История одной лисицы. 2008 год
У нас есть заповедник для диких животных. Там живёт множество зверей – от маленьких зайцев и до огромных лосей, но особенно выделяется среди них одна старая, мудрая лисица. Она большая и рыжая, с белым мехом на кончике хвоста. На задней лапе виднеется старый шрам от чего-то острого. Может вы видели там такую? Сейчас она лежит передо мной и смотрит тоскливо в сторону.
- Почему ты такая грустная? – спросила я лису.
Та лишь настороженно повернула ухо в мою сторону. А потом вдруг взглянула на меня и сказала:
- Моя жизнь – сплошное страшное приключение. Я здесь не с самого своего рождения. Когда-то я жила вне заповедника. Там меня всегда ждали необыкновенные чудеса. И они были не всегда приятными…
Я, конечно, очень удивилась, что говорю с лисой, но мне вдруг стало интересно: какие же страшные приключения могли быть у этой старой лисы?
- Как тебя зовут? – поинтересовалась я.
- Когда я попала в заповедник, меня назвали Руфина. А мама звала меня Кика.
- Кика, расскажи мне свою историю!
- Но она долгая и страшная…
- Пускай. Расскажи всё, что помнишь и знаешь. Мне очень интересно!
Лисица фыркнула, лизнула шрам на лапе.
- Хорошо, раз тебе интересно, я расскажу…
1
- Кика, просыпайся! Пора! – прошептала Чезар, вылизывая мою сонную мордочку.
- Ещё чуть-чуть, мама! – умоляюще пропищала я, сладко потягиваясь во сне.
«Пора? Куда пора? Кушать? Играть? Мама никогда не будила меня так рано! В чём дело?» - подумала я.
Мои братишки и сестрёнки уже прыгали вокруг меня, стремясь разбудить. Они восторженно выкрикивали:
- Просыпайся! Просыпайся, Кика! Сегодня мама будет учить нас охотиться!
Я сразу вскочила и вытаращила свои огромные зелёные глаза.
- Охотиться?! – взвизгнула я.
На мгновение все замолчали.
«О, нет! Охотиться! Но я же не хочу убивать!» - мысленно простонала я, но послушно поплелась за Чезар и остальными на луг.
- Итак, дети! Когда вы вырастите, вам придётся добывать пищу самим. Пока вы маленькие, не умеющие охотиться лисята. Вы ещё крошки для охоты на кур и кроликов, поэтому тренируйтесь на этих мышках! – Чезар кивнула в сторону шныряющих в траве грызунов.
- Мама, я думала, что ты всегда будешь добывать еду для нас сама! К тому же у тебя всегда есть вкусное молоко! – Я попыталась отговорить маму от охоты.
Но ничего не получилось. Мама настояла на своём и добавила:
- Кика, жизнь полна сюрпризов. Ты пока мала, чтобы это понять, но придёт время, когда всё станет на свои места.
Она стала красться к добыче, едва слышно передвигаясь в густой траве. Братишки и сестрёнки напряжённо наблюдали за матерью, запоминая каждое движение.
Я даже не старалась это делать. Я просто легла на землю и стала грызть валявшуюся в траве ветку.
- Что ты делаешь? – удивилась одна из моих сестёр.
- Я ем. Не хочу быть лисой! Я теперь заяц! Они тоже маленькие, пушистые и кушают деревья! Я на них похожа! И теперь я буду жить среди зайцев! – фыркнула я, продолжая настойчиво грызть невкусную ветку.
- Но сначала тебе нужно откусить себе хвост! – хихикнул брат.
Чезар тем временем подходила всё ближе к затаившейся в траве мыши. Вдруг она остановилась, легла на землю, оттолкнулась задними лапами и, взлетев на мгновение в воздух, напала на жертву. Через секунду она уже победоносно держала мышь в зубах.
- Ура! Мама, это было здорово! Мы тоже хотим попробовать! – восторженно закричали малыши и бросились к маме. Кое-кто даже вырвал из её зубов добычу и стал с нею играть.
- Хорошо, учитесь! – Чезар лизнула в лоб одну из моих сестёр. – Кика, почему ты не учишься охотиться?
- Мама, я – заяц! Я не охочусь! Я ем траву и деревья! – сообщила я ей в ответ.
- Что? Кика, но лисы ведь едят зайцев! Что же нам теперь съесть тебя? – засмеялась Чезар.
Я промолчала, пережёвывая твёрдое дерево.
- Милая, ты не сможешь жить без мяса! Ты лиса! – воскликнула мама, вглядываясь в мои глаза.
- Но ведь зайцы живут без мяса! И я проживу, - хмыкнула я.
