Рецензия 13
Автор в аннотации пишет: «В работе предпринят комплексный диалектико-материалистический анализ соотношения эмпирического и теоретического уровней познания в квантовой физике, включающей проблему измерения, соотношения физической реальности и наблюдаемости, геометрии и физики, логики и физики. Показано, что в основе многочисленных парадоксов квантовой физики лежит проблема измерения».
Из этой аннотации видно, что автор подходит к решению основных вопросов философии как физик, а не как философ.
Философия это наука о первых причинах и основаниях бытия. С того времени, как возникли первые научные исследования, господствовала классическая физика. А философия всегда опиралась в своих попытках построить интегральную модель бытия на результатах физики. Однако, философии не удавалось решить свои основные задачи и некоторые философы, например, Платон, пытались выйти за пределы материального, за что и получили название «идеалисты». Хотя идеалистический мир оказывался замкнутым от начала до конца, однако, замена физики некоторой фантазией все время смущала людей и давала основание для критики со стороны материалистов. Сегодня, благодаря работам Сергея Николаевича Гринченко, который построил тоже идеалистическую модель бытия, но исходил из «Большого взрыв» как начале существования нашей Галактики ряд теоретических проблем прояснился благодаря использованию достижений современной науки . Логически мы понимаем, что, даже после появления квантовой физики, существуют еще несколько непознанных уровней физической реальности. Да, мы пока не знаем, что это за уровни, но они уже получили свои пространственные и временные очертания.
Появление в XX веке квантовой физики положило начало кардинальному пересмотру не только физических, а, что более важно, философских точек зрения на мир. Ницше вообще заявил, что отрицанию подлежит вся история. Он призвал обратиться к генетическим корням в науке. Читатель спросит: «Ну и кому это особенно надо?» Ответ: не говоря о появлении и испытании атомного оружия, что изменило соотношение мировых сил, возникла война идеологий. Весь мир «чувствует» последствия изменений научного фундамента.
Новые достижения физики явились результатом синтеза накопленных классической физикой знаний. Маленькое «темное облачко» по выражению Планка появилось, когда выяснилась связь дискретности процесса излучения «черного тела» с атомистическими теориями классической физики. Излучение оказалось квантованным! Планк дал объяснение найденному в эксперименте эффекту, введя новую универсальную физическую константу – постоянную Планка.
Ко времени эпохального фундаментального открытия существовало три подхода к анализу проблемы излучения абсолютного черного тела: электродинамическая теория, феноменологическая термодинамика и статистическая механика. Все они принадлежали сфере классической физической науки, а общей концептуальной структурой для них была ньютоновская механика. А дискретность взаимодействия излучения с веществом требовала кардинального пересмотра физических представлений. Дело в том, что классический подход содержит противоречие между атомистическими представлениями статистической механики и волновыми концепциями классической электродинамической теории при обобщении атомистического принципа. Например, создателю специальной теории относительности Альберту Эйнштейну пришлось сделать обобщение принципа относительности, то есть снять диалектическое противоречие между принципом относительности Галилея и положением о постоянстве скорости света в вакууме. (Омельяновский М.Э. Диалектика революций в физической науке и фундаментальные идеи ее основных теорий».- Вопросы философии, 1978 , №9, c. 60). Большой вклад в развитие квантовых концепций внес именно А.Эйштейн, который в 1905 году ввел представление о дискретности свободного излучения – квантах света. (Ельяшевич М.А. Вклад Эйнштейна в развитие квантовых представленийю- Успехи физических наук, 1979, т. 128, вып.3, с. 503-536).
Появление этих открытий и новых философских проблем удивительным образом совпало с предсказаниями Ницше о необходимости пересмотра всей предшествующей науки и философии, включая Платона и Аристотеля. Интересно, что категории Аристотеля нуждаются в пересмотре, а первые причины бытия и его наука «Логика» остались без изменения. В то же время, приверженность Аристотеля к материалистической позиции и натурализму не спасла бы его теперь, если бы Аристотель стал рассматривать квантовые явления с этих позиций. Сейчас требуются модели, в том числе, математические, которые принципиально оказываются идеалистическими, отражающими субъективные позиции исследователей.
Таким образом, путь к новым открытиям в квантовой физике зависит от методологических и мировоззренческих позиций ее творцов. Поэтому осмысление открытий квантовой физики требует философской рефлексии. Для этого необходимо дальнейшее углубление в логико-гносеологические проблемы квантовой физики.
02\16\2016
Свидетельство о публикации №216021601876