И снова родные просторы...

  «И снова  родные  просторы, и  снова  легко  дышит  грудь…»

(Второй  городской  поэтический  конкурс  «Я – ижевчанин»)
          Опыт прошлогоднего  городского  конкурса  стихов  «Любовь к родному  городу  Ижевску»  оказался  удачным,  он  вызвал  большой  интерес (приняло участие 119  человек),   теперь  поэтический  конкурс,  называющийся  отныне  «Я – ижевчанин»,  станет  ежегодным.  Комиссия  получила для  рассмотрения  25  работ по  трем  номинациям: «Творческий  полёт»,  «Уважение к прошлому»,  «О  людях  Ижевска».   В этом  году  преобладали  работы участников  от 16  до  70 лет  ( прошлогодний  конкурс  вызвал  большое  количество  участников  дошкольного  возраста),  среди  них учащиеся  школы № 30,  35,   студенты  Ижевского  техникума  железнодорожного  транспорта. Конкурсанты   сами   или  не  обозначали  место  работы,  учебы, или указывали: Чернядева  С.Е. – педагог  дополнительного  образования   детско – подросткового  клуба  «Патриот»,  Дурова  Г.М – Городской  женсовет,  М.Мохова  - Центр  трудовой  реабилитации  подростков,  Е.Шестакова  - Центр  «Электрон»  ДПК   «Ижсталь», Радке  В.Б. – ИжГТУ  имени М.Т.Калашникова.  Некоторые из  присланных  работ имели  указание,  к какой  номинации сам  автор  относит своё  стихотворение  ( например,    В. Правилов стихотворение  «Ижевский  музей    «Сыны  Отечества»   - к номинации  «Уважение  к прошлому», Ибрагим  Биектаулы  стихотворение «Родному  Ижевску» к  номинации  «Творческий полёт»),  другие  предоставили  это  право  членам  комиссии.  Часть  работ не  соответствовала теме и конкурса  и объявленным требованиям,  например,  проза вместо  стихов.
Участники  городской  комиссии конкурса  выделили  в качестве  интересных в номинации  «Уважение  к прошлому»  стихи В.Радке  «Закрыта  кузница», Ибрагима  Биектаулы  «Ижевской библиотека  имени  Мусы  Джалиля»,  Геннадия  Никишатского (псевдоним)   «Буммаш»,  Ю.Семёновой   «Индустриальному  полвека».  В  номинации  «О людях  Ижевска»  заслуживает  внимание  стихотворение Р.Искандеровой  «Бабушкино  горе»;  И.Тухватуллиной   «Ижевчанке  Тамаре  Степановне  Баталовой,  участнице трудового  фронта»,   «Эдмунду  Шклярскому»;   стихи  С.Е.Чернядевой,  посвященные  создателю  музея воинов – афганцев «Сыны  Отечества»  Рыловой  Людмиле  Николаевне.  К  номинации «Творческий  полёт» можно  отнести  большую  часть присланных  на  конкурс  работ,  среди  которых особой  теплотой  и  лиризмом  отличаются  строки  о  нашем  городе,  написанные  М.Моховой,  Е.Шестаковой, В.Девятых,  Е.Исуповым,   М.Шутовой.  Быть  может,  участники  конкурса  затруднялись  определить  номинацию,  быть может,  не  были  знакомы с  полным  текстом  Положения  о  конкурсе,  быть  может,  потому,  что   все  стихи – творчество,  которое  невозможно  без полёта? Тех из  конкурсантов,  которые  хотели  бы  получить  некоторые  знания  по   теории  стиха, хотели  бы  изучить  «тайны ремесла»,   приглашаем  на   собрания  литературных объединений  и  клубов,  которые  действуют в нашем  городе  во Дворце  творчества  (бывший  Дворец пионеров),  ИжГТУ,    библиотеке  имени  Н.А.Некрасова,  на  занятия  литературного  объединения  Русской  секции  Союза писателей  Удмуртии.    Особо  хотелось  бы  обратить  внимание любителей  поэзии  нашего  города  на   конкурсную работу   Тухватуллиной (Марковой)  Ирины  Фаритовны,  которая не  только  прислала  на  конкурс  11  стихотворений,  но  и  иллюстрированный альбом,  прекрасно  отпечатанный,  с  красивым  отчетливым  шрифтом,   и сброшюрованный, с  цветными  фотографиями,   удачно  сочетающимися со  стихами. Хотелось бы,  чтобы  автор,  проделавший  большую   работу, преподнёс  её в дар  и  для  хранения в Центральную  городскую  библиотеку  имени  Н.А.Некрасова.
