Связь

- Мы здесь для того, чтобы быть воспоминаниями для своих детей,- начала госпожа Д. спокойным голосом свой пламенный монолог.
 
Она сидела в удобном кремовом кресле, которое я пару месяцев назад купила в IKEA. Я купила его специально такого цвета, чтобы подходило под шторы. Именно мягкое и расслабляющее кресло, чтобы людям, садящимся в него, хотелось говорить. Чтобы люди рассказывали свои истории и переживания. За несколько месяцев это кресло впитало в себя тысячи рассказов и эмоций, но вряд ли ему было так же тяжело это делать, как мне.

-Именно для детей, и даже не для внуков и правнуков. Ведь будем откровенными – для внуков целая вселенная это их родители, а не бабушки с дедушкой. Так было и будет всегда…

Поэтому, действительно кто нас помнит всю жизнь – это наши дети. Мы для них – весь мир, с самого детства. И они для нас – тоже. Мы дарим друг другу эмоции и неповторимую любовь. Неповторимую, понимаешь?

И я киваю, потому что действительно понимаю. У меня подрастающая дочь в пятом классе. Госпожа Д вздыхает.

-Да, эта любовь действительно неповторима. Насколько должно быть сильным чувство, чтобы его не могла заглушить никакая обида. Мои воспоминания, связанные с родителями – самые значимые для меня. Вспоминая родителей, я плачу. Я практически уверена, что кроме меня их никто вспоминает. Может быть, только изредка, их друзья. Но я и этого не гарантирую. Как вспомню, как нежно обнимала меня мама перед самым важным экзаменом в моей жизни…как поддерживал папа,- и взгляд падает в пол. Госпожа Д. долго не может поднять его. Она все смотрит и смотрит в непонятную точку, и постепенно ее взгляд поднимается по стене, останавливается на потолке. А потом, она смотрит на меня. В ее глазах слезы.

-Но я совсем не об этом хотела рассказать. Ты записываешь?

Я киваю. Да, я записываю каждое её слово на диктофон. Мало кому удалось слышать истории подобных людей. Мне действительно повезло, что я встретилась с такой женщиной, хоть уже и в конце её жизни.

-Кто будет вспоминать нас после смерти? Если повезет, ты добьешься многого и будешь навеки запечатлен в учебниках истории. Тогда, о тебе вспомнят, и не раз. Но мало кому это действительно удается. Это должна быть великая слава.
Когда ты молод, ты даже не задумываешься о славе. Тебе не важно, будут ли тебя действительно помнить после смерти, потому что ты уверен – будут. Ты полон юношеского максимализма и уверен в блестящем будущем. Вспоминаю себя: я училась в университете и блестяще защитила диссертацию в 27 лет. Я была уверена в своей гениальности, и мне казалось, что если человечество обо мне узнает, то уже никогда не забудет.

Я не задумывалась, будут ли у меня дети и будут ли они меня помнить после того, как я умру. Я была уверена, что будут. Но первыми появились Нобелевская премия  и признание. Не буду долго рассказывать о том, чего я добилась. Уверена, ты и так знаешь. Человечество узнало обо мне. Оно, наверное, точно не забудет….
Взгляд госпожи Д. опять опустился в пол. Неужели она стесняется своих достижений?
Уважение и любовь всех людей на Земле полностью принадлежали ей, а она этого стесняется?

Я поспешно киваю. Показываю ей, что понимаю её. В моих мыслях донести до неё: «Тебя человечество точно не забудет. Ты – великая женщина». 
Моему уважению нет предела. Наверное, так бывает всегда, когда молодая женщина встречает более зрелую и опытную. В моем случае, мне бескрайно повезло: я встретила легенду. Эта легенда сидит зажато на кремовом кресле, делится со мной своей историей. Можно ли это назвать моим большим достижением?

 Наверное, можно.

-Раньше, это вдохновляло меня. То есть, я имею ввиду, всеобщее признание вдохновляло. Потом, заинтересованность мною начала меня угнетать. А потом, я с этим свыклась. К тому времени у меня появилась полноценная семья: родились мои золотые детки. Их было двое, и они тоже были в центре внимания. Они ведь были МОИМИ детьми.

Все пророчили им блестящее будущее, и я в том числе. Наверное, поэтому я не так много уделяла им внимания. В голове моей крутились мысли: если это МОИ дети, они наверняка так же гениальны. Им не требуется развития извне. Они и так награждены природой всем, чем только можно представить. Поэтому я продолжила свои исследования, добиваясь всё большего успеха. Меня хорошо финансировали, обо мне писали и делали репортажи. Я крутилась в этом водовороте науки, славы и удачливости, порой совершенно забыв про семью.

Мои дети росли. Очень быстро. Они были прекрасными детьми, потому что ими занимался мой муж: умный и любящий отец. Он успевал  работать и уделять им внимание. Правда, он не добился таких высот в карьере, но он определенно преуспел в жизни больше, чем я. Если ты понимаешь, что я имею ввиду, - и госпожа Д вздохнула.

Мне казалось, я действительно её понимала. На самом же деле, я поняла её гораздо позже, когда через несколько лет переслушивала записи нашего диалога.

