Проект Терра. Глава 21. Переселенцы

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2016/02/13/1899

Глава 21. ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

1

          Путь до Суира, на этот раз был быстрым и будничным. Хотелось надеяться, что дальнейшие этапы переселения пройдут также спокойно, а то я как-то, за последнее время, утомился от разнообразия происшествий.
          Когда мы прибыли на Лангжи, Квир Анзуд вместе со своим сыном, прибывшим на Суир на две декады раньше нас, как раз закончил распределение всех эвакуируемых по предоставленным для перелёта на Миарт восьми пассажирским кораблям. Сам бывший посол Анаритской Империи, как и было оговорено ранее, оставался в системе Суира, чтобы представлять интересы переселенцев на возможных переговорах с другими цивилизациями. Руководство Ша-Меса было не против продления аренды помещений дипмиссии на ближайшие тридцать лет, и я от лица жителей Миарта заплатил половину требуемой суммы средствами, переданными курьером с Раолинуса. Остальную часть собирался самостоятельно предъявить Энкир Лугальанд через десять лет, после того как было запланировано, начнётся торговля с самим же Суиром.
          Таким образом, к перелёту на новое место жительства были готовы тринадцать тысяч двести шестнадцать человек. И если учесть, что полторы тысячи мастеров кэло улетели в систему Миарт для участия в строительстве два с половиной месяца назад, то получалось, в этот раз мы смогли эвакуировать всего четырнадцать тысяч семьсот шестнадцать человек. Причём из них, лишь пятеро аньюро.
          Это был полный провал. Обычно для заселения новой колонии требовалось раз в десять больше народа. Мне будет чем заняться, когда через год вернусь на Диа.
          Если ещё говорить по поводу возвращения, то Аиэ решил покинуть нашу весёлую компанию и вернуться вместе с курьерским кораблём. За те несколько месяцев, которые мы провели на орбите Киэты, Авэди Реан умудрился собрать достаточно большое количество информации по жизни и истории водняков и теперь стремился домой, чтобы всё окончательно систематизировать и собрать в научный труд, дабы представить его на рассмотрение учёных на Десиле. Честно говоря, я бы на такой шаг не решился. Но с другой стороны, у себя на Рале, Аиэ был перспективным молодым учёным, пока его не подвело слабое здоровье, а в системе Раолинуса, после своего исцеления, он мог вполне успешно реализовать свои способности.
          Я был так рад за Авэди Реана, что вообще забыл первоначальную причину его участия в экспедиции. Ведь поначалу мне самому казалось, не говоря уже об остальных руководителях служб, что идея взять с собой ралейца для улучшения его душевного состояния, это очень неудачная идея. Но прошло время, произошло достаточно много событий, хороших и не очень, и от его чёрной тоски не осталось и следа. Теперь это был активный, уверенный в своих силах молодой мужчина. И мне было на самом деле приятно, что это произошло из-за моего вмешательства в его судьбу.
          Но как говорила неумолимая реальность, помочь одному человеку гораздо проще, чем целой цивилизации. Тем не менее, у меня ещё оставался не до конца решённый вопрос с Нисабой Энентарзи, и поэтому, отправив Авэди Реана домой, я в тот же день зашёл поговорить с девочкой.
          – Если Аштар позволит, я предпочла бы остаться здесь. – Предваряя мой вопрос, заявила Нисаба, едва я переступил порог её комнаты, выделенной ей Квиром Анзудом в левом крыле дипмиссии, теперь уже цивилизации Миарта.
