Генри Смит. Молоко для новорожденных младенцев

МОЛОКО ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ
Генри Смит (1590)
Works. V.1. Edinburgh - L.,1866. P.485-499

Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, чтобы от него возрасти вам во спасение
1 Пет.2.2

Это Писание, возлюбленные о Господе, содержит наставление для преследуемых и угнетаемых верующих евреев, которых Бог просветил некоторым познанием Своей истины и освятил их определенной мерой благодати Своего Духа; поэтому они должны следовать за Ним и ежедневно возрастать в страхе Божием и вере в Иисуса Христа как великое солнце, которое лишь возрастает в своем тепле и свете, пока не взойдет на вершину небес в прекрасный полдень. Сейчас же то средство, благодаря которому мы получаем все наше возрастание в Боге - это живая проповедь слова правды. И поэтому апостол, используя добрые образные выражения, искренне уподобляет голод и жажду верующих по Слову Божию, этой пище их души, состоянию крошечных новорожденных детей, которые плачут и просят материнского молока, которое питает и поддерживает их.
В Писании упомянуты два человеческих рода: первый, плотской и природный, распространившийся от первого Адама, в силу падения которого само наше рождение стало вовлекать нас в грех, так как это был змеиный яд, проходящий через него и передаваемый нам; и второй, небесный и духовный, происходящий от Второго Адама, Который есть Иисус Христос, Чья благодать и святость передается нам. В этом последнем и лучшем рождении Бог - наш Отец, Который зачал нас (1 Пет.1.3), Церковь - Его супруга, наша мать, родившая нас (Гал.4.26); семя, от которого мы рождаемся - это Слово Божие (1 Пет.1.23), кормят и лелеют нас в этой семье служители Евангелия (1 Фес.2.7), а еда, которой мы питаемся и от нее возрастаем в жизнь, названа здесь молоком словесным. И, следовательно, как новорожденные дети не только не смогут расти и развиваться, но неминуемо умрут, если они не будут постоянно накормлены и сыты подобающей им пищей, так приличествует всем верным и благочестивым, которые оживотворены Богом и возрождены Им в жизнь, как новорожденным младенцам, желать чистого молока слова, чтобы они могли возрасти на нем. Я думаю, нам не нужно много слов, чтобы показать, что это молоко есть Писание, как нам не нужно много пальцев, чтобы указать на сияние солнца. Давайте теперь обратимся к некоторым частным доктринам, которые имеются здесь в виду и относятся к нескольким частям Писания. 
Во-первых, здесь отмечается суть дела: если мы хотим возрастать в слове, мы должны уподобиться новорожденным младенцам.
Во-вторых, если мы рождены заново, это желание должно стать нашей привязанностью и долгом.
В-третьих, предмет нашего желания - это молоко слова.
В-четвертых, речь идет о качестве этого молока: оно должно быть чистым.
Наконец, цель этого в том, чтобы от этого молока мы смогли возрасти во спасение.
1. Прежде всего, если мы хотим возрастать в слове, мы должны уподобиться новорожденным младенцам. Мы любим наших детей за их простоту и доброту (Мтф.18.4, 1 Кор.14.20), и, следовательно, все те, кто получает пользу в школе Христа, и имеет свет и утешение в проповеди Его слова, должны быть научены доброте и уступать всем злобою, и через слушание слова стяжать святость сердец. "Пустите детей  приходить ко мне', - говорит наш Спаситель, - и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царство небесное" (Лк.18.16); и если мы слышим и узнаем Христа, мы должны измениться настолько, что это подобно тому, как если бы мы вновь стали младенцами. "Тайна Господня - боящимся Его", как говорит псалмопевец (Пс.24.14), который учит нас тому, что как царь Давид не держал негодяев в своем совете, так Бог не будет посвящать грешных людей в Свои секреты.   "Если кто хочет исполнять волю Бога, - говорит наш Спаситель, он узнает о сем учении, от Бога ли оно или нет" (Иоан.7.17), ведь ни один человек не может узнать это учение иначе как от Того, Кто дал его, как никто, кроме девственников, не мог узнать песни, которую они поют (Откр.14.3). И Соломон говорит о том же: "страх Господень - начало познания" (Притч.1.7), и это означает, что главным уроком мудрости является святость. И поэтому если о Христе сказано, что Он излагал некоторые вещи только Своим ученикам, то это для того, чтобы показать, что если мы обладаем Христом, Который учит нас, мы должны отречься от мира. Как человек сбрасывает с себя всю одежду, когда идет в ванную мыться, так мы должны сбросить с себя все наши грехи, когда