-Мне казалось тогда, что нет человека в мире, который бы добился большего. Но при этом, во мне не было гордыни: я воспринимала это как должное. Я верю в судьбу, и все события в жизни всегда воспринимала как что-то предначертанное мне свыше. И я всё-всё принимала. Наверное, потому что меня полностью устраивало то, что происходило каждый день. Я думала: Бог действительно есть, раз в мире существует что-то настолько идеальное. Я имела ввиду, свою жизнь…

Хотя, конечно же, все было не так идеально. Но мне запомнились в основном только хорошие моменты, потому что их было много. Сейчас, когда я уже стара, я оглядываюсь назад с улыбкой. Все плохое забыто, остались только отпечатки прошлого счастья. Зато теперешняя жизнь моя не так сладка. Наверное, расплачиваюсь за «идеальную» молодую жизнь,-

Изящная морщинистая рука нежно перебирает пальцами материал кресла. Госпожа Д. опять задумалась, прервав свой монолог на пару минут. Её рука переходит от кресла к волосам. Она поправляет седые волосы, убранные наверх.

Она напоминает старую графиню: изящную и интеллигентную. На её лице отпечаток
святости и доброты. Кажется, именно так выглядят старики, у которых есть свой особняк на берегу моря и красивый вишнёвый сад. В их дворе играют внуки, в то время как их дети погружены в работу. А вечером, на террасе, дворецкий накрывает длинный стол белой скатертью, и большая дружная семья садится вместе. Ужинают, обсуждая текущие моменты жизни, и в глазах у всех любовь и естественное желание быть ближе.

-Мой дом пустует. Ни внуков, ни детей в нем нет, даже по выходным. Во дворе всегда идеально подстриженный газон, в ожидании маленьких детей, которые будут резвиться на нём. Каждую неделю прошу садовника его стричь, потому что надеюсь: они обязательно приедут ко мне. Но ко мне чаще приезжают журналисты или ученые, которые заинтересованы мной как профессионалом. Я обделена их вниманием, впрочем, как и вниманием всего мира. Обо мне уже написали в школьных учебниках и прочли десятки лекций студентам в университете. Как ни странно, мир ещё меня помнит. Не спорю, мой вклад в развитие человечества большой, поэтому это естественно. Но знаешь что? Я каждый день сижу у окна в кабинете и вздрагиваю при звуках скрипящих камней под шинами. Мне всё кажется, это приехали они: мои дети. Мои золотые дети с внуками,-

Теперь уже я опускаю глаза. Я прекрасно знаю детей госпожи Д. – они мои лучшие друзья. Мы почти каждые выходные встречаемся, пьем вместе пиво и делаем барбекью.
Наши дети играют в мяч, а мы сидим за столом и обсуждаем наши сложные жизни. Они никогда не говорят об их матери – они много десятилетий держали в секрете её имя. Они о ней даже не вспоминают. Когда я узнала, кто же их мать, я была потрясена: ведь это легендарная личность. Поэтому, я сразу поспешила встретиться с ней и взять у неё интервью. Ведь такие возможности попадаются раз в жизни!

Мою грудь переполняло волнение и уважение к этой великой женщине. Я представляла её счастливой старушкой, которая до сих пор живет своей работой и которую всё в жизни устраивает. Этакого ученого-гения, продолжающего давать людям открытия. Открытия, которые семимильными шагами продвигают человечество  вперед.

-Знаешь, милая, я до сих пор этого не понимаю. Я столько дала этому миру, мне было столько внимания. Я жила сегодняшним днём и задумывалась ОБО ВСЕМ, но только не о самом главном. Какая разница, что меня будут помнить последующие поколения человечества в течение нескольких столетий, если меня не хотят держать в памяти мои собственные дети?

И тишина. Речь госпожи Д. оборвалась, и казалось, она не хочет её продолжать. Одна минута прошла, две… я потянулась к стакану воды, который стоял на столе недалеко. Отпила немного. А госпожа Д. оставалась всё в том же положении. Казалось, ей осточертела та идеальная жизнь, которой она жила. Но тут её губы открылись, и она шепотом произнесла:

-Люди должны пересмотреть свои ценности, милая. Великие достижения ОЧЕНЬ ВАЖНЫ для человечества В ЦЕЛОМ, но для одного человека они ни в коем случае не должны стать самыми важными в жизни. Потому что ты живешь, осознавая свою бесценную значимость, и при этом теряешь самое дорогое, самое близкое – своих собственных детей. И знаешь что? Мне плевать на гениальность, на неповторимость мною сделанных дел. Они важны, да. Но знаешь, что важнее? Человечность и близкие тебе люди. Ты можешь не добиться чего-то великого, но зато твои дети навсегда запомнят тебя как самого лучшего человека на свете. И это самое важное. Мы здесь для того, чтобы быть воспоминаниями для своих детей,- повторила она самое начало своего монолога, дав мне понять, что он окончен.

Я кивнула, в очередной раз, в знак понимания. Мне казалось, что я понимаю. И через какое-то время я действительно поняла. Госпожа Д. была абсолютно права.

Сейчас, вспоминая тот день, меня не покидает образ: старая леди в классическом платье встаёт с кремового кресла. Она легкими движениями поправляет складки на платье, проходится рукой по ручке кресла. Ей определенно приятно трогать этот нежный материал. Она улыбается едва заметной улыбкой, берет чашку с чаем со стола и делает глоток. Она хвалит молочный улун, который я заварила. Она просит прощения, что не может уделить мне больше времени, и я прощаю её. Я даю ей понять, что один только час её времени для меня бесценен. И бесценна рассказанная история. Уже около двери, она оборачивается и смотрит на меня усталыми голубыми глазами. Последнее, что она говорит мне:

-Я рада, что мои дети не так гениальны, как я. Я рада, что они ничего грандиозного в жизни не добились. Они превзошли меня во много раз, и, будь уверена, мои внуки никогда их не забудут.


Рецензии