Опыт Экспресс-подготовки школьников

1-е кз 12.янв библ школы 1 / Эндшпиль: мат двумя ладьями
2-е кз 12.янв библ школы 2 / Дебют: первая схема за белых 1.e4 2.Kf3 3.Cc4 4.0-0
3-е кз 13.янв библ школы 3 / Эндшпиль: мат королем и ферзём
4-е кз 13.янв библ школы 4 /Дебют: вторая схема за белых 1.g3 2.Kf3 3.Cg2 4.0-0
5-е кз 14.янв библ школы 5 / Эндшпиль: мат королем и ладьёй
6-е кз 14.янв библ школы 6 / Дебют: третья схема за белых 1.e4 2.f4 3.Kf3 4.Cc4 5.0-0
7-е кз 15.янв библ школы 7 / Эндшпиль: Кр+пешки - Кр+пешки
8-е кз 15.янв библ школы 8 / Дебют: первая схема за чёрных 1.g6 2.Cg7 3.Kf6 4.0-0
9-е кз 16.янв библ школы 9 / Миттельшпиль: открытая линия - размен
10-е кз 16.янв библ школы 10 / Дебют: вторая схема за черных 1.e5 2.Kc6 3.Cc5 4.d6 5.0-0
11-е кз 17.янв шахклуб 11 / Миттельшпиль: открытая линия - слабость 2-й (7-й)
12-е кз 17.янв шахклуб 12 / Дебют: третья схема за черных 1.e6 2.d5 3.Cb4 4.Ke7 5.c5
13-е кз 19.янв библ школы 13 / Миттельшпиль: открытая линия - поля вторжений
14-е кз 19.янв библ школы 14 / Дебют: мат Легаля
15-е кз 20.янв библ школы 15 / Миттельшпиль: открытая линия - слабость 1-й (8-й)
16-е кз 20.янв библ школы 16 / Дебют: мат Энглунда
17-е кз 21.янв библ школы 17 / Миттельшпиль: игра двумя слонами
18-е кз 21.янв библ школы 18 / Игра с часами
19-е кз 22.янв библ школы 19 / Миттельшпиль: атака короткой рокировки по вертикали h
20-е кз 22.янв библ школы 20 / Комбинации. Жертва слона на h7
21-е кз 23.янв библ школы 21 / Миттельшпиль: атака короткой рокировки по вертикали g
22-е кз 23.янв библ школы 22 /Комбинации. Жертва слона на h6
23-е кз 24.янв шахклуб 23 / Миттельшпиль: атака короткой рокировки по вертикали f
24-е кз 24.янв шахклуб 24 /Комбинации. Жертва слона на g4
25-е кз 25.янв шахклуб 25 / Миттельшпиль: блокада пешки конём в защите
26-е кз 25.янв шахклуб 26 / Миттельшпиль: блокада пешки конём в нападении
27-е кз 25.янв шахклуб соревнования
28-е кз 25.янв шахклуб соревнования

Собственно тематическое планирование в случаях необходимости экспресс-подготовки начинающих школьников к городским соревнованиям достаточно упрощено.
Сам формат легких школьных соревнований предъявляет к участникам по существу селективного отбора довольно ограниченный набор требований.
Ребенок в идеале не должен прозевать детский мат, более-менее организованно вывести все свои фигуры, побороться за центр, своевременно разменяться и суметь при случае реализовать материальный перевес, то есть довести партию до логического завершения.
Как нельзя за две недели обучить скрипача или стоматолога, так нельзя за две недели обучить шахматиста.
Все, что в силах сделать тренер с неподготовленным контингентом детей, начинающих любительские партии ходами крайних пешек, не всегда правильно ходящих конями и с ошибками передвигающих слонов по диагоналям, не замечающих что король находится под шахом, никогда не слышавших о взятии на проходе и связке – это по возможности оперативно «поставить» деткам дебютное построение, пошлифовать с ними мат двумя ладьями, ладьёй и королём, ферзём и королём, объяснить значение открытой линии и научить правильно записывать партию и правильно сидеть и смотреть на доску.
В реальной жизни школьник, забитый своими собственными увлечениями помимо шахмат, школьными заданиями и событиями личной жизни в семье, во дворе и в классе, даже при самом большом старании, если только он не обладает исключительным эркю, за две недели «интенсива» в форме двух академических часов в день вряд ли далеко продвинется в игре. Это все равно что дать фортепиано никогда ранее не игравшему ребенку и предложить за две недели стать пианистом.
И одной руки поставить он не успеет.
В то же время дети прошедшие подобную экспресс-подготовку весьма сильно отличаются от тех, кто и такой ничтожной практики не имеет.
Мне несколько раз выпадало счастье проводить экспресс-подготовку детей разного уровня к самым различным личным и командным состязаниям.
В качестве примера своего личного опыта я привожу реальный тематический план такой экспресс-подготовки в одной из школ небольшого сибирского городка. В итоге четыре начинающих шестиклассника в общегородском командном турнире из пяти школьных команд уверенно поборолись за второе место и только грубое вмешательство судьи, оставило их при дележе второго места на третьем.
Не откажу себе в удовольствии  описать эту удивительную сцену.
Два мальчика играют с часами и «наш» имеет и позиционный и материальный перевес, но – и это главное – на часах его соперника натурально падает флаг.
Остаются считанные мгновения и тут судья останавливает игру и объявляет: «ничья»!
Не вижу никаких оправданий этому решению, но «все мы люди – все мы человеки» - и Бог ему судья.
В любом случае экспресс-подготовка оставила свой след и в сердцах детей и в их умах.
Насколько правильно я распределил ресурс отпущенного мне Богом времени – судить не мне.
На мой взгляд экспресс-подготовка была достаточно взвешенно распределённой и в момент соревнований дети не терялись ни в одной из стадий партии.


Рецензии