мы приходим к слову, чтобы прокормиться им, ибо мудрость не войдет ни в оскверненную душу, ни в тело, подвластное греху. Как дьявол вернется в дом, из которого ушло благочестие (Лк.11.25), так милость Божия не войдет в сердце, которое не очищено от нечестия, ибо Бог не заливает новое вино в ветхие сосуды. Поэтому, если у вас подготовлены новые сердца, ищите новых благословений, которые должны быть излиты на вас. Евреи ежедневно читали Писания в своих синагогах, чтобы найти Мессию-Христа, но все напрасно, ибо покрывало не было снято с них; точно так же мы можем проповедовать, и вы будете слышать напрасно, потому что завеса греха, которая простерлась над вашими сердцами, скрывает от вас славный свет Евангелия. И поэтому, возлюбленные братья, если Господь не благословит ваше слышание, проповедь наша тщетна, и вы должны вычистить отбросы греха, накопившиеся в вас, избавиться от закваски злобы и лукавства в своих душах, отложить свою корысть, гордость, лень, даже если это будет больно, как змея извергает свой яд, когда она ползет пить,  потому что в этом причина, почему существует так много бесплодных и неопытных слушателей, ибо они остались греховны и злы. О Христе сказано, что Он сотворил лишь немного чудес в своих родных местах, "ради неверия" (Мтф.13.68); поэтому можно сказать, что Богочеловек таит множество великих тайн веры от нас из-за наших грехов. Наше нечестие заграждает Христу уста, так что Он не будет говорить к нам, как неверие евреев остановило Его руку от того, чтобы сотворить великие дела. Никто не будет учить своего слугу торговать, если знает, что тот причинит ему вред; так Бог не будет учить слуг дьявола Своей правде, ибо Он знает, что  они будут оскорблять Его. Семена колючек, упавшие в землю, могут расти очень быстро, и может показаться, что они дают большую надежду на радостную жатву, но это лишь тернии, которые растут при дороге и душат доброе семя (Мтф.13.22); так что если мы не разделаемся с терниями грехов, которые наша природа растит в нас, они заглушат все добрые насаждения святого учения, привитые в нас. И поэтому пророк Иеремия наставляет нас идти на залежные места, а не сеять между тернами (Иер.4.3), ибо сердце должно быть в какой-то мере освящено, чтобы быть наставленным, как железо сначала нагревают, а потом куют. Поэтому я заклинаю вас, мои возлюбленные, в страхе и благоговении благословлять имя Божие и смотреть под ноги, когда вы входите в дом Его; не входите на этот брачный пир без брачной одежды, и не оскверняйте святыню, слушая слово с неосвященной грязной душой! Человек не хранит субботу в своей рабочей одежде, но облачается в свои лучшие наряды, по возможности драгоценные, и мы должны гнушаться проводить субботний день в мирских занятиях, чтобы сделать его днем труда нашего сердца.
Когда Надав и Авиуд принесли чуждый огонь пред Господом, Бог сказал: "в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь" (Лев.10.3), чтобы показать, что Он ищет святости в наших руках, когда мы служим Ему и исполняем обязанности религии, и никак иначе нельзя и приблизиться к Нему. А потому вспомним, что как нищий в Евангелии сбросил свой плащ, чтобы прийти ко Христу, так должны мы сбросить плащ нашей греховности, когда мы приходим, чтобы услышать Его. Мы должны быть как младенцы, если мы Христовы ученики, потому что Он не открывает Свои знания и мудрость никому, кроме младенцев душой (Мтф.11.25). И все же мы не должны быть просто младенцами, но растущими младенцами, которые имеют новую душу, новую жизнь, новые члены, новые привязанности,  переданные им. И отсюда мы узнаем, что для нас недостаточно исправить некоторые наши неупорядоченные дела и стремления, но мы сами должны быть полностью изменены, и новое должно сменить старое в каждой нашей части. Как Саул, когда царское помазание Духа сошло на него, стал как бы другим человеком (1 Цар.10.9), так мы, когда Слово пересотворяет нас заново, должны стать совершенно другими людьми, и поэтому те, кто живут Христос, названы новыми творениями (2 Кор.5.17), поскольку ни ветхое сердце, ни прежние руки, глаза и уши не могут служить Богу, но мы целиком должны быть переплавлены и отлиты заново по Духу, ибо рожденное от плоти есть плоть (Иоан.3.6). Если же мы будем иметь дух, приемлемый для Бога, Которого мы исповедуем, - а Он есть Дух и Ему следует поклоняться в Духе и истине (Иоан.4.24), то мы должны быть рождены свыше Духом Его.  Именно об этом взывает пророк Давид:  "Сердце чистое сотвори во мне Боже, и дух правый обнови внутри меня" (Пс.50.10). И поэтому мы должны не отдавать нашему Богу часть своего сердца, подобную плащу нищего, изодранному в клочья, но нашим умы должны быть полностью обновлены и изменены в Духе (Еф.4.23).  Когда прокаженный Нееман омылся в Иордане, его плоть снова стала чиста, как у ребенка; если мы будем омыты и очищены от проказы греха, все наши привязанности, все наши желания будут изменены и станут подобны плоти ребенка. И поэтому, если мы будем достойными слушателями Слова, мы не должны водить дружбы ни с каким грехом. Как гадюка сбрасывает кожу, так мы должны сбросить с себя все наши вожделения, чтобы прийти слушать Слово как новорожденные дети.  Не касайтесь нечистого, говорит Господь (2 Кор.6.17). Поскольку грех будет цепляться за нашу совесть, мы не должны позволить ему прикоснуться к ней; он не должен иметь ничего в нас. Когда дьявол возвращается на прежнее место, он берет с собой семь бесов хуже прежних (Мтф.12.45). Один бес ведет других, и каждый грех тянет за собой другие грехи, как вороны летят на падаль. И поэтому, если малая закваска способна проквасить всю еду (Мтф.12.33), давайте никогда не останавливаться в освящении наших душ, пока не освятим их целиком, ибо только тогда мы станем пригодны для понимания Божией воли во всем, будучи рождены снова и обновлены в каждой части нашего существа*.
