандидатскую диссертацию, так как в стране Советов начались гласность и перестройка. И мысли и примеры сформулированные Ставропольчанином, были созвучны или точнее востребованы, так как Страну планомерно вели к развалу при непосредственном руководстве Ставропольчанина.
 Вообще само время гласности и перестройки было интересным, но дело скорее всего в том, что мы были просто молоды, полны идей и жизненных планов, ну и конечно юношеский максимализм и неприятие компромиссов. Я к вопросам своего образования, всегда подходил, чуть шире чем предусматривал учебный план. Делая курсовой по проектированию ОСВ, я отказался от "Синек", а взял сборник железобетонных конструкций и как из "ЛЕГО", собрал достаточно компактный блок фильтров, причём такой компоновки не было ни в учебниках ни в типовых проектах. Преподаватель Фисенко, предложила мне представить проект на конкурс проектов, но я поленился подписывать чертёж по всем правилам чертёжного шрифта, а мой друг Заза Бицукели сам отставал в этой сессии и ему не было времени мне помочь в этом и я не стал участвовать в конкурсе проектов. Но другой мой проект, который я сделал простов рамках учебного плана по очистки сточных вод, мой преподаватель Жуков не спрашивая разрешения у меня, выдвинул на этот конкурс. Я об этом узнал, когда налетел с претензией на Фисенко, за то что она всё-же выставила мой курсовой и что из за шрифта который я подписал на скорую руку я занял всего лишь 3-место. На что, она очень спокойно, ответила: "Это не я. Твой проект ОСВ,  в конкурсе не участвовал а зря, 3-е место занял Ваш проект ОСК, который представил Жуков".
 В качестве компенсации, за 2- года службы, на фоне решения Первого съезда народных депутатов, который отменил призыв в армию студентов, нам предложили на выбор ходить на военную кафедру или нет. Я выбрал иметь свободный день, и в то время когда парни получали воинское звание офицера, я этот день использовал для изучения программирования и использования ПК. В это время весь институт, писал программы на бланках, относил на ВЦ, там изготавливали перфокарты, которые мы получали в течении трёх дней, после мы сдавали их на распечатку, проверяли ошибки, пере пробивали отдельные перфокарты в которых были допущены ошибки при изготовлении, после чего отдавали весь набор перфокарт на просчёт в ВЦ. Очень часто в самой программе студенты делали ошибки, и всё начиналось с начало.
 Я в свободный четверг, принял решение ходить на кафедру САПР. Заведующий кафедры Мурзенко, то ли помня моих родителей, то ли  от приведённых мной аргументов, но в виде исключения разрешил мне посещать компьютерный зал. Тогда это были 286 ПК, с жёсткими дисками целых 40 Мегобайт. И студенты имели две 5 дюймовые дискеты, которые использовали одну как системную, а другую для записи данных. Сегодня это журчание двух дисководов во внутреннем диалоге внутри ПК, кажется анахронизмом, но тогда на фоне перфокарт, это был прогресс, и для доступа к этому прогрессу мне пришлось получать разрешение Заведующего кафедрой.
 В это же время, у нас начался предмет, к которому у меня и сегодня отношение как одному из главных предметов в формировании Инженера - это Философия. Если кто помнит, так как это была распространённая практика, то вместе с учебниками студенты получали методички. В методичке, на мой юношеский взгляд были совершенно лишними указания на Том, Главу, Праграф и даже страницу того или иного произведения. В основном это было полное собрание сочинений В.И. Ленина. Но, что больше всего меня раздражало, так это то что взяв соответствующий Том, открыв сразу нужную страницу, студент натыкался на подчёркнутый текст. В начале курса я злился на студентов, которые портили печатное издание, но вскоре я обратил внимание, что в разных экземплярах одного и того же тома, подчёркнуто всё одинаково, красной ручкой и под линейку. И это обстоятельство, сделало меня дальтоником, я перестал себя ограничивать подчёркнутым текстом, и стал читать всё что написано в параграфе. Это обстоятельство, достаточно быстро привело к конфликтной ситуации с моим преподавателем Философии. Я не говорю, о практических занятиях, но и во время чтения лекций, я стал не соглашаться с её утверждениями. И каждый, раз своё согласие я подтверждал цитатами В.И. Ленина. Как в прочим и она. Всё закончилось тем, что она после очередного дискуса, остановила лекцию и предложила мне покинуть аудиторию. Я конечно с точки зрения уважения к труду лектора, был на сто процентов не прав, но с точки зрения содержания в условиях перестройки и гласности, я отказался покидать аудиторию. Тогда она покинула аудиторию, и вернулась с Деканом СФ Ляшенко. Он выслушал претензии лектора, которые она ещё раз повторила в присутствии группы и спросил меня: "В чём дело?" На что я ответил, что в споре по теме занятия, лектор в качестве аргумента предложил мне покинуть аудиторию. Думаю, что в других временных условиях, всё закончилось бы печально, для меня. Но тогда, нам просто поменяли лектора. С новым лектором спорить стало сложнее, но спорить я не перестал, как и читать между подчёркнутых строк.
