Судовой дневник

               
Судовой или Вахтенный журнал — один из основных  судовых документов.
В судовом журнале фиксируются: список команды, дата прибытия  и отплытия из порта, глубина воды в порту, скорость, курс, сила ветра в порту , скорость, курс, сила ветра во время рейса,  фамилии вахтенных штурманов и  рулевых, их подробный доклад о всех событиях, происшедших за  время вахты. При инцидентах на море, например столкновениях или кораблекрушениях он является основным документом, записи которого имеют юридическую силу при судебных разбирательствах.
 Рассказ «Судовой дневник» повествует впечатления  Глеба Ивановича о непродолжительном пребывании в качестве рулевого-моториста на  обычном теплоходе класса река- море, работающем на  Волго – балте.
Глеб Иванович в юности работал ещё на пароходах, а всю сознательную жизнь, сразу же после окончания высшей мореходки, -  преподавателем в мореходной школе.   Поднаторев в теории морских дисциплин,  он  не приобрёл  практических навыков, которыми должен обладать каждый  моряк. Море, как и юность, остаются в воспоминаниях на всю жизнь. Вернуться в прошлое невозможно. Известно –« дважды в одну и ту же реку не войдёшь».
И, всё-таки,  Глеб Иванович, выйдя на пенсию, то есть в возрасте значительно  больше шестидесяти, не пытаясь опровергнуть эту известную мудрость, решил попробовать, пусть не на долго, вернуться к истокам: к морю и к молодости.
  Глеб Иванович и я жили в одном номере  санатория 14 дней и  он рассказывал  вечерами о своём «эксперименте», который  мне показался интересным. Привожу   повествование от первого лица, максимально пытаясь сохранить его    манеру изложения и язык.

Я  получил  приказ о назначении  на теплоход  « Чимкент».  Судно  идёт в Онежское озеро  под загрузку щебнем .  Из Петербурга   поездом выехал в Петрозаводск, затем  автобусом к карьеру «Щелейка». В ожидании судна ночевал в общежитии карьера.  Щелейка –  минералогический заповедник,  площадью 115 гектаров. Это скальная береговая полоса озера.   Здесь акционерное предприятие с  одноимённым названием  взрывает скалы, дробит  на специальных машинах  породу, отсеивает по фракциям ( размерам) и получает, таким образом, гравий, щебень, крошку и так далее.  Предприятие в деревне Кимрека построило большой дом, где  размещается общежитие, кухня, столовая, сушилка для одежды и другие помещения для служебных и бытовых нужд. Рабочие карьера работают вахтовым методом,  то есть  неделю работают, неделю  отдыхают дома.   В  Кимрека есть комплекс погоста с церковью  двенадцатого  века. По большим праздникам  в храм  приезжает   священник из города  Вытегра,   служит,  исповедует, причащает местных жителей. Ожидание теплохода  затянулось и я  имел время для  знакомства, пока по документам, с теплоходом «Чимкент»  : проект № 576,   суда этого проекта в разное время  ещё называли  «Шестая пятилетка» и «Румынки».  «Чимкент» построен  Сормовским судостроительным заводом в 1957 году. Длина судна – 94 метра,  ширина – 13,22 метра, грузоподъёмность – 2200 тонн,  мощность силовой установки  около 1000 кВт, скорость – 9.2 узла (17 км/час), экипаж – 10 человек. Сорок лет «Чимкент»   добросовестно трудился в Северо-Западном речном пароходстве, перевозя генеральные и минерально-строительные грузы по внутренним водным путям европейской части СССР; пять лет стоял и ржавел в ожидании дальнейшей судьбы в годы развала страны, и вот уже пятый год занимается своей привычной работой в акционерной компании.
 28 октября  я  вступил на борт теплохода, а уже с 20 до 24 часов нёс первую ,стояночную  вахту, так как до выхода в рейс ещё было много подготовительной работы.  Пока «Чимкент» стоял на рейде карьера Шелейка я    знакомился с машиной и с судном в целом.  Вахта  с 20 до 24 часов и с 08 до 12 часов дня называется детской, так как позволяет нормально выспаться ночью.   На всех морских и речных судах  экипаж распределён на три вахты: детская,  с 00 до 04 и с 12 до 16 –собачья и третья –«дневная» - с 04 до 08 и с 16 до 20 часов.