Кроме того, в этом моменте состоит грубейшая ошибка папства, верящего в дела природы, осуществляемые лишь добродетелью и мощью нашей собственной воли, без содействия благодати Божией. В то время как паписты оправдывают многие из них как якобы способные очистить их от греха, - как будто  в невозрожденном человеке есть силы и способности его собственной воли, благодаря которым он умеет стремиться к достижению святых желаний, - мы видим, что апостол в этом месте считает невозрожденных не иначе как мертвецами, и поэтому они должны быть оживотворены и родиться заново, прежде чем они смогут исполнять какие-либо дела, для которых требуется участие в жизни Божией. Христос напоминает нам, что Он есть Лоза, а мы ветви (Иоан.15.5); от Него исходит весь сок, который несут в себе ветви, ибо как сок дерева поступает от корня лозы, так вся благодать и добро, которые в нас есть, сходят с неба и опосредуются богатством личности Иисуса Христа. Прежде чем Бог благословил Сару, она была неплодна и бездетна ; так что, пока Бог не благословит наши сердца, они будут нечестивы и бесплодны. И поэтому, как из грязного источника не может исходить сладкая вода, а плохое дерево не может приносить добрые плоды, так растленное и развращенное сердце невозрожденного человека не может производить никаких хороших и добродетельных поступков (Мтф.12.33).
Таким образом, большая часть нашего состояния и подготовки, которую мы должны пройти как святые через освящение своих привязанностей, связана со слушанием нами Слова. Таков наш долг и обязанность, когда мы становимся духовными младенцами. Но в то же время мы не должны быть, как маленькие дети, нерешительны и непостоянны,  поскольку апостол говорит, что Бог оснастил Свою Церковь "пастырями и учителями, что мы больше не были как дети, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения" (Еф.4.11,14), шатаясь от веры к вере, от религии к религии, словно пьяный от стены к стене. Мы не должны быть детьми в понимание и знание, потому что тот же апостол говорит: 'Братия! не будьте дети в понимании; в злобе будьте детьми, а по уму будьте зрелого возраста" (1 Кор.14.20). Но мы должны быть детьми по огненной привязанности и жажде Слова Божия. "Блаженны алчущие и жаждушие правды, ибо они насытятся"; ибо "Бог исполняет алчущих благ, а богатящихся отсылает ни с чем" (Лк.1.53). "Царство Божие силою берется" (Мтф.11.12),  потому что никто может войти в узкие врата, кроме тех, кто будет подвизаться, бороться и стремиться пройти, как вода через стремнину. И поэтому, как когда птица кормит своих детей, каждый птенец вытягивает шею, чтобы получить пищу,  когда мы приходим, чтобы услышать Слово, каждый человек должен расширить свое сердце, чтобы принять его; ибо тогда Слово на самом деле действенно творит в нас, и наши сердца возгораются все большим стремлением к нему и становятся подобны воску, который принимает любую форму после того, как его нагреют. И как ребенок сунамитянки, воскрешенный Елисеем, сначала стал теплым, как воск, потом чихнул и открыл глаза, и ожил снова, так мы должны стать теплыми как воск от дыхания Духа, исполниться стремлением к Слову Божию и жаждой по нему; это несомненный знак, что мы родились снова, и дыхание Духа внутри нас, и мы уже не совершенно мертвы к жизни благодати. И также лишь живое тело будет иметь аппетит и сытость от молока Слова, а не мертвый гниющий труп с костями. Этот город, который должен быть славой королевства, скорее похож на Голгофу, потому что это место мертвых человеческих черепов, в нем многие тысячи душ, умерших во грехе, не имеющих никакого желания Слова Божия и жажды и голода по нему. Если служитель чуть-чуть что-то прочтет им, они, как дети, играющие в куклы, убеждены, что они счастливы, как будто Елисей мог воскресить умершего ребенка без Духа, а проповедник - дать жизнь без Слова. Возможно, они уделяют что-то левитам, но кто из них пойдет в Иерусалим за пророчеством, как Саул послал в Вифлеем, чтобы принести Давиду утешение? Я думаю, вы понимаете, о чем я говорю, и я не хочу, чтобы вы ждали, пока проповедники предложат наставить вас, но чтобы вы сами стали учиться у благочестивых и способных людей, способных передать служителям слово в свое время.  Валак, который ждал Валаама, пошел до края побережья страны, чтобы встретиться с ним; отец, ждавший своего блудного сына, выбежал ему навстречу, чтобы с радостью поцеловать его; Давид, ждавший ковчега, пошел и принес его из Кирьят-Йеарима (21 км. - Пер.). Мы тогда действительно желаем Слова Божия, когда мы не будет останавливаться, пока оно не придет к нам, но пойдем ему навстречу до крайних пределов нашей страны, чтобы принести его домой к нам.
