Сынок, возвращайся домой

               
          В Ташкенте весь день шел снег.  Плавно опускавшиеся с неба белые хлопья не спеша окутывали деревья, кустарники, покрывали дороги и дома, придавая трехмиллионному мегаполису, привыкшему к своему зеленому убранству, образ заснеженного северного города.  А к ночи задул леденящий ветер и ударил мороз. Редкие прохожие спешили по домам: в тепло, в уют… Вот и до нас добрались настоящие холода, говорили на следующий день друг другу горожане.
          Не спится в такие ночи Зулейхо-апе. Все о сыне старшем, Тахире, думает. Как он там, вдали от родного дома. Если даже у нас в эту пору года морозы свирепствуют, то, каково ему там, в чужих краях, где пронизывающие насквозь метели бесчинствуют практически ежедневно?
          Зачем уехал? Конечно же, сноха змеюка «допилила». А ведь у него и здесь все было хорошо. Работал в прибыльной фирме, получал неплохую зарплату. На нее, правда, машину в одночасье не купишь, но она позволяла ему жить без особой нужды с женой и двумя детьми, да и родителям помогать. Так угораздило же ему пообщаться с соседскими парнями Баходиром и Рустамом, которые вернулись после нескольких лет работы в других странах, купили подержанные «Нексии» и, рассказывая знакомым о возможностях хорошо заработать за рубежом, предлагали им войти в их строительную бригаду, мол, через некоторое время и вы сможете купить автомобили. А автомашина была «слабым звеном» в семье Тахира.  Зулейхо- апа не раз слышала, как сноха упрекала ее сына:
            — Целый день на работе выкалываю, на базар за продуктами бегаю, а потом с тяжеленными сумками детей из садика несу… За что мне такое наказание? У всех соседок мужья как мужья, жен по супермаркетам возят, за город отдыхать вместе с ними и детьми ездят, а я как проклятая жилы из себя тяну…  Сколько это будет продолжаться…
            Видимо, эти частые эмоциональные всплески жены тоже были одной из причин того, что Тахир,  обладавший профессией электросварщика, легко поверил посулам новоиспеченных автовладельцев и согласился поехать с ними на заработки. Для руководителей фирмы, занимавшейся монтажом металлических конструкций, его решение стало большой неожиданностью. Они ценили Тахира как высоклассного специалиста и даже говорили:
            — Если дело только в желании приобрести автомобиль, то мы готовы дать тебе беспроцентную ссуду, в течение нескольких лет погасишь его, так что не надо увольняться и ехать невесть куда…            
            Но не послушался их Тахиржон, уехал. И словно в воду канул. Почти три месяца от него не было вестей. Потом позвонил и уставшим голосом сказал:
           — У нас был аврал. Работали день и ночь. Теперь ждем, когда заплатят за работу…
           Только несколько затянулось это ожидание. Более двух месяцев Тахир перебивался случайными заработками, пока ему выплатили за выполненную работу, да и то почти половину оговоренной суммы почему-то недодали.
           Так что денег, которые он прислал жене, ей надолго не хватило. А когда они кончились, пришла она к Зулейхо-апе и закатила скандал:
           — Никакого толка от вашего сына ни здесь, ни там. Как вы его воспитывали, даже семью содержать не может…
          Вот и пришлось свекрови поделиться с ней заначкой, оставленной ею, как и многими пожилыми людьми, «на черный день». Не может же она позволить, чтобы внуки испытывали нужду… Поэтому, если с денежными переводами Тахира происходила какая-то заминка, она выкраивала деньги из пенсии и относила снохе…
          С тех пор, как уехал сын, а прошло уже почти два года, Зулейхо-  апа передумала немало дум, жила в постоянной тревоге за него. Тем более, что в одном из разговоров с ним по телефону узнала, что доброхоты Баходир и Рустам привезли Тахира и еще нескольких ребят в так называемую бригаду, а потом куда-то исчезли. Наверно, поехали за новыми дешевыми рекрутами. Являясь советником аксакала схода граждан, она хорошо знала, какие непредвиденные ситуации случаются порой с трудовыми мигрантами. 
         По-разному люди попадают в их число. Одни, как того и требует действующее законодательство и международные соглашения, ратифицированные нашей страной в данной сфере, это делают официально в рамках правовых норм через соответствующие государственные структуры, которые обеспечивают им юридическую защиту в непредвиденных случаях. В этом отношении выделение квот для работы граждан Узбекистана за рубежом, а также осуществление официального сотрудничества при получении разрешений на трудовую деятельность способствует усилению защиты свободы и прав наших соотечественников, участвующих в процессе внешней миграции, а также предупреждает преступления по торговле людьми.
         Другие же  пользуются сомнительными услугами малознакомых доброхотов, сладкоречиво обещающих им золотые горы в далеких странах. Как, к сожалению, так поступил и ее сын Тахир... Не секрет, что трудовые мигранты иногда становятся жертвами различных негативных явлений, таких, как торговля людьми, проституция, участие в деятельности религиозно-экстремистских организаций и т.д.
         А ведь хорошие специалисты, каковым является Тахир, очень нужны и в нашем крае, размышляет Зулейхо-апа. В стране открываются новые производственные предприятия, строится большое количество благоустроенного жилья, успешно решаются многие социальные вопросы.   
        Словом, в республике проводится работа, направленная  на повышение уровня занятости населения, особенно молодежи и женщин. Во всех регионах  ежемесячно организуются ярмарки труда…
       Глядя на эти благотворные метаморфозы, все больше наших соотечественников возвращается на родину, многие из них при этом даже открывают собственное дело, стремясь внести толику своего труда в обустройство страны.
       Может, и ее Тахир вернется домой. Недавно она побывала на фирме, где он работал до отъезда. Там по-доброму говорили о ее сыне, его высоком профессиональном мастерстве, выразили сожаление, что он уволился. Прощаясь, руководитель фирмы сказал:
       — Если ваш сын надумает вернуться, мы готовы его снова принять на работу.
       А через несколько дней, когда Тахир нашел возможность позвонить матери, она сказала:
       — Тахир, сынок, я уже стара, на все не хватает сил. Да и дети по тебе сильно скучают. Сынок, возвращайся домой, здесь тебя все очень ждут. Здесь лучше, чем на чужбине…
      В ответ она услышала из телефонной трубки глухое всхлипывание сына. Он плакал. А это означало, что он согласен с матерью, что он скоро вернется домой…

      
      Платон  ДЮГАЙ.


Рецензии