Из дневника 15 февраля 2016, пн
Дн.10:15 “Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым”. Для Петра эти слова предполагали необходимость изменения отношения к уверовавшим язычникам. Для нас: нельзя ли отнести их к верующим людям, спасенным и очищенным Богом, но имеющих устав, отличающийся от нашего? Более того, в 28-м стихе дальше идут такие слова Петра: “Мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым”. И еще об этом же Дн.10:36 “Сей есть Господь всех”. Раньше я (с чьей-то подачи) делал при чтении здесь акцент на слове “Господь”. А сейчас подумал: похоже, что по контексту здесь главное слово “всех”, т.е. и евреев, и язычников.
Дн.10:19 “Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему…” Бог дает следующие откровения тем, кто размышляет о предыдущих.
Дн.10:32 “Итак пошли… и призови Симона… он придет и скажет тебе”. Еще один пример “многоходового откровения”, когда для того, чтобы узнать волю Божью, надо сделать несколько последовательных действий, предполагающих участие других верующих людей (предыдущий такой пример видел в книгах Царств в прошлом году).
===
Мы хотим стабильности, постоянства (конечно же, в хорошем). Чтобы жизнь перешла на новый этап, как куб, который перевернулся на другую грань и встал – неподвижно, устойчиво. А жизнь, бывает, бежит, как шар – не останавливаясь, иногда чуть замедляясь, иногда ускоряясь.
«Потеку путем заповедей…» (Пс.118:32) - тут больше подходит образ шара, а не куба. Куб поползет, и себе бока обтирая, и поверхность царапая. А шар покатится – легко и свободно.
Тем, кто выразили желание быть учениками Иисуса, нужно быть готовыми к шарообразному образу жизни – к переменам. Иисус Сам был легким на подъем.
===
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Вообще, во всем "первоначальном" есть своя "короткая, но дивная пора". И в духовном возрасте тоже. Тютчев писал о природе, о поле, о деревьях, а я время от времени задумываюсь о первоначальной юности природы духовной. Время самой большой немощи и самой неприкрытой естественности новообращенного - это время самой большой его духовной красоты. Через короткое время красота эта в большинстве случаев сходит на нет. Пообвыкнув, осмотревшись, подучив штампы и разобравшись в паттернах, христианин становится сильнее, увереннее и... некрасивее. Становится - как все.
В одной из древних монашеских книг есть такое правило. «Как спастись?» – спрашивает послушник старца. «Очень просто: веди себя так, как ты вел себя в первый день, когда пришел к нам».
===
Завышенная (или просто высокая) духовная самооценка с нашей стороны чревата излишней расслабленностью. Есть такая история. Умирает в Африке вождь языческого племени. Его родня стоит вокруг смертного ложа. Ловит последнее издыхание с границы миров. И вдруг агония на минутку ослабевает, вождь приходит в сознание, обводит гаснущим взором собравшихся и молвит последний завет свой: «Дети мои, об одном молю вас: бойтесь христиан, их Бог прощает им все». Т.е. из-за мысли о том, что Бог прощает все, христиане могут вести себя (и вели себя в истории) хуже язычников. Мол, ничего, Бог простит.
===
Мое прощение, моя реакция на обиду не должна быть связана с дальнейшим поведением обидчика – просит он прощения или нет. Не важно, куда поползла укусившая меня змея, яд-то во мне. Есть потрясающий образ в Псалтири: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс.41:2). Откуда этот образ? В ближневосточной древней народной биологии бытовало представление о том, что между оленями и змеями идет война. И у оленей нет иммунитета против змеиного яда. Олени стараются копытами разрубать змей. Если же оленя змея укусит, то у него есть один шанс выжить: срочно вывести яд из организма, выпив много жидкости. Поэтому укушенный змеей олень стремится к воде. Такому оленю все равно, какие медведи, волки и лисы вокруг, мимо каких трав и ягод он мчится. Это все не важно, ему сейчас главное – прорваться к реке, даже если там крокодилы. Вот так же душа, укушенная грехом, должна стремиться к источнику святости, милости Божьей. Какое мне дело до того, куда поползла змея, укусившая меня?! Может, она обернулась прекрасной девицей, может, драконом еще худшим. Мне есть дело до яда, который оказался во мне и уже начал действовать. Поэтому не важно, просит обидчик прощения или нет.
