Щука-91

НАТ. ДАЧА – ДЕНЬ

Напротив большого гаража рядом друг с другом стоят два старика – СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ и ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ. Смотрят на закрытые ворота.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(немного недовольно)
Ну и что ты хотел мне тут показать?
В ответ Сергей Гарриевич поворачивает голову, переводит взгляд на Павла Петровича.  На его лице появляется добрая задорная улыбка. Павел Петрович еще пару секунд вопросительно смотрит на ворота, затем на Сергея Гарриевича. Сергей Гарриевич продолжает интриговать.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Тебе нужно закрыть глаза и не подглядывать, пока я не открою ворота.
(строго уточняет)
Все понятно?

Павел Петрович все еще не понимает, зачем они сюда пришли. Растерянно с недоверием отвечает.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Понятно.
 
И закрывает глаза.

Дверь тяжело со скрипом начинает открываться. Павел Петрович послушно ждет. Он стоит, словно солдат - не шелохнувшись.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
(торжественно)
Готово! Открывай.

Павел Петрович открывает глаза. Теперь уже с интересом смотрит в гараж.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Это что?

Сергей Гарричевич, глядя на друга, радостно выкрикивает поздравление.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
(хрипловато)
С днем рождения!
 

Павел Петрович, не отрывая глаз от увиденного, осторожно, не торопясь заходит в гараж.
 
ИНТ. ГАРАЖ – ДЕНЬ

Посередине гаража стоит металлическое сооружение длиной около 5-ти метров, в диаметре – около 2-х. Это – подводная лодка. Она сделана из стали, корпус выкрашен в черный цвет.  Внешне лодка напоминает огромную рыбу: приделана чешуя, есть плавники, а впереди - глаза-иллюминаторы.

Павел Петрович ходит вокруг, присматривается. Не отрывая взгляда от надписи на борту, спрашивает.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Щука-91?

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Ну да! Ты же сам рассказывал, что в Великую Отечественную ходил на «Щуке-216». Вот я и решил эту красавицу сделать в виде щуки.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
А почему - 91?

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Как почему? Потому что тебе сегодня 91!
 
Павел Петрович перевод удивленный взгляд с лодки на Сергея Гарриевича.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Мне?

Сергей Гарриевич снисходительно посмеивается над своим другом.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Эх ты, склеротик!

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Вот как!

И снова - внимание на лодку.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
И что нам теперь с ней делать?

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Как – что? Пойдем в море, друг мой!


Сергей Гарриевич открывает дверь лодки, приглашая Павла Петровича. Павел Петрович, просунув голову, рассматривает салон. Там просторно. Где-то в полутора метрах от глаз-иллюминаторов стоят удобные кресла для двух человек, между ними – откидной столик. Павел Петрович вылезает довольный. Улыбается. Глаза горят.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Ну как? Впечатляет?

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Очень!

Он идет к глазам-иллюминаторам. Вглядывается внутрь сначала через один, потом через другой. Проходит еще раз вокруг. Оборачивается к Сергею Гарриевичу.  Его нет. Павел Петрович, недоумевая, смотрит по сторонам.

Сергей Гарриевич сидит в лодке. Улыбаясь, наблюдает за другом. Павел Петрович замечает его. Огорченно говорит.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Жалко, что у нас нет настоящей подводной лодки. А то бы…

Сергей Гарриевич, услышав это, переводит удивленный взгляд на Павла Петровича.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Как это нет? Ты что думаешь, это просто халабуда, которую я строил тут несколько лет?
(подняв вверх указательный палец)
Эээ, друг мой. Эта посудина мооожет плавать.

Павел Петрович смеется, как над веселой шуткой.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Даже, если она и плавает, то до моря нам, как до луны.

Сергей Гарриевич вылезая из лодки, загадочно с прищуром отвечает.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Ну, это мы еще посмотрим.

Сергей Гарриевич напоминает о празднике.

 

СЕРГЕЙ ГАРИЕВИЧ
(махнув в сторону выхода)
Я там приготовил бутербродов. И тортик купил.
(показывая на лодку)
Мы можем тут и отпраздновать твои 91. Как тебе такая идея?

Павел Петрович одобрительно кивает головой.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Хорошая, хорошая!

