Мой брат Яша

                Предисловие                Решение написать повесть пришло внезапно, во время разговора с моим братом по поводу кончины его матери. Я,Александр Курцер, живу в Израиле 25 лет,уже пожилой человек,родился в Ленинграде в 1939 году,репатриировался в Израиль в 1990 году. Мой  двоюродный брат Яша родился в 1948 году, в Белгороде-Днестровском Одесской области. В 1959г. он подростком попал в Польшу, а затем,после относительно недолгого пребывания,репатриировался в Израиль,где окончил школу,отслужил в армии, окончил Беер-шевский университет, уехал работать в ЮАР, где женился,родил сына и дочь, прожил 20 лет,затем перебрался с семьёй в США,где и живёт в настоящее время. Одно перечисление мест его проживания наводит на мысль,что ему есть,что рассказать. Я предложил ему написать книгу,но он, по присущей их семье скромности, ответил,что не видит в своей жизни ничего интересного. Я легко это опроверг,приведя несколько примеров из его же рассказов. Тогда он согласился,но заявил,что умеет общаться на трёх языках одинакого плохо. После этого я обратился к своей сестре Рае,которая на 13 лет моложе меня,но  она категорически отказалась,так как  определила себя абсолютно неспособной к писательству.  Я  тоже  не могу скаэать, что во мне пропал Толстой или Достоевский. Единственное, что приближает меня к   сочинительству, это то, что меня, где бы я не учился или работал, всегда выбирали редактором стенгазеты.  Если не  быть уж слишком скромным, могу похвастать,что на момент вывешивания газеты сбегался весь коллектив и меня расхваливали и говорили, что я мог бы быть неплохим журналистом.  Я не обманывал себя на этот счет , понимал, что журналист серьезная профессия, требующая ,кроме дара,специального образования и навыков.Но из нас троих  я оказался более подходящим на роль рассказчика и поэтому мы решили,что писать буду я на русском языке,а Рая будет моим первым читателем,критиком  и редактором. Ещё Яша попросил написать о его родителях и я с удовольствием согласился, так как помню их как замечательных людей. С нетерпением приступаю к повествованию.                Глава1                                Необходимое уточнение.Степень моего родства  с Яшей: У нас с ним одна бабушка Рахель,у которой было четверо детей (в том числе и будущий отец Яши-Исаак) на момент ее второго брака с моим будущим дедушкой Беркой. В этом браке родилась  моя будущая мама- Стыша Таким образом Исаак и Стыша сводные брат и сестра. Дядя Исаак Горелик родился в 1914г. В 1939г.он  находясь на военной службе,попал  в  польский город Белосток, где вызвал полное изумление у местных евреев,впервые увидевших советского военного-еврея. Здесь он познакомился с очаровательной  еврейской девушкой Броней Кавиноки,женился на ней. Этим подтвердилось удивительное пророчество, которое он получил в возрасте 19 лет от одного односельчанина, что он женится на иностранке. Во время финской войны дядя Исаак был награжден орденом боевого Красного Знамени за организацию контр-атаки против белофинов,устроивших засаду на пути следования артиллерийской  батареи.В финскую войну ордена вручались не часто. Он  был приглашен в Кремль для вручения ордена. Ему был предоставлен 10-тидневный отпуск с проживанием в Москве.  Во время ВОВ сбылось еще одно предсказание этого же пророка, что Исаак станет единственным, кто уцелеет в смертельном бою.
   После ВОВ супруги Горелик осели в городе Белгород-Днестровский, где в 1948г. родился герой нашего рассказа Яша. О матери Яши тете Броне следует рассказать особо .Эта удивительная женщина достойна пера большого писателя,к которым я ,увы, не могу себя отнести. По мере повествования я постараюсь дать представление о ней.       Начиная  рассказ,хочу попробовать придерживаться хронологии.  Мое первое знакомство с  дядей Исааком и тетей Броней произошло в 1951г. летом. Горелики пригласили нас к себе из Ленинграда на летний отдых. Нас-это моих родителей, меня,подростка 12 лет,и моего младшего брата Борю 4 лет. Яше на тот момент было3 года.Меня очень удивила атмосфера маленького городка. Дядя Исаак повел меня в баню. Через 15 минут ходьбы он сказал: "Это тебе не Ленинград, вот и город кончился!" Чтобы не наскучить, я буду вплетать забавные байки,которые вспоминаются по ходу повествования. Например, в этом городке баня работала через день: день мужской  -день женский. Однажды меня вместе с соседским мальчиком-одногодкой послали в баню в мужской день. Мы набрали в тазики теплой воды,намылились,вдруг врываются три толстенные старухи и орут на нас требуя,чтобы мы убирались.Мы пищим,что сегодня мужской  день,а они вопят,тоже мне   мужики! Да и нас больше!  Вдруг раздается густой бас: "Нет нас больше!" Это сержант привел роту солдат!                Глава 2
