Путы патриотизма

Опасно путать два понятия - патриотизм и портреотизм. Особенно, ставя их во главу угла, провозглашая Национальной идеей.

Портреотизм - любовь к себе ,к своему портрету на фоне Родины, желание набить свои карманы сокровищами из недр  родной земли, богатеть за счёт нищенской платы за труд трудовому народу,учёным и интеллигенции и,особенно, пенсионерам и инвалидам, отдавших своё здоровье при содании материальных благ родины.  Двойное гражданство, оставление родины в трудные времена, выведение своих капиталов за границу родины, приобретение островов в океане и другой недвижимости, прославление своих достижений иностранными призами типа Оскар, завоевавшими авторитет на чуждых российскому народу,критериях, а гордятся наградами  своей Родины.

Портреоты содержат наёмников,содержат частные охранные предприятия, охраняющие их дворцы, детей и другую частную собственность и..только в редких случаях используют  патриотические чувства молодых и здоровых парней из местного населения /простолюдинов/ для защиты границ, интересующих их территорий.

Портреоты соблазняют местных женщин, потенциальных матерей и продолжательниц рода племени, для прелюбодеяний, а их малолтних детей кормят отравой /по передачам Антона Привольнова на Первом/ и приучают к алкоголю и наркотикам /проституция,пьянство,наркомания процветают  России и не идут на убыль/.

Портреоты бросают своих жён и заводят новых, преумножая прелюбодеяние в православной стране.Нельзя одновременно любить Родину и не любить свою единственную жену, нельзя одновременно служить Богу и Дъяволу.

Вот вам один пример портреотизма Владимира путина: хотя он занимался советской борьбой самбо, он навязчиво подчёркивает, что занимался  японской национальной борьбой - ДЗЮДО. Подчёркивает он это по инерции того, что с 1964 года борьбу дзюдо включили в программу Олимпийских игр в Токио и в СССР ею занимались только члены сборной СССР при подготовке к международным соревнованиям..Вот к этому статусу и пытался примазаться Путин. Хотя патриот  подчеркнул бы отрицательные стороны дзюдо/национальный японский костюм, распространение грибка стопы при босоногих спортсменах../ и постарался внедрить в мире отечественную борьбу самбо.

Портреотизм присущ рабовладельческому,феодальному и капиталистическому строю общественного сознания.

Кто же сильнее любит Родину? Друг Кащея Бессменного, получившего в надел миллиарды алмазов и золота из недр страны или нищий двадцатилетний солдатик,не имеющий ни пяди этой родной земли/ ну разве что могилку/  готовый погибнуть, охраняя эти алмазы с их хозяином?
Самый полный ответ найдёте, прочитав полное собрание сочинений В.И.Ульянова /Ленин/. Кто учился в СССР в ЛГУ имени А.А.Жданова ответ знают. Вот , что об этом кратенько написано в Википедии.




Патриотизм

 Материал из Википедии — свободной энциклопедии 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм

Статуя Родина-мать (Мамаев курган, Волгоград)

Памятник студентам Политехнической школы в Париже, погибшим при защите родины от вторжения коалиции в 1814 году.
Патриоти;зм (греч. ;;;;;;;;; — соотечественник, ;;;;;; — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость[1] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа[2]. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.[3]

Содержание  [убрать]
1 История происхождения понятия
2 Генезис идей патриотизма
3 Патриотизм и религиозные учения
3.1 Христианство
4 Патриотизм в государствах
4.1 СССР
4.2 Великобритания
4.3 Россия
5 Критика патриотизма
6 Примечания
7 См. также
8 Ссылки
История происхождения понятия[править | править вики-текст]
Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику[4][5].

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное[6][7][8]. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают[7][9].

В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к Родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

государственный (этатический) патриотизм — любовь к государству.
имперский патриотизм — лояльность (любовь) к империи и её правительству.
квасной патриотизм (ура-патриотизм) — гипертрофированное чувство любви к государству и своему народу.
полисный патриотизм — любовь к полису, то есть образу жизни, традициям, особенностям, культам. Существовал в античных городах-государствах (полисах) и был основан на местных религиозных культах.
ультрапатриотизм — любовь к отечеству в крайних, безрассудных формах[10].
этнический патриотизм — любовь к своему этносу.
Генезис идей патриотизма[править | править вики-текст]

Эй, кто поляк, в штыки! Польский патриотический плакат, призывающий к обороне родины от советского вторжения (1920), с цитатой из «Варшавянки 1831 года»

Автомобильный магнит — популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.
Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма[источник не указан 1104 дня].

Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира»[11])

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.

Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма[12]. Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовала сближению народов Римской империи и препятствовала патриотизму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города[источник не указан 1104 дня]. Яркий пример такого противостояния — реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города (Деян. 19:-24-28).

