Летописный период в отчественнной историографии

1.Исторические знания в 11-15 веках.

В середине 11 века киевский митрополит Илларион написал патриотизм свое

"Слово о законе и благодати ...", обращенное к Ярославу Мудрому. В "Слове"

развивается теория о равноправии  народов, а всемирная история рассматривается

как постепенное приобщение их к христианству . В 11 веке ,наиболее

распространенной формой исторических сочинений на Руси ,стали летописи.

В летописях материал расположен в хронологическом порядке по годам ("летам").

Основное внимание в летописях уделялось личности государей, войнам, событиям

государственной жизни, то есть фактам политической истории.Успехи и бедствия

Руси, в соответствии с религиозным мировоззрением , в летописях объяснялось

"божественным промыслом", и рассматривалось с точки зрения провиденциализма ,

то есть представления о непосредственной зависимости судьбы человечества от

божественной воли. Летописи составлялись при дворах князей,в монастырях, и

отражали по преимуществу политические интересы заказчика."Рукой летописца,-

отмечал академик А А Шахматов ,-управляли политические страсти и морские

интересы". Летописцы часто соединяли предшествующие летописи в сборники-

"своды", перерабатывали их, дополнили и сокращали .Из дошедших до нас

летописных сводов старейшим является "Повесть временных лет", составленная

в начале 12 века в Киеве.Исследователи полагают, что "Повести временных лет"

предшествовало несколько летописных сводов 11 века.Около 1110-1113 гГ.

древнерусское летописание было систематизировано в большом общерусском

летописном своде, составителем которого считается монах Киево-Печерского

монастыря Нестор.Он же , видимо, и уточнил хронологическую сетку летописания,

вычислив данные о правлении русских князей. Летописный свод Нестора был

дважды переработан в 1116-1118 годах игуменом Сильвестром .Таким образом,

"Повесть временных лет " создавалась в течении длительного времени в нескольких

литературных центрах."Повесть временных лет "проникнута идеей единства Руси и

зашиты ее самостоятельности . В этой идее заключалась главная политическая

тенденция летописи.Отсюда идет и прославление деятельности Владимира Мономаха ,

возродившего традицию подчинения всех князей власти киевского князя. В центре

исторического рассказа "Повести временных лет"-Киев и киевские князья.Но

"Повесть "включает в свой состав известия, относящиеся и к другим древнерусским

землям. В летописи постоянно встречаются цитаты из Библии и сведения из

церковной истории. Все это служит летописцу для подтверждения определенных

политических идей и тенденций. При составлении общерусских летописных сводов

использовались византийские исторические сочинения , церковная литература,

официальные документы, местные предания , пословицы и поговорки.Летописи

являлись своеобразной энциклопедией средневековых знаний.Благодаря

политической целеустремленности ,вдумчивому отбору исторических источников

и литературной одаренности составителей было создано монументальное

историческое произведение. "Повесть временных лет"-один из самых выдающихся

памятников русской и мировой средневековой культуры."Повесть", написанная на

русском языке, способствовала дальнейшему развитию отечественной культуры.

Летописание продолжалось и в период феодальной раздраженности .В 12 веке,

судя по словам церковного писателя Кирилла Туровского, различали историков

двух типов :летописцев (то есть собственно историков) и ораторов (витий ), или

песнотворцев . С 12 века на смену общерусским летописным сводам приходят своды,

связанные с отдельными русскими княжествами .Летописание Владимиро-Суздальской

земли было связано со все более усиливающейся великокняжеской властью.Это

летописание старалось приобрести общерусский характер, и велось под наблюдением

таких крупных государственных деятелей как Андрей Боголюбский и Всеволод

Большое Гнездо.Летопись проникнута одной политической тенденцией -стремлением

доказать необходимость единой власти владимирского князя, которая

представляется преемницей власти киевских князей.Во Владимире в 13 веке был

составлен первый лицевой ,то есть иллюстрированный летописный свод.На рубеже

11-15 веков предпринимаются попытки возродить традиции общерусского летописания

в основу которого кладется "Повесть временных лет". Проводниками этой идеи

выступали московские летописцы, работавшие при дворе московских великих князей.

Первый московский летописный свод-"Летописец великий русский"-был составлен

в конце 14 века. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод-

"Троицкая летопись ".В летописи проводится мысль о единстве Руси, о

первенствующем положении Москвы среди русских земель. В этом своде,

составленном под руководством митрополита Киприана ,заметен церковно-

учительский момент по отношению к московским великим князьям. В летописных

сводах обосновывается схема преемственности власти киевских князей

владимирскими ,прямыми наследниками которых выступают московские великие

князья. Эта историческая схема станет к 16 веку составной частью официальной

идеологии московского "самодержавства". С ростом внешних связей Руси

увеличивается интерес к событиям истории зарубежных стран , к определению

места Руси во всемирной истории.Это вызвало появление первых хронографов-

сводных обзоров всеобщей истории от "сотворения мира". Древнейшие хронографы

были составлены в Византии в 10 веке на основании Библии, античных и

византийских источников. В середине 15 века создаются хронографы, включающие

изложение событий отечественной истории.
 


Рецензии