          Небольшой такой уютный зальчик с видом на парк, сквозь который местами проглядывала река. Занавеси с окон девочка попросила снять, когда поселилась здесь, объяснив, что ей хочется, чтобы вокруг было больше света, а ночью видно чистое звёздное небо. Спальное и рабочее место были оформлены в мягких жёлто-охровых тонах, отчего создавалось впечатление, что в этой комнате стоит ясный полдень. Безусловно, ребёнку хотелось, чтобы окружающее ничем не напоминало о последних ужасных месяцах, проведённых на Киэте.
          – Но разве тебе не хочется жить с людьми, принадлежащими твоей цивилизации? – Был вынужден я задать другой вопрос. – На Лангжи остаётся не более двадцати человек из системы Анарта.
          – Не думаю, – Нисаба задумчиво покачала головой, – что ко мне будут хорошо относиться сторонники Дома Лугальандов. А ведь именно из них и будет состоять новое поселение.
          – Но ведь ты, всего лишь ребёнок. – Предпринял я ещё одну попытку отправить девочку на Миарт. – Вряд ли кто-то считает, что ты каким-либо образом могла влиять на решения, принимаемые Домом Энентарзи.
          – Нет, нет, – грустно вздохнув Нисаба села обратно за рабочий стол, за которым она занималась, когда я пришёл, – тем более Инанна оставлена здесь, а она мне всё-таки родственница. Я ей уже пообещала помочь с малышкой, пока Энкир не заберёт дочь к себе.
          – Ты считаешь это неправильным? – Спросил я, усаживаясь напротив с другой стороны стола.
          – Нет, всё верно, ребёнок должен быть с тем из родителей, который сможет предоставить ему больше комфорта и любви. Инанна сейчас не знает, что с ней будет дальше, и вряд ли способна что-то дать малышке. Она сильнее обеспокоена своим будущим. – И тут же, пытаясь объяснить своё состояние, Нисаба добавила. – Просто мне тяжело на сердце, что меня уже никто никогда не заберёт. А Инанна, хоть она и глупая, всё же принадлежит моей семье, и как глава Дома Энентарзи я должна отвечать за её благополучие.
          – А почему, – я удивлённо приподнял бровь, – ты считаешь Инанну глупой?
          Ответственность перед своим Домом в бывшей Анаритской Империи воспитывали с самого раннего детства, сразу же после того, как ребёнок начинал себя осознавать. И позиция Нисабы Энентарзи в этом вопросе мне была абсолютно ясна. Но вот почему она так низко оценивает умственные способности своей родственницы, мне было пока не очень понятно.
          – Выйдя замуж… – вновь разъяснила Нисаба свою точку зрения, – так вот, выйдя замуж, женщина входит в Дом своего мужа. А Инанна продолжала выполнять поручения, которые ей давал мой папа. Но как честная жена она должна была сразу всё рассказать Энкиру. Ведь ваша мать так и поступила, когда оказалась в подобной ситуации.
          – Да, – я задумчиво кивнул мыслям девочки, – наша мать была верной своему мужу и за это была убита вместе с ним. Возможно, Инанна побоялась, что ей ждёт та же участь.
          – Значит, помимо своей глупости, – безапелляционно заявила Нисаба, – она ещё и трусиха, которая спасает свою жизнь ценой жизней окружающих её людей!
          Сказать, что я был потрясён, значит, что ничего не сказать. Уже собираясь выходить из комнаты девочки, я обернулся, и ответил на молчаливый вопрос, горящий в её широко раскрытых глазах:
          – Оставайся, коли считаешь своё решение верным. Я договорюсь с Квиром Анзудом, чтобы он организовал для тебя возможность полностью закончить образование.
          – Благодарю Аштара Лугальанда, что он принимает участие в моей судьбе, – тихой формулой этикета отозвалась Нисаба Энентарзи.

