Танцор и наблюдатель

Некто, уставший после напряженной работы, семейных проблем или  какой-нибудь другой радости, которыми полна его жизнь, сидит и смотрит в окно. У него больше ни на что не хватает ни сил, ни фантазии. Он смотрит в окно сначала безучастно, не надеясь найти что-либо интересное, а потом… Потом в глазах появляется блеск. Постепенно некто начинает видеть за окном что-то, что поначалу привлекает его внимание, потом возбуждает любопытство и, в конце концов, захватывает все его существо. Он смотрит в окно, словно в телевизор. Даже не так: в телевизор тоже смотрят почти безучастно, а этот некто глядит так, как будто пред его взором предстало что-то поистине захватывающее. Что же он увидел в своем привычном окне, к тому же покрытом знатным слоем пыли?
Если бы на некто сейчас смотрел кто-то из его знакомых, то этот человек очень сильно удивился бы. Чудак этот некто, а на первый взгляд кажется вполне разумным существом. Кому взбредет  в голову сидеть за окном в темной комнате и часами смотреть на… Даже смешно сказать, на что. Ведь из этого окна всего-то и видно какое-то одинокое дерево. Ладно бы оно цвело и было покрыто зеленью, так нет же. Сейчас осень, листья с деревьев осыпаются и падают на землю.
Но некто заворожен видом этого дерева с падающими листьями. Ему кажется, что ничего прекраснее и интереснее он в жизни еще не видел. Или видел, но очень давно, и уже забыл об этом. И ему все думается: «У меня за окном всего одно дерево. Больше ничего не видно. Одно дерево – это не так много. Почему же я этого никогда раньше не замечал? Ведь надо было увидеть только одно дерево, а я даже на него ни разу не взглянул.
Оно, в общем-то, и понятно. Разве можно что-то видеть через такое грязное стекло? В него вообще смотреть противно. Ай, как нехорошо… Надо его почистить.
Ладно, оставим пока стекло в покое. Что-то я все-таки вижу. Ах, как красиво падают листья! Как изящно, как неспешно, как безмятежно проходят они свой путь от веточек дерева до земли. И как покорно и умиротворенно ложатся они на землю, будто на теплое мягкое ложе. Почему мне не дано такого спокойствия, такой уверенности, что даже если я упаду, то земля меня примет… Что я не ударюсь об нее, не вздрогну от холодного прикосновения замерзшей и очерствевшей почвы, а именно упаду в ее объятия…»
Некто рассуждал еще долго. Нам не обязательно знать, о чем еще он думал, тем более что мыслил он в основном об одном и том же. Ведь обычно он не смотрит в окно. И никто не смотрит. Какой разумный человек будет заниматься таким бесполезным делом? Ведь каждого из нас ждут куда более важные, интересные, полезные дела. Мы все полны энергии, желаний, коварных замыслов, грандиозных планов, мечтаний и амбиций. У нас не хватит времени хотя бы на то, чтобы просто перечислить все это, не говоря уже о том, чтобы сделать. Именно все наши желания, наша активность и жажда жизни, а главное, благородное стремление все успеть и ничего не упустить, захватывают нас и вовлекают в совершенно потрясающий и дикий танец повседневной жизни. Законы танца таковы, что обязательно наступает момент, когда мы забываемся и полностью отдаемся энергии танца. А мы очень увлеченные танцоры. Настолько увлеченные, что часто забываем, как, когда и почему начался танец и зачем мы вообще его затеяли.
Некто вспоминает те многочисленные дни, когда ему некогда было посидеть у окна. И воспоминания даются ему с трудом. Это и неудивительно, ведь в танце зачастую начинает кружиться голова, а некто – тоже танцор увлеченный. Но все же он смутно помнит, что все это время куда-то бежал, что-то хотел, чего-то не успевал, был все время чем-то занят, с кем-то ссорился, на кого-то ворчал, снова мирился, нервничал из-за чего-то, переживал, чему-то радовался… Были какие-то события, и их было много, но какие именно – сейчас уже и не вспомнишь. Но что больше всего его удивляет – это то, что его все время окружало бесчисленное количество окон. У него в квартире целых три комнаты, и в них во всех есть окна. По улице идет – ему отовсюду улыбаются окна чужих домов. В транспорте едет – окна, на работе – окна, к другу в гости зайдет – тоже окна… Окна его просто преследовали и проходу не давали, а он с трудом добрался до одного-единственного… Да, танец жизни его очень закружил.
Да и не только его. Он кружит нас всех. Порой так кружит, что мы наконец решаемся дать ему название. И имя ему – суета. Да, иногда прекрасный танец жизни становится просто суетой. И, к сожалению, не все успевают вовремя остановиться и понять, что жизнь – это все-таки танец, а не головокружительный аттракцион. Кому-то для этого понадобилось сесть у окна…
Не то чтобы некто не любил свою жизнь или осуждал тех, кто живет так же, как и он. Нет, вовсе нет. Ему нравится, как он живет. Просто иногда ему катастрофически не хватает такой элементарной вещи, как посмотреть в окно на осыпающиеся листья. Но вот сейчас он сделал это, и ему стало чуть спокойнее. Теперь можно танцевать и дальше.
Конечно, вечно он смотреть в окно не будет. У него еще очень много важных дел, которые он не доделал. Но прежде, чем он к ним приступит, он скажет себе: «Почисти свое стекло…»


Рецензии