Размышления В. Н. Чернова- дети войны-2

         
         

         Более 15 назад я познакомился и подружился   с Виктором Николаевичем  Черновым - москвичом , популярным журналистом-международником, с человеком интересным,патриотом,пережившив войну без отца ,который погиб на фронте в 1941году,защищая Москву.
                -
 По просьбе моих товарищей я составил примерный перечень вопросов(здесь я повторяю их) ,на которые они могли бы ориертироваться  при рассказе о себе.Он включает следующие вопросы.
1. Где родился,кто родители,откуда они,какова их судьба?
2.Когда и где пошёл учиться?
3.Жизнь во время войны.Что хорошо помнится?Какие суждения о том времени?
4.Где были родители,где работали?
5.Окончание 7 класса.Очём думал? Кем хотел стать? Почему?
6.Средняя школа.Что незабываемое связано с ней? Кто из учителей хорошо запомнился?Какой предмет был более любим?Формировался ли выбор профессии? Определяла ли школа твою дальнейшуб судьбу?Поддеоживал ли связь со школьными товарищами? что знаешь о из жизни? Какие характеристики людей ты больше всего ценишь? Каков девиз твоей жизни? Как ты относишься к религии,к вере в Бога?
7. Какое учебное заведение после школы окончил? Где рабоьал? Какие наиболее ответственные решения принимал? Семья,дети,внуки..
8. Что думаешь о прожитых годах? Сделал ли ты то,что хотел? Как повлияли на твоё мировоззрение и еражданскую позицию 60-е годы(оттепель),80-е(перестройка),90-е(приход капитализма): было чувство обиды,невостребованности,вины.,радости..
9.Что думаешь о нашем поколении: одинаковые все мы или разные; можно ди о нас сказать,что все мы люди своего времени бвли и остаёмся; какие события ты считаешь главными событиями жизни; какую роль сыграло наше поколение в жизни страны, в смене общеитвенного строя;хочется ли тебе вернуться в наше прошлое;забытое ли мы поколение;почему мы хотим ,чтобы помнили о нас...???
10.Какие  из названных ниже и других факторов ты считаешь наиболее значимыми в жизни: любовь,знания,патриоьизм,успешная работа...?
11. Ты умный.Дай некоторые прогнозы будущей жизни:нашей,наших детей и внуков.
                ---
 Виктор Николаевич кратко рассказал о себе следующее.
 "Мы жили в Москве.Началась война ,отец ушёл на фронт.
  В октябре 1941года мы(мама  я и старший брат Николай) поехали в эвакуацию в Тамбовскую область,в деревню,где жили родители  мамы.  Ехали через  Мичуринск,Томбов,Плотановку,Умёт.На этой станции вышли.Дальше  на подводе ,запряжённой лошадью, ехали 20 км.до посёлка  Царёвка,где находился сельский совет.Царёвка распологалась вдоль реки  Карай с крутыми берегами. .Во круг Царёки располагались деревни с названиями: вторая ,третья ,четвёртая деревни.Жили наши родственники в четвёртой деревне. Кругом степи и колхозные поля..Лесов не было. Домов деревянных почти не было.Их делали из земельных пластов. .Из природных достопримечательностей одна река,в которой купались ,зимой играли и катались на коньках. Она и источник воды и для людей и для скотины. В деревне не было ни радио ,ни электричества . Одна почта работала- почтальон носил почту из Царёва ,но не часто.( Всё как в Малокурейном,где мы жили в войну-Ю.В).  В Царёво была больница.
 Отец погиб под Нарофоминском в 1941году и мы с братом и с мамой жили без отца и в полной мере испытали судьбу" безатцовщины".
Мама всю войну работала в колхозе- На ферме и в поле. В тягловой силе использовались быки и коровы.Лошадей почти не было .Их и забрали на фронт и они с голоду погибли в деревне.  Учиться пошёл в 1944 году и там окончил первый класс. Шла война ,а там жизнь теплилась ,ставили спектакли силами эвакуированных,собирались на вечеринки ,бегали с девчёнками играли. Было примитивно ,но очень памятно и интересно. Считает ,что "мараль у деревенских была много выше чем у городских -другие условия,всё навиду.Иначе изолируют,признают чужим."
 Томбовщина известна многим:  там,например, после боёв под Сталинградом лечились наши бойцы. В Тамбове мой отец  после ранения в Сталинграде переучивался с десантника на командира- пехотинца в 1943 году. Из  Тамбова в нашей Лопатинской школе была учительница математики.
 На мой вопрос ,что бы он взял с собой из прошлого,если бы его жизненный полёт продолжался без ограничений он сказал,что ничего бы не взял..кроме памяти о том времени.               
 Виктор Николаевич сильный аналитик ,журналист -политолог,существенно влияет на укрепление содружества государств,тонко разбираясь в актуальных вопросах современности...Его девиз : ни дня без строчки он выполняет строго.