          Многие  из  присланных  работ  порадовали  членов  комиссии,  не  вызывали  споров  о  выдвижении  на  награждение,  они  прозвучали  в открытом  поэтическом  чтении во  время  празднования  Дня  России у  Национального  музея имени  Кузебая  Герда,    понравились    участникам  этого  поэтического праздника  и  гуляющих  горожанам:  с большой  человеческой  теплотой и огромным  уважением    написалаС.Чернядева    о  матери  погибшего в Афганистане  солдата  Рыловой  Людмиле  Николаевне,  которая  в память  о подвиге  сына и других  участниках  локальных  войн  создала  музей  «Сыны  Отечества»;  интересным  и  неожиданным  стал  подход  к теме  конкурса  у Ибрагима  Биекаулы,  который пишет  не  о памятниках, знаменитых  трудовыми  подвигами  заводах, а о городской библиотеке;  Г.Дурова  предложила в своём  стихотворении расшифровку каждой  буквы, входящей  в название  нашего  города:  источник  жизни единого  великого  светлого края;   Дарья  Базина  в стихотворении «Весна в Удмуртии»   обнаружила приметливый  зоркий  глаз,  эмоциональность и наблюдательность.  Хочется  познакомить  читателей  журнала с  замечательными  строками  о  нашем городе:
Люди,  которые пишут  стихи,
Родину  любят  и   против  войны.
 (Е.Маева)
Люблю  Ижевск  вечерний…
Люблю  Ижевск  осенний…
(Девятых В.)
Вечером  город  озябший  немного..
(Исупов  Е.)
Ты  помнишь  тех, кто  дал  нам мир.
(Устюжанина И.)
И  снова  родные  просторы,
И снова  легко  дышит грудь.
(Шутова М.)
И  нет  добрей  и одареннее  народа,
Чем  родила  удмуртская  земля.
(Ю.Косатеева)
Спецы – отцы, умельцы – деды
Гордились  кузницей  своей.
(Радке В.)
       Есть  некоторые  рекомендации  участникам второго  городского  поэтического  конкурса.
       Не  все  авторы  продумали  строфику своих  работ,  иногда  она  оставляет  впечатление  случайной:   автор  просто  пишет  так,  как  может,  не  отыскивая  наиболее адекватного  содержанию  варианта,  а  между  тем в русской  поэзии  есть не  только  четверостишие, но и двустишия, трехстишия,   есть сонетная  строгая  форма, тесно  связанная  с требованиями  к содержании и  построению  стихотворения.  Знает  русская  история  поэзии  и  случаи,  когда  для  отражения определенного  содержания  автор  создавал новую строфическую  форму – например, «онегинская строфа».  Нам  представляется,  что в стихотворении   «И снова родные просторы»,  применяя  то  четверостишия,  то  шестистишия,  автор  просто  не  имел задачи  обдумать выбор строфики для наиболее полного  выражения  своих  чувств. Авторы  работ  «Победа  ценою  двадцати  миллионов»  и «Весна  в Удмуртии»   написали  хорошие ритмические  тексты  и не сумели  использовать графические  возможности (расположение не в полную  строку,  как проза, а  разбивка на  строки).
       Иногда недостаток  времени,  быть может, не  позволил авторам  избежать  некоторых смысловых  неточностей:  например, в   стихотворении сказано  о городе : «Ты  велик,  как Бог».  В другом  стихотворении  автор  не  заметил  логическую небрежность: «Тонкими  и изящными  линиями  сквозь  призму  ветерка» - ветер не будет  призмой,  он  невидим. В другом  стихотворении,  посвященном  автором  своей бабушке, он  называет её  Людмилой  Константиновной – вряд  ли такое  возможно, тем более,  что  в первой же  строке сам  называет её  по – домашнему,  традиционно - «бабой»,  даже  не  бабушкой.
        Поиск  рифм  бывает  иногда  не  только  трудным  для  поэта, но  порой  и  мучительным.  Можно  посоветовать  обратиться  к словарю рифм,  он  есть  и  в интернете, можно  следовать традициям  русской  поэзии  и  не строить целые четверостишия  на глагольных рифмах:    описать – дерзать – испить – открыть.  Многие   применяли  точные  рифмы: тиши – души, дом – знаком, людей – родней.  Есть    примеры  рифмовки: было – по  жилам ( Е.Шестакова).
        Разумеется,  стихи – это прежде  всего ритмика,   понимаемая в  самом  широком смысле (в рамках  статьи о  конкурсе мы  не касаемся  проблем  и дискуссий). В стихотворении Р.Искандеровой  «Бабушкино  горе»    ритмика  не  только  очень  точно  передает   эмоции,  соответствует  содержанию  стихотворения,  но  и в  целом  очень  интересная,  открывающая  творческие  способности  автора  стихотворения:
Письма  с фронта  пожелтели – минули  десятки  лет.
Что  случилось  с её  папой,  баба не нашла  ответ.