===
Однажды в Афинах была какая-то эпидемия, моровая язва. Язычники, глубоко верующие люди, думают, что делать? Надо жертву богам принести. Но богов много. Их там такое количество –больше, чем ягнят в стаде. Кому приносить жертву? И тут один философ сказал: «Пустите в город отару овец. И отпустите их. И какая овечка у какого алтаря ляжет – эту овечку этому богу принесите в жертву». В Библии это называется Иегова ире – Господь усмотрит Себе жертву. Он Сам выберет Себе жертву. И этот философ так предложил: пусть боги сами выберут себе жертвы. Пустили отару, и овечки разошлись. Кто у храма Артемиды, кто у храма Аполлона, кто у Афины прилег – их всех зарезали. А одна легла просто на пустом холме. Что с ней делать – отпустить, поднять и заставить второй раз пройтись? Нет, ее зарезали. Но кому? Неведомому Богу. И вот с той поры этот алтарь неведомому Богу стоял в Афинах, и потом апостол Павел об этом говорил и этот сюжет использовал в своей проповеди (Дн.17:23).
===
Книга Бытие исторически написана или произнесена позже Исхода. Когда Моисей водил народ 40 лет по страшной пустыне вместо того, чтобы за полгода перевести его в Ханаан, у евреев начался ропот. Мы сегодня не очень понимаем природу этого ропота. Кажется, если бы мне была показана хоть малая толика тех чудес, которые видели евреи при выходе из Египта, я бы так верил, так верил... Они и верили, но они прожили сотни лет в насквозь языческой стране, в которой верили в массу других богов. Да, они видели, что с Моисеем дружит какой-то бог. Но у них, может быть, зародилось сомнение: а что это за бог? Каков его статус? Это хороший бог? И Моисей начинает рассказывать: «Вначале сотворил Бог небо и землю…». Книга Бытие – ответ на ропот евреев в пустыне. Это ответ на вопросы: «кто мы?» и «кто Этот Бог, который вывел нас?». Кстати, в еврейском тексте Быт.1:1 стоит слово Элохим – Господь. Не Иегова – Бог. Т.е. русские переводчики неправильно перевели. Да, слово «Бог», Иегова звучит здесь логично, п.ч. Иегова, Сущий означает среди прочего «источник бытия». Но там стоит слово Господь, т.е. подразумевается идея «наш Господь, наш семейный Друг и Покровитель, именно Он создал небо и землю». Для философа, для богослова логично употребить здесь слово «Иегова», а для пастора (а Моисей пастор) важно оттолкнуться от того, что человек знает. А он (в случае Моисея, проповедующего ропщущим евреям) знает своего Господа, Который помогал в чуде исхода. «А вот теперь я тебе объясню, Кто тебе помогал». Представим, что человека выхватил из-под колес автомобиля прохожий. Для спасенного этот человек – прежде всего спаситель. Но, допустим, потом он узнает, что этот человек – его папа, о котором мама говорила ему, что он был летчик и погиб. Т.е. здесь происходит два чуда и два откровения одновременно. Вот это и происходит с народом Израиля, когда Моисей объясняет ему происходящее.
===
Немножко о том, насколько далеко зашла ассимиляция евреев в вавилонском плену. У евреев было искушение думать, что вавилонские боги сильнее их Бога, раз вавилоняне их захватили и поработили, разрушив Иерусалим и храм. Книга Есфирь описывает последний период этого пленения. Какие имена у главных персонажей книги: Мардохей – назван в честь Мардука, а Есфирь – в честь Астарты. В ответ на это пророки показывают, что их Бог – это не Бог шести соток, это не только Бог одного народа и одной полоски земли. Это Бог, сотворивший мир, это Бог, сотворивший в том числе и врагов Израиля. И эти пророки снова приводят рассказ о сотворении мира, и их рассказ длиннее рассказа Моисея. У Исайи содержится самый грандиозный и космогонический текст Библии, где гораздо подробнее, чем у Моисея, описывается сотворение мира. Это 40-е главы книги Исайи. И начинается этот отрывок Ис.40-42 («Исайевский шестоднев») словами «Утешайте, утешайте народ мой». Утешение народа Израиля именно в этом: наш Бог – это не только Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог нашего народа, но это Бог, сотворивший мир, Бог всех народов. В чем утешение: если Бог сотворил весь мир из ничто, Он может наших врагов обратить в ничто. В этих главах есть слова: «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли» (Ис.40:23).