 29.10.2006.  Первая серьёзная  вахта с 12 до 16 ч. оказалась тяжёлой  для всех : швартовка к причалу  с отвальным ветром и снегом. Пришвартовались только со второго подхода. Затем уборка снега  с крышек трюмов и палубы, откачка балласта.
20 – 24 ч. Очередная « детская» вахта. Закончена погрузка, но идти нельзя  из  за погоды: волна более 3-х метров.
30.10.06 в 08.00  отошли от причала, и подошли к городу Вытегра. Снег не перестает, среднесуточная температура чуть ниже нуля.
 на следующей  нашей вахте  прошли первый шлюз и встали на рейде в ожидании  пуска во 2-й шлюз.  На утренней вахте 31.10.06 подошли по реке Ковжа к Белому озеру. Задели грунт, но к счастью, не сели. Вошли в Рыбинское водохранилище.  С капитаном делали стальной огон -петля на металлическом тросе, которая накидывается на кнехт при швартовке.
01.11.06. утренняя вахта, идём по реке Шексна, шлюзовались. Снег, видимость опять нулевая. Отношения с командой складываются отличные, так бы дальше. Помылся после вахты и постирал личные вещи. Судовая сауна замечательная.
Ночью идём по Волге, прошли Углич. В Кимрах была санитарная проверка  (перед Москвой)  и взяли колпит -  экипаж за деньги, выделяемые судовладельцем закупает продукты для коллективного питания на плавучих магазинах или в продуктовых   магазинах обычной торговой сети.
 Никакого телевизора, никаких соблазнов для греховности. В этом смысле условия жизни вполне христианские, почти монашеские.
На утренней вахте идём каналом  Москва – Волга. Много лет назад, около 40, меня снимали с судна на этом канале с почечными коликами, в машине скорой помощи, по дороге в больницу, сняли приступ, и я автобусом догнал в канале свое судно и продолжил работу.
03.10.06 Паузимся -выгружаем часть щебёнки из трюмов в подогнанную для приёма щебня баржу в Химках (Северном порту), иначе наша  осадка не позволяет  идти  дальше.
И всё-таки 04.10 в 01 ночи сели на грунт напротив «Бело дома». У нас осадка максимальная 2м 90см., а глубина в этом месте Москва-реки 2м70 см. Это была ( горка), и мы ее плотно задели. Стоим напротив «Белого дома», а на другом берегу гостиница «Украина». Вертелись 2 часа, привлекли внимание милиционеров, но все-таки сошли с «банки» без посторонней помощи. Москва с воды также необычна, как и Петербург. Только Петербург я много раз видел с воды на экскурсиях с красивыми названиями вроде «мосты повисли над водами», а столицу  увидел по оказии.   Ночью Москва необыкновенно хороша:  мосты все расцвечены, огромный щит  на месте  «Зарядья «  закрывает руины гостиницы»Россия»; памятник Петру первому (Церителли), от которого отказался Петербург; храм  Христа Спасителя, «Белый дом», Кремль, парк им. Горького.   В самой Москве есть участок, где канал проходит поверху, машины, здания и люди под нами. Чудо!
На утренней вахте 07.11.06  прошли канал, идём  Волгой к Рыбинскому водохранилищу.
В водохранилище уже «сало – вода со льдом . По льду идти неприятно, скрежет. Есть реальная возможность застрять во льдах. В Москве и Подмосковье  снега   ещё нет. Здесь же зима.
В 19 часов зашли в торосы и встали. Нас догнал буксир. Он помог нам и мы пошли за ним в кильватер. Началась наша вахта, но все в рубке обсуждают наше движение: Раньше тема была  -  куда пойдём после разгрузки, теперь же тема – успеем ли  уйти из Онежского озера или  встанем во льдах.
Восьмое ноября 2006 года, семь утра. Проснулся, утренний туалет, помолился, завтрак , скоро принимать вахту. Слышу по двигателям, и вижу в иллюминатор – стоим во льду,  оказывается стоим с 4-х часов. В 8 часов рассвело, и мы пошли. Ночью  вошли в лёд сознательно, чтобы не бросать якоря.  Идти же ночью рискованно, так как  уже убраны  буи и вехи -  обстановка судового пути до следующей навигации. На вахте перебирал водяные насосы главных двигателей.
В 19ч.30 мин. встали у второго Вытегорского  шлюза  по той же причине: темень и отсутствие "обстановки".  Наша вечерняя вахта прошла без движения. Стоим  всю ночь, а с начала утренней вахты-  пошли в первый шлюз. В 8.30 пошли по каналу в Онежское озеро.  В 16 часов Пришли в Шалу, пришвартовались к причалу посёлка и начали готовиться к погрузке, то есть  откачивать из корпуса балласт. Балласт – это вода, которая закачивается в специальные цистерны, чтобы увеличить осадку судна при движении порожнём, иначе  винты будут над водой. За ночь  загрузились щебнем. На нашей утренней вахте 10.ноября  к  14 часам прошли Онегу и встали в ледяном заторе перед  шлюзом. Всего Вытегорских  шлюзов  шесть.
Во время вынужденной  стоянки сбрасываем снег с крышек трюмов и с палубы. Сутки ушло на шлюзование  во всех шести шлюзах. Затем река Ковжа и Белое озеро.  Теперь идём в караване из 10 судов.  Караван образовался при прохождении  шлюзов и стоянок  в ночное  время. Запомнились добросердечные переговоры с диспетчерами шлюзов:
-Я РТ-301. Вызываю 5-ый шлюз.
- РТ-301. Пятый шлюз на связи.
- Доброе утро. На борту всё исправно, «якоря чистые», к шлюзованию готов – Доброе утро. Шлюз пока не готов, становитесь на рейде.
=-Добро, принял, встаю на  рейде.
Через какое-то время разговор возабновляется.
- РТ-301. шлюз готов к шлюзованию.
- Принял, спасибо. Снимаюсь с якоря и иду в камеру.
--Понял, входите, чальтесь за шестой  и восьмой  рымы.
-Добро.
Шлюзование прошло успешно, и так как  шлюзуются последние суда в эту навигацию, диалог продолжается:
- Спасибо за шлюзование, счастливо оставаться или счастливой зимовки.
- Счастливого пути, до следующей навигации.
И это при том, что речники разговаривают  между собой только матом, беззлобно, без тени неудовольствия друг другом. Это у них норма общения. В памяти  разговор в каютомпании. Участники разговора: кок – жена старшего помощника капитана, её муж ,  их пятилетняя дочка и моторист. Все разговаривают громко, только матом, вполне дружелюбно. Ребёнок чем-то насадил матери,  и мать выговаривает девочке : «Замолчи б….., совсем заеб…»
 Несколько другое о языке. На Каме такая  особенность говора: делат (делает), понимат. ездит, кранья( краны, например водопроводные).
 Красота вокруг необыкновенная. «Идёшь» как по белому полю. Снег свежий, идеально чистый. Молодой тонкий лёд покрыт этим  ослепительно белым  покрывалом.  По  берегам деревья  в белых мантиях.  Уже смельчаки открыли сезон подлёдного лова, деревенские ребятишки катаются вдоль берега на коньках. И очень редкое в эту пору   яркое солнце.  Тишина, морозно,  очень светло и бело. Чудно!
 Идём к Рыбинскому водохранилищу, к Череповцу, сейчас мы в Вологодской области.
В водохранилище вышли на « чистую воду « и караван распался.
 Долго сидели на Москве-реке,  на реке  Шексна, когда шли в Онежское озеро, и вот опять.
13 ноября, понедельник, 02 часа. Мы сели на банку (мель). Капитан брюзжит на старпома:»Я тебе говорил правее…..» Старпом парирует:  «Нечего идти ночью, радар не работает, обстановка снята.» Сидим серьёзно, всем корпусом. Сейчас  минус 8 градусов, ветер. Нам стал помогать сойти теплоход  Омский. но сел сам,   правда скоро сошёл, и ушёл от греха подальше. Ждём спасателя, то есть  мощный буксир. Учредители в Москве  не могут договориться с Череповцом о стоимости услуг по снятию нас с банки. Наконец пришёл  долгожданный  мощный буксир с баржей и   плавучем краном.  Понимаем, что будем паузиться, -  кран будет перегружать гравий из наших трюмов, в баржу до тех пор пока мы не всплывём. Затем мы отойдём на глубину, и вновь кран разгрузит баржу в наши трюма. На морозе и ветре мы 4 часа то принимаем швартовы, то отдаём
16 ноября, четверг. Обычное утро. Собираюсь на вахту. Стоим, пойдём на нашей вахте. Моя работа начнётся с подготовки главных двигателей. Идём по Рыбинскому водохранилещу  во льду. На вечерней вахте прошли Рыбинск, впереди Ярославль.
18.11.2006.Стоим  в Городце  между первым и вторым шлюзом в ожидании воды. Только  в 13 часов закончили шлюзование.
  За последние дни прочёл Назарова «Вождю третьего Рима», пять детективов  Донцовой и Марининой  Эти детективы скорее вредны, чем полезны, но в них, как в зеркале, отражается сегодняшняя Россия.  Начал перечитывать   «Аэропорт» А.Хейли.
  Питание обходится судовладельцу 100 рублей за человека. Привожу  типичное меню:
   Завтрак: крутое  яйцо,  полукопчёная колбаса, масло, булка, чай.
    Обед: суп  из рыбных консервов, два настоящих голубца, компот.
     Ужин: чай,  два почти чебурека, пирог с картошкой.
Считаю, что питание вполне приличное.
00.19.06. Началась подвахта. Во время привлечения к работе большего числа людей, чем стоит на вахте, на авральные работы выходит подвахта. Тоесть следующая вахта выходит  на работу  за два часа до вахты, и,  конечно, после этих двух часов несут свою вахту.
 Сейчас это зачистка трюмов. На эту работу привлекается вся команда.
 Навигация на Волгобалте в этом году заканчивается сегодня в 24 часа, мы спешим, чтобы успеть прошлюзоваться до этого времени, иначе  шлюзование будет, но по коммерческим расценкам, а это дорого  нашим судовладельцам. Ура! Мы прошлюзовались в 23часа 55 минут. Итак, мы последние после посадки на мель на Шексне,  мы закрываем навигацию на  Волгобалте. Теперь идём на зимовку.
Идём на зачистку и на зимний отстой в город  Волгореченск . Это промышленный город в сорока километрах  От Костромы вниз по Волге. Я прошёл  неоднократно  всю  Волгу  ещё на практике.  Только в 1964 году на месте Волгореченска возник одноимённый посёлок энергетиков, и лишь в 1994 году посёлок стал  уютным городком, утопающим в зелени.
 Пришли. Нас никто не ждёт. Встали на рейде. Наконец уладились с помощью неоднократных телефонных переговоров с нашими учредителями и администрацией порта  все неурядицы, и мы пришвартовались к теплоходу Волгонефть. Стоим в караване.
Впереди зимовка, но это уже без экипажа. За сохранность судна теперь отвечает администрация порта в лице караванного капитана.  Судовая  команда разъехалась по домам до следующей навигации.
Закончил повествование Глеб Иванович следующим замечанием: "Уверен, что большинство пожилых людей мечтают побывать на своей "малой родине". Кому это посчастливилось испытали щемяще-тёплое чувство:всё очень знакомо, и всё по новому; всё так и не так.Накатываются слёзы от умиления и благодарности к  родному  месту.Порадуешься за хорошие изменения, огорчишься за не сохранённые, но милые твоему сердцу,домики, дворы, пустыри, деревья,  высохшую речку....   И понимаешь, что ты в неоплатном долгу перед  своими детскими друзьями, людьми,  которые  вольно и невольно помогли тебе "встать на ноги".
  Очень похожее случилось со мной на теплоходе "Чимкент".


Рецензии