Если мы должны подобно младенцам жаждать "чистого словесного молока", мы должны жаждать его в трех отношениях. Во-первых, дети, как только они рождаются в этом мире, не будут молчать, пока не дозовутся мать; так мы должны сразу, как мы чувствуем благодать Божию, обновившую нас, алкать и жаждать молока Слова.  Если мать будет откладывать кормление грудного ребенка, сможет ли он прожить хотя бы день, а тем более неделю? Наша вера также не в состоянии поддерживать сама себя, если она не будет вовремя насыщаться пищей жизни. Христос, как только Он воскресил дочь Иаира, повелел принести ей поесть (Мк.5.43); точно так же было бы напрасным для нас быть оживотворенными Его силой, если мы не будем питаться словом Его благодати. Также Эдем должен был возделываться, как только он был насажден (Быт.2.8-10), чтобы показать, что мы должны питаться от Бога, как только мы научены Им. Так что, когда Бог оживотворяет нас Своим Духом, и мы чувствуем, что Его святость начинает прозябать в нас, мы должны обеспечить ее влагой, питать и оберегать. Мы считаем чудом, что Илия прожил сорок дней без еды, но почему мы годами морим голодом свою душу? Нам всегда кажется, что начинать слишком рано, хотя бы мы начинали тогда, когда наша жизнь уже подходит к концу, как богач, который расширял свои амбары, когда он был уже на пороге смерти, готовой забрать его жизнь (Лк.12.18-20). Как Христос был послан, чтобы исцелить дочь правителя, когда она уже была готова отойти (Мтф.9.18), так многие не желают быть в компании проповедника, пока они не будут готовы умереть.  Говорят, что время еще не пришло, что дом Господа должен быть построен, что время освящать души еще не пришло; но найдут ли такие люди время, чтобы питаться молоком Слова? И так мы медлим изо дня в день, из года в год, пока смерть не заберет нас, как плохой адвокат откладывает посещение своего подзащитного, пока не будет вынесен приговор. Лот так долго медлил покинуть Содом, что ангелы были готовы тащить его оттуда за уши, и, конечно же, если Господь Своим благим провидением не устроит возможность вырвать нас из невежества и тьмы, мы будем медлить по таким пустякам, что погрязнем как в трясине и едва ли будем спасены. Посему, возлюбленные во Христе, если Павел насадил в вас истинную веру, должен быть и Аполлос, чтобы ее поливать. Если фундамент будет заложен мастером, нужны также умелые рабочие, чтобы подвести здание под крышу. Если вы получили некую благодать, чтобы стремиться к проповеди Слова, то она должна также возрасти в вас вместе с ним, ибо даже лучшие дары будут чахнуть и умирать, если не поливать их Словом.
Опять же, мы знаем, как жадно едят голодные дети; их не волнуют ни нужда матери, ни ее дела, ни ее слабость, ибо они плачут и должны быть накормлены. Мы не должны размышлять, достаточно ли мы жаждем Слова, мы просто должны быть искренними и пылкими, и настойчиво взывать и искать. Обратим внимание на притчу в Евангелии от Луки: "положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;  а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе" (Лк.11.5-7). Мы уже давно призваны, братья мои, и мы пока что алчем Хлеба жизни, и хотя нам может показаться резонным чей-то ответ, что нам не могут ничего дать, не разоряя своих детей, а служители едят досыта и обогащаются, мы не должны быть обескуражены этим, ибо Петр продолжал стучать, пока дверь была открыта (Деян.12.16). Как Ииуй прославился своим гневом, так верный и истинный христианин должен быть известен своим ревностным стремлением к святым целям. Мать не всегда кормит своего ребенка в любви, но много раз, чтобы держать его тихим и спокойным, оставляет все и дает ему сосать. И если мы чтим Бога и не боимся людей, но серьезны и настойчивы пред Ним, если мы будем постоянно плакать и взывать к Нему, как младенцы, просящие молока, Он будет кормить нас ради нашей настойчивости. Только старая ложь, что просьба - это слабость, не дает нам обратиться к Нему. Если мы хотим стяжать благодать, мы должны просить с мужеством и постоянством. И поэтому, как Иаков боролся с ангелом, и сказал: ' я не позволю тебе уйти, пока не благословишь меня", мы можем состязаться в наших мольбах с Владыкой всей земли, говоря: я не дам Тебе покоя, пока не услышишь меня. Это учение строгое, и оно обличит многих из нас, кто, хотя и имеет временами жажду Слова, все же столь холоден и несерьезен, что его сердце по-прежнему подобно камню. Это действительно камень на нашем пути, потому что, как Иеремия
говорит, " у нас нет мужества для правды на земле" (Иер.9.3). У нас есть любовь к истине, но нет смелости и трудолюбия, чтобы достигать ее, как купец ради своего добра едет за море, не страшась утонуть. Если люди не собрались или проповедник опаздывает, мы обычно не ждем его, а уходим. Мы часто отказываемся искать хорошие вещи, ибо путь может быть нелегок. Но если мы жаждем Слова как младенцы молока, мы никогда не должны успокаиваться, пока у нас есть это желание.