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма[источник не указан 1104 дня].

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время[источник не указан 1104 дня].

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) — приверженности человеческой общности (нации)[источник не указан 1057 дней]. Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Патриотизму не редко противопоставляют космополитизм, как идеологию всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и Отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей»[13]. В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами»[14].

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм — хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь — выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви». Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта. Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка[15], М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви. По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране»[16].

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв, полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов»[17]. В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части»[13]. С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы»[18].

Как отмечал академик Д. С. Лихачев в работе «Природа, родник, Родина, просто доброта»[19]:

Город на высоком берегу реки в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов. Страна — это единство народа, природы и культуры.
— Природа, родник, Родина, просто доброта, 1984 г.
А. А. Терентьев, доктор философских наук, профессор НГПУ в работе «Ислам и проблемы национализма и патриотизма»[20] указывает:

Патриотическое поведение предполагает истовое, сознательное служение общим интересам народа, слияние с родным народом духом и телом, выдвижение общенациональных соборных интересов на первый план и решение вместе с ними и своих частных, не противопоставляя их друг другу. Патриотизм формируется, складывается, вырабатывается в то же время, как традиция и правило общественной жизни при решении общих проблем этноса, при служении людей более значимому, чем частный, общему интересу
— Ислам и проблемы национализма и патриотизма, 2011 г.
Патриотизм и религиозные учения[править | править вики-текст]
Христианство[править | править вики-текст]
Раннее христианство Последовательный универсализм и космополитизм[21] раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма[12]. Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику, «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные»[22] Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня»[23].

Современные христианские авторы о патриотизме

По мнению патриарха Алексия II:

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.
— Алексий II. Интервью газете «Труд»[24]
С другой стороны, по мнению[значимость факта?] православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек — существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих»[25].

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает[значимость факта?] патриотизм антихристианской ересью. По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины»[26].

В Евангелие от Иоанна, 15 гл., стихи 12 и 13: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Эти слова Иисуса Христа следует трактовать так[27]: «чтобы вы друг друга любили так сильно, чтобы готовы были умереть друг за друга, потому что и Я возлюбил вас так, что далее умираю за вас. Нет больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь».

Патриотизм в государствах[править | править вики-текст]
СССР[править | править вики-текст]
После 1917 года и до середины 1930-х годов в СССР понятие «патриотизм» носило резко негативный характер. Понятие «патриот» было родственным таким понятиям, как «буржуй», или «недобитая контра». Такого отношения к патриотизму и к патриотам придерживались в то время не только отдельные высокопоставленные партийные лидеры, эти взгляды исповедовались и в массовом порядке. Гонения на патриотические воззрения нашли самое широкое выражение в литературе, искусстве, науке, особенно исторической и образовании. Одним из ярких представителей этого течения был историк М. Н. Покровский. Необходимость уничтожения патриотических взглядов в обществе объяснялась тем, что именно патриотизм являлся серьёзной идейной преградой на пути к созданию мирового пролетарского государства. Пропагандировалась идея, что истинным патриотизмом является классовый (пролетарский) или интернациональный патриотизм, подразумевающий единство пролетариев всего мира вне зависимости от их национальной или государственной принадлежности. А патриотизм традиционный, национальный, называемый обычно национал—патриотизмом, объявлялся вредным или даже враждебным делу мировой революции[28].

В конце 60-х - начале 80-х годов в ряде общественных наук, особенно в философских, значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как явление общественного сознания[29]. Примерно с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества[30]. В некоторых исследованиях патриотизм изучался в контексте развития отечественной истории, как проявление специфических черт менталитета, психики различных общностей[31] и т.д.

Великобритания[править | править вики-текст]
Английский писатель Клай Стейплз Льюис писал в 1960 году об «амбивалентности патриотизма» и выделял 4 его разновидности[32]:

Любовь к дому; к старым друзьям, к знакомым лицам, к знакомым видам, запахам и звукам.
Особое отношение к прошлому своей страны.
Грубая вера в то, что своя страна или свой народ действительно лучше всех.
Своя нация настолько лучше всех, что просто обязана править всеми.
Россия[править | править вики-текст]
Стилевые проблемы
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.
Патриотизм в России деятельностно выражен в особом отношении к семье, долгу и Отечеству, связанном с проявлением мужества, героизма, преданности, доблести в труде. В период 90-х годов во время политической и экономического нестабильности, в свете аксиологической катастрофы и с 2000-х годов с развитием и укреплением государства, политического режима, повышения общего уровня жизни, отношение на государственном уровне к патриотизму в России менялось.

По данным опросов россияне считают себя патриотами — 69 % по данным «Левада-центр» (2013 г.), более 80 % по данным ВЦИОМ (2014 г.). Наметился определенный подъем в связи с проведением Олимпийских игр, присоединением Крыма, годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. По данным ВЦИОМ в акции «Бессмертный полк» в 2015 году приняли участие 13% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет [33].