2
Шло время, мы росли. Братья стали сильными и красивыми. Они ходили, выпятив белый мех на груди и распушив длинные хвосты. Они часто начинали ссориться и драться по пустякам. Сёстры их успокаивали. Они стали более спокойными и умными лисичками. Мама видела все эти изменения, и однажды весной она собрала всех для важного совета. Пожалуй, самого важного в нашей жизни.
- Милые мои детки, вы стали совсем взрослые. Вам пора уходить, - грустно произнесла Чезар.
- Уходить? Почему? Мы в чём-то провинились? – испугались все.
- Нет, просто пришло время. Ваши инстинкты подскажут вам что делать. Единственное, что я могу вам сказать, это то, что вы должны остерегаться ЧЕЛОВЕКА.
- ЧЕЛОВЕКА… - шёпотом повторила я.
- Кто такой ЧЕЛОВЕК? – дрожа, спросил кто-то.
- ЧЕЛОВЕК вездесущ. Он нападает на зверей внезапно и жестоко. Он убивает всех – и жуков, и лосей, и даже медведя! Он может убить даже нас, лис. Но он убивает зверей не так, как я вам показывала когда-то в детстве. Он убивает нас из огромной шумной палки. Если видите ЧЕЛОВЕКА даже издалека – бегите, как можете! ЧЕЛОВЕК – это чудовище, ходящее на задних лапах. В передних он носит шумную палку…
Меня пронзил приступ страха и ужаса.
Я подумала:
«Какой же страшный ЧЕЛОВЕК!.. Он убивает всех, кого видит из этой шумной палки!»
- А теперь прощайте. Лисы должны жить одни. Всегда. Они никогда не живут стаями, как волки. Найдите свою судьбу, дети, - сказала Чезар и, отвернувшись, скрылась в чаще.
Я попрощалась с братьями и сёстрами и двинулась в путь, на котором и встретила Алха.
3
Алх был взрослым и большим лисом. Его шерсть была тёмно-бурой, в то время как моя – огненно-рыжей. Я встретилась с ним у ручья. Он зализывал там раны после неудачного боя. Мы сразу подружились. Возможно, это глупо, но он показался мне очень хорошим. Быть может это тот самый инстинкт, о котором говорила мама?
До темна мы играли в салки и смеялись. Начало смеркаться. Алх предложил мне посмотреть этой ночью на звёзды. Странно, я хоть и родилась в лесу, ни разу не смотрела на звёзды. Я согласилась.
Я и Алх сидели на горке у ручья. Пение птиц смешивалось с грохотом воды. Звёзды танцевали со светлячками под стрекот кузнечиков. Голова кружилась от свежести, витавшей в воздухе…
«Что со мной? Неужели это всё – инстинкт? Хотя… это всего лишь глупое слово. Наверняка это нечто более весомое, чем инстинкт», - подумала я, прижавшись к Алху.
Под утро я проснулась от холода. Алха не было рядом. В этот момент я вспомнила слова мамы: «Лисы должны жить одни. Всегда».
Всегда? А как же Алх? И где он?
- Алх! Алх! – беспомощно звала я, понимая, что это бессмысленно.
4
Зимой всегда холодно. Но эта зима выдалась слишком холодной. Не все мои лисята выжили. Да, я стала мамой. Но мамой несчастной – трое моих детей погибли. Ахи и Ис потерялись при долгом переходе, а Эш умерла от холода и голода. Остался только Уо, но и он сильно ослабел. Алха не было рядом. Бесконечные вьюги и морозы заставляли идти глубоко в лес – там много деревьев, которые уменьшают силу ветра. Я молю бога, чтобы Алх выжил в этом кошмаре.
Мой Уо упал на снег и пропищал слабым голоском:
- Мама, я хочу есть!..
Я поняла, что положение безысходно и придётся идти на жертву.
- Сегодня ты поешь, Уо. Только пойдём дальше. Я знаю место, где есть еда. Но имей терпенье, - умоляюще прошептала я.
- Хорошо, мама… - Малыш встал на дрожащие от усталости лапки и засеменил за мной.
Через какое-то время мы стояли на том самом лугу, где Чезар учила меня и братишек с сестрёнками охотиться. Посреди него прыгала группа зайцев.
«Я никогда не добывала мяса, но мама была права – я не выживу без него. А Уо может умереть, если его не покормить… Но я даже не смотрела на то, как мама ловила мышей! Ах, я глупая!..» - мелькнуло в голове у меня, прежде чем произошло нечто непонятное.
Я, прижавшись всем существом к земле, стала красться к зайцам. Перебегая от одного сугроба к другому, я приближалась к цели.
«Что это? Я чувствую силу! Я чувствую мощь охотника! Неужели это тот самый инстинкт? Неужели я, наконец, поняла, что говорила мне мама?!» - щёлкнула мысль за секунду перед прыжком.
Через мгновение я неслась по лугу за одним из зайцев. Пара прыжков, рывок всем телом и укус… Добыча лежала не шевелясь, а я победно хохотала.
