М. М. Кириллов Запорожье Очерк

 М.М.КИРИЛЛОВ


ЗАПОРОЖЬЕ

Очерк


      Вспомнил я о былой своей поездке на Украину, в Запорожье.  Было это лет 35 тому назад, ещё в советское время. Проезжал-то Запорожье я и раньше, много раз, поездом из Москвы в Крым и обратно. Первый раз ещё до войны отвёз меня ребёнком отец в посёлок Судак. Второй раз,  мальчишкой, 12 лет, сразу после Дня Победы. Помню, разбитый в войну, вокзал, пути, забитые грузовыми и пассажирскими составами, людей на перронах. Ездил я и позже. Да много ли увидишь за короткую остановку? А в этот раз я впервые ехал в сам город Запорожье, причём прямо  из Саратова. Через Донецк. Наверное, был такой маршрут в те годы.
      Я помню терриконы, высокие трубы, заводские корпуса, платформы с углём. За окном вагона мелькали и обработанные поля, и леса, и посёлки. Стоял конец марта, и дни  были уже достаточно светлыми. Утром прибыли в Запорожье.
     Устроившись в гостинице при гарнизонной комендатуре, вскоре я уже шагал по широкому городскому проспекту, через весь город, в сторону Мединститута, где мне на этот раз предстояло работать со студентами – кандидатами в слушатели на наш Саратовский военно-медицинский факультет.  Проспект, видимо, одновременно был и сквером, так как деревья вдоль него дружно окапывали молодые женщины в рабочих спецовках. Слышалась музыка. Погода стояла солнечная и ясная. Воздух был чистым. Мне объяснили, что так бывает, когда ветер дует от Днепра, к которому я и направлялся, а не со стороны металлургических гигантов, которыми этот город славился. 
      Проспект привёл меня к  мединституту. Это  - целый городок. Военная кафедра занимала этаж одного из зданий. На лестничной площадке во всю стену висел стенд с известным увеличенным изображением Человека по рисунку Леонардо да Винчи. Гимн геометрическому совершенству человеческого тела. Начальник кафедры – скучный  педантичный  полковник м/с - ввёл меня в курс дела. Встретился на кафедре и наш выпускник Лёвин. Заботливо определил меня в хорошую гостиницу в центре города (пришлось покинуть гостиницу в комендатуре), познакомил с подобранными кандидатами в Саратов и с их официальным оформлением. Стало ясно, что за три дня мы со всеми делами справимся.
     В конце дня вышел я из института и направился к  Днепру. Это было недалеко. Вид  сверху из города был превосходный.
       Широкая лестница бежала вниз к берегу Днепра.  На берегу его теплится песок, высятся ещё голые ветлы, лежат сухие листья. Небо высокое, нежно-голубое, с разметавшимися седыми прядями тонких облаков. Излучина реки. Простор, пустынно, но не одиноко. Дышится и думается как-то особенно хорошо. Легкий тёплый ветер гонит медленные волны. Бегут они послушно, неслышно подступают ко мне, на мгновенье застывают, ластятся, советуются и, прикоснувшись, уступают место следующим. Чудно как-то, словно шепчет мне старый Днепр: «Волны мои — это люди, больные и неопытные, спешат они чередой, не отказывай им... Они — доля твоя...» Мы мысленно беседуем.       Сердце мое открыто. Я — в ладу с собой.
       Один наш слушатель в Саратове, Щербина, родом из Запорожья, зная, что я направляюсь в эти места, попросил меня найти здесь своих родных и передать его сестричке, школьнице, альбом с марками. Их дом оказался рядом с моей гостиницей. Мне были рады и встретили радушно. Быстро подружились, и вместе поехали за Днепр, в места за порогами.
     Там был большой лес, несколько пустоватый, каким он бывает в конце зимы. Деревья высокие, старые, в основном, лиственных пород. Где-то, при входе в парк, стоял огороженный металлической решёткой могучий дуб, по легенде, росший здесь ещё со времён Запорожской Сечи. Мы долго стояли  рядом, задрав головы.
      На следующий день съездили с друзьями на Днепрогэс и пешком прошли по его плотине. Впечатлял сброс воды. Вспомнился фильм, в котором наверху, у парапета, на этой плотине были запечатлены Сталин и Киров – руководители нашего государства. Вероятно, это был пуск гидроэлектростанции – первенца советской индустрии 30-х годов. Мне приходилось раньше бывать на Балаковской и Волгоградской ГЭС, но и Днепрогэс произвёл на меня большое впечатление. Красивая станция.
      На следующий день я тепло попрощался с моими  знакомыми и  потом из Саратова даже посылал их дочери какое-то время особо интересные почтовые марки.
      В последний вечер ещё раз спустился к Днепру и прошёл вдоль по его берегу километра три. К реке спускались огороды, рыбаки сидели с удочками. Вверх от реки поднимались улицы. Одна из них привела меня в дом к моему выпускнику Лёвину, о котором я уже упоминал. Встретив на улице, он затащил меня в гости. Семья, детишки. На столе среди наспех собранного угощения моя любимая халва. В Саратове она почему-то в те годы была редкостью.  Попили чаю, и я ушёл. Договорились, что мой ученик завтра утром проводит меня на речной вокзал.
       Сел на теплоход до Днепропетровска и, попрощавшись, поплыл вверх по реке. Помню из той поездки немного. По обе стороны реки пологие берега, поля и сёла. Приднепровье. Когда-то, в Великую Отечественную войну здесь шли упорные бои. Вспомнил, что по материнской стороне моя родня была из Кременчуга. Это по   правой стороне реки, если плыть по течению. От той родни уже никого не осталось.
     Днепропетровск – большой город, но, взяв билет до Саратова, я благополучно просидел на скамье в городском сквере, плавно спускавшемся к Днепру. Когда знакомых нет, никуда не пойдёшь. Там, внизу, темнела река, и над ней чуть выше простирался железнодорожный мост с составами, ведущими в Россию.
     Это было 35 лет тому назад.
     О нынешнем Запорожье и Днепропетровске я мог бы  рассказать многое, но читателю это вряд ли понравилось бы. Шахты стоят, заводы молчат. Но  воздух чище не стал. А люди? Украина сегодня  – в огне.
Февраль 2016 г., г. Саратов.

      


Рецензии