В настоящее время ученые выделяют несколько неразрывно связанных между собой типов патриотизма, имеющих свое специфическое содержание и формы проявления[34]:

– цивилизационный патриотизм (осознанное стремление к равноправному, взаимовыгодному, разностороннему и безопасному сотрудничеству с другими странами в интересах российских граждан);

– государственный патриотизм (особая направленность сознания и поведения граждан, в основе которой – приоритет государственных интересов);

– общенародный патриотизм (любовь к Родине и Отечеству, готовность встать на защиту интересов страны);

– национально-этнический патриотизм (национальные чувства, приверженность традициям своего народа, религиозное сознание и опыт межкультурного взаимодействия);

– региональный, местный патриотизм (любовь к малой Родине).

Формированию и укреплению патриотизма граждан способствует обращение государства к идеям патриотизма, широкое обсуждение целей и задач патриотического воспитания детей и молодежи, формирование и реализация целевых программ, проведение профильных смен (в том числе в рамках всероссийских образовательных форумов «Машук», «Селигер», «Таврида», «Территория смыслов» на Клязьме), создание уполномоченных органов, и организаций отвечающих за патриотическое воспитание на федеральном (ФГБУ «Росвоенцентр»[35], ФГБУ «Роспатриотцентр»[36]), региональном и местных уровнях. Рассматривать проявления патриотизма в России необходимо в связи с событиями и именами.

Имена россиян, история жизни которых связывается с проявлением патриотизма: Герои Российской Федерации, Герои труда Российской Федерации, Евгений Родионов, Евгений Табаков, Алдар Цыденжапов, личный состав АПЛ «Курск», личный состав 6-ой роты 2-го батальона 104-го гв.пдп 76-й гв.вдд, личный состав «Альфа» и «Вымпел»- участники антитеррористических операций в том числе в школе г. Беслан (2004 г.), учителя Бесланской школы, погибшие при спасении детей[37], Иосиф Кобзон, Ирина Хакамада, Леонид Рошаль, Евгений Примаков, Александр Лебедь, Михаил Калашников, Алексей Немов, Федор Емельяненко и д.р.[источник не указан 184 дня]

Глава государства — Президент России В. В. Путин 3 февраля 2016 года на встрече с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров отметил:

«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма»
— ТАСС
Патриотические проекты:

Гордость России[38], Бессмертный полк[39], Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов[40], Волонтёры70[41], Российское военно-историческое общество[42], «Поисковое движение России»[43], Моя страна - моя Россия[44], Ассамблея народов России[45]

Документы регулирующие патриотическое воспитание в России:

Федеральные законы[показать]
Постановления Правительства[показать]
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р "Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года".
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 гг.».
Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»
Критика патриотизма[править | править вики-текст]
Основная статья: Антипатриотизм
В новое время Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чём этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

— Л. Толстой. Патриотизм или Мир?[46]
Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством[значимость факта?]. Профессор Чикагского университета [уточнить] сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности[47]. Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель[источник не указан 575 дней].

