Храм с парящей крышей

Порой настроить человека на глубокие размышления и серьезные перемены может обычная мелочь.
Этим летом мне довелось побывать в Карелии - удивительных местах нашего Севера. На Валааме, в Кижах, Свирском монастыре.
Отправляясь туда, я мало задумывалась о величии этих мест, об их первозданной красоте. Меня куда больше интересовал сам процесс путешествия на теплоходе, нежели какая-то культурная и духовная ценность, которую несут в себе эти края. Даже по прибытии на Валаам, отправляясь на пешеходную экскурсию, я только и ждала того, чтобы полазать по холмам и посмотреть по сторонам. Какое там историческое наследие, когда вокруг такая красотища! Птички поют, солнце светит. Так и шла всю экскурсию, - любуясь цветами и скалистыми берегами Ладоги, пропуская мимо ушей 80% информации, что доносил до нас экскурсовод. Знала бы я тогда, какую совершаю ошибку...
Еще только подплывая к Кижам, я увидела храм. Храм с парящей в небе крышей. Это было волшебно! Утренний рассвет, солнце едва вышло из зенита и бросало легкий свет на еще спящую землю, оставляя тонкую полоску тени. Именно в этой тени и стоял храм с парящей крышей. Как оказалось позднее, это шла реставрация церкви, и крыша держалась на строительных лесах. Но в тот момент я поняла всю загадочность этого острова, этого памятника деревянного зодчества России. Место, некогда кипевшего простой крестьянской жизнью.
Свирьстрой - маленький город. Именно здесь стоит Александро-Свирский монастырь. Не скажу, что ступив на эту землю, я почувствовала что-то особое, но отчего-то хотелось оставаться здесь как можно дольше. По монастырю я ходила, размышляя о том, каким образом это место хранит в себе столько сил. Невиданных мною доселе сил. И можете себе представить мое удивление, когда экскурсовод сказала, что в монастырском дворике 400 лет пролежал захороненный монах Александр Свирский. Пролежал 400 лет нетленным! А в главном храме до сих пор стоит рака с мощами.
Ощущения, которые меня тогда переполнили, не передать словами. Я увидела эти мощи. Это вне человеческого понимания. Если честно, я и сегодня не до конца осознала произошедшее. Одно могу сказать точно: будь я серьезней и внимательней в тех местах, я бы открыла для себя новое. Новое понимание истории, несущей в себе накопленную память прошедших лет. Мне выпал шанс прикоснуться к этой истории, а я его упустила.
Часто, перебирая в голове картинки и воспоминания тех четырех дней, я вижу то, чего не замечала (или не понимала?) раньше. Сейчас у меня есть мечта: вновь поехать в Карелию и посмотреть на эти места другими глазами..."

(с) Ксений Васечкин


Рецензии