                Горелики жили в маленьком одноэтажном  чистовыбеленном трехкомнатном домике. Такие же домики окаймляли довольно широкий общий двор.Соседями были: очень пожилая еврейская супружеская пара,выужденная воспитывать внука 16 лет,родители которого погибли в Освенциме, оседлый цыган с русской женой,разводившие кроликов,которые так  расплодились,что никто не знал сколько их,бабенка средних лет,не слишком строгого поведения, которая при детях не стеснялась заявлять по какой цене она отдается  солдатам.Жена цыгана частенько пряталась у Гореликов от побоев мужа. Сам цыган опасался пудовых кулаков Исаака, бывшего кузнеца-молотобойца.Были еще и другие соседи,но я их за 64 прошедших  года сумел позабыть. Важно другое - все соседи очень любили и уважали Гореликов за готовность в любой ситуации  оказать помощь,за доброту и приветливость. Мой отец говорил,что не встречал никого такого доброго , как Исаак.                А о Броне? Во-первых это была очень красивая   женщина, с тонкими чертами лица,глаза излучали доброту и ум.Стройная и хрупкая,она привлекала к  себе расположение всех,кто ее видел.Под ее обаяние подпадали все. Не обладая крепким здоровьем,она никогда не жаловалась и только  тихий стон во сне ночью выдавал её страдания.(Забегая вперед,отмечу, что  она, стоически переносила  недуги и скончалась в Израиле в возрасте 96 лет).Но вернемся в Белгород-Днестровский. Дядя Исаак подарил мне пистолет-пугач,стреляющий палочками с резиновой присоской. Знал бы дядя, какую он совершил ошибку! Я оказался слишком метким стрелком и размазал десятки мух по сахарно-белой стене дядиного дома. Другой бы надрал уши глупому мальчишке,но дядя Исаак сел рядом на скамеечку,обнял меня за плечи и сказал: " Саша,посмотри,я три дня белил,а теперь как это выглядит?" Мне стало так стыдно,что я помню это до сих  пор.Другой   пример.  В  1951 году в июле     в Одесской области  температура воздуха поднялась до 52 градусов по Цельсию.(Это самая высокая температура , которую за всю мою жизнь мне довелось перенести. Я покрылся фурункулами.)Купание в лимане не приносило облегчения- вода была как в горячей ванне. Дядя Исаак работал на маленьком заводике,производящем лимонад. Там стояла металлическая бочка с угекислотой ,покрытая ,не поверите, изморозью! Такая жарища и изморозь! Я приходил и обнимал её,чтобы отдышаться.  У бочки был клапан,сбрасывающий давление. Однажды клапан автоматически открылся и сверкающая прозрачная струя ударила в пол. Я рванулся подставить ладони, но мой добрейший дядя успел меня ударить и спасти мои руки от отрезания ладоней! Из бочки била не вода, а углекислота крайне ниэкой температуры! Давление в бочке достигало 400 атм.. Только за это я благодарен  ему за всю оставшуюся  жизнь!                Глава3                Однако пойдем дальше.  В 1957 году Советское правительство разрешило бывшим польским подданым вернуться в Польшу. Так как тетя Броня подпадала под эту категорию граждан,Горелики решили использовать эту возможность для переезда в Израиль.Перед  отъездом они приехали к нам в Ленинград, а Яша был отправлен вместе с нами на летний отдых  в Латвию,на хутор в деревне Малта.Мы-это моя мама, я,студент 2-го курса института, мой младший брат Боря 12-лет,моя сестра Рая 7-ми лет .В  15-ти минутах хотьбы от хутора находилось большое красивое озеро с чистейшей водой и кишашее рыбой. Яша получал огромное удовольствие от возможности наловить мелких рыбок сачком и удочкой. На тропинке, что вела от хутора к озеру, росли рыжие грибы-лисички,да в таком количестве, что не отклоняясь от тропинки, мы набирали достаточно  для обеда. Тут мне  предоставилась  возможность увидеть неординарность 11-тилетнего подростка Яши. Я попытался повторить какое-то замечание в его адрес,но он, пытливо взглянув на меня, произес:"Я понял."  Забавы для расскажу очередных  четыре  байки. Первая: Я лежал на подстилке во дворе хутора и читал книгу. Вдруг пришла хозяйкина свинья и улеглась на  мою подстилку. Мама съехидничала:"Свой свояка видит издалека".Прибежала хозяйка с хворостиной-не  помогло. Яша встрепенулся и  вскрикнул:"Я знаю,что надо сделать! Скажите  свинье "Хъусь!"                Байка    вторая: У местных парней было развлечение: Перед танцами в клубе они соревновались, кто порвет самое широкое лыко. Считалось почетным порвать лыко шириной 1,5-2 см.   Мне как-то показал один парень как порвать кожаный поясной ремень. Я взял лыко ширной 3 см незаметно для парней обернул его вокруг груди под рубашкой,выдохнул, завязал узлом, узел запрятал в кулак. Затем вышел на середину круга и сделал глубокий вдох! Раздался громкий треск и групповой вскрик удивления! Слава богатыря сослужила мне неплохую службу.