В гибельном фолианте...

Марина  Цветаева  «В  гибельном  фолианте…».  Попытка  интерпретации стихотворения

     В гибельном фолианте
     Нету соблазна для
     Женщины. -- Ars Amandi1
     Женщине -- вся земля.

     Сердце -- любовных зелий
     Зелье -- вернее всех.
     Женщина с колыбели
     Чей-нибудь смертный грех.

     Ах, далеко до неба!
     Губы -- близки во мгле...
     -- Бог, не суди! -- Ты не был
     Женщиной на земле!
    1 Искусство любви (лат.).
            29 сентября 1915
             Это  стихотворение  о том,  что  женщина  по самому  факту  рождения  женщиной  «приговорена»  к любви   уже  с колыбели, вся  земля для неё – любовь, сама  книга  жизни  женщины – это  гибельный  фолиант,  трагическая   книга.  Это предназначение  иногда  погружает женщину  в бездну страстей,  далеких  от  святости,  чистоты, безгрешности («далеко  до  неба»), но  преодолеть  свою  тягу, обусловленную  полом, женщина  не  может  («Губы близки  во  мгле»).     Грехов,  «соблазнов»  для  всех  людей  на земле  много,  но для  женщины  главный  и,  быть  может,  единственный  из  них  - любовь,  поэтому в «фолианте»,   в  книге  судеб,  книге  жизни,  включающем  список  грехов,  для  женщины  нет  соблазна,  её  интересует  одно,   у  неё свой  крест -   вечный  соблазн  любви.  И вся  жизнь её   посвящена  этому  искусству  любви, изучать  другие  ей  не нужно.   И  она  всегда  источник чьего – то  падения,   она  «зелье»,  то  есть  наговорный напиток,  приготовленный   ведуньей,  от  которого  нет  спасения,  избавления,  она  источник  греха  («чей – нибудь  смертный  грех»),  ведь  любовь  иногда  может  быть  запретной   по  разным  причинам из – за  существующих  в обществе  условностей:  влюбленных  может  разделять  брак  одного  из  них, социальное  или  имущественное  положение,  возраст,  образование,   круг  общения и  знакомств и проч.  И  поскольку  поэтесса  отстаивает  мнение  о  том,  что соблазн  любви  от  женщины  не  зависит, он  дан ей  изначально, не  выбран ею  самой, а  составляет её  сущность,  то и право  судить её  она  отрицает,  особенно  у  тех,  кто  сам  не  испытал  такую  фатальную,  от  рождения   заданную  приговоренность  к  любви  и только  к  любви,  в том  числе  даже   право  судить  её  поэтесса  не признаёт  за  самим богом.   Вместе  с трагическим  характером изображения жизненного  пути  женщины,  идущей  всю  жизнь  только  по  одной дороге – дороге  любви -  в стихотворении  воспевается  любовь  как  самое важное  в жизни  и женщина,  которая  служит  именно  этому.


Рецензии