Наконец, мы знаем, что грудные дети алчут пищи постоянно; проходит немного времени, и они снова сосут, они не насыщаются очередной порцией, но стремятся к еде снова и снова. Мы должны иметь такую же диету, большую, чем у Иоии, евшего лишь утром и вечером, ибо иначе наши души не будут накормлены. Апостол пишет: "слово Божье да вселяется в вас обильно" (Кол.3), ибо оно не должно просто переночевать и уйти, но  иметь постоянное жительство и обитель в наших сердцах. Даже если земля хороша, один дождь, какой бы он ни был, не сделает ее плодородной ; и все же многие из нас думают, что можно вырастить урожай с одного дождя и отправиться в рай с одной проповедью. О верующих сообщается, что они ежедневно посещали храм (Деян.2.46), ио субботних упражнений им было недостаточно, ибо они собирались на трапезы и в обычные будние дни. И как светильник горел в храме непрестанно, так непрестанно должно звучать Слово в наших ушах.
Таким образом, вы видите, возлюбленные, что если у вас будет желание словесного молока как у новорожденных младенцев, вы будете стремиться к нему без промедления, настойчиво и постоянно, и только это удовлетворит вас. Но чего мы должны делать, если не пищи и пития во Христе, Который здесь и назван словесным молоком? Спаситель Сам называет Себя нашей лучшей пищей. "Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий" (Иоан.6.27). Слово есть вечная пища и нетленное семя (1 Пет.1.23-25), ибо оно делает нас вечными и бессмертными. Мы стремимся к богатству, чести, пышности и удовольствиям, но на самом деле молоко Слова - это все, чего мы должны желать. У Адама были все деревья сада, но ему ничего не захотелось, кроме запретного древа. Есть забота века сего, но с ней мы наживем только мозоли (ср. Мтф.13.22). Есть желание денег, но это "корень всех зол" (1 Тим.5.10). Есть желания плоти, но они всегда противятся духу (Гал.5.17). Есть стремление к превосходству, но оно всегда "воюет в наших членах" (Иак.4.1). Есть желание мести, но оно всегда исходит от плоти (Лк.9.54). Есть желание похвалы, но оно проклято как фарисейство (Иоан.5.44, 12.43). И есть только одно благословенное и святое желание - это желание молока Слова.
Когда Ионатан увидел текущий мед, он бросился лизать его; так и вы, когда видите молоко Евангелия, должны желать приникнуть к нему. Из всех благословений Ханаана первым было то, что это была земля, которая текла молоком и медом, и это побуждало израильтян странствовать через пустыню, чтобы овладеть ею. Слово - это земля, где текут молоко и мед лучше, чем земные, и мы не должны считать любой труд или боль слишком большими, чтобы достичь их. У Бога в Писании есть достаточно много имен, чтобы помочь нам постигать Его более достойно; неужели же те титулы, которые усваиваются Слову, не сделают нас дружелюбнее к нему?  Оно есть светильник, чтобы направлять нас,
лекарство, чтобы исцелить нас; руководство, чтобы водить нас; меч, чтобы защищать нас ; вода, чтобы омыть нас ; огонь, чтобы разжечь нас; соль, чтобы приправить нас; молоко, чтобы питать нас; вино, чтобы радовать нас; дождь, чтобы освежить нас; сокровище, чтобы обогатить нас; и ключ, чтобы открыть врата небес пред нами. Таким образом, Слово содержит в себе все, чего мы только можем желать. И, конечно же, Слово должно быть вожделенно для нас, ибо мы знаем благословения, которые оно приносит. Оно названо словом спасения, ибо оно спасает души от погибели; как помощь Иосифа дому Иакова во время голода. Как Елисей сказал об Иордане: "омойтесь и очиститесь", так мы можем сказать о Слове: "услышьте его и спаситесь". Оно названо Словом жизни, ибо оно животворит дух, как кости Елисея оживили израильтянина. Оно названо Словом примирения, ибо подобно золотой цепи соединяет нас с Богом воедино. Оно названо драгоценной жемчужиной (Мтф.13.46), ибо всех богатств Египта не хватит, чтобы купить его. И поэтому, как Давид жаждал колодезя Вифлеемского, так мы должны томиться по молоку Слова.