  Пролетел второй, третий и четвёртый курс как одна захватывающая пара и вот мы вышли на Диплом. К написанию этой истории меня подтолкнула история моего старшего товарища который написал её в комментариях к предыдущей истории про Начертательную геометрию. Но просматривая соцсетях информацию про НПИ, я наткнулся на фильм о Новочеркасске 1967 года, года когда мои родители защитили Диплом инженеров-строителей в НПИ. О самом НПИ в фильме сказано очень мало, буквально одно или два предложения. Одно из них звучало так: "До революции ДПИ выпустил всего 200 инженеров, а сегодня в институте учатся 25000 студентов. Но этот факт, можно расценивать по разному. Когда я обсуждал с отцом состав своего дипломного проекта, то для меня было удивительно, узнать что количество курсовых и соответственно содержание Дипломной работы в его бытность было в двое больше. Вот я и думаю, плохо или хорошо, что всего 200 инженеров выпускал ДПИ. Но не смотря на это уменьшение нагрузки на студентов в период с 1907 по 1993 в составе диплома инженера-строителя по прежнему было 12 листов чертежей формата А-1.  И конечно если бы у меня спросил совета студент первого курса: "Как построить стратегию выхода на диплом?" я посоветовал ему, на втором курсе выбрать себе тему Дипломной работы, и все курсовые работы делать в контексте своей дипломной темы. А при выходе на диплом, просто собрать все наработки во едино, связать их обобщающей пояснительной запиской и всё, Диплом готов.  Но это сейчас, а тогда в процессе работы над Дипломом, нам надлежало выполнить два листа в разрезе Организации строительного производства. И вот, тут и получилась, накладка, курсовой мы делали один, а в Дипломе два листа. И второй лист мы должны были сделать как самостоятельную работу. Эту дисциплину нам читал преподаватель, который в начале своей карьеры поработал на стройке, а позже решил закончить аспирантуру и заняться преподавательской деятельностью.
  Когда он нам читал лекции, у него это не очень получалось, но он стремился найти понимание аудитории и это было видно. В какой-то момент он встретил по моему единственный взгляд студента, который понимал о чём он говорит. У нас была достаточно сплочённая группа. И студенты начали открыто высказывать своё нежелание быть недоумками. Я попытался заступиться за преподавателя, и закончилось это предложением Игоря Калашникова: "Стас если всё так просто, то объясни нам". Я взял конспект и начал своё объяснение предыдущей лекции, и мы так увлеклись, что пропустили время начало лекции. Когда лектор вошёл в аудиторию, я прервался и сел на место. Он опять встретил мой взгляд и продолжил читать лекцию. На следующую пару он мне кажется умышлено опоздал на 15 минут, что бы дать нам возможность обсудить предыдущую лекцию, и это вошло в практику.
 Другими словами, мои отношения с преподавателем, позволили мне набраться наглости и попросить свой курсовой который я делал на третьем курсе для того, что бы я его использовал в своём Дипломе. Он мне не отказал, пообещав посмотреть в архиве. В назначенный день, он принёс курсовой моего друга Зазы Бецукели, а мне сказал, что увы курсового не нашёл. Что бы как то развеять моё плохое настроение, Заза пригласил меня поужинать к студенткам третьего курса. Когда все заметили, что я расстроен  чем то, девчата спросили меня о причине. Услышав, моё негодование, что мне придётся делать два листа, а мог просто использовать свой курсовой по Организации строительного производства, одна из студенток говорит: "Слушай у меня есть рыба по организации, может подойдёт". Не в моих правилах было использовать рыбу, но я решил посмотреть. Каково же было моё ликование, когда я развернул затёртый до дыр на сгибах формат А1, а там угловой штамп: "СФ-ВиК-Комоцкий С.В.". Чертёж я конечно пересветил, а записку просто вставил в дипломную работу не переписывая.
 Не знаю, хорошо или плохо, что к этому моменту уже начали брать деньги за курсовые, думаю что конечно плохо. И на мой взгляд вот почему. Когда мой сын, неожиданно для меня спросил куда ему идти учиться. Я сперва растерялся, а потом потратил много времени и сил, что бы он сделал всё же сам свой выбор. И помню, мне подвернулась одна история по то, как у Уинстона Черчилля спросил журналист: "Что нужно, что бы подготовить классного инженера?". Черчилль ответил: "Нужны три диплома о Высшем образовании". Тогда журналист решил уточнить и спросил: "И какие ВУЗы нужно закончить по вашему мнению?" Черчилль усмехнулся и сказал: "Боюсь вы не правильно меня поняли. Я имел в виду диплом деда, диплом отца и собственный диплом". В 2009 году, я спросил мнение уважаемого мной человека об ситуации с продажей зачётов и экзаменов. Было  видно, что для него это болезненная тема, но он сказал мне правду, что инициатива сегодня на стороне преподавателей. Это обстоятельство не позволило моему сыну получить диплом по Уинстону Черчиллю, а именно третий диплом инженера-строителя по специальности ВиК, и я его отправил учится языку, культуре своих предков в Польшу. Надеюсь и профессию он то же осилит. 


Рецензии