Из чего же сделаны наши девчонки...
И, как там душою теперь не криви,
Конечно, счастливой, но если уж сложно,
То пусть не счастливой, а всё же любви.
Евг. Евтушенко
Из рецензии: «…Больше всего в свое время любила Эдуарда Асадова и Расула Гамзатова. А Вы, если не секрет?!»
Задумалась. Начали всплывать, казалось, дано забытые четверостишия. Не последние, которые бередили душу, а из тех дальних лет, когда стихи запоминались сами. Когда в голове было просторно, и стихотворные строчки там устраивались, выбирая себе лучшие места: у окошка, на диванчике, или просто растягиваясь на полу во весь рост… С годами их стали уплотнять, загонять в уголки, словно было что-то более важное. Уравнения термодинамики, расчет валов, даты семейных праздников, проектирование в SolidWorks, чьи-то телефоны… И все же они умудрились не затеряться. Где-то стерлись имена авторов, одно слово заменило другое, потерялся знак препинания, но, чтобы их прочитать, повторить про себя, не надо заглядывать в книжки или разыскивать в интернете.
Вдруг вспомнилось.
Лабораторная на третьем курсе по теплопередаче. Сидим в кабинете на «голубятне», под самой крышей энергофака, листаю только что купленный сборник стихов. Мальчишка – однокурсник подсел слишком близко, попытался заглянуть:
- Извини, что-то личное?
Белобрысый, с румянцем на всю щеку, он был любимцем моей мамы. Ей казалось, румянец – от застенчивости. Я маму не разочаровывала, хотя точно знала: румянец определялся расположением сосудов, способность смущаться была далеко не главным качеством однокурсника.
Но тут он вдруг очень точно понял, раньше, чем я, что стихи – это действительно очень личное.
А читала тогда тонюсенькую книжечку Майи Румянцевой из серии «Библиотечка избранной лирики», форматом меньше половины тетрадного листа.
«Как к морю, я приду к тебе босая,
Прильну доверчиво к глубинам вод…
…Скажи, а чайки тоже умирают,
Когда их море
предаёт?»
Было ли это личным? Чужой жизненный опыт, предвидение боли, выплеснувшееся в слово. Слово станет твоим, когда эта боль прикоснется крылом к твоему плечу… Запомнилось.
«Я до кончиков пальцев не злая,
Очень добрая я с тобой.
Я до муки, до боли не знаю,
Есть ли ты или выдуман мной…
И приходят рассветы в город,
Очень трезвые, с третьими лишними...»
«Если не секрет», - почему-то написал человек, задавший вопрос. Нет, конечно, нет, какие же могут быть секреты. И все же… Стихи, которые живут в нашей памяти, иногда знают о нас больше, чем мы знаем о себе сами.
Та девочка, которая когда-то на занятиях читала Румянцеву, любила не каких-то конкретных поэтов. Она любила стихи. О чем? Да о любви, конечно, о чем же еще… Не сосчитать, сколько подростков примеряли на себя: «хотелось любви, настоящей, не ложной». И, скрепя сердце, соглашались: «пусть не счастливой, а всё же любви».
А еще она переписала в дневник и твердила однажды счастливо найденные строки Евгения Винокурова:
«Отрочество – это миг,
когда короче всего расстояние
От сердца до человечества
…………………………………
Отрочество – это беспокойство:
«Вдруг я не такой, как все?»
И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Все было: и ужас, и беспокойство…
И радость, когда в голове смешивались чужие строчки, устраивая разноцветную кутерьму, словно переплетались нитки из различных клубочков шерсти. Серо-голубая благородная пряжа «Февраль. Достать чернил и плакать…», продолжалась недорогим, но ярким и веселым акрилом:
«Апрель, апрель на улице!
А на улице февраль.
Ещё февраль на улице,
А на улице — апрель!»
Потянешь за кончик ниточки из клубка изысканного «Меланжа», в котором цвет невской воды плавно перетекает в освещение питерских сумерек, и возникнут строчки:
«О доблестях, о подвигах, о славе,
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе»
А вслед тут же вплетется другая нить:
«Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить»
Маленький, карманного формата, томик стихов Твардовского. Словно закладки в нем черные суровые нитки, больше любых учебников по истории, рассказывающие о войне:
«Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке…»
……………………………………….
