Вся моя нежность

Гладин Иван

Вся моя нежность

Пантомима

Рассвет – луч прожектора освещает ложе, где спит одетый юноша на покрывале из голубого газа (легкая прозрачная материя). Кажется, что он спит с девушкой, потерявшейся в складках своего огромного голубого платья. Сходство усиливается тем, что юноша прижался щекой к покрывалу, положил руку, словно поверх тела любимой, и счастливо улыбается.
Но вот юноша открывает глаза, разбуженный лучом, и улыбка исчезает с его лица. Виду него изможденный: впалые щеки, темные круги под глазами, взгляд страдальческий, воспаленный – видно, что юноша совсем ненадолго забылся сном, и уже немного не от мира сего. Поднимаясь с ложа, юноша убирает руку от груди – на покрывало падает и раскрывается альбом репродукций. Мы можем видеть женские портреты самых разных эпох и стилей.
В это время свет заливает всю сцену. Нашему взору открывается вращающаяся площадка – карусель, на которой сидят девушки. Карусель только заработала – она движется плавно и медленно, постепенно разгоняясь.
Юноша с тоской осматривается, потом берет альбом и листает его, любуясь портретами красавиц. И только тогда взор его светлеет, а на губах появляется улыбка. Вдохновленный, он поднимает глаза на карусель девушек и, встав, устремляется к ней.
Встав возле карусели, он всматривается в девичьи лица, но проходит некоторое время, и в его взгляде появляются скука, разочарование, горечь. Юноша уныло переходит с места на место, рассматривая карусель с разных точек, но выражение его лица не меняется. Тогда он уходит к себе и возвращается с альбомом. Юноша листает альбом и параллельно рассматривает девушек на карусели, ища соответствия. И вот, кажется, он нашел. Юноша бежит за каруселью, преследуя приглянувшуюся ему девушку, затем, остановившись, всматривается в репродукцию. Наш герой устремляется к себе и, схватив голубое покрывало из газа, возвращается. Он пытается подняться на карусель, схватившись за перила возле выбранной им девушки, но при такой скорости вращения это не просто. В конце концов, юноша запрыгивает на карусель. Накинув на девушку покрывало, как фату, он сравнивает облик девушки с портретом в альбоме и замирает, затаив дыханье. Затем юноша торопливо, почти плача о счастья, дрожащими от волнения руками берет оторопевшую девушку за руку, привлекает ее к себе, нежно целует ручку и пытается увлечь за собой. Но девушка, придя в себя, вырывается, снимает с себя покрывало и бросает его в юношу, а тот, пораженный, отступает, подхватив покрывало, пока не падает с карусели. Высота небольшая, поэтому обошлось без травм. Девушка садится на место, а юноша некоторое время остается лежать на сцене – лицо скрыто от нас голубым покрывалом. Но вот он вскакивает и, сутулясь, продолжая стыдливо прятать лицо под покрывалом, убегает к себе.
Бросившись на свое ложе, юноша отвернулся от зрителей – спина его трясется от рыданий. Успокоившись, он садится и берется за альбом. И наш герой снова выглядит счастливым, наслаждается, рассматривая портреты красавиц.
Вечереет – на сцене темнеет. Карусель останавливается, девушки расходятся с нее. Свет гаснет, но юноша зажигает свечу и при ее тусклом свете продолжает любоваться портретами. Пролистав весь альбом, начинает снова.
Наступает новый день – свет заливает сцену, а девушки занимают свои места на карусели, которая начинает движение. Юноша даже головы не поднимает, продолжая свое занятие. Он начинает листать альбом уже в третий или в четвертый раз. Взгляд его становится все более возбужденным и безумным. Остановившись на одном портрете, юноша долго рассматривает его. Он начинает нежно поглаживать портрет, точнее альбомный лист, на котором портрет напечатан. Внезапно он подносит альбом к самому лицу и страстно целует изображенную на потрете красавицу в губы. Опомнившись, вскакивает и отбрасывает альбом. Кругами ходит по комнате (небольшому пространству возле ложа), пока не останавливается перед зеркалом. Всматривается в свое отражение. Протянув руку, юноша притрагивается к щеке своего отражения, затем – к собственной щеке. Проводит пальцами по своим губам, затем – по губам своего отражения. Мягкие прикосновения переходят в поглаживания. Юноша приближает лицо к зеркалу и соприкасается своей щекой со щекой отражения, блаженно зажмурившись. Забывшись, он протягивает руку, чтобы обнять свое отражение, и только когда рука ударяется о стекло, снова приходит в себя и выбегает из комнаты.
В это время на сцене темнеет – наступает вечер (*Примечание для постановщика: временная длительность дней и ночей на протяжении всей пантомимы не должна быть одинаковой). Карусель останавливается, все девушки, кроме одной, расходятся. И выбежавший юноша оказывается возле карусели. Наступает ночь, освещена слабым светом только карусель. Одиноко сидящая девушка (у нее довольно вульгарное, грубое лицо) видит юношу, тот на несколько секунд поднимает на нее взгляд, потом опускает, робея. Девушка призывно машет рукой, и он, помедлив, поднимается к ней на карусель. Девушка оценивающе рассматривает юношу. Видимо, она остается довольна, поскольку, встав, начинает гладить его по волосам, по щеке. Юноша ловит ее руку, целует ладонь. Девушка привлекает нашего героя к себе. И взвинченный, распаленный, изголодавшийся по нежности юноша обнимает ее и страстно целует. Но девушка сама все портит: она начинает торопливо расстегивать на юноше штаны. Тот сначала пытается удержать ее, потом отталкивает девушку и убегает в темноту.
Начинается новый день. Карусель заполняют девушки, и она начинает свое ежедневное движение. Освещается комната юноши. Он – на своем ложе, но его не видно под голубым покрывалом. Вдруг покрывало сдувает порывом ветра. Юноша, начиная мерзнуть, просыпается и, увидев подхваченной ветром покрывало, вскакивает и пытается его поймать. Покрывало высоко, и юноша, встав на ложе, подпрыгивает, пытаясь его ухватить. Покрывало уносит в сторону карусели. Юноша несется следом. Покрывало едва не засасывает в механизм карусели. Он успевает поймать покрывало в последний миг и прижимает его к своей груди. Потом начинает отряхивать покрывало, сдувать с него пыль. Сдувает пыль, юноша подносит покрывало близко к своему лицу и прикасается к нему губами. Ему нравится мягкость ткань, и он прижимается к ней щекой. Но тут сильный порыв ветра снова подхватывает покрывало. Юноша удерживает покрывало, и его носит вслед за ним. А поскольку покрывало кружит в вихре, то телодвижения юноши все больше походят на вальс. Юноша вальсирует и тянет покрывало к себе. Сцену начинают заволакивать клубы голубоватого дыма. На несколько секунд они скрыли от нас юношу, а когда он выходит к зрителям, то мы видим, что наш герой вальсирует с красавицей в голубом платье, из той же матери, из которой было сшито улетающее покрывало. Красавица прижимается к молодому человеку и нежно целует его в щеки, в губы, в глаза, из которых льются слезы счастья. Целуя его, красавица начинает взлетать, юноша тянется за ней. Их скрывают от нас клубы дыма. Когда же дым рассеивается, на сцене нет ни юноши, ни красавицы в голубом платье.
Февраль 2016 г.


Рецензии