Хотел на целину еду в донецк

 Решение принято. Комсомольский билет при мне. Паспорт тоже. В райкоме толпы из желающих стать новосёлами не было. Вошёл в приёмную. Обстановка знакомая. Чиновничья канцелярская картина такая же, как в Тбилиси. В приёмной два стола. За одним секретарь секретаря райкома за другим курьер. Язык другой стиль один.
- Здравствуйте.
- А чёго ны здоровеньки булы?
- Ме тбилисели бичи вар. Гамарджобат, чвени украинели амханагеби. Гаигет? (Я - тбилисский парень. Здравствуйте, наши украинские товарищи. Поняли?) А того, что я из Тбилиси.
- И с чем же вы к нам пожаловали?
- Пожаловал к вам с желанием отправиться на целину.
- Желание похвальное. Только с Украины мы людей не отправляем ни в Казахстан, ни в Россию. У нас есть своя целина.
- И где же она?
- В Донбассе.
- Раз в Донбассе значит еду в Донбасс.
- Ваши документы.
Подал комсомольский билет и паспорт.
- Проценко, а русский.
- Отец тоже русский и дед русский.
- Выезжаете через три дня. Сбор, в одиннадцать часов перед входом в Райком с вещами. Едите в Донецк с сопровождающим. Я вас в список внесла. Готовьтесь.
- Благодарю за оперативность. Будьте здоровы.
- Будим.
 Так я очутился в Петровском районе, города Донецка, на зарождающимся предприятии железобетонных изделий. Нас разместили на жительство в  палатках, в которой я прожил до середины октября. До середины сентября работал грузчиком. С командой из трёх ребят и двух женщин лопатами грузили с террикона породу на грузовик. Из Николаева нас приехало восемь человек. Трое детдомовцев, среди них одна девушка, двое отсидевших срок за хулиганство, двое николаевских романтиков и я, получивший погоняло Приблудный. Был такой анекдот. "Сталин приказал химикам придумать, как делать конфеты из говна. Химики добились привлекательного цвета и даже вкуса,  а запах устранить не получалось". Хотя я по-русски говорил грамматически правильно, по-грузински через пень колоду, потому что не хватало практики. Чисто грузинского окружения не было. Зато акцент был, как у Сталина. Моя речь сообщала окружающим, что я не русский.  Слыша, что мой акцент не напускной, и когда приходилось разбивать спёкшиеся куски породы кувалдой, я употреблял выражение:"У-у, шени деда ватире!" Типа русского: "Твою маму ..." Так вот, один из грузчиков был Томкив-Чеховский, который решил, что я грузин. На погоняло я отзывался спокойно. Моего настоящего имени и фамилии никто в группе не знал. "У трембитоньку заграю, заграю загуду. С своим ридним милим краем размову поведу. Верховина маты моя, вся краса чудова твоя у мене на виду". Местечковый патриотизм. Мне-то знакома и другая песня. "Тбилисо, мзис давардебис мхарео. Ушенот сицоцхле арминда! Садарис схва ганахави варази? Садарис джагара Мтацминда?". Тоже из подобного местечкового репертуара. Но, самое главное, что я знал и такую песню: "Вижу чудное приволье. Вижу степи и поля - это русское раздолье, это русская земля. Вижу горы исполины. Вижу реки и моря. Это русские картины. Это родина моя". Две предыдущие песни вписывались фрагментами в картину большой Родины. Я же бывал в Ставрополье, и видел Украину, Кавказ и Закавказье с другой стороны. Кроме того, отец никогда не употреблял слово "Победили" врага. Он говорил: "Отвоевали у захватчиков". А ведь, он прав. Этот термин точнее характеризует тысячелетнюю историю России. Россия всегда отвоёвывала территории у тех, кто приходил её захватывать и грабить. Причерноморье у крымских татар, турок, англичан, французов, поляков и прочей сволоты. Я - русский, потому что у меня обширнее кругозор и глубже знание истории. Мтацминду, в переводе на русский язык, святую гору, с лоткинской горы я видел всегда. Тбилиси находится в котловине между этими горами. "Над Курой шумит базар, за базаром Авлабар". За Авлабаром бани с горячими родниками, благодаря которым город получил своё название. Тбили - по-русски тёплый. И Грузию, так же как и Украину слепила Россия. О том, что я русский, на грузинском языке звучит так: "Ме руси вар". Следовательно, название городка Рустави, переведётся, как русская голова. Тави - голова. Кстати и Руставели, как русскоголовый. А Ахалкалаки, как Новгород с армянским населением. А месхитинцы - турки. А мингрелы, имеретинцы, гурийцы, сваны, аджарцы, кахетинцы вовсе не карталинцы. Так что в горах на каждой горе своя отдельная нация. А казаки - производная орды. Дагестан. Татарстан. Узбекистан. Станица. И