Когда они напилились и искали кого избить, окружили меня, но в свете фонариков увидев,кто перед ними,заорали:"Это не тот". Если бы не лыко,еще какой  был тот!                Байка  третья: В деревеньке Малта была маленькая библиотека. Были    книги,которые    не прошли советскую цензуру:"Закон Божий","Доктор Ульманис","Жиды,основная еда-селедка",красочные детские дореволюционные юмористические книги.                Байка  четвёртая, связанная с пребыванием в Малте. В детстве, когда я не хотел съедать предложенное, мама возмущалась:"Сейчас я тебе марципаны приготовлю!". Я   думаю,что  мама не представляла себе, что такое марципаны. Ксати,не она одна.Один мой  одногодка из города Белая Церковь рассказывал, что его мать, тоже применяла эту фразу. Очевидно она была в ходу  у местечковых евреев.  Недалеко от Малты, в городке Резекне мне довелось попробовать марципан. Какое это было разочарование!  Вместо   представляемого деликатеса, арахисовая помадка, пресная, малосладкая! Многими годами позже, в Израиле, в Музее Марципанов в Кфар-Тавор я  попробовал марципаны , изготовленные по итальянской технологии из кокосовых орехов! К началу учебного года мы вернулись в Ленинград.                Глава4                В 1957 году Советская власть разрешила бывшим польским подданным вернуться в Польшу. Два года ушли на борьбу с советской ,бюрократией,чтобы доказать подлинность документов,подтверждающих польское гражданство Брони до 1939 года.Горелики опасались,что власти вот-вот прекратят выдачу разрешений на выезд.  Впоследствии они  увидели,что оказались в числе последних выехавших.Ксати,до замужества  Броня говорила на польском и идиш,затем выучила русский,а в Израиле её записная книжка была на иврите!Забегая вперёд, расскажу, что в Израиле она подружилась с женщиной,которая знала только румынский,так Броня   выучила и этот   язык!                В 1959г.  Горелики ,получив,наконец,разрешение на выезд,приобрели билеты  на  поезд из Белгорода-Днестровского до польского города  Белая Подляска. Товарный вагон,  в  котором они ехали, останавливался у каждого столба. Вагон неимоверно трясся и раскачивался. Яша спросил у проводника почему вагон так раскачивается и тот ответил,что их вагон маленький,четырехколесный, а в больших,пульмановских, качка поменьше.Хотя и остановок было много,некоторые длились более суток,никто не обьявлял на какое время поезд остановился и они боялись отходить от поезда дальше  вокзала.                В пути Яша много читал, прочитал"Анну Каренину" и несколько других книг.(Это в 11 лет!) Наконец,после бесконечных задержек,поезд прибыл в Брест,последнюю станцию на территории СССР. Таможенный осмотр прошел благополучно,зашитые в подушку  40 пар капроновых чулок  не были обнаружены. Поменяли русскую колею на польскую и прибыли небольшой приграничный городок Белая Подляска, в лагерь для нескольких сотен репатриантов из СССР. Там  им выделили комнату , прикрепили к столовой, а Яшу определили  в школу для изучения польского языка.                В поисках работы и жилья Горелики перебрались в город Вроцлав,где была небольшая и бедная еврейская община,которая  оказала им скудную помощь в съеме крохотной комнаты. Мебель состояла из привезенной с собой тахты в ящике которой хранилось постельное бельё и яшин подростковый велосипед "Орлёнок", раскладушки для Яши и убогого облезлого стола. Шкафом служил дверной проем, затянутый занавеской. Благодаря тому, что стена была толщиной в 4 кирпича,в этом "шкафу" было хоть чуть-чуть места. Кухни не было, готовили в комнате на примусе. Надо ли говорить, что их прежний домик вспоминался как дворец!                Поляки издревле антисемиты, а русских ненавидели как оккупантов,поэтому русскоговорящий еврей не вызывал у них горячей симпатии.Это осложняло поиски работы,приходилось соглашаться на любую низкооплачиваемую работу.С большим трудом  Броня нашла работу в мастерской по изготовлению швабр, а Исаак работу ткача на ручном станке.Яша был направлен в еврейскую  школу, где преподавание велось,конечно же, на польском языке .      В     прогамму входили дополнительно два предмета: еврейский язык (идиш ) и еврейская история. Два первых месяца он практически ничего не понимал. К большому облегчению привело то,что учительница польского языка, сама репатриантка из СССР, помогала как могла Яше. Кроме того,советская школа опережала польскую по математике на один класс, что принесло Яше некоторое облегчение в учебе..Сказалась также прирожденная расположенность Яши  к освоению языков при дальнейшей учебе..Рискну предположить,что земля Белостока рождает полиглотов,ведь Яша сын Брони!  