Слово подобно молоку в трех отношениях. Во-первых, потому что это единственная пища верующих, как молоко является единственным нормальным питанием младенцев; во-вторых, потому, что оно не твердо и запутанно, но просто и понятно, и, как молоко, легко усваивается; в-третьих, потому что оно сладко и утешительно для души, как молоко сладко и приятно на вкус. С самого начала Господь повелел израильтянам делать то, что Он требует, ничего не убавляя и не прибавляя (Втор.12.32). Иисус Навин, Иосия и другие, когда они обновляли завет Господа с народом, не читали ничего, кроме закона,  чтобы показать, что это единственное правило и основание всех его обязанностей. И потому Исайя призывает нас "обращаться к закону и откровению" (Ис.8.20), и Христос призывает нас исследовать Писания, потому что "благодаря им мы имеем вечную жизнь" (Иоан.5.39). И потому церкви, которые, не довольствуясь молоком Евангелия, вводят многие языческие традиции и неписаные доктрины, не кормят, а травят своих детей, и лишают народ Божий пищи, нужной для жизни; и, как проклятые филистимляне, отравляют колодцы, заставляя целые народы голодать и жаждать. Их лживые священники не кормят детей Божьих вовремя, но когда те истерзаны голодом и надо накормить их души и утешить измученную совесть, они не могут получить даже крох со стола Христова. Как же ужасна участь тех, кто лишает других людей молока Слова, необходимого для питания их душ, когда эти люди нуждаются в достойном слуге Божьем, способном приносить им пищу вовремя, и оказываются в египетской тьме, когда другие уже получили самый утешительный свет! Иаков покинул благословенную землю Ханаана, когда у него не было хлеба; как мы можем оставаться там, где нет никакой пищи для души? Если вы все-таки видите, возлюбленные, что вы не сможете питаться для вечной жизни ничем иным, кроме как молоком Слова, вы скорее захотели бы оставить тело, чем увидеть свою церковь без проповедников. Я дрожу при одной мысли, как
часто вы слышали это, и все же как мало вы сделали это.
Второе, что здесь надо сказать - это то, что об учении Евангелия мудрец говорит, что его слова "все ясны для разумного человека и справедливы для приобретших знание" (Притч.8.9). "Свидетельство Господа верно, и дает свет правды" (Пс.19.7). "Если и закрыто благовествование наше, - говорит апостол, - оно закрыто для тех, кто погибнет" (2 Кор.4.3). Ибо как солнце, освещающее все - это лучший свет, так Слово, которое проясняет все вещи, является наиболее ясным; так что, если даже мы колеблемся между светом и тьмой, Слово есть "светильник нашим ногам, и свет на нашем пути" (Пс.118.105), и ясно, что в Слове нет никакой тьмы. Если мы видим не все, виноват не свет, а наш глаз; так Агарь могла не видеть воду прямо перед собой. И поэтому наши противники ложно обвиняют Писание в том, что оно слишком твердо и темно. Когда соглядатаи вернулись из Ханаана, они не могли сказать ничего, кроме того, что это была хорошая земля, но они сказали, что захватить ее будет трудно. Так и паписты должны сознаться, что Писание - это дивное Слово, но чтобы отговорить народ Господень
от серьезных и старательных изысканий в нем, они не брезгуют наговорами и клеветой, говоря, что в нем слишком много неясного и опасного. Но как Елисей увидел коней и огненные колесницы, которые его враги не могли увидеть, так, возлюбленные, если вы пришли с верным и святым сердцем к Слову и Писанию, вы увидите в его  учении незамысловатость и легкость, которые наши противники не могут видеть.
Третье, что надо сказать - это то, что Евангелие есть единственная отрада и утешение верной души. Пророк Иеремия говорит: "Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего" (Иер.15.16). "Откровения Твои я принял в наследие ; ибо они - радость моего сердца' (Пс.119.116 KJV). Как человек будет рад королевской службе дворянином, так Давид, когда он получил молоко Слова, радовался тому, что он был взят служить Богу. Во всей истории мы видим, что радость и утешение следуют за Словом, как Елисей следовал за Илией и не оставлял его. Как мудрые волхвы  чрезвычайно обрадовались, когда они увидели звезду, которая должна была привести их ко Христу, так вы должны обрести большую радость и утешение, когда вы слышите, как проповедуется Слово, которое будет вести вас на небо, как призыв Иосифа вел Иакова в Египет. На земле есть много Мелхол, которые готовы насмехаться над Давидом, плясавшим перед ковчегом. Есть множество наглых и глупых людей, которые готовы собираться толпами, чтобы сорвать проповедь.    Но как Христос сказал: Отче, прости им, не знают, что они делают - так мы вправе просить: Господи, прости их, они не ведают, что говорят. Ибо если они никогда не чувствовали спокойствие совести, радость в сердце, утешение Духа Божия, безмерное и вечное, которым обладают и наслаждаются верующие, слушая Слово - то они являют не просто глупость, но просто безумие, полагая, что какие-то блага мира, удовольствия или опасности способны удержать нас от этого.
