Глава 35. Важный документ

- Не выходите из хаты! - предостерег нас утром Степан Ильич. - Сидите здесь. Кто нарушит приказ - ей-Богу, выпорю!

Сам же он стоял возле двери, напряженный, сосредоточенный. Будто ждал чего-то важного, срочного.

Мы переглянулись. Казалось, тучи сгущаются над нашими головами.

А время шло, никто не появлялся. Степан Ильич то садился за стол, то вновь, услышав шорох, спешил к двери.

Вдруг до нас донесся треск моторов. Я кинулась к окну. Мимо нас проезжали мотоциклетки с сидящими в них фашистами. Они куда-то сильно торопились: после из проезда на дороге долго клубилась поднятая пыль.

-Куда это они? - Ко мне подошел Коля Мазин. После того, как Макитрючку избил Петро, она куда-то исчезла. Теперь Петя и Коля жили виместе с нами. - Случилось что?

-А ну, отойдите! - прикрикнул на нас председатель. - Что случилось - не вашего ума дело! Отошли от окна, живо!

Я удивленно поглядела на него, но послушно вернулась на место.

Тут же в дом ввалились Генка и Сева Малютин. Оба с трудом переводили дыхание, их лица были белыми, как мел.

-Вот, - протянул Сева Степану Ильичу листок. - Я переписал, что смог. Там некоторые слова… не перевел. Вписал, как было…

-Неважно. Молодцы! - Степан Ильич спрятал листок в нагрудный карман рубашки и встал. - Я ушел. А вы, мамо, - он повернулся к бабе Ивге. - следите за ребятами! Стой!

Он схватил за руку Генку:

-Что дед? Документ на место вернул?

Генка в испуге замотал головой:

-Еще нет… Там немцы вернулись… Он там притворяется…

Баба Ивга осенила себя крестом:

-Помоги ему, Господи!

Васек схватил меня за руку. Мы ничего не могли понять: документ, дед Михайло… Что происходит?

Сева присел на лавку, пытаясь проглотить сухой ком в горле. Я налила в стакан воды, протянула ему.

-Севка, что там было? - Петя Русаков кинулся к нему. - Что ты переписал?

-Там… не все понятно. Что-то вроде военного плана… Я спешил очень, не все понял… Пока переписывал, дед Михайло следил… А немцы пришли, так я бумагу схватил и в окно прыгнул. Там меня Генка встретил…

-Значит, Степан Ильич вас весь день ждал… - медленно произнесла я. - А зачем ему этот военный план?

Коля Одинцов вздрогнул и повернулся к нам:

-Вы что, не поняли ничего? Он же с партизанами связан! Им этот документ повез! 

Баба Ивга оглянулась испуганно:

-Тише, сынку! Беду накличешь! Никому про то, что узнали - ни слова! Сейчас на пасеку пойдете, к Матвеичу. Там ночь поспите, потом видно будет! Оденьтесь тепло - ночи сейчас зябкие. Живо, милые мои!

На улице кто-то вдруг закричал: страшно, пронзительно. Мы бросились к двери.

По дороге бежала Мотря - одна из колхозниц. Она была с непокрытой головой, волосы растрепались, а в глазах стоял ужас.

-Схватили! - Мотря подбежала к нашей хате и вцепилась в бабу Ивгу, тяжело дыша.  - Михайла … эсэсовцы схватили… Пытать станут! Ой, замучают старика!

Я вскрикнула, охнул Саша Булгаков за моей спиной...

- Диду! - Генка сорвался с места и понесся по колхозу, как ракета. Никто из нас не успел его остановить: все были слишком напуганы известием.

Наконец пришел в себя Васек и быстро, срывающимся голосом отдал команду:

-Отряд, собирайся! Идем на пасеку!


Рецензии