Сергей Гарриевич торопливо уходит за угощеньями. Павел Петрович забирается в лодку.

Вернувшись в гараж с продуктами, Сергей Гарриевич находит своего друга, все еще сидящим в лодке.

ИНТ. ЛОДКА – ДЕНЬ

Подсаживается к нему. Ставит пакет с едой на колени, коробку с тортиком заботливо - на откидной столик. Запирает дверь. Поворачивается к Павлу Петровичу.

СЕРГЕЙ ГАРИЕВИЧ
Ну что, полный вперед?

Сначала снимает крышку с тортика. Между красивыми кремовыми розочками сметаной сделана надпись: «91». Затем выкладывает из пакета бутерброды, достает термос, пластмассовую посуду. Подворачивает края пакета с бутербродами, разрезает торт, раскладывает его по тарелкам, наливает чай. Стол готов!

Друзья берут в руки стаканчики.

СЕРГЕЙ ГАРИЕВИЧ
Ну что ж, друг мой, с днем рождения!

Чокаются. Отпивают чай. Сергей Гарриевич, вдруг погрустнев, опускает голову.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Эй, ты чего?

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Да, Надюшку свою вспомнил.

Поднимает глаза вверх, крестится.

 

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Царство ей небесное!

Павел Петрович теперь тоже грустный.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Э-эх. А я ведь первый овдовел. Уже 7 лет прошло.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Вот время бежит…

Едят, пьют чай. Сергей Гарриевич наблюдает за тем, как Павел Петрович, низко склонившись над тарелкой, с удовольствием ест свой кусок торта: он откусывает его со всех сторон. И бережно неловкими старыми пальцами поднимает с тарелки каждый упавший кусочек.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
(с улыбкой)
Вкусно?

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Очень вкусно! Помню, были времена, когда я картофельным очисткам радовался так, как сейчас пирогу.

Сергей Гарриевич достает из кармана армейскую фляжку.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(кивая на фляжку)
Что это?

Сергей Гарриевич поворачивается к другу с улыбкой.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Ну как – что? Самогон.
(показывая фляжку)
Будешь?

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(довольно махнув рукой)
А, давай!

Друзья допивают чай, освобождая стаканчики. Сергей Гарриевич разливает в них самогон.

 

ПРИМЕЧАНИЕ: ДАЛЕЕ ИДЕТ НЕМОЙ диалог.

Сергей Гарриевич и Павел Петрович все еще за столом. Смеются. Сергей Гарриевич размахивает руками, рассказывает что-то веселое, Павел Петрович смеется, вытирая слезы.

КОНЕЦ НЕМОГО ДИАЛОГА.

Сергей Гарриевич
(сквозь смех)
А! И вот еще! Вспомнил старую шуточную песенку.

Выпрямляется, чтобы исполнить песню.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
(хриплым голосом)
Если завтра жена
Нападет на меня,
Если женская сила
Нагрянет,
Я один, как всегда,
С громким криком: Ура!
На защиту костей
Своих встану!
За столом, под столом
И за печкой
Мой напев и могуч
И суров.
Если завтра жена
Нападет на меня,
Я сегодня к разводу
Готоооооов!

Исполнив песню, Сергей Гарриевич, поворачивается к Павлу Петровичу. Тот спит, тихо похрапывая. Сергей Гарриевич улыбается и с теплотой смотрит на своего друга.

ЗТМ.

ИЗ ЗТМ.

ИНТ. ЛОДКА – ДЕНЬ

Раздается резкий звук, как будто, что-то упало. Павел Петрович открывает глаза, смотрит спросонья по сторонам, потом вниз: по полу катится термос.  Павел Петрович встает, поднимает термос, ставит его на столик и тут в иллюминатор замечает воду! Подходит ближе к стеклу, ошарашенно смотрит вперед.

Павел Петрович
Ох…!
 

Лодка движется в воде, слегка кренясь то в одну, то в другую сторону.

Павел Петрович смотрит на Сергея Гарриевича. Тот спит. Павел Петрович осторожно будит друга.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(тихо)
Сереж.
(немного громче)
Сергей!