Мы сказали много о нашей пище как таковой; теперь скажем о ее качестве. Словесное молоко должно быть чистым, чтобы оно действовало в нас и принесло пользу. Ибо всякая пища должна быть здоровой, и наша кровь не может быть хорошей, если  диета будет вредной. Поэтому, питая наши души духовно, поймем, что ни наши сердца, ни чувства, ни наши слова, ни дела - все это не может быть хорошим, если молоко, которым мы питаемся, не будет чистым, и как наш Спаситель призывает нас ' внять тому, что мы слышим" (Мк.4.24), так апостол призывает обращать внимание на то, чем мы питаем свою душу. Есть чистое и свежее учение (Иер.1.7), и есть кислое и прокисшее (Мтф.16.6). Есть новое вино Евангелия (Мтф.9.17) и вино блудницы (Откр.17.2).  Есть полезные слова (2 Тим.1.13) и слова растленные и злые (Еф.4.29). Есть учение Бога (Иоан.7.16) и есть учение дьявола (1 Тим.4.1). Есть слова поучительные и назидательные (Еф.4.29), а есть едкие и язвящие (2 Тим.2.17).  Как дети кричали на пророка: "Смерть в сосуде", так некоторые слова есть яд в нашей пище, и поэтому Писание так часто предупреждает нас остерегаться "закваски книжников и фарисеев" (Мтф.16.6) и  лжепророков, которые приходят к нам в овечьей шкуре, будучи волками (Мтф.7.15); беречься того, чтобы никто не обольщал нас философией (Кол.2.8), и испытывать духов, от Бога они или нет (1 Иоан.4.1). Если мы должны попробовать пищу прежде, чем ее переварить, мы должны также испытать золото, настоящее оно или нет, прежде чем сочтем, что нашли сокровище. Христос вкусил уксуса, но не выпил его; поэтому. почувствовав на вкус ложное учение, мы должны отвергнуть его. Под видом молока нам могут предложить змеиную отраву. Люди прилагают большие усилия, чтобы выучить язык, но он оказывается языком Ашдода, а не Ханаана; они бегут что-то послушать, но слышат басни и неправду. Нимрод был не менее ревностен в строительстве Вавилона, чем Соломон - созидая Храм. Миха пристроил левита служить идолу. Израильтяне сдавали свои драгоценности, чтобы сделать золотого тельца. Иезавель наняла множество жрецов, чтобы чтить Ваала. Многие хотят найти словесное молоко и получают его отравленным; и потому апостол предупреждает нас, что это молоко должно быть чистым, и Господь не смешивает вино Своего Слово с грязной водой хананейских изобретений. "Кто имеет Слово Мое, тот пусть говорит верно" (Иер.23.28 KJV). Бог не засевает плевелы среди Своей пшеницы, и Ему не нужно сердце, заполненное тем и другим вперемешку. Как Дагон не мог чтиться рядом с Ковчегом завета, так Христова истина не может быть ни а каком общении с заблуждениями. И поэтому, как служители должны остерегаться превратить Слово в товар, они не вправе также предлагать людям нечистое молоко. И вы должны здесь, возлюбленные, быть бдительными сами, чтобы дьявол не мог посредством тонких ухищрений нападать на вас и под покровом рвения и Реформации приносить в Господне святилище наихудшую скверну. Если человек будет заботиться о том, чтобы испытать любой кусок золота, когда он видит вокруг множество подделок, то вы, видя множество учений, ползущих ежедневно как саранча из бездны, должны быть более внимательными к вкусу и пробовать, что действительно является глубоким и чистым, чтобы иметь возможность жить и возрастать.
Цель нашего слышания - это возможность возрастать в благодати, вере и праведности. Верующие названы деревьями правды, ибо они никогда не бывают бесплодны (Ис.61.3), живыми камнями, из которых строится дом Божий (1 Пет.2.5), слугами, которые должны пустить Господень талант в оборот и извлечь прибыль (Мтф.25.21-23), плодоносными ветвями, которые должны быть очищены и подрезаны рукой небесного Виноградаря (Иоан.15.2). Исаак не должен всегда быть на груди Сары, но должен быть отлучен от нее;  поэтому мы не должны всегда быть детьми, но должны расти и приносить все больше прибыли и плодов. И как звезда не переставала светить, пока волхвы не пришли ко Христу, так мы никогда не должны останавливаться, пока мы не придем к Богу. Если у нас есть вера, мы должны идти "от веры в веру" (Рим.1.17); если у нас есть любовь, мы должны исполняться и переполняться любовью (1 Фес.3.12); если у нас есть рвение, мы должны стремиться исполняться рвением (1 Иоан.2.17); если у нас есть с чего уделять нуждающимся святым Божьим,  мы должны удвоить нашу щедрость, как Елкана давал Анне двойную порцию (1 Цар.1.5). Если мы читаем Священные Писания (2 Тим.3.1), мы должны идти вперед и быть постоянны в молитве (Кол.4.2). Если
мы даем милостыню, мы должны давать так, чтобы левая рука не знала, что делает правая, и притом с радушием (2 Кор.9.7). И, таким образом, как орел постоянно поднимается ввысь, пока не достигает предела, так мы должны возрастать непрестанно, пока не придем к цели, "простираясь к совершенству" (Евр.6.1). Верный человек, подобно кораблю под парусами, никогда не станет на якорь, пока не придет на небеса.