чего бы, культурологи не говорили, русский - это тип мировоззрения. Местечковые политики упрекают русских в имперском мышлении. А почему нам стесняться такого мышления? "Кто придёт к нам с мечом, от меча и погибнет!" Давно сказано. Наступила очередь англосаксов. Только вот русские империю отвоёвывали, а англосаксы завоёвывали. Почувствуйте разницу. Американские индейцы на Лондон не нападали. Сейчас африканцы и азиаты начали завоёвывать Европу. Да поможет им в этом Аллах. Англосаксы Европу завоевали. Теперь очередь других у них её отвоёвывать. Насчёт того, что у русских европейская культура-это ложь. Если русский одевает, чужую рубаху, это не меняет его русскости. Понравится другая рубаха переоденется. Эка, невидаль. Поэтому Томкива я звал Бандерлог, а он меня, как все, Приблудный. Однажды, когда машина увезла груз, и мы ждали следующую ходку, Бандерлог довёл меня своим украинским патриотизмом. "Ты, ны бачив в Украине Карпаты. Яки ж воны гарны, и яки же москали противны". И я вспылил: "Слушай, ты, униатский губошлёп и фашистский прихвостень. Для поляков, мадьяр и австрияков вы, возможно, и Украина. Я не просто москаль, я - потомок кацапов и казаков, которые отвоёвывали для России края. Для меня нет Украины, а есть Причерноморский край России. У России моного краёв: Прибалтийский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Закавказский край, Туркестанский край, Алтайский край, Забайкальский край, Приморский край. Смотри, чтобы тебя не отправили к потомкам Чингисхана учиться Родину любить. Москали ему противны. Учи историю и географию". Бандерлог вылупил на меня глаза. Советская власть только начинала разлагаться под воздействием коррупционного вируса. Довольно представительная группа западенцев прибыла раньше нас. Они работали в столярном цехе. Делали формы для изделий. Ещё был арматурный цех, в котором вязали арматуру для балок, плит. Цех с бетономешалками. Металлический стол "трясун", который опирался ножками на пружинки, а внутри стола электродвигатель. Включали двигатель. Стол трясся. На нём отливали стеновые панельки из гипса. Стояла рядом с воротами деревянной постройки контора предприятия. В конце августа вывесили объявление о созыве учредительного комсомольского собрания для избрания производственного комитета комсомола. Количество шпаны, местной и приезжей, было больше чем в Тбилиси. Перед собранием со спутниками комсомольскими романтиками из Николаева, с которыми жил в одной палатке завёл разговор о собрании:
- Ребята, к собранию надо подготовиться. Надо избраться в комитет.
- Как избраться? А если не выбирут? - спросил Вася.
- Потому и говорю, что надо подготовиться. Надо действовать по плану.
- А ты откуда знаешь, как надо готовиться? - подал голос Илья.
- Я был секретарём комсомольской организации школы. Опыт есть.
- Тогда рассказывай, - вымолвил Вася, а Илья кивнул.
- Вы садитесь в середине зала с разных сторон ряда. Я сажусь во втором ряду в середине ряда.
- Почему во втором ряду, а не в первом?
- Я напрошусь на выступление. Чтобы дольше выбираться и засветиться. Секретаря нам пришлют. На предприятиях так делают всегда. Его кандидатуру назовёт секретарь парткома. Названных кандидатов вносят в список. Я предложу Васю. Вася предложит Илью, а ты Илья предложишь меня. Голосовать будут списком, потому что коллектив новый и друг друга не знают. Окончательно определятся потом. Вот такая схема. Согласны?
 Ребята согласились. Схема сработала. В списке было девять человек. Мы трое прошли. Я выступил. Сказал о мудрости партии и правительства. О героях гражданской войны. О Павле Корчагине, о молодогвардейцах Краснодона, о Днепрогесе, Магнитке и о целинниках. В конце речи призвал работать дружно с огоньком, чтобы превратить Донецк, в прекрасный город, достойный светлого будущего, в которое нас ведёт мудрая коммунистическая партия. После того как секретарём комитета был утверждён человек назначенный горкомом и распределены роли, секретарь парторганизации подошёл ко мне и сказал:
- Ну, ты молодец. Говорить можешь. В Донецке есть высшая партийная школа. Хочешь я дам тебе рекомендацию туда поступить?
- Через два месяца меня призовут в армию. Пойду, отслужу, а там видно будет.
- Правильно. Отслужить надо. Но имей в виду. Ты же из Донецка призываешься. Возвратишься уже не на пустое место. Служба тебе зачтётся в стаж. Сможешь получить квартиру.
- Спасибо. Подумаю.