2

          Чтобы достигнуть системы Миарт и высадить переселенцев на Адим, я решил выделить пятнадцать дней по просьбе нашего руководителя службы душевного равновесия. Для этого пришлось обращаться к Коэлю Клэйстрису, поскольку наши корабли не могли так медленно лететь, а, по мнению Катира Адэна, эвакуируемые должны были ещё во время перелёта осознать, что возврата обратно на Суир, ни тем более на Киэту, не будет, и сразу же включились в работу по обустройству колонии.
          Время полёта решили растянуть за счёт периодических выпадений из гиперпространства. Нашим пассажирам это было представлено как возможность ознакомления с новым неизведанным пространством, оценить, так сказать, красоту окружающего нас мироздания. И как предвидел наш молодой руководитель службы душевного равновесия, проблемы начались на третий день полёта.
          Через пару дней последствия этого бедствия настигли и меня лично. Когда я решил устроить для себя обеденный перерыв, в пять часов пополудни, где-то на полпути от командного центра до наших с Инэгиер комнат, меня догнала Нингирима Арасли, старшая сестра жены Лио Анзуда, обычно очень вежливая и внимательная невысокая светловолосая женщина. Я едва успел хлопнуть себя по уху и послать призыв о помощи бывшему разведчику, видя выражение лица бедняжки, после чего на меня обрушился поток бредово-маниакального содержания. Причём, будучи дэрио, женщина умудрялась крепко держать мои обе руки, пытаясь предотвратить возможные попытки обратиться за помощью к её родственникам. О том, что в системе безопасности Раолинуса используется дублирующая связь, несчастная даже не подозревала. Очевидно, она считала, что серьги в ушах мы просто для красоты носим. И в связи с этим продолжала изо всей силы стискивать мои запястья, не позволяя использовать браслет.
          Безусловно, я мог просто оттолкнуть её, как физически, так и в соответствии с различием в сословно-расовой принадлежности, но также, мне было абсолютно ясно, что любое насилие с моей стороны способно усугубить болезненное состояние Нингиримы Арасли.
          Лио и Царпаниту прибежали быстрее, чем прошла половина одной десятой часа, но за это время чего мне только не пришлось выслушать. Оказалось, что лучше всем вернуться на Киэту и пробраться в убежища, истребив при этом всех приверженцев Энентарзи, потому как негоже бросать своих погибших родственников без поминания. А раз других способов освободить для себя место на родной планете не имеется, то Великий Отец Ану не будет гневаться на своих детей за столь некрасивый поступок.
          – Прошу Аштара принять наши извинения за произошедший инцидент, – обратился ко мне Лио Анзуд, пытаясь вместе с женой аккуратно оторвать от меня свою родственницу, – сейчас мы сопроводим Нингириму в службу душевного равновесия.
          – Тогда, после этого, – обратился я к неудавшемуся поисковику, растирая запястья, – я хочу, чтобы ты сразу зашёл ко мне, надо бы уточнить некоторые аспекты построения твоего будущего.
          В первый момент я решил, что мне это показалось, но нет, в глазах Лио Анзуда явственно появился страх. Тем не менее, он лишь коротко кивнул и вместе с Царпаниту, тихо уговаривая и слегка подталкивая, повёл Нингириму Арасли получать квалифицированную помощь. Вот и пригласи старого друга поговорить! Каким же образом воспринимают Раолинус другие цивилизации, если парень с рале, прошедший не только на Киэте, но и у себя на изначальной родине отличную военную подготовку и побывавший во многих переделках, пугается простого разговора?
          В этот момент я также засомневался в правильности методики, выбранной Катиром Адэном для сортировки переселенцев. Во время бомбардировок в Лараке эта женщина потеряла трёх маленьких дочерей, а чуть позже её муж был убит во время штурма Правительственного бункера. И ведь у каждого из эвакуируемых была своя, но очень схожая история. Уцелели полностью лишь те семьи, которые Лио Анзуд успел вывезти на Суир ценой своей подлинной жизни. Так насколько правильно было заставлять этих людей заново переживать свои потери? Не было ли лучшим решением за один прыжок покрыть всё расстояние и перенести несчастных переселенцев в хорошее уютное место, где их ждал новый дом? Почему нужно сортировать людей как животных, на выносливость?
          Приведя свои чувства в порядок, я сразу же после обеда вызвал Катира Адэна в командный центр и заявил ему, что запрещаю его эксперименты и отдаю приказ командующему проложить один последний маршрут.
          – Тебе не кажется, что ты сейчас поддаёшься слишком анаритским эмоциям? – Удивился руководитель службы душевного равновесия.
          – Заткнись, мальчишка!! – Я повысил голос, из последних сил удерживая себя в руках. – Выполняй, что тебе говорят, или Вышний мне свидетель, я всё же пошлю запрос о твоей замене, как ты и просил ранее!
          Адэн побледнел ещё больше, чем в прошлый раз, когда я поставил его на место. А я подумал, что очень странно складываются обстоятельства. Ведь Коэлю Клэйстрису я предложил отставку почти сразу, когда он узнал, кем я являюсь на самом деле, кстати, он тогда тоже в лице изменился. Здесь же была прямо противоположная ситуация. Я наивно полагал, что молодой учёный с Десиля призван помогать мне, а на деле, оказалось, что он просто изучает всех окружающих на предмет парадоксальных реакций и пытается оказывать влияние на мои решения.
          – Ещё одна попытка указать, что мне следует делать – и ты уже в своей домашней лаборатории! – Казалось, умей я глазами метать молнии, то испепелил бы Адэна взглядом, по крайней мере, я искренне расстроился, когда этого не произошло.

