Князь Лют глава 13

  Глава 13 Северная битва.

- Скажи, Шкет, долго нам ещё сидеть?
- Эх, Ошерге ты каждый день меня спрашивашь.
- Ак, а чо спросишь и будто день уже прошёл.
- Завтра последний день.
- Эх и зачем сторожить одних от других?
- Не скажи, те с севера пришли, как керемети, людей убивали, грабили. А эти с юга нас охраняют. Ты видел их главного?
- Не, не видал.
- Как богатырь Онар, большой в железе и на наш род похож, такой же беловолосый.
- Скажешь тоже. Всё равно они нашей земле чужие.
- Мне карт говорил, тот что с самим Юмо беседует. Ак чо времена меняются и никогда не будет как было. Надо жить по новому. Но смотри за разговором стемняло. Давай сегодня так, сейчас ты посидишь, а перед рассветом меня разбудишь.
При этих словах Шкет, распоряжавшийся, так как был старшим повернулся и засопел делая вид, что заснул. Ошерге более молодой и в силу возраста счастливый повернулся на спину и стал следить за падающими звёздами. Так и не разбудив Шкета, Ошерге заснул безмятежным сном юности. А Шкет, за годы жизни приручил себя просыпаться при необходимости. Ещё было темно, но вдали за лесом, виден был свет глаз богини Кече. Шкет потянулся и пошёл к озерку умыться. Уже зачерпывая воду, не то чтобы услышал, скорее почувствовал. Быстро забрался на дерево, по дороге бежали люди в звериных шкурах с топорами. Поворачиваясь, чтобы слезть Шкет поймал на себе взгляд лучника натянувшего тетиву.
Ошерге проснулся от треска сучьев, ломаемых телом упавшего Шкета. Вскочив он бросился к упавшему товарищу, но увидев торчащую стрелу понял, что тот мёртв. И вот уже к Ошерге бежали люди потрясая топорами. Тогда молодой человек схватил кувшин с углями и размахнувшись бросил в сухое дерево, которое Шкет выбрал ранее для того чтобы подать сигнал.
Рарог по примеру своего друга и начальника всегда вставал рано. Вот и на этот раз он вышел к стене, поднялся на башенку и вгляделся в горизонт. Внезапно вдалеке задымило дерево. Где-то там должен быть один из постов предупреждающих о подходе северян. Воинам стоящим на посту было приказано будить отдыхающих. Вышел с недовольным лицом Дарк, нет он конечно всегда готов к бою. Но в этой утренней тишине, казалось никакие битвы невозможны.
Рарог показал на дымящееся дерево.
- Что думаешь?
- Враг близко. Будем готовиться. Я своих поставлю вдоль стен, ну а ты командуй, как договорились.
Юмор этой ситуации был в том, что Дарк был старше и опытнее, возможно поэтому он уклонился от командования и передал младшему Рарогу. Кроме того непосредственно под командованием Дарка было сто двадцать арбалетчиков или как он их называл стрельцов. Под командованием Рарога было всего пятнадцать всадников, да местные жители помогающие на работах. Впрочем Рарог был главным значит  стрельцы подчинялись ему.
Прошло совсем немного времени, как из-за поворота на дороге показались бегущие топорники. Вскоре они столпились у мостика через речку. Мостик был узкий, но сбегающие не дожидаясь задних бежали к острогу, где их встретил залп стрельцов. По сути это была бойня. Топорники не останавливались, а стрельцы успевали перезаряжать арбалеты. Вскоре это избиение закончилось.
Воинам собирать оружие. Поехали, Дарк посмотрим. Как думаешь, что это было.
Не знаю. Надо у пленных спросить, что за безумцы на смерть бежали.
Дарк и Рарог доехали до моста. с ними были два кметя посланных Лютом и два охотника из отряда Ханта, также посланные Лютом для разведки. Вдруг один из охотников развернулся почти кругом и выстрелил из лука. Затрещали ветки и с дерева стоящего невдалеке упал вражеский лучник. Он был не один,с той стороны вылетело несколько стрел и один из кметей был ранен. Все спешились прячась за коней. Стрельцы собирающие оружие с поля битвы убили ещё двух лучников. Тогда охотники оставили коней и скрылись в лесу.
После сбора оружия. Выгнали пленных хоронить погибших их товарищей. Стали уточнять, почему топорники такие безумные, но так и не поняли. Северяне говорили, что есть трава, съешь такую траву, становишься сильным и смелым.