Сергей Гарриевич просыпается, открывает глаза, видит перед собой изумленное лицо друга. Павел Петрович кивком показывает в сторону иллюминатора.

Павел Петрович
Ты это видел? Это настоящая вода? Мы что, плывем?

Сергей Гарриевич смотрит в иллюминатор безо всякого удивления – с удовлетворением утвердительно покачивает головой.
СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Дааааа… Мы плывем.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Но… Но как это возможно?

Сергей Гарриевич хитро улыбается.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Хм… Это мой тебе сюрприз.

Павел Петрович стоит в оцепенении. Чуть покачивается вместе с лодкой.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Я, я, я не могу найти слов, я не знаю, что и сказать. Это безопасно?

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Конечно, друг мой! Конечно!

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
А  как мы вернемся обратно?

Сергей Гарриевич подходит к Павлу Петровичу, кладет ему руку на плечо.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Дружище, все хорошо. Не переживай. Ты мне доверяешь?
 

Но Павел Петрович все еще не может поверить в происходящее. Смотрит то в иллюминатор, то на Сергея Гарриевича, трет глаза. С надеждой обращается к Павлу Петровичу.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Сереж, может я сплю?

Сергей Гарриевич улыбается, качает головой.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Нет, ты не спишь. Это все правда.
(заботливо)
Тебе страшно?

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Так, немного!

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Может, в картишки?

Павел Петрович, занятый своими мыслями, не расслышал, что сказал друг. Переспрашивает.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
А?

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Я говорю, может в картишки перекинемся, Паш?

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Ааа! Неет… Какие уж тут картишки?

Павел Петрович садится на свое место. Сергей Гарриевич, видя растерянность своего друга, заботливо обращается к нему.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Эй! Ты чего?

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Да… Я просто

Не договорив, поднимает глаза, подозрительно смотрит на Сергея Гарриевича.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Что? Что такое?

Павел Петрович опускает глаза, потом снова смотрит на Сергея Гарриевича и трогает его за нос. Потом себя за лоб. И после делает свое заключение. 


ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Мне кажется, я умер!

Пауза. И тут Сергей Гарриевич начинает смеяться.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Ну ты и дууурень! Ты не умер!

Павел Петрович продолжает серьезно настаивать.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Нет-нет, я умер.
(показывая руками вокруг)
Этого всего не существует. Это все – не правда.

Сергей Гарриевич посерьезнел. Внимательно смотрит на Павла Петровича.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Ну и ладно.

Павел Петрович приглядывается к Сергею Гарриевичу.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Что - ладно?

Сергей Гарриевич смотрит в сторону.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Умер, так умер.

Павел Петрович начинает сильно возмущаться.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Да ты что? Я же даже Маринку не предупредил, что умру! Я тут в Мерлеево, а она в Москве. И приехать должна в субботу, а сегодня

Споткнувшись, обращается с вопросом к Сергею Гарриевичу.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Какой день сегодня?
 
Сергей Гарриевич, раздумывая, смотрит на Павла Петровича.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Вторник.

Павел Петрович отворачивается от друга, продолжает свои подсчеты.


ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Вторник… То есть я буду тут сидеть еще…

Не договаривает. Огорченно вздыхает.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Ох, ну и ну…

Смотрит на иллюминатор. Там - море. Рассуждает дальше.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Это что ж, получается - я умер в своей день рождения?

После вопросительно смотрит на Сергея Гарриевича. Тот улыбается.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Ну и дурень же ты, старый. Да не умер ты, не умер!!! Слышишь меня?

Но Павел Петрович не обращает внимания на слова Сергея Гарриевича. У него новое потрясение.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
У меня день рождения, а Маринка?  Она, значит, забыла про него?

Павел Петрович печально опускает голову. Сергей Гарриевич хочет успокоить своего друга.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Ну и чудик ты, Паш. Слышишь, чудик?

Павел Петрович, отбросив грустные мысли, поднимает глаза на Сергея Гарриевича.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
А ну и ладно! Давай-ка еще по стопочке?

Сергей Гарриевич радостно поддерживает друга.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Давай!

Он достает фляжку, наливает. Друзья выпивают.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Эх! Хорошооо!


ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Даа…

ЗТМ.

ИЗ ЗТМ.