3

          Лио Анзуд освободился от своих семейных проблем только поздним вечером, после того как мы вышли из гиперпространства в системе Миарт и осуществили посадку прямо посреди огромнейшего поля, больше похожего на равнину, окаймлённую лесом по линии горизонта. На планете как раз был разгар лета, и все пассажиры просто приросли к иллюминаторам, не веря, что это голубое небо и зелёная трава принадлежат их новому дому. На кораблях царило радостное возбуждение и пришлось приложить достаточные усилия, дабы уговорить людей провести последнюю ночь, а на самом деле день, в своих комнатах, ожидая, когда из Гатана, центрального поселения, прибудет транспорт, готовый доставить переселенцев к месту их жительства.
          Несмотря на всю выдержку, которой обладал Лио Анзуд, я заметил, что он тоже волнуется. Но с другой стороны, он ещё никогда не принимал участие в переселении.
          – Аштар! Я так рад, что сделал правильный выбор! – С порога заявил бывший разведчик.
          – А я рад за тебя. – Кивнул я, мысленно попросив Инэгиер оставить нас на полчаса, о чём мы предварительно договорились. Вокруг оказалось столько нового и интересного, что жена радостно убежала обсудить происходящее со своей группой подопечных. – Если честно, то мне было не решить, что лучше предложить тебе, на какой планете оставить, какое дело поручить.
          – Нет, нет! – Взгляд Лио вновь стал встревоженным. – Я никоим образом не хотел обременять тебя своими проблемами! Извини, что отнимаю твоё время.
          Несколько мгновений я молчал, пытаясь совладать с противоречивыми чувствами внутри себя, но всё же решил внести ясность в наши последующие отношения.
          – Знаешь, Лио, – начал я, уже понимая, что приятельский разговор не получился, – в нашу с тобой бытность в Анаритской Империи я очень ценил твою дружбу, но после того как ты узнал, что мы оба поисковики, ты стал избегать моего общества. Для тебя оказалось неприятной новостью, что мальчик, которого ты взялся опекать, оказался исследователем с Раолинуса?
          – Нет, всё совсем не так, – Лио Анзуд перевёл взгляд на экран, не выключенный Инэгиер и показывающий красоты Адима. – Просто Катир Адэн сказал, что ты не просто исследователь, а сам куратор Проекта «Терра», а это значит, что твоё положение гораздо выше моего, и мне не следует навязывать общение.
          От злости я скрипнул зубами – снова Катир Адэн вмешивался в мои личные дела. Ведь его попросили оказать помощь и поддержку человеку, попавшему в трудную ситуацию, а он его вогнал в абсолютно не нужные рамки иерархических условностей. Который раз за время экспедиции мне пришлось брать себя в руки, делать глубокий вдох и начинать долгие объяснения своей точки зрения.
          Миарт уже давно ушёл на закат, по корабельному времени наступило раннее утро, что-то около половины пятого, мне жутко хотелось спать, а Лио Анзуд так и не собирался понимать, что я ему втолковывал. По его версии выходило, что моё нынешнее положение слишком высоко, чтобы он мог оставаться со мной просто в дружеских отношениях. Я злился, пытался приводить новые аргументы своего хорошего к нему отношения, а он отвечал, что сие очень льстит его самолюбию, но не даёт право относиться ко мне также как прежде.
          В конце концов, я назначил его руководителем службы безопасности на Адиме и отправил отдыхать, а сам пригорюнился за столом.
          – Видишь, какая ерунда получилась, – обратился я к вошедшей Инэгиер, – у меня нет друзей, одни подчинённые. А кстати, почему ты не пошла спать в гостевую комнату, время-то позднее?
          – Время-то раннее, – парировала жена, – я уже успела выспаться, именно в гостевой комнате, пока ты пытался доказать бедному ралейцу, что ты лучше, чем являешься на самом деле. Посуди здраво, ведь тебе не настолько и нужна его дружба. Просто за двенадцать лет, которые он был рядом, ты привык к его присутствию. И слава Вышнему, что он это понимает. Кстати будет сказать, что с Авэди Реаном у тебя за последние месяцы установились настоящие дружеские отношения. Таким образом, один друг у тебя есть.
          – Как интересно! – От этих слов я было окончательно расстроился, но тут меня посетила необычная идея. – Слушая, а давай я тебя вместо Адэна поставлю. Он мне ужасно надоел за последнее время!
          – Вот ещё! – Фыркнула Инэг, принимаясь за тарелку с фруктами, которую она успела наполнить из шкафа с продуктами, пока объясняла мою несостоятельность в дружеских отношениях. – В моём состоянии стрессы противопоказаны.
          – Да, наверное, – сонливость как рукой сняло, – а вот утренние прогулки должны способствовать укреплению здоровья!
          Мы довольно далеко забрели от звездолёта, но тёмная линия лесного массива лишь немного приблизилась к нам. Где-то рядом, в траве, зачирикала незнакомая пичуга, и в этот момент сумрак утра рассеялся, уступая место величественно появившемуся Миарту. Лишь небольшая часть диска звезды показалась над горизонтом, но свет, сначала розоватый, а потом насыщенно жёлтый озарил поле, на котором расположились наши корабли.
          Рассвет был непривычно стремительным. Не прошло и четверти часа, как огромный пылающий шар оттолкнулся от далёкой кромки леса и начал своё торжественное шествие по небесному своду.
          Больше трёх с половиной тысяч лет я не наблюдал новых восходов, и эта мысль показала, сколь многое я упускаю в своей жизни. Ведь освоение новых планетных систем идёт постоянно, а я ограничил себя лишь рамками собственного Проекта. Это следовало непременно изменить, так как будущее время стало теперь для меня не столь продолжительным. И как ни странно, осознание этого не испугало меня, как в прошлый раз. А мысли свои я предусмотрительно закрыл от Инэгиер, пытавшейся установить диалог с семейством небольших серых птичек, снующих в траве недалеко от нас. И слава крошкам печенья, способствовавшим установлению контакта с птичками и всегда водившимся в карманах моей старой куртки, с которой я так и не расстался.