Знаменитый автор "эсперанто" доктор Заменгоф тоже из  Белостока!                Учеба в школе сопровождалась стычками с польскими школьниками, которые,поощряемые антисемитами,кидали камни через каменный забор  школы. Ученики-евреи кидали камни в ответ. Однажды таким камнем был ранен в голову прохожий.Подозрение пало на Яшу, хотя  за забором нельзя было увидеть ничего конкретного. Яша спрятался на чердаке школы,дрожал  от страха в полумраке, но,узнав, что его разыскивает директор школы, явился в кабинет директора, где увидел пострадавшего с перевязанной головой.В результате встречи Яша   пообещал директору школы( еврейке,  репатриантке из СССР с 1946г. ) больше не участвовать в стычках и сдержал слово. Директорская дочка,красивая привлекательная девочка, училась в одном классе с Яшей.Он ощущал подростковую неловкость от трудности общения с ней - она ни слова по-русски, он-ни слова по -польски.                Глава 5      

         Яша с большой теплотой вспоминает свою классную руководительницу- Фруму Ципелевич.Она любила детей и дети любили ее. Она создала в классе атмосферу дружбы и взаимопощи,много занималась с детьми,  организовывала эскурсии. Яша,сознавая крайнюю скудость заработка матери, никогда не просил денег на эти мероприятия и отказывался от участия в них.По этой же причине он отказывался от уроков физкультуры, где требовалось приобретение формы.На улицах Вроцлава приехавшим из СССР бросалось в глаза обилие красиво и модно одетых мужчин,женщин и детей. Дети щеголяли в кожанных шапках, похожих на   мотоциклетные  шлемы, а на голове Яши была ушанка, выдавашая его "русское" происхождение. Яша,конечно же, не просил купить польскую шапку.            Поляки  без  стеснения выражали ненависть к русским, как оккупантам.  Однажды Яша ехал нтрамвае поднялись два русских солдата,совсем  "зеленых" наголо остриженных новобранца. Они были подвергнуты оскорблениям и толчкам,а Яша сочувствовл им..Однако,находились поляки и евреи,которые были настроены не так агрессивно. Во Вроцлаве действовало местное отделение общества дружбы "Польша-СССР", располагавшее библиотекой книг на русском языке.Яша брал там книги,а работники библиотеки охотно практиковались с ним в разговорном русском языке.(Не без "ехидства" могу заметить,что для такого занятия им следовало бы подобрать кого-нибудь по-грамотнее!                Отец  Яши, Исаак был очень обеспокоен положением таких,как он,не граждан Польши в отношении выезда в Израиль. По прибытии в Польшу он немедленно подал документы на выезд,и,получив разрешение через два месяца срочно выехал в Израиль,опасаясь отмены разрешения.Яша и его мама тоже подали прошение о  выезде.Обычный срок ожидания составлял 1,5-2 года,но,благодаря тому, что Исаак находился в Израиле, срок ожидания составил 8 месяцев.                За это время Броня,благодаря своей общительности и обаянию, познакомилась и подружилась с соседями,скрасившими это ожидание.  Один из соседей служил в местном еврейском театре.Яша не помнит, какую он занимал должность,зато не забыл, что почти все постановки этого театра ( на "идиш", разумеется) они с мамой просмотрели бесплатно.Яша рассказал,что за всю последующую жизнь,он не ходил в театр так много и  часто.Другие соседи-это семья работодателя Брони, хозяина мастерской. Семья,кроме родителей, включала взрослую старшую дочь и   двойняшек-близнецов, на 1,5- 2 года старше Яши. Упомянутая дочь,молодая красивая женщина посредством фиктивного брака перетащила всю семью из СССР в Польшу, где получила развод.Броня по мере возможности приглашала эту семью к себе и принимала их приглашения. Позже, на пути в Израиль,обе семьи встретились в пересыльном лагере в  Вене, а также  на корабле "Месапия", следовавшем и Неаполя в Хайфу.                Еще одна дружески расположенная семья провожала их до польской границы,приняла от Яши фотоаппарат,запрещенный к вывозу.(Через два года они вернули этот фотоаппарат в Израиле). Итак,получив разрешение, они выехали в Израиль через Варшаву,Вену, Неаполь. В Вене произошел "забавный" инцидент. Прибывших репатриантов встречали мальчики-ешиботники,одетые в соотвествии с традициями и с пейсами.Яша впервые видел такое и побежал за близнецами, приглашая их посмотреть  на "австрийцев".Когда "австрийцы" заговорили на идиш,Яша услышал, что ешиботники принимают прибывших  за "гоим".Из Вены они прибыли в Неаполь, где ожидали корабль "Месапия", отправлявшийся в Хайфу.  