- Уо, еда! У нас есть еда!..
Лиса убивает не ради смерти, а ради жизни. Я убила зайца ради Уо, потому что он хотел есть. Чтобы Уо выжил. И я пока не видела охотника, убивающего добычу ради удовольствия её смертью. Просто так. И, надеюсь, не увижу.
5
Уо вырос. Я, как и моя мама когда-то, отпустила его. Наверняка у него всё хорошо. Он вырос здоровым и выносливым. Зима, которую мы с ним пережили, воспитала в нём бойца.
Мама. Как она? И где она? Помнит ли меня сейчас так, как я помню Алха? Или забыла, как я выгляжу так же, как и я забыла моих братишек и сестрёнок?
Я шла по летнему лесу и размышляла над своей жизнью, пыталась вспомнить прошлое. Но моя скупая память лишь показывала мне туманные образы Чезар и Алха.
Вдруг послышался треск веток. Я замерла, затаившись в кустах. Неожиданно на дорогу выпрыгнула старая лисица с курицей в зубах. Она пару раз оглянулась по сторонам и собралась было бежать дальше, как вдруг раздался страшный грохот. Лиса упала на землю замертво, выронив из зубов добычу. От неожиданности я подпрыгнула в кустах и заскулила.
На дорогу, где лежала мёртвая лиса, вышло странное двуногое существо, держащее в передних лапах длинную палку… Меня забила дрожь. Это был ЧЕЛОВЕК. Он ухмыльнулся, потрогал шумной палкой лису, плюнул в сторону и ушёл.
«Убил ради смерти», - подумала я, выходя из укрытия к несчастной жертве.
Но стоило мне только почувствовать запах погибшей, я вмиг поняла: это моя мама! Я заскулила. В моей душе метались разные чувства: ненависть, жалость, недоумение… Почему мама нарушила собственное слово? Она говорила, держаться подальше от ЧЕЛОВЕКА, а сама пошла на смерть ради курицы из его деревни!..
«Запомни Кика: если увидишь ЧЕЛОВЕКА – беги, если ЧЕЛОВЕК загнал в угол – кусай, если ЧЕЛОВЕК хочет убить тебя – убей его первая!.. ЧЕЛОВЕК – это зло», - сказала я сама себе и пошла своей дорогой.
6
Ещё одно страшное событие произошло со мной следующей зимой. Я попала в капкан, поставленный ЧЕЛОВЕКОМ. Я просто бродила по лесу, пытаясь добыть себе пищу, как вдруг мою заднюю лапу пронзила страшная боль. Я взвизгнула и увидела стальные челюсти, пытающиеся сожрать меня. Боль была жуткой. Снег был алым, как закат летним вечером. А примерно через пару дней, когда я ослабла от голода и холода (я ела лишь холодный снег!), пришла целая стая этих двуногих чудовищ.
- Кто поставил в этом лесу капканы? Наказать бы таких людей по всей строгости закона! – сказал длинноволосый ЧЕЛОВЕК красивым тонким, похожим на мамин, голосом.
- Надо бы зверя освободить! Издохнет ведь. А может, уже издох? Хе-хе-хе! – пробасил другой, широкий, похожий на раздувшегося зайца.
- Сам ты «зверь»! Помог бы лучше!.. – недовольно передразнил длинноволосый ЧЕЛОВЕК.
Я была слишком слаба, чтобы сопротивляться. Я лишь слабенько рыкнула и в тот же миг потеряла сознание…
Послесловие.
- Очнулась я уже здесь. Знаешь, мне хорошо в заповеднике. Но я до сих пор не могу понять вас, людей, - продолжала говорить Кика, касаясь языком шрама на лапе.
- Как это? – удивилась я.
- Зачем вы убиваете животных? А потом защищаете их? Что вы несёте нам – добро или зло, жизнь или смерть?
Я честно задумалась и честно ответила:
- Я не знаю. Я никогда не убивала животных и не хочу убивать. Поэтому я сама не понимаю людей-охотников. Я люблю животных, но ненавижу тех, кто их мучает. Я скажу тебе так: люди спасают животных от людей. Мы и добро, и зло. Мы - жизнь и смерть. Мы - защита и осуждающие. Это всё, что я могу тебе сказать…
Я помолчала и добавила:
- А что же Алх? Ты нашла его?
Кика незримо улыбнулась, кивая в сторону дерева. Оттуда выбежали несколько лисят и гордый бурый лис Алх.
- Мы встретились в заповеднике. Люди нашли его полумёртвым после стычки с волками. Но им удалось всё-таки спасти его, - сказала лисица и замолчала.
Я улыбнулась ей напоследок, как подруге.
Какие же всё-таки люди страшные и… прекрасные.
Свидетельство о публикации №216021700034