4

          После нашего прибытия и так не плохие дела пошли ещё быстрее и лучше. Все стремились принять участие в создании нового дома, и соответственно была предложена возможность реализовать себя в специализации, отвечающей интересам и предпочтениям каждого.
          В Гатане, как центральном поселении, была запланирована организация социальной структуры, включающей в себя образовательные учреждения, рассчитанные на разные возрастные группы от двух до двадцати семи лет. Также высококвалифицированный центр медицинской службы и парки отдыха для детей и взрослых.
          Элюс, находившийся в северо-западном направлении от Гатана в двух часах пути наземным пассажирским транспортом, предполагалось развивать как базу сельского хозяйства. Туда почти полным составом переехали кэло, умевшие трудиться на земле. Лишь тридцать человек из них решили обосноваться в Исине – будущем промышленном центре, самом крупном и дальнем поселении на востоке.
          Такое взаимное расположение позволяло свободно перемещаться из одного центра в другой, а в будущем не препятствовало расширению поселений до размера небольших, но полноценных городов с собственной инфраструктурой, не сливаясь воедино. Это была давно отработанная схема при освоении новых территорий.
          После определения окончательного места жительства каждого человека, началось обучение работе с техникой, организованное специалистами с Десиля. По истечении полутора месяцев в Исине и Элюсе были организованы небольшие центры медицинской службы и начального обучения. Предполагалось, что в ближайшие двадцать лет все дети старше десятилетнего возраста должны будут пройти обучение в Гатане, где в будущем планировалось ввести высококвалифицированное образование по каждой задействованной в производстве и социальном обеспечении специальности. Навыки ведения сельского хозяйства представлялось более рационально передавать непосредственно в Элюсе, совмещая образование с практической работой на земле.
          За исключением седой пряди надо лбом, Энкир Лугальанд внешне не изменился, но вот внутренний мир бывшего Правителя Империи Анарта, судя по всему, претерпел серьёзные изменения. В его характере появились жёсткость и твёрдость. По этой причине кое-кто из эвакуированных людей начал задаваться вопросами о возможности влияния чужой цивилизации на поступки и решения старшего Лугальанда. Мне были понятны эти изменения, но я не имел никакого права объяснять их другим, а вот указать на зарождающуюся проблему был обязан.
          Выбрав свободный вечер, мы с Инэгиер нагрянули в гости в правительственный садик. Виталь радостно нас приветствовала и, быстро устроив угощение, увела сестру осматривать новые, весьма симпатичные клумбы.
          – А я думал вы просто зашли, – взгрустнул Энкир, – что-то случилось, или я опять всё сделал неправильно.
          – Не всё, но трудности ожидаемы, – не стал я тянуть с началом разговора, – просто ты слишком переусердствовал в воспитании твёрдости своего характера. Люди волнуются и начинают думать, что мы дурно на тебя влияем.
          – Ты прав, со стороны это может выглядеть именно таким образом, – Лугальанд в задумчивости взял с блюда кусок пирога и, прожевав не меньше половины, категорически заявил, – не думаю, что смогу стать прежним! А главное, не хочу этого!
          – Подожди возмущаться, – я тоже сделал паузу, решив угоститься стряпнёй Виталь, оценил разнообразие талантов своей младшей племянницы, в который раз назвал себя, без должного энтузиазма, совратителем ближних и лишь после этого вернулся к диалогу. – Я понимаю причины изменений, происходящих с тобой, но люди, с которыми ты работаешь, не знают твоих душевных терзаний, пережитых на Киэте во время войны. Попытайся объяснить свою точку зрения ближайшим помощникам, не вдаваясь в подробности, которые абсолютно не уместны. А что знают несколько человек, очень скоро узнают все. Тем более, ты ведь не будешь требовать соблюдения тайны.