В Неаполе  обосновался предприимчивый израильтянин,  содержащий магазин предлагающий товары, якобы имеющие спрос в Израиле. Так как магазин находился неблизко к пересыльному лагерю, хозяин организовал бесплатную подвозку на старой, раздолбанной машине,мотор которой  умудрялся глохнуть в самый неподходящий момент. Однажды он заглох при переезде трамвайных путей и пассажиры трамвая присоединились к освобождению пути   Наконец,после двух дней ожидания,поднялись на борт теплохода , где вновь повсречались с семьей бывшего работодателя Брони.Круизный  теплоход "Месапия"  принял на борт  около 150 новых репатриантов, почти все быпи размещены в каютах 3-го класса.Теплоход  останавливался несколько раз у греческих островов для экскурсий. Репатрианты,разумеется,не участвовали в экскурсиях из-за отсутствия виз и денег. Не присоединялись они и к развлекательным мероприятиям.                Яша облазил весь теплоход, в том числе и запрещенное для посещения машинное отделение. Он познакомился с итальянским мальчиком-одногодкой. Общались жестами,но и это не помешало понять,что мальчик старается выразить Яше свое превосходство как пассажира 1-го класса.Кормили пассажиров 3-го класса вполне прилично, а не избалованному Яше и вовсе было хорошо. Переход Неаполь-Хайфа занял 4 дня. В Хайфском порту их встречал Исаак. Они хотели обосноваться Бат-Яме,но получили  отказ и были вынуждены отправиться Беэр-шеву,где условия проживания были хуже,чем плохие,но об этом наш следующий рассказ.                Глава6                                .    Итак, Яша и Броня прибыли в Беэр-Шеву.  Исаак работал по прокладке трубопровода для воды из Кинерета в Беэр-шеву. Рытье траншей под трубы производилось вручную,это был тяжелый низкооплачиваемый труд.  Для Брони не удавалось подыскать заработка,иногда,нерегулярно,появлялась возможность заработать какие-то гроши при пошиве рабочей одежды. Жилищные условия были просто ужасные- посреди пыльной,без единого деревца пустыни стояли так называемые "ракевет"(поезд). Это сцепки одноэтажных  крохотных домиков,сложенных из тонких бетонных плит.Домик включал комнату,совмещенную с кухонькой и еще одну комнатку. Кое-кто делил  эту комнатку занавеской. Вход в туалет был со двора.Электричество еще не было подведено. Учитывая, что летом (а лето в этом климате длится  с мая по октябрь) температура воздуха достигает  40 градусов по Цельсию и выше,не трудно представить на какой"курорт" они попали.                Это был очень тяжелый этап их пути. Исаак писал в Ленинград отчаянные письма:"Зачем я поехал в эту Палесраку?" Моя мама умудрялась выкроить из нашего более чем скромного бюджета немного денег на продуктовые посылки: консервы и твердую колбасу. Постепенно,не сразу жизнь начала налаживаться: через пол-года подвели электричество,купили бойлер для подогрева воды, появилось радио.                Но Вернемся к Яше.Через два месяца после приезда Яша пошел в школу в 6-й класс.Он не знал ни слова на иврите.Через две недели учительница потребовала от него изложение,как он провел летние каникулы и тут выяснилось,что он ничего не понимает и пришел совсем не в тот класс,куда был направлен. Когда его привели в тот класс, это мало что изменило, он сидел и не мог включиться в учебу,    читал книги   русском      языке.      В то время изучение иврита в "ульпанах"было организовано только для взрослых, с высшим образованием. Яша познакомился с супружеской парой учителей из СССР, которые учились в ульпане и давали Яше книги. Когда он прочитал все, что соответствовало его возрасту, они, с условием,что он не расскажет родителям, дали ему "Мадам Бовари".  Книга произвела на Яшу такое яркое впечатление,что не забыл о нем до сих пор. Скромник Яша не похвастал мне, что пытался читать книги и на польском языке,о чем я расскажу чуть ниже. Только мальчик с генами Брони мог осилить чужой язык за такое короткое  время!                Удалось наладить связь с двоюродной сестрой Брони-Рахелью,которая обоснавалась в Нетании.Рахель за несколько лет до войны  вышла замуж за подданного Австрии, очень богатого фермера.О размерах его имения говорит то,что бы обскакать его на коне,требовался целый день.Мужу Рахели хватило прозорливости уехать  в  Палестину до прихода к власти нацистов в Германии. У них была старшая дочь,уже отслужившая в армии и жившая отдельно,сын,на пять лет старше Яши и младшая дочь Ривка, на  год моложе  Яши.                Эти  родственники пригласили  Яшу погостить у них  три недели в конце школьных каникул перед 7-м классом.  Это стало для Яши незабываемым событием.После убогого жилья в Беэр-шеве,он увидел богато обставленный дом,утопающий в зелени приусадебного участка,прекрасный морской пляж,прямые широкие чистые улицы с цветущими газонами! Говорить можно было только на иврите и Яша с удивлением  обнаружил,что во время его безмолвного сидения в классе какие-то слова на иврите чудесным образом залетали    в его подсознание.