А. Н. Стрижев. Степан Бурачок и его журнал Маяк

БУРАЧОК Степан Анисимович (17.05.1800, с. Заньки Нежинского уезда Черниговской губернии - 26.12.1876, С.-Петербург), публицист, критик, издатель, кораблестроитель. Родился в семье адмирала А.И. Бурачка. Учился в петербургском училище корабельной архитектуры (1812-1815) и как отличник был оставлен при этом заведении на 2 года воспитанником. Позже возглавлял Астраханское адмиралтейство (1821-1831), развернув здесь восстановительные работы, а потом - ускоренную постройку судов. Около 30 кораблей сделаны по его чертежам, с применением смелых инженерных решений. В 1834 г. переведён в С.-Петербург, где долгие годы (по 1864) преподавал в офицерских классах Морского кадетского корпуса (с 1862 Морская академия). Изданные им совместно с С.И. Зеленым «Лекции алгебраического и трансцендентного анализа, читанные акад. М.В. Остроградским» (1837) отмечены Демидовской премией Академии Наук (1838). Признан современниками как видный авторитет в математической науке и кораблестроении.
В 1840 г. С.А. Бурачок совместно с П.А. Корсаковым основал периодическое издание «Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе русской народности», в программу которого входила задача объединить науки и словесность, труды учёных и литераторов. Большой объём каждого номера (до 30 авторских листов) позволял это сделать. В журнале печатались статьи, материалы по математике, кораблестроению, лингвистике, кроме того в нём широко были представлены художественные произведения: стихотворения, повести, рассказы, а из духовных жанров - сказания, поучения, проповеди, жития подвижников благочестия. Сам С.А. Бурачок часто печатался в журнале, публикуя свои сочинения без подписи или под псевдонимом «Софья Панюта» (например, статья: Русское народное слово в древних духовных писателях // Маяк. 1842. Т. 3. Кн. IV, VI. Гл. I. С. 77-132). Перечень статей за 5 лет издания журнала помещён в кн. 1 «Маяка» за 1845 г. (отдельный выпуск «указателя» помечен 1844 г.). Из материалов духовного содержания заметный след в журнале оставили публикации архим. Леонида (Кавелина) («Бородинское поле» (1845. Кн. 38), «Скорбящей матери о смерти ее сына» (1845. Кн. 41), «Предчувствие. Рассказ доктора» (1845. Кн. 44) и др.) и свт. Феофана (Говорова), печатавшегося без подписи. На публикации в «Маяке» существуют положительные отклики Оптинских старцев, в частности, старца Макария.
Литературно-критическое направление статей С.А. Бурачка и др. сотрудников журнала отличалось крайне строгим подходом к творчеству с православных позиций. Так, в статье «Видение в царстве духов» утверждалось, что в творчестве А.С. Пушкина нет «ни одной высокой мысли о Боге, о вере, о Иисусе Христе Господе Искупителе нашем, о Православной Руси, о героях, прославивших русское имя». Свидетельством упадка современной литературы для Бурачка являлся и роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в основу которого будто бы положено «кривое» истолкование преступных похождений героев и нежелание автора «врачевать» слабости людей. В то же время православные мотивы в творчестве Лермонтова «Маяк» отмечает как несомненную заслугу поэта (стихотворения «Молитва» и «Ветка Палестины»). Новейшую же поэзию авторы «Маяка» расценивали не иначе как безбожную и антинародную. Явный перехлёст в литературных оценках послужил причиной яростных нападок на журнал со стороны светских литераторов. В атмосфере пренебрежения и клеветы журнал «Маяк» нормально существовать не мог. Тираж его падал, с 400 экз. до 250, росли убытки издателя. После выхода двадцатой книжки в 1845 г. журнал перестал существовать. На протяжении последующих двух десятилетий либерально настроенной общественностью осмеивалась «охранительная» платформа издания, основанная на «примерной религиозности, глубокой преданности Отечеству и Царю». Ни один другой журнал из всей русской периодики не подвергался таким ядовитым поношениям, как «Маяк».
Историки литературы ставят в заслугу С.А. Бурачку его высокую оценку украинских классиков Т.Г. Шевченко и Г.Ф. Квитка (Основьяненко), сотрудничавших в журнале «Маяк» в начале своего творческого пути. С Шевченко Бурачок был знаком лично. Литеатурную и гражданскую позицию С.А. Бурачка поддерживал писатель М.И. Загоскин. Придерживаясь твёрдых православных устоев, издатель «Маяка» резко протестовал против конфессиональной агрессии католицизма и протестантизма. К заслугам Бурачка следует отнести также публикацию ценнейшего жизнеописания преподобного Серафима Саровского (1844), составленного иеромонахом Георгием, очевидцем молитвенных подвигов и чудотворений Саровского подвижника.
С упразднением журнала С.А. Бурачок отходит от литературных дел, направив все усилия к продолжению учёной и практической инженерной деятельности. Им был сделан значительный вклад в теорию корабельной архитектуры. Службу он закончил в чине генерал-лейтенанта корпуса корабельных инженеров. Потомки С.А. Бурачка состояли в близком знакомстве с прав. Иоанном Кронштадтским, о чём они написали в своих воспоминаниях (см. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 1994. Т. 1-2).
Арх.: ИРЛИ. Ф. 34; РНБ ОР. Ф. 113.
Лит.: Быховский И.А. Корабельных дел мастера. Л., 1961; Бурачок и журнал «Маяк» // Шевченкiвський словник. К., 1976. Т. 1.

А. Н. Стрижев

Настоящая публикация посвящается памяти Степана Анисимовича Бурачка и приурочена к 140-летию со дня его кончины.


Рецензии