Охотники вернулись, через несколько дней. Первое, что они сказали, лучники уничтожены. Второе сюда идёт войско и будет скоро. И третье они сами спросили, что за жуть вдоль дороги. Дело в том, что местные селяне по отрубали головы у мёртвых топорников, насадили на колья и поставили вдоль дороги. Но ни Рарог, ни Дарк не взяли на себя ответственности запретить это делать.
После известия о подходе северян, был послан гонец к Куну. Так само собой случилось, что Кун занял место Вепря. Впрочем всё равно все эти земли принадлежали Большому князю Люту, а Кун был князем-наместником. Кун смотрел за этими землями и по первому требованию должен был привести войско для защиты. Там же у Куна стояла наготове сотня Удара, которую по приказу Люта Рарог забрал из Бора. Но в остроге конная сотня не помещалась, поэтому войска стояли за острогом на лесной поляне.
На следующий день показались конные, а ближе к вечеру всё войско. Они ставили шатры, разжигали костры, а в сторону острога, казалось не смотрели и к мосту не подходили.
Как только стемнело. Дарк выйдя из острога со своими лучшим из лучших стрельцами выстрелил по кострам. Судя по воплям, которые разносившимся эхом по окрестным озёрам, промахов не было.
Утром только рассвело противник стал строиться в боевой порядок, по ту сторону моста. В остроге всех заинтересовало, как северяне преодолеют мост не нарушив порядок. Впрочем им это почти удалось. С моста они сразу кинулись в атаку.
Не стрелять.
Это приказ Дарка своим стрельцам. Все с восторгом наблюдали, как противник падал, ломал ноги свои и коней и не мог продвинуться к острогу. Дело в том, что глядя, как быстро к острогу бежали топорники, охотники предложили выкопать ямы-ловушки по всему склону. Небольшие такие ямки шириной достаточной, чтоб провалилась нога коня, а глубиной локоть. И вот в эти ямы и попадали враги. Представляете на скорости влететь в такую яму, сломанная нога это самое меньшее что может ожидать.
- Приведите князя Ульви. Опять скомандовал Дарк.
- Ну что, князь. Твои подчинённые не спешат тебя спасать, они улеглись на лугу перед острогом, а ведь мы ещё не стреляли. А если пойдут другие мы перебъём и их. А когда убъём всех, мы отпустим тебя, князь. Правь страной, где нет людей.
- Что же вы хотите?
- Всего лишь,чтоб вы убрались с нашей земли, заплатив за ущерб.
Князя увели.
- Скажи, Дарк, ты что правда хочешь отпустить князя?
- Тебе решать, ты главный, а только мне кажется, чем быстрее наступит мир тем лучше.
Вдали на озере показалась лодка. Подойдя к берегу она высадила двух старцев и снова отошла. Один из них был тот самый старец, что отправил Рарога с Лютом, а другой был на кого-то похож, называл себя ведуном.
- Приветствую, вас воины! А ты, Рарог, князем стал?
- Что ты, Старец. Я воевода.
- Пойдём расскажешь о своих делах воеводских.
Оставшиеся Дарк и Ведун долго смотрел друг на друга.
- Неужто это, начал было Дарк.
- Узнал? Мудрено меня узнать. Нет больше того князя-воина. Ушёл он в мир иной. На его место появился Ведун, так и зови меня. Да и многие ли меня узнают?
- Здесь есть Кун твой воин.
- Да Кун хороший воин. Знаю, что теперь он князь. Пусть, заслужил.
- Неужели ты не хочешь снова вернуться к битвам?
- Возможно князь не совсем умер и что-то давнее шевельнулось во мне, потому ты и узнал меня. Только закрыт путь к возвращению.
- Как закрыт?
- После нашей последней встречи, как ты помнишь тело моё было немощно, а дух трепыхался. Но явился Старец, посмотрел, он на меня и велел готовиться к похоронам. Пошли мы на погост. Старец выкопал яму, бросил я туда свои доспехи и оружие, написал на камне имя того князя, которого похоронили. И пошёл к реке, искупался и нарёк меня Старец, Ведуном. А потом мы пошли на северные острова. Надо бы ещё нам там быть. Но пришлось спешить к вам на помощь. Вы думаете, что победили? Может и так, а может всё повернуться по другому.
А в это время Старец, выслушав рассказ Рарога,  распекал своего бывшего ученика.
- Значит решил, что всех победил и никого жалеть не надо. Сам знаешь. Что главная моя задача помогать князю Люту. Но нужен я здесь, а не там, где без моей помощи Лют всех врагов бъёт. Сегодня ты пропустишь врагов, а завтра вся страна запылает.
- Чего это мы пропустим? Главные силы уже разбиты.