«Я знаю, никакой моей вины,
В том, что другие не пришли с войны…»
И тут же разудалое, цветное мулине:
«Погляжу, какой ты милый,
Замечательный какой,
Нет, недаром полюбила,
Потеряла я покой.
Только ты не улыбайся,
Не смотри так с высоты,
Только ты не зазнавайся:
Не один на свете ты…»
Просятся в руку и в память клубки слов из военных хлопчатобумажных нитей, в которых не было ни грамма искусственного. Ничего не знала девчонка о той, недавно, в сущности, закончившейся войне, которая прошлась по детству старшего брата, и до взрослой любви не доросла, а вот запомнила строчки, поняв, что это – настоящее:
«За окном пепелища, дома черноребрые,
Снова холод, война и зима…
Написать тебе что-нибудь доброе, доброе?
Чтобы ты удивилась сама».
А разноцветные клубочки ниток «Ирис»! К ним, гладким на ощупь, блестящим и матовым, добавлялись словно бусинки или бисер запахи, звуки. Это были лучшие нитки для ажурного вязания словами:
«Бульвары бензином и розами пахнут.
Мокра моя шляпа и ворот распахнут.
Размотанный шарф романтичен и рыж.
Он тоже загадка. Он тоже Париж.»
……………………………………….
«На белый бал берез не соберу,
Холодный хор хвои хранит молчанье.
Кукушки крик, как камешек отчаянья,
Все катится и катится в бору.»
Шерсть, хлопок, акрил… Перепутались, переплелись стихи поэтов:
«Аве, Оза. Ночь или жилье,
псы ли воют, слизывая слезы,
слушаю дыхание Твое.
Аве, Оза...
Оробело, как вступают в озеро,
разве знал я, циник и паяц,
что любовь - великая боязнь?
Аве, Оза...»
………………………………..
«…Вроде просто:
найти и расставить слова.
Жаль, что это все реже.
И все больней...
Вновь бумага лежит
ни жива, ни мертва
будто знает,
что ты прикоснешься к ней»
…………………………………………..
«Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя».
Как сказал один из авторов Прозы: «Все мы внутри себя состоим из разных стихов». Но какие-то строчки в каждом живут с детства.
Однажды злая волшебница заколдовала двенадцать братьев, превратив в диких гусей. Чтобы спасти их, сестра должна была за ночь сплести голыми руками из крапивы двенадцать рубах и надеть на братьев. Один рукав довязать не успела, самый младший - с крылом остался… Это сказка, запомнившаяся с детства.
Вот и клубочки слов – такая же пряжа, обжигающая, словно крапива, душу. Из разных по качеству и цвету волокон связалась с годами то ли защитная кольчужка, то ли полушалок.
Набросишь на плечи, и отзовется:
«А я вам говорю, что нет
Напрасно прожитых мной лет…
……………………………….
И никогда не поздно снова
начать всю жизнь,
начать весь путь,
и так, чтоб в прошлом бы - ни слова,
ни стона бы не зачеркнуть.
А то, что не все сплелось, как хотелось, что не хватило времени доплести рукав, и сквозь него все равно проникает боль - так ведь это и есть жизнь.
Использованы стихи: Б.Пастернака, Дм.Сухарева, Ал.Блока, С.Есенина, К.Симонова, П.Антокольского, Б.Окуджавы, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко, О.Берггольц.
Свидетельство о публикации №216021801184
"Завидую, кто крепко спит, без сновидений и не слышит
как за стеною кто-то дышит,
как валидол под языком
сосулькой мартовскою тает,
а всё дыханья нехватает."
А потом я обалдел от Нефертити Евтушенко...
"Ведь у него полки, и колесницы,
А у неё - глаза, ресницы,
И даже если с ним лежала,
Она векам принадлежала"...
Потом был Жак Превер, Вознесенский, при этом всегда на фоне их всех - Окуджава, Высоцкий, потом Ольга Бешенковская, с которой оказались в одном общежитии в Германии, хоть открывал её для себя уже после её раннего ухода.
Возьму напоследок у неё лишь одну строчку:
"Как живописен питающей мальчик..."
Спасибо вам, что пригласили в эти воспоминания и вызвали ответные.
Влад
Neivanov 22.12.2021 20:55 Заявить о нарушении
Мария Купчинова 22.12.2021 20:54 Заявить о нарушении