Но чем больше мы слушаем и не изменяемся, тем больше наш грех. Как тощие коровы фараона, пожрав коров тучных, сами остались столь же отвратительными, как прежде, так многие из нас остаются голодными и тощими, питаясь от иссохшей груди по двадцать-тридцать лет. Среди нас почти нет людей, которые стали более ревностными, более верными, более постоянными в истине, более пылкими к религии, более святыми и усердными в практике, хотя бы прослушав сотню проповедей! Мы подобны черным воронам, которых не отмыть мылом Евангелия. Хотя мы уже давно слышали, и еще желаем услышать, мы почти не растем от слышания; мы карлики во Христе, у нас мало веры, мало любви, мало терпения, мало послушания и рвения; мы малы ростом, как Закхей, который не мог видеть Христа. Это является несомненным доказательством того, что мы не просто плотские, но каменистые сердца, которые, хотя они вымыты, но они не политы сладкой водой Евангелия. Не во всякой таверне и лавке,  доме или холле есть столько корысти и  распутства, столько озлобленности на всех и вся, как в нас, если мы так же ленимся служить Богу, так же несерьезны в практике христианских обязанностей, так же нечестны в отношениях с людьми, так же гордимся нашим добром и лицемерно кичимся своим поведением, как и раньше! В чем причина этого, как не в том, что мы приходим к фонтану, чтобы рисовать, а не пить, и слушаем, не чтобы освящаться, а чтобы потешить свой слух? Одного рода люди не слушают вообще, как Евтих, который спал, когда Павел проповедовал (Деян.20.9), другие все забывают, как Навуходоносор свои сны; большая часть помнит все, но не практикует этого, как плотник, который не работает с мерными инструментами и делает все на глазок. Если это так, то лучше бы вам никогда не слышать сказанного, чем так злоупотреблять слухом, который дал вам Бог! "Если бы Я не говорил им, -  говорит Христос, - то не имели бы греха, а теперь не имеют извинения в грехе своем" (Иоан.15.22). Ибо какое извинение вы можете иметь, когда Бог дарует благодать и вы сознательно от нее отказываетесь?**. Чем больше человек ест и объедается, тем больше он себе вредит, если пища не переваривается, и потому чем больше вы учитесь, и чем больше вы слушаете, тем больше ваш грех, если вы не следуете тому, что знаете. Если слуга, который просто спрятал свой талант, был так наказан, то что будет с теми, кто использует свой талант себе на погибель? И поэтому каждый человек должен остерегаться этого, если он слушает (Лк.8.18), и быть внимательным, чтобы не напрасно получить благодать Божию (2 Кор.6.1), и так желать словесного молока, чтобы возрасти на нем во спасение.
А потому, если ты слышишь об этом и тем более  слышишь среди других, спроси свою совесть, возрос ли ты в добродетели со времени последней услышанной проповеди, и выясни, есть ли такой грех, который ты совершил к прошедшей Субботе, но не к этой. Если ты не найдешь в себе изменений, значит, Слово не произвело в тебе своей работы, и пища не пошла тебе впрок. Разумен ли человек, который год за годом снаряжает ребенка в школу и видит его всегда за букварем? Итак, Бог будет недоволен, если мы будем халатно и спустя рукава относиться к Его делу, не извлекая для себя уроков, но стоя на месте. Я знаю, что многие из вас будут ошарашены, как некоторые наши братья недавно, но мы знаем, что червь поразил Джона Пампкина, и он умер этим утром; если жадный червь алчности или другого греха поразит нас, мы можем погибнуть очень скоро, и пусть никто не говорит, что это не так. Судия стоит у дверей, готовый всякий час послать за нами смерть, чтобы мы явились пред судом Его и дали отчет  за каждый талант, и даже за каждый урок, который мы должны были выучить. Что касается вас, то если вы предаете себя в покорное послушание слову, то я умоляю вас в страхе Божием: ищите любовь Иисуса Христа и возрастайте в ней все больше и больше, и боритесь всеми силами за то, чтобы ввести в практику и повседневное упражнение  те вещи, которые вы слышите, чтобы, когда вы созреете для серпа в великий день жатвы, вы могли быть собраны, как хорошее зерно в житницу Господа, и войти в святые небеса, то благословенное Царство, которое Бог обещал тем, кто служит Ему и имеет страх пред Ним. Аминь.

* Сказанное не следует понимать как перфекционизм, которого в елизаветинской традиции не было.
** Мышление большинства протестантов XVI в. еще не обладало характерной идеей неодолимой благодати.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии