Просто жизнь

- Бабань! Бабаня!
Дробный стук и звонкий детский голос прогнали привычную дремоту.
- Бабаня! К тебе пришли!
Тихонько охая, бабушка Аня открыла глаза, упёрлась взглядом в пасущегося на потрёпанном коврике оленя. Перевернулась сначала на спину, затем на другой бок, опёрлась на локоть, спустила на пол одну ногу, потом другую. Поднялась. Восемьдесят два годика — это вам не фунт изюма. 
Всё это время за дверью слышался разговор девятилетней Иришки с кем-то незнакомым.
- Может, её дома нет? - нетерпеливый мужской голос.
- Не может! Бабаня никуда не ходит. Мы ей продукты носим, - уверенный Иришкин.
Наконец дверь открылась. Маленькая, сухонькая старушка оглядела невысокого человека лет тридцати с сумкой через плечо. В её голубых глазах засветилось детское любопытство.
- Кто таков?
Иришка не дала гостю вымолвить ни слова:
- Бабань! Это из газеты! А вдруг тебя наградят?
Удивление на лице бабушки Ани сменилось недоверчивостью.
- За что меня награждать-то?
И уже миролюбиво:
- Ну, заходи, мил человек, коль пришёл.
Старушка жестом пригласила незнакомого мужчину в свою комнату. Иришка прошмыгнула следом.
- Внучка? - спросил он, кивая на шуструю девчонку.
- Соседка, - улыбнулась бабушка Аня.
- А я думал, коммуналки давно в прошлом, - искренне удивился гость.
- И вовсе у нас не коммуналка, - возразила хозяйка. - Семьёй живём. Я Иришку с рожденья няньчила. И мамку ейную. И даже бабку. Оне за мной, как за родной ходють. Вон, самовар подарили! Ириша, поставь кось чайник.
Девочка включила электрочайник, стоящий на тумбочке, сделанной годах этак в 60-х. Гость огляделся: светлая комната с обстановкой времён хрущёвской оттепели — у окна круглый стол, накрытый скатертью, четыре стула. Комод деревянный, резной. Шкаф с зеркалом на дверце. Диван. Холодильник «ЗИЛ». Больше в восьмиметровую комнату ничего бы и не уместилось. Да — ещё цветы на подоконнике единственного окна. Цветущая герань: белая, розовая, алая.
- Анна Фёдоровна, меня зовут Олег, - представился гость, присаживаясь на один из стульев. - Олег Емельянов. Я корреспондент газеты «Человек и люди». Это относительно новое издание. Мы пытаемся освещать как проблемы общества, так и отдельно взятого человека. В честь Дня Победы наша редакция решила взять интервью у людей, переживших суровые годы войны и последующее восстановление народного хозяйства. Узнать, как бывшие советские люди пережили крушение Советского Союза. Вы сможете рассказать, что помните?
Не дожидаясь ответа на риторический вопрос, Олег задал конкретный:
- Сколько вам было лет, когда началась война?
Старушка подперев голову с минуту молча смотрела на бойкого молодого человека, сыпавшего мёртвыми словами. В одной руке — микрофон,  в другой — листок с вопросами.
- Ты, сынок, не так шибко тараторь, - прошелестела она, - у меня ужетко нет прыти не только в движеньях, но и в думах. То-бишь, воспоминаниях. Как, говоришь? Сколько лет, кады война? В сорок перьвом — десятый пошёл. Да, десятый. А в сорок пятом тринадцать стукнуло. Большая совсем. Да. Наравне со взрослыми робили в полях-то. Что помню? Голодно было, помню. И работу от темна до темна. Но не отчаивались. Верили, что победим супостата. Что ещё? Горе, кады похоронки шли. Ой, горе-горюшко горькое! На батьку, на старших братьёв. Одна я опосля у мамки-то осталась. Да... Я-то малая была, кады они уходили, плохо их помнила. А мамка страсть, как убивалась. Но ничего, пережили. Да... пережили. Страшно было. Таперича-то хорошо. В раю живём!
Старушка покивала головой. Из-под ситцевого платка выбилась тоненькая седая прядка. Иришка сидела рядом с бабушкой на диване, открыв рот и забыв про остывающий чайник. Олег внимательно слушал, что-то деловито черкая в блокноте.
- Анна Фёдоровна, а что было страшно? Детей работать насильно заставляли? За опоздания строго наказывали? Говорят, тюрьма маячила за всё. Шаг влево, так сказать, шаг вправо — расстрел. По оговору могли посадить.
Бабушка Аня возмущённо замахала руками:
- Что ты, что-ты, сынок! Страшно было вообще. Ты сам-то подумай — кажный день может кто-то близкий помереть: убить могли, кушать бывало совсем неча. Да чаво уж там — с голодухи в деревне мёрли, как в голодомор. Слабенькие детишки не выживали. А то, что порядок был, это да. Как же без порядку-то? Это опосля ужо стало — концов не найдёшь. А тады все понимали — так надо. Трудились за совесть! Чтоб Родина жила. Об себе не думали! Там, на войне-то, солдаты животов не жалеют, а мы что — шкурничать? Для нас Родина не пустой звук была! Скока героев вырастила, Родина-то! На фронте, в тылу! Скажешь тоже — силком гнали! А, да что с тобой говорить — вас Родину любить не учили!
Она обиженно поджала губы и отвернулась к окну.
Олег обескуражено замер. Вот так бабуля! Он предполагал для галочки отметиться по очередному адресу и настрочить что-нибудь от себя. А здесь такой экземпляр!
Иришка тоже удивлённо смотрела на раскипятившуюся «бабаню». Старушка взглянула на них и заулыбалась:
- Ну, чегой-то приуныли? Чай давайте пейте. Вот, печеньки. Иришка на свой вкус выбирала. 
- Ага! - подхватила девчушка. - Бабаня, как только пенсию получает, гостинцев на всех велит купить.
- А чавож. Пенсия у меня большая. А оне за мной, как за родной. И убирают, и стирают. И за продуктами. Я вот помру, комната им отойдёт.
- Ну, бабань! Не помирай, ладно? - Иришка испуганно посмотрела на Анну Фёдоровну. - Мама хочет в санаторий тебя отправить, чтобы полечилась.
- Ох, Иришенька! - вздохнула Анна Фёдоровна. - От старости не вылечивают. Не надо никуда меня отправлять. С вами побуду до конца, а дальше, куда Бог распорядится.
- Анна Фёдоровна, а после войны каково было? Многие тогда из деревни в город уезжали.
- Что ты, сынок! Какой город? А деревню кто подымать будет? Не пущали нас в город-то. Пахать да сеять надо было. Страну кормить. Шибко умные умудрялись, конечно, раздобыть докУменты. А так паспорта не давали, а куда без паспорта? Но ужо полегше было. А там заневестилась и вовсе тяготы замечать перестала. Учиться-то некогда было, а на любовь и время, и силы оставались.
Старушка хитро улыбнулась.
- Любовь, она своё завсегда возьмёт. Парней тады мало было. Большой у них выбор был, у парней-то. Много девок рожали даже без мужей. Позор позором, а жизнь такая, никуда не денесси. Мне вот мужа не хватило. Даже кады в город подалась, кады можно стало, значить. Маманю свою горемышную схоронила и подалась. В завод пошла, комнату вот энту дали. Три семьи тады было, по одной на кажную комнату. Прабабка Иришкина, подруга моя, взамуж здесь вышла, двух дочек народила. Вместе выхаживали. В разные смены работать пошли, чтоб было на кого деток оставлять. Да… Это таперича мамкам три года с детями сидеть дозволяют, а тады три месяца и на работу. А как её, кроху такую отдать в чужие руки? Лялька орёт, мамка слезьми умываетси. Ничего, вырастили. Одна опосля к мужу съехала, другая сюды привела. Освободимшуюся после смерти жильца комнату оне себе забрали. А я вот с ими осталась. Детей мне Бог нЕ дал. Да я и замуж не ходила. Была в деревне первая и последняя моя любовь. Он на другой женился. А я так и не встретила более никого, чтоб его заменить смог.