Из  архивных глубин  интернета
Как  выстрел,  как боль, как  моря  прибой -
Нашли!
         Нарушена  ритмическая  организация  в строчках:
…Медленно вечер на  город  спустился,
Зажглись  фонари,  и  солнце  зашло.

…Свежестью с полей  повеет,
Зазвучит  смех  детворы.

…Улиц ижевских  дремотную тень,
 Где в знойный  полдень  нежится лень.      

           Не  всегда  участники  конкурса  соблюдали  грамматические  нормы, например, в  словосочетании  «внимают  поздравления»  управление  нарушено, падеж требуется дательный,  то  есть  поздравлениям .
         Допущены в иных  случаях  и нарушения  синтаксических  норм,  например, в строчках
Здесь  родина  талантливых  людей,
Чем  город  может  истинно  гордиться, -
 неправильно присоединено  придаточное определительное: родина,  которой город может  гордиться,  или
людей, которыми  город  может  гордиться.
          Больше  всего  недочетов  лексического  плана:  неоправданные  повторы  («Как  много  это  слово»,  «Так много навевающего»,  «Как  этот  город  много  значит»,  «Как  много  чувств». Автору  можно  обратиться  к словарю  синонимов. В  другом  стихотворении   автор  употребляет  выражение  жильцы  района,  нарушая  нормы  сочетаемости  слов,  правильно  сказать жильцы дома, но  жители  района.  В строчке  «Заводов  военных  лихие  творенья»  эпитет  «лихие»  неточный,  неуместный  в данном  контексте. Обратившись к словарю эпитетов  (составители К.С.Горбачевич и Е.П.Хабло),  можно  увидеть,  что  у слова в разных  значениях  разные  эпитеты, их  много,  например, к слову дума в значении  «мысль» дается 26 эпитетов, в значении  «характер дум»  49  эпитетов,  а также  приведены  редкие  эпитеты,  которые  позволят избежать  банальных, шаблонных  словосочетаний.
        Автору строчек
Но  сердцу ближе  милый колорит –
Березок  строй под  окнами  моими -
рекомендуем  уточнить  различие  значений  колорит (сочетание  цветов)  и вид.
          Использование  антонимов делает  поэтическую  речь  выразительной, но  требует точности в построении  антонимических пар, а строчке «Теплым  летом  и  белой  зимой»  антонимы  зима – лето ( что  не вызывает  возражений) и теплый – белый.
          К лексической небрежности можно отнести  словосочетания  «спешит  скорей»,  «заводской  город».
         В   строке  «Творчества  горькую чашу  испить»  не  совсем  верно использовано  фразеологическое выражение  «испить  чашу»,  что  означает  пройти  испытания  до  конца, а в контексте  стихотворения автор  использует  в значении  «творческий  поиск,  выбор  вариантов, процесс  создания  стихотворения»:
Город родимый  в стихе  описать
Бывает непросто,  но  стоит дерзать:
Творчества горькую  чашу испить,
И  рифме  желанной  сердце  открыть!
       Поздравим  победителей  Второго  городского  поэтического  конкурса:  в номинации  «Творческий полёт»  1 место  заняли   Борисов  Е.П.  и  Тухватуллина  И.Ф.;  второе  место  Косатеева Ю.,  Мохова М.,  Дурова  Г.М.;  в номинации   «Уважение  к прошлому»  1 место  заняли  Лекомцев Б.  и  Радке  В.Б.;  в номинации  «О  людях  Ижевска» 1 место  заняли  Искандерова Р.   и  Чернядева  С.Е.,  2 место – Ибрагим  Биектаулы  и Маева Е.   
            Благодарственными  письмами  Управления  культуры  Администрации  города  Ижевска  отмечены  педагоги,  готовившие некоторых  участников: учительница  русского  языка  и литературы школы 30  Мальцева  Наталья  Анатольевна  и  преподаватель   Ижевского  техникума  железнодорожного  транспорта   Устюжанина Ирина  Борисовна.  Благодарим  всех участников    поэтического  конкурса  «Я – ижевчанин» и ждём  новых  стихов  на  следующий  год.


Рецензии