Учиться, учиться, и ещё раз - учиться...
Современные ЕГЭ, по которым нынче судят об эрудиции выпускников, все нацелены на стандарт, а стандарт - ещё не истина, а просто попытка освободить человека от необходимости думать. Это доказывает хотя бы то, что ни один думающий человек не напишет этот тест на 100 баллов. На 90 - напишет, даже на 95 - напишет, но на сто - никогда. Думающий человек, как бы хорошо ни знал школьную программу, где-нибудь да проколется, где-нибудь подумает - и выяснится, что подумал не то, что надо. Стоит обратить внимание на то, как репетиторы готовят к таким тестам своих учеников. Как правило, такое обучение проходит не по принципу "Я расскажу тебе всё, что знаю сам по этому предмету и захочу, чтобы ты своими мозгами над ним поразмыслил". Репетитор просто отрабатывает с учеником способы решения однотипных задач до тех пор, пока у того не выработается на них рефлекс - вот и всё. Наоборот бывает очень редко. Наверное, поэтому в подготовке к экзаменам школьные учителя не столь популярны, как репетиторы. Считается, что школьный учитель недостаточно компетентен, чтобы дать ученикам уровень знаний, нужный для ЕГЭ. Какая чушь! Десять лет давал нормальные знания и всех это устраивало, а в 11-ом классе вдруг стал некомпетентен? Тем более что чаще всего репетиторами становятся те же школьные учителя, с той лишь разницей, что ораве учеников они рассказывают почти за бесплатно то, что одному лодырю рассказывают за хороший бакшиш. Я думаю, правда в том, что сделать робота из одного человека гораздо проще, чем из кучки учеников. В классе одни захотят - станут роботам, другие не захотят - не станут. На одного ученика воздействовать гораздо легче, особенно если он к тебе именно за этим и пришёл. Но горькая правда заключается в том, что свободно мыслящие люди никому не нужны. Каждый такой человек - потенциальный революционер, а зачем обществу революционеры? Сказать человеку, что он имеет право иметь мнение - всё равно что дать ему свободу самостоятельно искать и выбирать, что для него - истина, а что - ложь. Пусть истина - одна, никто не имеет на неё монополию, каждый докапывается до неё сам. Но общество и образование решили объявить, что имеют такую монополию, лишив человека необходимости искать правду, а кто не ищет правду - тот не знает правды. Правда - это сокровище, оно хранится в тайном месте и находят его те, кто искал и хотел найти. Богатства, которые сами приплыли к тебе в руки, без твоих на то усилий, может, и похожи на сокровище и по-своему неплохи, но сокровищем их уже назвать нельзя. Истинную цену имеет только то, во что вложился, а не то, что положили в рот и разжевали. Может быть, знания, которые преподаются, хороши и правильны. Но то, что ученикам не дают понять, какова же их цена, лишает знания всякой ценности. Я не из тех, кто против образования и кто на всех углах будет орать, что современное образование разрушает человека. Нет, я обеими руками за идею образования, хотя бы потому, что любое образование лучше невежества. Невежество не даёт человеку выбора, оставляя его в той же тьме, где он и был, но даже самое раздолбайское образование даёт ему хотя бы какой-то выбор: быть грамотным или неграмотным, учить и принимать то, что тебе преподают, или отвергать это, самому решать, что для тебя свет, а что - тьма.
Разрушает человеческое сознание не образование, а подходы, но подходы - тоже в чём-то выбор человека. В школе много скучного, неинтересного, сухого, занудного, но если ученик искренне хочет получать знания, его в этом никто не остановит. Часть знаний, которые он сочтёт полезными для себя, он может взять из школы, а остальное - добрать из других источников, благо сейчас это не проблема. Если человек хочет шевелить своими мозгами и думать самостоятельно, никто не запретит ему задавать вопросы и доискиваться до истины. Если на вопрос не ответит учитель - что ж, можно поискать другого, а если ответит - значит, повезло с учителем. Информация, которую преподают в школе, весьма неплоха, если задуматься, и её можно употребить с пользой. Но в том и беда - этому главному навыку школа как раз и не учит, и в этом, по-моему, и есть причина зазомбированности сознания учеников. В школу ходят все, кто планирует выжить в обществе. А в обществе (абсолютно любом) действует только один принцип выживания - делай, как все, потому что "так надо". Но если хоть раз задаться вопросом: "А кому надо?", то уже не будешь зазомбированным человеком, потому что дальше сможешь сам решать, что из этого и зачем нужно именно тебе. Современное образование плохо не тем, что оно учит правильному или неправильному, а тем, что лишает человека выбора там, где у него мог бы быть выбор. Оно лишает человек свободы. По сути, свобода - это не возможность делать то, что левая нога захочет. Свобода - это возможность выбирать и объяснить самому себе, почему твоя левая нога хочет именно так, а не иначе. В системе ни ученикам, ни учителям, ни прочим её участникам никто не хочет объяснять, что у человека может и должен быть выбор.
Свидетельство о публикации №216021601719