ИНТ. ЛОДКА – ДЕНЬ

ТИТР:

3 дня спустя.

Сергей Гарриевич довольный бросает пикового туза поверх дамы.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Ах-ах-ах! Подставляй лобик!

Павел Петрович подставляет лоб. Сергей Гарриевич ставит щелчок.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Ну? Еще партеечку?

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
(потирая лоб)
Не… Я на сегодня - все.

Павел Петрович смотрит на пустую коробку из под торта.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Эх. Что-то есть хочется. Может, домой поплывем?

Сергей Гарриевич смотрит на Павла Петровича искоса со своей доброй улыбкой.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Поплывем.

Тут по борту раздался сильный глухой стук. Павел Петрович испуганно смотрит на Сергея Гарриевича.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Что это?

Сергей Гарриевич немного насторожился.

СЕРГЕЙ ГАРРИЕВИЧ
Может, на что-то напоролись?
 

Павел Петрович встает и идет поближе к иллюминатору. Стук становится все чаще и сильнее. Друзья переглядываются. В этот момент гаснет свет.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Сережа!

Ответа нет.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Сережа, ты тут?

За иллюминаторами темно. Стук не прекращается.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Сережа!

Лодку стало сильно качать из стороны в сторону. Павел Петрович не устоял на ногах и падает на пол.

ИНТ. ГАРАЖ – ДЕНЬ

Мощный удар отрывает обшивку лодки. Дверь выбита. Павел Петрович лежит на полу, прикрывая глаза от яркого света.
Рядом стоит взрослый, крепкий мужчина, в опущенной руке держит топор. Это АНДРЕЙ (55).

АНДРЕЙ
Вот он!

Тут же в дверях гаража появляется женщина. Это МАРИНА (50). Она кидается к Павлу Петровичу.

МАРИНА
Папа, какого лешего ты творишь?

Андрей протягивает руку Павлу Петровичу. Помогает ему выбраться из деревянных обломков. Павел Петрович вылезает. Смотрит на Марину.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Как Вы меня назвали?

МАРИНА
Пап, ты в норме?

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Вы – кто?

МАРИНА
Я дочь твоя – Марина!

Павел Петрович переводит взгляд на Андрея.
 

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
А Вы – кто?

Марина громко немного нервно отвечает за Андрея.

МАРИНА
Это Андрей.

Павел Петрович безразлично смотрит на Марину, на Андрея, затем беспокойно – по сторонам. Зовет друга.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Сергей! Сергей Гарич!

Он подходит к разломанной двери, заглядывает внутрь. Кричит.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Сереж!

МАРИНА
Пап, кого ты зовешь?

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Как - кого? Сергея Гарича, конечно!

Марина испуганными глазами молча смотрит на отца, на Андрея. Наконец, немного придя в себя, отвечает.

МАРИНА
Пап, Сергей Гарриевич умер уже, как 3 года назад…

Павел Петрович поворачивает к ней голову. Сердито с непониманием смотрит на нее.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Как - умер?

Объясняет дочери.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ
Да он же тут! Со мной!
(показывая на дыру в лодке)
Он там!


Марина качает головой.

МАРИНА
Там никого нет.
 

Павел Петрович снова оборачивается от двери. Андрей ставит рядом с ним табурет. Павел Петрович присаживается, притих.

Андрей подзывает Марину. Отвернувшись от отца, разговаривают.

АНДРЕЙ
И что будем с отцом делать? Его одного уже нельзя оставлять.

Марина, согласно кивая, смотрит на отца.

АНДРЕЙ
Слушай, давай я наконец сломаю этот сарай. Он только место тут занимает.

Марина серьезно смотрит на Андрея.

МАРИНА
Нет. Нельзя. Это память о старом друге. Они же строили ее вместе. А потом все время в карты там играли. Друг умер, а отец все ходит сюда.

АНДРЕЙ
Что ж, ладно. Оставить, так оставить.

Марина и Андрей стоят в гараже рядом с нелепой деревянной будкой, построенной из старых досок и кусков фанеры. Павел Петрович сидит на табурете, опустив голову, о чем-то думает.

Сценарий в производстве. Режиссер Роман Дунешенко


Рецензии