  Услышав от Алексея Устинова, что на строительство нормальной железной дороги от станции Кавказской до Ставрополя потребуется не менее трёх миллионов рублей, гласных охватило уныние. Три миллиона рублей не собрать. Надо ополовинить кассы всех купцов, промышленников и состоятельных граждан, вложить весь бюджет городской думы. Кто же на такое согласится.
- Господа, зачем нам тянуться в небо за трёхмиллионным журавлём, ежели можно взять в руки синицу в пятьдесят раз дешевле - железнодорожную ветку от Ставрополя до Николаевского поста. А там присоединиться к строящейся дороге Армавир - Туапсе. Коротким путём выйдем на Чёрное море,- предложил губернский архитектор Прокопец.
 Гласные ухватились за дешевизну. Придя к отцу, Алексей рассказал о решении думы. Пётр Дмитриевич огорчённо сморщил лицо:
- И тут скопидомская психология купца взяла своё. Погорят они на этой Туапсинской ветке, как швед под Полтавой.
 Голова думы нашёл в Ростове инженера путейца Кнорре и привёз его в Ставрополь, предложив построить железную дорогу от Николаевского поста. Тот, осмотрев местность, сказал, что рельеф очень сложный, дорогу построить можно, но все риски учесть невозможно. Заказчики дали ему аванс и сказали: - Строй!
 Получив деньги, он развернул бурную деятельность и вдруг бесследно исчез.
 Гласные кинулись к Алексею:
- Батюшка, выручай из беды. Без железки наш город совсем зачахнет.
 Устинов посоветовал гласным направить к царю, депутацию для ходатайства о возведении линии от станции Кавказской.
 - Депутацию-то составить нетрудно, но кто её возглавит? Ведь к батюшке-то государю наобум не попадёшь на приём. Вы, батюшка, живали в Петербурге, все ходы и выходы знаете. Богом молим вас, возглавьте депутацию.
  Приехала депутация в Петербург, добилась приёма Его Императорского Величества, но государь не осмелился дать ни положительный, ни отрицательный ответ, отослал их в Государственный Совет. Министры, обсудив все "за" и "поротив", пришли к выводу: в настоящее время Ставрополь не имеет ни политического, ни экономического значения, и поэтому затрата трёх миллионов 250 тысяч рублей на строительство ветки не оправдывается значением города.
 Депутация вернулась с пустыми руками. Алексей понял - чтобы доказать необходимость железной дороги на Ставрополь, нужны более веские экономические выгоды, а гланое, убедить Государственный Совет, что дорога выгодна не только ставропольским купцам, сколько самой России. Сделать это можно было только одним путём - увеличением производства хлеба и животноводческой продукции.

 Устинов посоветовал своему тестю вложить часть своего капитала в закупку шерсти.
 Овцеводство было новой отраслью, но, по мнению Алексея, очень выгодной и перспективной.
 Максим Фёдорович послушал зятя, закупил пятьсот пудов тонковолокнистого руна и, продав эту партию ростовским фабрикантам, получил огромную прибыль. Вот тогда-то и загорелись этим делом скотопромышленники Меснянкины, Ивановы, Саламатин и Тутов. Кинулись скупать подчистую шерсть, производимую в Ставропольской губернии, и сбывать её фабрикантам России. Рынок закупок шерсти поразительно быстро переместился из Харькова в Ставрополь - произошло то, чего добивался Устинов.
 Государственный Совет принял решение о строительстве жедезной дороги, мотивируя своё решение необходимостью перевозки из Ставрополя зерна, скота, шерсти, масла, вина и табака. Более того, Государственный Совет увидел и другое. Ставропольская губерния может стать запасником хлеба на случай засухи в России. Всё вместе взятое ускорило ассигнование на ставропольскую ветку нужных для строительства денег.
 Летом 1889 года акционерное общество Ростово - Владикавказской железной дороги направило инженера Воробьёва для изыскания трассы ветки от станции Кавказская до Ставрополя. Через шесть лет железнодорожная линия дошла до станции Михайловская, (Палагиада), а в 1897 году и до станции Ставрополь. Вместе с научным, техническим и технологическим развитием России рождалась новая порция революционеров - атеистов. Рождалась новая религия. РАЙ НЕБЕСНЫЙ сменялся СВЕТЛЫМ БУДУЩИМ на земле. Менялась терминология. Но постоянными оставались жадность и борьба за ПРИБЫЛЬ. Постоянным оставалось наличие противоположностей. Постоянным оставалось воровство, коррупция и мошенничество. Ветхий завет я читал в десятом классе. Дала его мне бабка Драганка. Член секты Субботников, в доме которой проходили собрания. Как я его читал, это отдельная тема. Символическое значение декларации Патриарха и Понтифика заключается в осознании ими, что система жизнеспособна только в единстве. И это обнадёживает. Я так думаю. Продолжение следует.
17 февраля 2016 года.


Рецензии