Кроме того,влияло огромное желание поговорить с сестрой и братом. Яша старался изо всех сил. Русских книг не было и Яша  через пень-колоду пытался читать польские   книги.                Здесь я позволю   себе некоторое отступление. В 1992г. я был на экскурсии в музее диаспоры в Тель-Авиве.  Внимание привлек небольшой постер ( 100х40 см.) иллюстрирующий, что евреи не представляют собой единую расу. Были изображены цветные фото евреев  от чернокожих до молочно белых. (Впоследствии постер был заменен на монитор, что ослабило наглядность.) На вопрос, что же все-таки объединяет евреев до сих пор нет однозназначного ответа. Религия? Традиции? Гены?  На вопрос ,что характеризует евреев,есть ответы разной значимости: борьба за справедливость, стремление  достичь высот в науке, искусстве, политике, нежелание трудиться на рынке тяжелых,грязных работ , бахвальство и т.д.                На этом я хочу остановиться.  Мы  видим,как тяжело работал Исаак.  Яша не дает мне похвалить себя: "Что ты из меня гения делаешь?" Вот такие они евреи! Когда Яша вернулся домой,оказалось,что были  организованы двухнедельные курсы иврита для учеников .Уроки курсов попали на такую благодатную почву, что Яша начал учебу 7-м классе почти без затруднений и,вскоре "вошел в колею".  Повторюсь: ведь Яша сын Брони!                Глава7                .                Попытаемся, насколько это возжможно, придерживаться хронологии. Яша заканчивает 7-й и 8-й классы начальной школы,затем  успешно проходит конкурс в  техническое училище специалистов -электронщиков.(Из 200 желающих было принято только 16 )  Училище предоставляло полный "багрут", т.е. возможность поступать с ВУЗ. Он окончил училище в 1967 году и был призван  в армию.Яша надеялся,что сможет при прохождении армейской службы повысить свою квалификацию по этой специальности, но армия была больше заинтересована в том, что Яша знает русский язык и он был направлен  для прохождения службы на Синайский полуостров. Об этой стороне службы Яша предпочитает не распространяться, несмотря на прошедшие многие годы.                Яша учился,а его родители продолжали борьбу за выживание. В 1962г. Исаак нашел работу на текстильной фабрике. Он ремонтировал и налаживал станки для производства нитей. Яша видел,как Исаак разбирал  станки до последнего винта и вновь собирал их ,  подтверждая свое умение работать.Работодатели неоднократно использовали подлый трюк по отношению к Исааку-за две недели до исполнения годового срока службы его увольняли, а затем через три недели принимали вновь.Таким трюком они обходили обязательство предоставить работнику "квиют",т.е. статус постоянного работника с соотвествующими льготами. На этот момент Исааку вот-вот должно было исполннится 50 лет, что позволяло хозяевам не предоставлять "квиют".                Исаак осознал бесперспективность продолжения работы на фабрике,да и зарплата была минимальной.Исаак пробовал продавать квас на рынке,но конкурировать с крупными фабриками не смог.К этому моменту в Беэр-шеве была обьявлена продажа маленьких магазинов по льготной цене для новых репатриантов. Желающих купить было гораздо больше,чем число предложенных  магазинов.Хайке Гроссман,известная активистка партии МАПАМ,знакомая Брони по жизни в Польше, помогла им получить разрешение на покупку магазина.                Горелики выгребли  на продажу все, что было в доме: кофейные сервизы,купленные в Неаполе, Яшин велосипед и пр. Вначале они продавали овощи и фрукты,но не выдержапи конкуренции и приняли предложение мясника о совместой эксплуатации магазина.Вскоре  мясник отделился в самостоятельный магазин. Исаак остался один на один проблемами.   Он писал в Ленинград:"Вы,там в России, даже не можете представить , как тут приходится работать. Я встаю в 2 часа ночи,иду час до места покупки,затем впрягаюсь вместо лошади в подводу и везу мясо и птицу на    этой подводе в магазин , обрабатываю до вида,пригодного к продаже, с7-ми утра продаю провизию  и освобождаюсь к 8-ми вечера!"                Бытовые условия несколько улучшились: после 2-хлетнего проживания в "ракевете" они переехали в квартиру 48 квадратных метров. В 1970г. Яша демобилизуется и поступает  в Беэр-Шевский университет на электротехнический факультет. Программа обучения очень емкая и , для ее освоения студенты частенько используют материалы предыдущих курсов.Тут не обошлось без курьезов:из года в год поручапи студентам замеры высоты трубы ТЭЦ. Студенты списывали результаты и все сходило с рук. Но в один прекрасный момент трубу надстроили, а в отчетах она оставалась той же высоты. Один студент замерил реальную высоту трубы и получил за это "неуд". Но он не смирился с этим , потребовал независимой проверки и вывел обманщиков на чистую воду.                