5

          Зима наступила пушисто-снежная, но сильных морозов пока не было, и работники Элюса с радостью сообщили, что летом они ожидают богатый урожай. Конечно, мы все знали результаты исследования Адима и имели карты смены сезонов. Середина зимы прогнозировалась суровой, но пока все просто радовались новой красоте гостеприимной планеты.
          Первые замысловатые ажурные узоры стали появляться на окнах по утрам, а Миарт, такой огромный и величественный летом, теперь маячил ярким рыжим пятном на серо-голубом, приспустившимся пониже к лесу, небе. Ночи стали более продолжительными, но спутники планеты и далёкие звёзды украшали темноту и учили детей находить правильное направление без специальных приборов.
          Пока промышленные силы нового мира делали первые, небольшие, осторожные шаги, кэло Элюса сделали в первую же осень хорошие заготовки и теперь собираюлись устроить праздник, чтобы поделиться со всеми вкусным угощением. Все парки в Гатане украсили цветными лентами и вырезанными изо льда фигурами различных животных.
          Снегу навалило столько, что хватило сил расчистить лишь парки для торжеств и улицы для наземного транспорта. Между домами можно было передвигаться только по узким тропинкам, но детям это не мешало, и они бегали с весёлым смехом по улицам, не пропуская ни одной двери, чтобы сообщить, что вечером будет праздник.
          Мы с Энкиром долго думали, как назвать наше торжественное мероприятие, но ничего, приличествующего случаю, в голову не приходило. Зато мальчишки оповестили весь Гатан, что нас сегодня ожидает празднование первого полугодия на новой родине. Наверное, кто-то из взрослых так сформулировал приглашение, которое маленькие непоседы должны были разнести по нашему городку.
          С удивлением я поймал себя на мысли, что с нетерпением ожидаю наступления вечера, когда в парках зажгут цветные огни. Но следовало ещё раз, вместе с Лугальандом, уточнить подборку выдержек из законов, которые он собирался представить на празднике. Посему, весь остаток дня мы этому и посвятили. Окончательный выбор остановили на положениях о регламентации труда и полном социальном обеспечении работников, вплоть до распределения на всех продуктов питания, обязательное обучение всех детей и ответственность медицинских работников за осуществление надлежащей помощи нуждающимся в ней. Также закон о создании подразделений наземного, воздушного и планетарного реагирования.
          На первое время планировалось предоставлять переселенцам военную технику, пока они не наладят выпуск своей собственной. Поначалу Энкир хотел отказаться от наличия силовых структур на Адиме, но мне удалось его убедить, что система планетарной обороны необходима, иначе поселение в будущем, после нашего отбытия, станет лёгкой добычей для любой мало-мальски развитой цивилизации, которые в основном и практикуют нападения на более слабые миры. Немного посопротивлявшись, Лугальанд согласился и на этот шаг.
          Группа мальчишек с радостными воплями прибежала к правительственному домику, призывая нас отправиться в большой парк, видите ли, в наше отсутствие ещё не раздают угощения. Решив, что все важные дела на сегодня завершены, мы вместе с детворой отправились праздновать первое полугодие, проведённое на Адиме.