                х
  Удивительный человек,закалённый жизнью постоянно озабочен позитивным анализом обстановки.Патриот с романтическим уклоном. Его регулярные публикации существенно влияют на внешне-политическую обстановку страны и мире..Аналитик от Бога. Он постоянно моделирует и  анализирует проблемные ситуации мировой обстановки и выносит результаты своих- аналитических разработок на обсуждения общественности в форме публикаций.Их читают миллионы людей у нас в стране и за рубежом.
 Виктор Николаевич любит своё дело и делает его аккуратно и глубоко. Внимательный и добрый товарищ.Очень организованный ,творческий человек.Я благодарен судьбе  за дружбу с ним.

                Ответы по анкете
                1. Родился в г. Москве 19 ноября 1937года в рабочей семье; отец и мать-выходцы из крестьян Тамбовской области,до войны работали на автозаводе им. Сталина(ЗИС). В июне 1941 г.в связи с началом ВОВ отец был призван в Советскую Армию и погиб в боях в районе Нарофоминска  . Мать вместе с двумя детьми(я и старший брат Николай) в октябре 1941года была эвакуирована к родственникам в степную деревню Тамбовской области,где работала в колхозе ло окончания войны. Осенью 1945 года вернулись в Москву.Так как прежняя квартира была занята,получили место в семейном общежитии(25-30 человек).Мать вернулась на ЗИС,где проработала у сверлильного  станка о выхода на пенсию.  Умерла в 1985г от инсульта в возрасте 70 лет.В 1964 году получили двухкомнатеую квартиру в "хрущёвской" пятиэтажке,построенной на месте барака с общежитием.
2.С1945 по 1952г учится в московской"семилетке" № 666. Принят в пионеры,затем в ВЛКСМ.Дюбимые книги были"Сын полка"В Катаева,"Рыжик" А.Свирского,фильмы-"Молодая гвардия","Сын полка!,"Чапаев","Железный солдат"(китайский) и др.
3. В деревне меня и брата привлекали к работам на огороде,мелким работам на дому и в колхозе. С едой  всегда было напряжённо-из травы икрапивы с примесьб ржаной муки пекли оладьи, "каши" и т.п. Картошка и молоко были дефицитной роскошью. Фруктов сад практически не давал-засухи,отсутствие дождей. Помнится постоянно голодные кошка,собака,куры.. Запомнилось сообщение о побеле в войне,день был солнечный. Казалось всем,что на следующий день всё изменится разом и коренным образом(будет много еды,молока,одежды,дождя и т.п.) Но иллюзии рассыпались быстро. Впереди были трудности и лишения.
4. Ответ в пункте 1.
5. Во время учёбы в "семилетке" хотелось стать машинистом паровоза,потом лётчиком или учителем. Эти  желания формировались под влиянием книг,кино,в результате разговоров со сверстниками. Мужчин в окружении почти не было,учителя одни женщины. !2-13 лет пытался что-то сочинять, вёл дневничок,в котором пытался как-то рассуждать о дружбе,"предназначениях" человечества,записывал названия фильмов.
6. В среднюю школу не ходил. Матери было трудно на зарплату сверловщицы завода кормить и одевать двоих уже взрослых лбов. По этому выбрал снецтехникум "Гознак",где обеспечивали питанием,формой и повышенной стипендией.  даже на летние каникулы обеспечивали сухим пайком(сахар,крупы,мука,масло и т.п). Окончил  техникум в 1956г,и вавгусте того же года ьыл призван в Советскую Армию,в которой прослужил на территории ГДР до ноября 1959 года.
7.После демобилизации в 1960 году устроился на тогда уже ЗИЛ заведующим литографией-диплом техникума пригодился. Стал писать в заводскую ежедневную газету "Московский автозаводец",в которой затем проработал литсотрудником до 1969 года. Одновременно с 1962 по 1968 гг учился на факультете журналистики МГУ,работал затем в ТАССе,собкором газеты " Труд" в Индии вв течении 7 лет,позднее в АПН заместителеи главного редактора в редакции стран Азии и Африки.Выступал в центральных СМИ на международные темы,всиречался со многими известными и влиятельными политиками и журналистами,каждый из которых способствовал не только глубокому пониманию того или иного события или явления,но и был своего рода образчиком системного анализа и прогнозирования политических и исторических процессов.
С одноклассниками и сокурсниками были 2-3 встречи,которые скорее оставили чувство разочарования,чем света и вдохновения. Большинство стали рядовыми обывателями.без огня и дерзости в глазах.
8.9.10.11. Ни один человек не может сделать всего того,что хотел бы. Ни в его силах и возможностях,есть объективные и субъективные обстоятельства,которые нельзя предвидеть.Сетовать на сложившуюся судьбу и карьеру оснований у меня нет,особенно с учётом того,что многих одноклассников и ровесников на этом свете давно нет. Очень многое зависит от самого человека,его организованности,самодисциплины,желании и умении толково использовать то,что даёт ему природа и социально-политические условия для развития и самовыражения.