После первого курса Яша начал работать в ульпане ночным дежурным. В его обязанности входило поддержание порядка на территории, рамещение прибывающих ночью новых репатриантов в специально отведенном помещении и т.п. Яша имел неосторожность не скрыть, что он говорит по-русски и это принесло ему дополнительную неоплачиваемую нагрузку: приходя на работу к 10-ти часам вечера, он находил перед дверями огромную очередь из репатриантов,желающих заполнить бланки, перевести письмо и т.п. , что занимало 2-3 часа.Справедливости ради, можно сказать,что однажды попался один репатриант, кандидат наук, который помог Яше выполнить задание по электронике. Яша с улыбкой вспоминает,что на этой работе он получил "квиют", а его отцу он так и не достался.                За  год до окончания университета Яша начал искать работу, подал документы  в Электрическую Компанию ("Хеврат Хашмаль"). В стране после войны Судного Дня ("Мелхемет Йом Кипур")  вспыхнувшей 6 октября 1973г. сложилась тяжелая обстановка на рынке трудоустройства. Яша,несмотря на неоднократные обращения, не получал приглашения на интервью или какого-либо вразумительного ответа. В это время активизировалась ЮАР, испытывающая острую потребность в инженерах-электриках. Предлагались хорошие условия: оплата проезда, проживания в гостинице, питания, гарантировалось трудоустройство. Яша подал документы в посольство ЮАР, хотя и не очень стремился выезжать из Израиля.Он расчитывал использовать эту возможность в случае,если не найдет работу.                Тем  времнем учеба подходила к концу, Яша завершал свой дипломный проект. Руководитель проекта,известный в стране заслуженный профессор, поинтересовался о плане Яши на будущее. Он взялся решить проблему, дал Яше номер телефона, позвонив по которому Яша был принят на работу в Электрическую Компанию в Хайфе, без интервью! Одного слова профессора оказалось достаточно!  Яша снял квартиру  в Хайфе на паях с напарником, со своим бывшим соучеником и приступил к работе. Здесь его постигло разочарование: на работе он не выполнял никаких заданий,процветало полное безделье. Очевидно он был принят для формального заполнения штатов, что вполне бы устроило пожилого усталого человека, но Яша был молод, рвался применить свои знания и приобести навыки к работе по специальности.                "Проработав" в Хайфе чуть меньше года, Яша столкнулся со стечением обстоятельств,вынудивших его принять срочное решение. К этому времени Исааку исполнился 61 год, его здоровье уже не позволяло работать в магазине и он решил сдать магазин в аренду. Министерство абсорбции, в качестве помощи новым репатриантам, предоставило помощь в оплате первого года аренды.                Нашелся мерзавец, который расчитывап, что сможет получить эти деньги на руки,а от работы отказаться. Яша и Исаак не знали о его злом умысле, пришли к нему домой,где Яша начал читать и переводить постановление, где сообщалоь,что деньги на первый год аренды получает владелец магазина, а не арендатор. Услыхав такое,"арендатор",будучи пьяным, пришел в ярость,набросился на них, разбив стеклянной вазой их головы .Приехавшие полицейские забрали всех троих.Адвокат по этому инциденту сказал, принять справедливое постановление суда будет крайне сложно- вы были у него дома, свидетелей не было, слово против слова и т.д. Он посоветовал забрать документы и закрыть дело. Яша и Исаак взвесив все "за" и "против" решили согласииться, да и"арендатор" ,протрезвев,также  согласился. А доводы "за" были следуюшие: подходил к истечению срок принятия решения по отъезду в ЮАР.  Если его продлить, то пришлось бы заного оформлять справку о неприводе в полицию, что непременно бы всплыло и могло загубить всю дальнейшую карьеру. Кроме того, заканчивался годичный срок съема квартиры в Хайфе, а Яшин соученик нашел других пертнеров. Взвесив это,плюс другие,более мелкие причины, Яша решил, что это,видимо это судьба и 2.02.1976г. вылетел в ЮАР.

          Глава9                В 1977г. волнения чернокожих начали стихать,обстановка несколько стабилизировалаь. После работы в"Таба Зимви" около года, Яша перешел на работу в компанию по водоснабжению " Rand Water Board".Здесь работа предоставлялась в основном в Иоганнесбурге.  Машина не предоставлялась, пришлось купить, да и зарплата была чуть ниже,но это окупалось более интересной работой  с хорошими доброжелательными людьми. Через два года Яша познакомился с одним израильтянином, который помог Яше перейти на работу в более солидную компанию -английский филиал GEC (Дженерал Электрик Корпорейшн),где платили больше, а в командировки посылали не более чем на неделю.