- Ты и раньше был непослушным учеником и сейчас не слушаешь. Все кто могут держать оружие пришли освобождать своего князя. У вас на всех стрел не хватит. А когда они захватят острог и отпустят князя, не позавидуешь выжившим.
- И что же нам делать? Да и Кун с Ударом скоро подойдут.
- Я не даю тебе военные советы, ты воевода. Мой совет один, тот победитель, кто закончит битву. Впрочем дай ка мне на того князя посмотреть.
Князя Ульви держали в погребе и спускаясь по ступенькам Старец не сразу заметил князя.
- Ну здравствуй, князь.
- Уходи, старик.
- Что так неприветлив?
- Когда я выйду отсюда вас всех казнят.
- Так, князь выйти надо. На воинов своих надеешься? Погибнут все твои воины под стенами острога и останешься один.
- Я буду мстить.
- Так убьют тебя.
- Честь воина погибнуть в бою.
- Знаю слышал. Только не будет тебе чести. Если не угомонишься, местные жители зарежут тебя, как поросёнка. Какая ж в этом честь? Да и потом, князь Лют, что взял тебя в плен, так говорит: «Честь воина защитить слабых, выжить и снова защитить с победой». Вот князь всех и побеждает, ибо хочет победы. А ты хочешь смерти и все твои воины умирают.
- Что ты предлагаешь, старик?
- Мира, только мира. Вы пришли к нам, уходите. Оставьте нас с миром, и пусть мир останется с вами.
- Я не знаю.
- Ну что ж подумай, только недолго, когда погибнут все твои воины, мир сам придёт к нам.
Пока Старец разговаривал с князем, Дарк вывел своих стрельцов. Стрельцы шли шеренгами по десять человек, двенадцать в ряд. Не дойдя около ста сажен до моста, Дарк скомандовал, « - Залп». Этому слову он научился также у Люта. Враг смотрел и не двигался, они были удивлены, смелости столь малой горстки воинов. Первая шеренга выстрелила и встала за последней. Как всегда, каждый выстрел достиг цели. Выстрелила вторая. Враг заметался. Из ворот острога выехали всадники, их было немного. Все кого Рарог смог посадить на коней. Враг побежал.
Если бы сверху всё это действие мог наблюдать кто-нибудь, он был бы удивлён, как от ста пятидесяти человек бегут тысячи. Но ни Рарог, ни Дарк, ни даже Старец, коему ведомо многое, ещё не знали, что в этом многотысячном войске не осталось воинов. Все эти селяне, были согнаны в войско. Но уже почти не осталось ни десятников, ни сотников. Только тысяцский Гуннар пытался организовать это воинство.
Рарог поднял меч клинком вниз, то же сделал Гуннар. Они стали медленно съезжаться к мосту. О чём разговаривали не было слышно. Но тут из ворот выехал кмет. Не тот из двух, что были здесь давно, а другой запылённый, уставший. Он подъехал к Дарку, Старцу и Ведуну и начал рассказывать о победе. Тогда Ведун велел подождать и поехал к Рарогу и Гуннару.
- Послушайте, оба. Ведун махнул рукой и гонец подъехал.
Рассказывай.
- Большой князь Лют передаёт, что войско одного князя уничтожено и сам северный князь убит. Войско другого князя, частично разбито, но князь с остатками войска ушёл дальше на закат.
- Вот видишь, сказал Ведун Гуннару, - стоит ли продолжать битву, когда ваш князь вернувшись домой станет единым правителем Севера? Поговори с князем, может уговоришь к миру. Нам война надоела. А приедет Лют он сам закончит войну. Ибо ни одной битвы он не проиграл.
С завязанными глазами вывели князя Ульви, оставив его с Гуннаром, стрельцы отошли. За мостом войско северян оправившись от паники вернулось на позиции. Разговор был короткий, сначала было видно, как горячился молодой Ульви, но более опытный и старший Гуннар смог его уговорить.
Подойдя к отдельно стоящим защитникам острога, Ульви спросил,
- Что вы хотите.
- Гуннара мы посылали за платой, за освобождение, ответил Рарог, Гуннар выполнил своё поручение. Сначала нам прислали топоры, которые сами прибежали к стенам острога, намекнул Рарог на атаку топорщиков. - Вот ещё лежат мечи и доспехи. Сегодня всё войско уходит домой. Завтра утром мы отпускаем князя Ульви, его ждут Гуннар и десять воинов. А чуть позже мы отпустим остальных воинов ибо острог построен.
- Хорошо договорились.


Рецензии