===
В вопросах веры есть много недоказуемого, но нет ничего бессмысленного.
===
Петр цитирует пророчество Иоиля (Иоил.2:28) при излиянии Духа (Дн.2:16). Там речь о том, что люди будут иметь личное водительство и откровения от Бога, будут научены Им. Но нет, прямо и во всех деталях (см. контекст 2-й главы Иоиля) это пророчество не исполнилось в Деяниях (как не исполнилось и в наше время пока что): нужны проповедники, пресвитеры, учащие, нужна какая-то иерархия и структура, а если рассмотреть массив решений, принимаемых сегодняшними верующими, то сомнения в водительстве Божьем возникнут по поводу ну очень большой части этих решений. А на уровне манифестаций мы провозглашаем (по крайней мере, я это слышал с кафедры), что вот эти пророчества на нас исполнились и вот это к нам относится. Вот тут я задумался: если по факту видно, что некий библейский текст к нам по сути сейчас не относится и действие его не реализуется, может быть, если конкретно я стану просить у Бога исполнения этого текста конкретно в моих условиях - стоит ожидать ответа? Наверное, так и есть, и наверное, таков порядок исполнения на всех нас вообще многих обетований.
===
Отвлекание, верчение головой в разные стороны создает среду для основного, стержневого занятия. Придает ему объемности, фона, деталей. Поставляет топливо, сырье. Думая, читая, сочиняя что-то по далеким, казалось бы, от твоей основной на данный момент темы, нарабатываешь строительный материал и для главного проекта. И как здорово наблюдать, как потом эта дробность и рассыпанность собирается в целостность и осмысленность, которой не вышло бы без отвлечения и верчения головой. Поэтому тяга к отвлечению увеличивается, когда особенно надо (по объективным причинам, дедлайн близится, например) сосредоточиться на одном. Когда же критическая масса смыслообразующего сырья набрана, когда текст пошел писаться - тут уже принуждать себя к сосредоточению не надо, инерция текста сама вовлекает и притягивает. Тут уже не до отвлечений.
===
Бывает качественное молчание - содержательное, способствующее созреванию мыслей - и некачественное, которое ни о чем и ни к чему. Молчание полноты и молчание пустоты. Качественное молчание (как, впрочем, и некачественное) бывает с собой и с кем-то. Качественно молчать с собой можно в привычной обстановке, а можно - помещая себя в новый, желательно, природный контекст. Но мне хорошо молчится и в предметной обстановке, особенно у себя в комнате, среди книг.
===
Сколько я не думаю о кадровых пресвитерских проблемах (когда пресвитеров остро не хватает, а те, которые есть, годами не способны решить те проблемы, к решению которых они призваны), основных причин мне видится две. 1) Когда неудобных людей (а некоторая часть отменных служителей получается как раз из неудобных людей, поищите человека неудобнее Савла) сначала “отшивают” (про этот процесс я писал немного здесь: http://www.proza.ru/2015/10/17/501), а потом не “подшивают” обратно (а если “подшивают”, то в обезличенном, лишенном самости состоянии), и вихрями внутрицерковных катаклизмов (в том числе в результате некомпетентного душепопечения) их выносит в лучшем случае на периферию церковной жизни, в худшем же - в иные конфессии или в мир, а эти люди были предусмотрены Богом на место служителей - эта конкретная поместная община останется без хороших служителей как минимум на тот срок, в течение которого могли и должны были служить Богу на этом месте эти “отшитые” братья. Допустим, мог брат быть пресвитером 50 лет - здесь не будет 50 лет хорошего пастора, решающего сложные семейные вопросы, примиряющего людей, помогающего освобождаться от зависимостей и т.п. Организаторы, выбранные по остатоточному принципу - будут, куда без них. Пасторов, отцов не будет. И будут годами и десятилетиями тянуться семейные тяжбы, будут люди только через щелочку на таинство победной жизни заглядываться… Потому что когда-то кому-то в верхах удобнее было вытеснить неудобного, а смириться и смирить кого-то другого в верхах было неудобно. Это у коммунистов незаменимых не было, у Бога же все незаменимые, каждый член церкви и тем более каждый служитель - штучная, уникальная, неповторимая вещь в себе. 2) Вторая причина более очевидная - это о подготовке к служению.
Свидетельство о публикации №216021600724