          Кэло превзошли все ожидания, и я не знал, за что хвататься, настолько всё интригующе вкусно пахло. Одни предлагали пироги с разнообразными начинками, у других имелись замороженные фрукты и ягоды, третьи наливали горячие травяные настои. У одного из столиков собралось особенно много народа, оказалось, там небольшими чашечками раздают сироп, заготовленный осенью.
          Детей и подростков я увидел гораздо больше, чем взрослых, о чём не преминул спросить Энкира:
          – Мне кажется, или нам действительно удалось вывести больше детей?
          – К счастью, да, – отозвался Лугальанд, – когда я давал приказ Анзуду переправлять кэло на Суир, я понятия не имел, что мы полетим на новую планету, и позволил ему самому производить выбор, мне тогда не до того было, а он, наверное, знал.
          – Смею тебя удивить, – я, наконец, определился с выбором угощений и принёс за наш столик понемногу всего, – Лио понятия не имел, что будет эвакуация, наверное, он решил более правильным для себя спасти больше из подрастающего поколения, причём мастеров он также умудрился вывезти. А дельнейший отбор производила группа Адэна, очевидно решившая поступить аналогичным образом.
          – Да, наверное, – кивнул Энкир, присаживаясь рядом с дымящимся стаканом, распространявшим приятный запах трав и ягод, – когда я проверял списки всех прибывших, то заметил, что корабли доставили много сирот, и мы в течение первого же дня распределили их по семьям.
          – Вот как!? – я с удивлением взглянул на Лугальанда. – Я действительно не обратил на это внимания. Весьма печально, я теряю навыки.
          – Ты так не говори! – Энкир шутливо погрозил мне пальцем. – Ты и так для нас много делаешь, а моя задача обеспечивать благополучие моих людей.
          Пока мы болтали и угощались, озорные мальчишки слепили достаточно большое количество снежных шаров внушительных размеров и теперь пытались водрузить одни на другие. Пришлось поспешить им на помощь, иначе игровая часть праздника так и не началась бы.
          Только поздним вечером, после того как Энкир Лугальанд озвучил основные принципы отношений на Адиме, нам удалось встретить своих жён. От лёгкого морозца щёки Инэгиер и Виталь разрумянились, глаза радостно блестели, а руки оказались заняты самыми разнообразными самодельными игрушками. Какие-то были вырезаны из различных пород деревьев и изображали птиц и зверей, обитавших теперь в системе Миарт, другие, сшитые из мягких материалов, изображающие мальчиков и девочек, должны были развлечь малыша, рождение которого ожидалось уже совсем скоро.
          Распределив игрушки по карманам, мы двинулись к нашему дому занести это богатство, а потом ещё глубоко за полночь гуляли по давно уснувшему Гатану. Завтра был обычный будний день, и никто не хотел проспать к началу выполнения своих обязанностей, а жители Исина и Элюса поспешили вернуться в свои городки. Домашняя живность не будет слушать никакие оправдания отсутствия своих хозяев. А уж рогатый скот и подавно требовал особого ухода.
          Звёзды огромными светящимися шарами висели над уснувшим Адимом, освещая ночные улочки, утонувшие в мягких сугробах, и было странно осознавать, что ещё не прошло и года, как на планету прилетели первые переселенцы.

