Зависть - плохое чувство. Не столько потому, что оно приносит зло тому, кому мы завидуем (хотя это очень часто бывает), сколько потому, что оно разрушает нас самих. Завидующий часто пытается подчеркнуть естественность своего чувства: отчаявшись искоренить его (если эта попытка имела место быть), он начинает убеждать себя, что его желание иметь то же, что и у другого - вполне нормально и ничего плохого под собой не подразумевает. Мол, почему ему можно, а мне нет, что в этом такого? - у меня такие же естественные потребности, как у всякого человека. На самом деле хотеть того, что есть у другого, и завидовать - две большие разницы. Мы часто хотим того, что есть у других людей, а у нас нет, и это действительно естественная и нормальная вещь. Мы часто даже не сознаём, как много на свете людей, у которых есть то, что мы хотели бы иметь, и мы им совершенно не завидуем! Во-первых, это происходит потому, что мы не осознаём их как единоличных собственников и правообладателей того, что они имеют, а во-вторых, потому что верим, что то, чем они обладают, имеется в мире не в единичном экземпляре, а значит, право и возможность получить это есть и у нас. Когда я хочу купить машину, это ещё не значит, что я завидую тем, у кого она есть. И даже если я хочу точно такую же машину, как у соседа, это ещё не значит, что я завидую соседу. Пока я верю, что у меня есть возможность её купить, я не завидую, потому что мне никто не мешает её получить. А вот если я начинаю подсознательно думать, что та машина, что у соседа - единственная на свете, что другой такой больше нет, и что кто-то один мог её получить, тогда я завидую! Потому что мне кажется, что тот кусок счастья, который предназначался мне, у меня урвал кто-то другой, и нет возможности у меня получить его себе. Тогда сосед - мой враг, он вор, и тогда уже я хочу стать таким же вором, и отнять у него то, что, как мне кажется, он отнял у меня. Когда мы завидуем, мы испытываем отчаяние от того, что не можем иметь то, что хотим, и подспудно стремимся найти "вора". Нам кажется, что он - единоличный собственник того, чего нет у нас, и очень хотим занять его место, чтобы самим стать монополистами. На самом деле зависть исходит не от того, что кто-то успешнее другого, а от того, что мы ощущаем себя бессильными. Зависть - дочь отчаяния. Бедный завидует богатому не потому, что он сейчас беден, а тот богат, потому, что он сам отчаялся стать таким же богатым. Незамужняя женщина завидует замужней не тогда, когда она сама верит в свои шансы выйти замуж, а когда ощущает себя старой девой и думает, что "её поезд ушёл". Когда мы бессильны, то чувствуем себя неравными миру тех, у кого похожие желания уже исполнились, и нам начинает казаться, что чтобы пробиться в этот мир, нам надо именно "урвать кусок", растолкать всех локтями, кого-то отпихнуть в сторону, чтобы занять "своё" место. Именно поэтому зависть в столь многих случаях приводит к откровенному злу, потому что кажется, что стоит отнять у другого, как получишь это сам и станешь оттого счастливее, но для этого необходимо хотя бы в своём воображении унизить того, кому завидуешь. Но на самом деле причина наших несчастий - в нашем внутреннем состоянии, и даже не в том, что мы не имеем реальных шансов осуществить желаемое, а в том, что сами себя посчитали недостойными и бессильными добиться этого своими руками. Корень зависти - неверие в себя. Если бы мы это всегда понимали и признавали, тогда, может быть, у нас был бы шанс научиться не завидовать вовсе. Зависть - это внутренняя готовность стать вором, только "вор" этот не сознаёт, что больше всего обкрадывает сам себя. Когда человек всецело отдаётся зависти, он признаёт себя нищим и лишается самого дорогого - способности делиться. У нищего ведь ничего нет, ему нечего дать, он может лишь отнимать или попрошайничать. В этом состоянии психологической нищеты люди перестают понимать, как много они на самом деле имеют (куда больше по сравнению с тем, чего не имеют!), что и у них тоже есть много чего такого, чем можно поделиться с другими, и как эти другие нуждаются в том, чтобы с ними поделились. Таким образом, завистник обкрадывает себя дважды: он перекрывает себе кислород там, где берут по праву (потому что в душе он не считает, что у него есть это право), и там, где отдают по доброй воле. Фактически, он делает себя мёртвым для мира, в котором всё основано на круговороте "взял - отдай".
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.