Примечания[править | править вики-текст]
; Показывать компактно
; Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999. "Патриотизм"
; Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
; Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 164.
; Соответствующая статья в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
; Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.
; Ксения Ларина; Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев. Культурный шок : российский патриотизм - разрушительная или созидательная сила?. Радио «Эхо Москвы» (30 августа 2008). Проверено 21 июля 2014.
; Перейти к: 1 2 Подборка материалов на тему патриотизма на сайте ВЦИОМа.
; Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“» — Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия», 12 сентября 2008. Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
; Информационный материал ВЦИОМа. Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
; Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999
; Гуманитарный ежегодник(недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
; Перейти к: 1 2 Георгий Курбатов. Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города. Проверено 12 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012.
; Перейти к: 1 2 Космополитизм // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909.
; «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия(недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
; Политический журнал — ТЕМА НОМЕРА — Возможна ли альтернатива для Pax Americana?
; Универсализм прав человека и патриотизм (Ридель М.). "Электронная библиотека по философии". Проверено 21 июля 2014.
; Межуев, Борис Сотворение космополиса. Журнал «ПОЛИС». Проверено 21 июля 2014.
; Патриотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
; «Природа, родник, Родина, просто доброта»
; Ислам и проблемы национализма и патриотизма
; Идеи раннего христианства(недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
; Послание к Диогнету: Иустин Мученик
; Э. Ж. Ренан. Марк Аврелий и конец античного мира
; Алексий II. Интервью газете «Труд» / 3 ноября 2005 г.
; Петр (Мещеринов), игум. Жизнь в церкви :: Размышления о патриотизме. «Церковный Вестник» (25 июня 2005). Проверено 21 июля 2014.
; Д. Таланцев. Ересь патриотизма / Клад истины: Христианский журнал
; Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна. Глава 15.
; Чунихин В. М. «Переворот». Журнал «Самиздат» (2011). Проверено 17 февраля 2015.
; Кочколда Г.А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования. Дис. к.ф.н. - М. - ВПА, 1990; Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде. Дис. к.ф.н. - М., Военный университет, 1995;Рощин А.В. Философско-социологический вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся. - М., ВПА. - 1982 и др.
; Каневский Б., Шебардин П. Чем заполнить духовный вакуум?//Армия. - 1993. - № 14. -С.37-42.; Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии в современных условиях (социально-философский анализ). Дис. к.ф.н. - М., Военный университет, 1995; Платонов О.А. Русская цивилизация. - М.: Роман-газета, 1995 и др.
; Соловей В. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // Общественные науки и современность. - №2. - С.121.
; К. С. Льюис. Любовь.
; «Бессмертный полк» и память о войне. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2839 от 22.05.2015.
; Гражданин. Общество. Государство. Россия в XXI веке. М.: Политическая энциклопедия, 2014.
; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр)» — «История развития Росвоенцентра»
; Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» — «Миссия / Цели»
; Педагогическая трагедия
; Гордость России
; Бессмертный полк
; Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
; Волонтёры70
; РВИО
; «Поисковое движение России»
; Моя страна — моя Россия
; Ассамблея народов России
; Лев Толстой: Патриотизм или Мир?. Lib.Ru. Проверено 21 июля 2014.
; Igor Primoratz. Patriotism. — Humanity Books, 2002. — P. 105-112. — 298 p. — ISBN 1-57392-955-7.
См. также[править | править вики-текст]
wikt: Патриотизм в Викисловаре?
q: Патриотизм в Викицитатнике?
commons: Патриотизм на Викискладе?
День патриота
Квасной патриотизм
Национализм
Ссылки[править | править вики-текст]
Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
Л. Н. Толстой: Патриотизм или мир?. "philosophy.ru". Проверено 21 июля 2014.
Л. Н. Толстой: Патриотизм и правительство. Lib.Ru. Проверено 21 июля 2014.
Л. Н. Толстой: Христианство и патриотизм. "philosophy.ru". Проверено 21 июля 2014.
Н. М. Карамзин: О любви к отечеству и народной гордости. Lib.Ru. Проверено 21 июля 2014.
Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Эл. журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 6 — История.


Пост скриптум. С кого брать пример молодым, кто больший патриот Родины - скопище, освободившихся из тюрьмы или вернувшихся из за границы с двойным гражданством, спекулянтов,жуликов и предателей той Родины, в которой строители коммунизма, победители нацизма Великой войне , бесмолвно и беспрекословно позволили наворишам прихватизировать всё, ими созданное за 70 лет советской власти и ныне ставшие рабами работодателей, олигархофрены, скупившие Сардинию,Багамы и другие острова в океане,замки во Франции,Испании,Италии ,Англии и Швейцарии, стащившие миллиарды в заграничные банки и получившие двойные гражданства или послушные и смиренные учителя,врчи,инженеры,учёные и рабочие всех мастей терпеливо ожидающие подачки,повышения зарплаты и готовые бросится в смертельную схватку с врагами Родины? Где чья Родина? Кто и какую Родину больше любит? Кто патриот, а кто портреот?

Хочу добавить новый казус: Писатель Дмитрий Быков высказал своё желание написать книгу о генерале Власове, сдавшим свою оголодавшую армию в плен войскам немецким империалистам по командованием Адольфа Гитлера....Что тут началось! Из всех щелей выпозли ельциничные империалисты / бывшие спекулянты и фарцовщики, а ныне -миллионеры и имиллиардеры/ и начали орать на Быкова матерной бранью, называя его ПРЕДАТЕЛЕМ....Предателем чего? Предателем того, что предал генерал Власов? Так весь советский народ и СССР предал Ельцин со своей шайкой младорефрматоров во главе с Чубайсом и приказал стрелять из танков по народным депутатам А.Руцкому,Хасбулатову и другим, пытавшимся остановить предательство Родины, советских трудящихся и...Потом НЕКТО дал Ельцину клятву не преследовать Его и его шайку по ЗАКОНУ.....Советские граждане/ныне пенсионеры/ влачат нищенское существование и забыли думать о "зияющих высотах" коммунизма...Никита Михалков в своём БЕСОЗАГОНЕ наорал на нанокомсомолок , спевшим про генерала Карбышева. Надо было фильмы им показывать  про ЦИТАДЕЛЬ и ПРЕДСТОЯНИЕ такие, чтобы они про Карбышева всё поняли.  О чем вы орёте господа-товарищи?!


Рецензии