 Считаю,однако,что можно было бы добиться в жизни и большего,если бы существовали в природе объективные критерии оценки места и роли конкретного человека в производственных и служебных процессов,а его окружение, уполномоченное принимать решения или влиять на них,не было бы явно подвержено таким порокам,как зависть и и коньюнктурные расчёты.
 Наше поколение ничем не лучше и не хуже многочисленных предшествующих,попытка сделать из людей иконообразных носителей" высокой морали и духовности" оказалась затеей идеалистической и в практическом смысле утопической. Пороки человечества вечны и неизменны,о чём свидетельствует классическая литература и философия от древних времён до нынешних дней.
 Назад в прошлое в принципе дороги не бывает,жить надо не прошлым,а настоящим и будущим. Роль и влияние конкретного человека на динамику общественно-политических процессов,каким умным он ни будь,ничтожна. Интерпретация марксисиской философией места и роли личности в истории,думается,наиболее близка к практическим реалиям.
 Если человек лишён таких чувствЮкак ответственность за себя и близких,профессионализм,дружба,преданность своей земле,почитание могил предков,патриотизм,умеренность в своих страстях и стремлениях и т. д.,то  он не может быть уважаемым и почитаемым социумом.
 Если наши дети и внуки будут лишены этих качеств,то надеяться им на хорошее и достойное завтра не прходится. Пещерность,загрязнённость и недоразвитость многих душ-главнвя угроза для будущих покалений.
 Дополнения к ответам .
 1.Одного-единственного самого значимого события в жизни,по-моему, быть не может.Для меня -это комплекс,череда изменений,проходивших нередко спонтанно,по случайному стечению обстоятельств,которые в народе часто определяются одним словом"судьба".Например,служба в Армии в течении 3,5 лет лицом к лицу с НАТО,обретение профессии (МГУ) и практической работы в качестве журналиста,которая давала возможность универсального и безграничного познания общественных процессов и места и роли в них отдельной личности. Эта же профессия кардинально изменила жизнь и судьбу,когда был приобщён к междунаролным делам.
2.Изучал научный атеизм,"проходил" философские воззрения ряда мыслителей средних и древних времён. Склоняюсь к материальности мира,отсутствию души и духа. Согласен с классиками,что" религия-опиум",убеждаюсь в этом на грустных примерах некоторых хорошо знакомых людей, почти фанатично вовлечённых в православное христианство. Ничего путного,полезного и приятного для жизни из этого они не имеют.
3. Не думаю,что мы потерянное поколение.Вопрос-"кем и в каком смысле потерянное?". Впринципе так можно разглагольствовать о любом поколении. Скажем,Пушкин,Лермонтов,Гоголь,Обломов,Чацкий,большинство героев русской классики-разве они не представители"потерянного поколения"?. А подрастающие"недоросли" и"обломовы"! Они тогда кто? Найти себе место в жизни,не смердить и не скулить,тем самым оправдывая свою лень и никчёмность,-это проще и доступнее всего. Не надо кивать  на "общественно-политическое зеркало" если сам человек,как выражался один из моих преподавателей,литературный критик,представляет из себя" маленькую фабрику по производству удобрений".
4.Дети войны. Все мы несём на себе травмы этой трагедии.Безатцовщина ,беззащитность и унижение -самые безобразные явления нашего детсва..Но эти дети -разные. Они похожи только своим присутсвием на земле в годы  войны. Есть"дети",которые  стали преступниками,,бездельниками и жуликами, оправдывающие это своё положение "войной".Но есть "дети" той же эпохи,которые в этих же условиях стали умными, полезными,некоторые даже историческими личностями.
5. Очень важный принцип-"непрерывное движение",не оставляя при этом поганых следов.
 Юрий Андреевич ,я снова обратился к Вашим вопросам в анкете. Они  ,конечно,  интересные и глобальные.
 Я позволю себе ещё сделать некоторые дополнеия к моим комментариям.
    Могу утверждать, что к "потерянному или невостребованному" поколению себя никогда не относил. Термин "невостребованность" придуман для того,чтобы оправдать, реабилитировать свою лежебокость,лень и отсутствие активности и целеустремленности в жизни в целом, и в работе и профессии, в частности. Так проще и комфортнее для души. Тип "лишнего и ненужного человека" в русской литературе всегда был главным героем.
Вряд ли буду оригинальным, если скажу, что главной утратой нашего с Вами поколения был развал СССР и самороспуск КПСС, членами которой большинство из нас состояло и практически ничего не сделало для того, чтобы этот процесс предотвратить. Так что в этом смысле это "большинство" заслуживает исторического суда и общественного презрения.
Касательно стремления людей не быть забытыми, то именно в этом смысл и фундамент религиозных учений и верований, что не имеет ничего общего с бренностью и случайностью бытия каждого из нас, как и со всем материальным миром в целом. Все в землю лягут, все - прахом станет. Это утверждал один из романтических героев того же М. Горького, в этом - его большая Правда!
 С уважением Виктор Николаевич..
                -
 Я благодарю моего друга за глубокие суждения и откровенность,за его точку зрения по существу поставленных вопросов.


Рецензии