Анна Фёдоровна протяжно вздохнула.
- Жизнь пролетела, а и рассказать-то тебе, милок, неча. Жила себе и жила. Стыдиться неча, но и гордиться нечем. Все так жили. Старались, страну подымали. Ты вот, сынок, спрашивашь — как мы, бывшие советские, пережили погибель СССР. Вот что я скажу тебе — никакие мы не бывшие, а самые, что ни на есть, настоящие. Как смогли пережить разрушение того, что с таким трудом строили? Сам-то подумай своей головой – что спрашивашь! Скажи ка вот лучше мне, мил человек, что для тебя есть Родина?
Олег смущённо замялся. Ай да бабка! В атаку пошла!
- Ну, наверное, место, где родился, - проговорил неуверенно. – Может быть, город родной. Ну, и страна, конечно.
- Может быть! – передразнила бабушка Аня, - страна, конечно! А для меня Родина – это победа над немцами, ради которой папка мой и братья сгинули. Юра Гагарин, который своим подвигом один цельный мир завоевал. Целина – там моя названная дочка жить осталась. БАМ, который вот ейный дед строил.  И как я должна была отнестись к тому, что это рухнуло в одночасье?
Она горестно махнула рукой.
- Я в тридцать втором в Поволжье родилась. Знаешь, что тады в Поволжье было? Голодомор был! Ан выжила. Не знаю, какими силами маманя меня спасала. Но — спасла! И войну пережила, и разруху, и ещё один голод. Ничего, казалось, страшнее того, что было тады, уже быть не могло. А так обидно стало, кады оказалось, что то, что мы делали, никому не нать. Мы-то для детей старались. А детЯм оказалось, совсем другое подавай. Но мы-то Родину свою как любили, так и любим. И болеем за неё душой! И верю я, что всё ещё у ней, у Родины моей, хорошо впереди будет. И сейчас ужо хорошо. Рази сравнить с нашей-то жизнью? А будет ещё лучше. Вот вы энто лучше и построите. Для них вот, - бабушка Аня указала на Иришку. – А оне – для своих деток.
- Простите меня, Анна Фёдоровна, за глупые вопросы, - поднялся Олег. – А вы правда, геройская женщина. И жизнь прожили героическую.
- Да никакая я не геройская, - махнула рукой бабушка Аня. – И жизнь моя обнакновенная. Просто жизнь, как у всех. Ну, прощевай, сынок. Дай тебе Бог здоровья, и чтоб работа была. И будет тогда счастье.    


Рецензии
Пронзительный рассказ о жизни простой русской женщины.
Рассказ о её бедах и радостях, болевшей душой за Родину.
Такие Анны Фёдоровны всё пережили, тяжким трудом подняли страну

Тоже помню войну, бомбёжки, голод, хотя была маленькой.
Тоже написала об этом.
Спаси, Боже, страну нашу от такой беды.

С уважением и добром,
Зоя

Зоя Кудрявцева   23.05.2016 13:06     Заявить о нарушении
Зоя, спасибо за отзыв! Я так думаю, что жизнь каждому поколению посылает испытания. И в каждом поколении есть герои и уроды. Уверена, в основном у нас хорошие, нормальные люди, незаметные за героями и уродами, которые на виду. Несмотря на то, что государство долгое время не учило молодёжь любить Родину и делало всё для того, чтобы не любили, я смотрю на современных парней и девчонок и верю, что в них есть и патриотизм, и желание сделать Россию процветающей сильной страной. Потому что они - потомки таких вот бабань и дедов, не отдавших Родину фашистам. И по другому просто не может быть.
С уважением и теплом,
Ирина.

Ирина Гирфанова   24.05.2016 08:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.