6

          Через несколько дней, когда снегопады прекратились, а мороз начал крепчать, я провожал Инэгиер домой, на Диа. Флагман Коэля Клэйстриса возвращался к Раолинусу, чтобы через семь дней доставить Эрдиара на переговоры, которые он собирался провести на Рале. Из военного сопровождения у нас оставалось два крейсера, дежуривших на орбите по очереди, сменяясь каждые десять дней.
          – Перестань так нервничать, – обратилась Инэгиер ко мне, когда я помог упаковать немногочисленные вещи, которые она брала с собой на Адим, и игрушки, подаренные на празднике.
          И только в этот момент я осознал, что на самом деле ужасно переживаю за предстоящие роды, что меня не будет в это время рядом с любимой.
          – Как только у меня появиться возможность, сразу к тебе прилечу, – пообещал я только чтобы не промолчать.
          – Первая возможность у тебя появится не раньше, чем через полгода, – наставительным тоном заметила Инэг, окончательно меня расстроив, так как это было абсолютной правдой, в которой я не хотел себе признаваться.
          Бормоча всякие несуразные извинения, я проводил жену до корабля, но времени на долгое прощание действительно не было, и, пообещав каждый день выходить на связь с Раолинусом, поспешил вернуться в Гатан. Старт флагмана прошёл настолько бесшумно, что я только через полчаса понял, что Инэгиер уже на полпути к дому. Мне тут же понадобилось все свои волнения взвалить хоть и на сильные, но ни в чём не повинные плечи Эрдиара. И вместо того, чтобы помогать осваивать сельхозтехнику в Элюсе, я около двух часов проговорил с братом по прямому каналу с Диа, пока он не сделал мне строгое внушение, призвав к исполнению долга, и сообщив, что Инэгиер уже прибыла, а он собирается своё свободное на сегодня время посвятить любимой дочери.
          Грустилось мне ещё несколько дней, а потом я, к своему величайшему ужасу, обнаружил, что могу спокойно обходиться без постоянного присутствия Инэг. Но через двенадцать дней пришло известие, что у нас родился сын, и я снова не мог заставить себя заниматься делами, пребывая в оглушено-счастливом состоянии. Я так долго не мог определиться с именем малыша, что Инэгиер поставила меня перед фактом, что назвала ребёнка Эйларом. Ничего не поделаешь, пришлось принять это как должное.
          По этому поводу Эрдиар вновь соизволил удостоить меня своим вниманием и полчаса измывался, угрожая скорой расправой за то, что он, видите ли, по моей вине стал дедом. На это я вяло пытался возражать, что он стал бы дедом в любом случае, даже если бы меня вообще не существовало. В итоге, он ещё немного повозмущался и отправился нянчиться с внуком, в котором души не чаял.
          Сказать, что я был счастлив? Навряд ли. Вернее было бы выразить моё состояние по-другому. Я находился на вершине блаженства, хотя сына мне показали спящим и завёрнутым целой кучей кружевных пелёнок. Вроде мальчику такая нарядность не к лицу, а какая, в принципе, сейчас ему разница. Он совсем маленький, и мама счастлива укутывать его во всё красивое. Воспитание мужского характера должно начаться чуть позже, и я как раз успею к этому моменту вернуться домой.
          В личной жизни у меня сложилось всё просто замечательно, оставалось до конца исправить все ошибки Проекта, и я в который раз отправился к Лугальанду, который окончательно перестал быть мне братом и неожиданно для нас обоих стал просто другом.

Следующая глава: http://www.proza.ru/2016/02/21/2202


Рецензии