Не Рокфеллер всё же

В начале девяностых годов в разгар перестроечного периода  население разделилось на предпринимателей и госслужащих.  Предприниматели – это, были в основном торговцы и перекупщики. Эта категория серьезно рисковала, так как атмосфера вокруг торговли была очень криминальная.  Наши сотрудники держали на рынках торговые контейнеры. Госслужащие жили на крохотные зарплаты.  В моей организации доход был очень маленький, но зато выплачивали регулярно. В других организациях формально зарплаты были намного выше, зато выплаты задерживались на многие месяцы. Семью надо было кормить, поэтому на первый план выходили различные заказы со стороны. Я этим активно занимался.  Рисковые и продвинутые играли на бирже и вкладывали в пирамиды (МММ, Русский дом Селенга (РДС), Хопер-инвест и другие). Из пирамид деньги надо было успеть забрать. Шла очаровательная реклама МММ с Леней Голубковым, который гордо заявлял с экрана, что с МММом он не халявщик, а партнер.  Талантливо играл Лёню— актёр театра и кино Владимир Сергеевич Пермяков. Выступала на тему МММ вместе с Пермяковым и Виктория Руффо – звезда из латиноамериканского сериала «Просто Мария». Дело было поставлено на широкую ногу. Знаю, что кое-кто тогда успел финансово сыграть и небезуспешно. Менее азартные и расторопные, к которым я бы отнес себя, крутили деньги на депозитах. Я этим тоже позанимался. Деньги клались на квартал или полгода. В определенные периоды деньги можно было снять с процентами или продлить вклад. Эти проценты примерно соответствовали темпу инфляции, а у некоторых банков даже опережали. Главное, чтобы банк во время депозитных деяний не лопнул, и платежи не прекращались. Рядом был банк  Петровский (БП). Там был скромный процент. Я там пару раз прокрутил депозит. Офис был рядом. Потом на его место приехал Северный торговый банк (СТБ). Рекламой этого банка были усеяны все стенды, вагоны метро, газеты и журналы. Там изображался упитанный белый медведь, уверено двигающийся среди льдов. Название понравилось оно возвращало в стародавние времена и вызывало доверие. Ездить далеко не хотелось, а процент у них был повыше, чем у Петровского. Всю сумму с Петровского с наваром я и положил в СТБ. Три месяца прошло, деньги вернулись с обещанными процентами. Всё получилось нормально. Я себя зауважал. Я даже подумал, может, у меня есть скрытые финансовые способности, может, я по этой части себя недооцениваю. Мне бы тогда денежки забрать и сделать паузу, а я их снова вложил в СТБ.  За это время СТБ уехал и на его место вернулся БП. Мне пришлось ездить и подтверждать вклад уже куда-то на Невский. Я в полу шутку спросил у операционисток, держит ли они в своем банка. «Мы деньги в банках не держим ни в своем, ни в чужих» – был ответ. Я тогда деньги не забрал. А зря. Далее события развивались стремительно. Статья в Ленинградской правде, полуофициозе городского Законодательного собрания о плохой финансовой политике банка. Создавалось впечатление, что банк сознательно пытаются обанкротить и за этом стоит  воля тех, кто в высоких эшелонах городской власти. Местные отделения перестали выдавать деньги. Около центрального офиса собрались тысячные толпы и каждому выдавали по крохотной сумме после многочасового стояния. У этого банка в Питере было 120 тысяч вкладчиков. По телевизору стал постоянно появляться один из депутатов и говорил массу правильных слов и подчеркивал заботу Законодательного собрания о простых вкладчиках. Пока банк не был признан банкротом, к чему усиленно призывал нардеп, я еще что-то получал назад, хотя и без учета процентов.  Примерно четверть моих денег мне вернули.  Как только банк официально признали банкротом и назначили внешнего управляющего,  я уже не получил ни копейки. Внешний управляющий по-видимому все активы банка благополучно распродал по дешевке, но, повторяю, после официального банкротства я не получил ничего, хотя по закону банк должен был рассчитаться в первую очередь с частными вкладчиками. Я не знаю, кто разделил между собой деньги вкладчиков, но к заявлениям на эту тему чувствую глубокое недоверие. Вся эта деятельность ничего, кроме слома налаженной схемы, хоть малого, но возврата застрявшей суммы не принесла. Финансовую потерю я вскоре компенсировал доходами от своей другой побочной деятельности. Там у основного офиса были подлинные трагедии. Кто-то разместил деньги от продажи квартиры, и оказался без денег и без квартиры, кто-то копил деньги на операцию… .Один из служащих банка, когда вышел наружу, получил удар ножом от разъяренного вкладчика. Моя потеря по сравнению с их потерями была небольшой, но, всё равно, это было неприятно. Что произошло с остальными финансовыми пирамидами хорошо известно. МММ вскоре лопнуло, За частичными выплатами из Хопра и РДС стояли тоже толпы. Среди стоявших в очереди увидел знакомую женщину из соседнего дома. Она была такая наивная. Ей очень понравилось название «Русский дом Селенга» и она ему полностью доверилась. Не мог же банк с таким названием подвести? РДС и Хопер лопнули, как и остальные пирамиды. После этого я бросил крутить деньги в коммерческих банках.   


Рецензии