          В ЮАР еврейская  община на тот момент насчитывала около 110 тыс. членов, из них 90тыс. в Иоганнесбурге. Действовали две крупные синагоги и несколько мелких. Действовали также две еврейские школы,обучение в которых стоило  не дешево.Находилось довольно много молодых евреев из разных стран, которые стремились заключать браки между собой,помогали друг другу найти вторую половину. Один из таких,приятель Яши, дал ему телефон девушки  Эвриль,которая заканчивала последний курс обучения в медицинском институте и проходила преддипломную практику в больнице в Претории.                Яша позвонил,договорился о свидании и молодые люди начали встречаться.  Кроме обоюдного желания, встречам способствовали благоприятные обстоятельства: относительно небольшое расстояние  от Иоганнесбурга до Претории (около 60 км), командировки Яши в Преторию и Кимберли.  Вскоре после знакомства Аврель побывала в турпоездке по Израилю.                Мать Эврили родилась ЮАР, ее родители родом из Румынии до войны попали в ЮАР через Англию. Она скончалась, когда Аврель  училась на последнем курсе института. Отец Эврили родился также в ЮАР, его родители прибыли  в ЮАР до войны из Литвы.                После полугода знакомства молодые люди решили связать свои судьбы и 8 января 1978г. состоялась свадьба. Бракосочетание было проведено ортодоксальным равином в синагоге,затем торжество продолжалось в ресторане  небольшой,но уютной  гостиницы "Капри". Яша,конечно же,пригласил родителей, получили приглашение и мы, ленинградские родственники. Учитывая "теплые" отношения СССР и ЮАР принять такое приглашение было мягко говоря "не смешно", не говоря уже и о том, что материально мы бы это не осилили. Родители  Яши,разумеется, приехали,кроме них, со стороны жениха были сослуживцы и приятели. Со стороны невесты  был отец, старшая сестра с мужем и полуторагодовалым ребенком,  другие родственники, приятели и пр.Всего  около 110 гостей, из них две трети со   стороны невесты.                Глава10                В  свадебное путешествие молодожены отправились на автомобиле вместе c родителями Яши из Иоганнесбурга в Кейптаун   (1600км ). Выехали довольно поздно, в 10 часов утра. У Исаака еще до выезда в ЮАР поднялось давление, да и высокогорное расположение Иоганнесбурга ( "2000м над уровнем моря") отнюдь не способствовало улучшению его самочувствия.Через 12 часов езды остановились для отдыха  в небольшом городке Колсберг. Все были очень утомлены, особенно родители  Яши.Переночевав в гостинице, утром продолжили путь в направлении Порт-Элизабет, куда прибыли в 11ч. вечера, отдохнули в гостинице и утром отправились в Кейптаун. Дорога до Порт-Элизабет пролегала по гористой местности, стояла  жара, характерная для января  в южном полушарии.  Тем приятнее было ощутить прохладу побережья Индийского океана  по прибытии в Порт-Элизабет! Отсюда до Кейптауна проезжали по району "Садовый путь" вдоль берега океана,любовались изумительной красотой прибрежного ландшафта.Особенно поразили их природным великолепием городок "Knysna"  и местность "Wilderness",где они остановились на ночлег в гостинице.                Прибыв   в Кейптаун, расместились в гостинице " Sands", где отдыхали 2 дня, затем провели несколько экскурсий по городу и пригородам.Посетили Национальный Парк Столовой Горы, поднимались на фуникулере на плоскую вершину этой горы, где выпадающий снег покрывает "стол" белой "скатертью",пробовали вино на ферме "Бошендаль",побывали в Ботаническом саду "Кирстенбош", погуляли в университетском городке "Стеленбош",  где расположены два университета- в одном из них преподавание велось на английском языке, в другом на  африкаанс.( В Кейптауне всемирно известный хирург Кристиан Барнард впервые в мире осуществил пересадку сердца, а одна из его дочерей стала олимийской чемпионкой по плаванию).Побывали они и на знаменитом  Мысе Доброй Надежды, где Индийский  океан встречается с Атлантическим.Они восхищались красотой туристических объектов, безукоризненной чистотой и добротным уходом.Прожили в Кейптауне неделю ,  2-3 дня провели в экскурсиях по побережью Индийского  и Атлантического океанов , затем вернулись в Иоганнесбург, поместили Исаака в городскую  больницу где врачи сумели подобрать лекарства для стабилизации кровяного давления.По этому же рецепту Исаак принимал лечение и в Израиле,когда через две недели родители Яши вернулись домой.      Исаак с восторгом писал в Ленинград:" Какая страна! Даже летом можно ходить в пиджаке! А "ендики" (индюки) по 80кг.!"  Празднование завершилось, наступили будни, Яша и Эвриль вернулись вквартиру в Иоганнесбурге и  приступили к работе.                Эвриль после свадьбы перевелась работать в городскую больницу Иоганнесбурга(в ту же, где лечили Исаака).  17 октября 1978г. родился Менахем, первенец Яши и Эврили. Эвриль , после родов, несколько недель не работала, затем  устроилась работать на пол-ставки.Тем временем внутриполитическая обстановка  начала постепенно обостряться, вновь прокатились волнения чернокожего населения,возобновился отток из страны белокожих специалистов.    К  концу 1980г. Менахему исполнилось 2 года и его молодые  родители начали тревожиться за будущее семьи.                Они рассматривали различные варианты решения назревающей проблемы: уехать в Австралию или в Израиль, или рискнуть остаться в ЮАР до выяснения степени опасности такого шага.В 1979г. они оформили документы на выезд в Австралию,но, получив положительный ответ в 1980г., не смогли решиться выехать.Не было  уверенности в трудоустройстве , да  и ребенок был еще очень малым.   Эвриль хотела специализироваться   в гистологии и гематологии.. На соответствующей кафедре мединститута Иоганнесбурга было всего две вакансии по этому профилю. Вероятность занять вакансию была проблематична,поэтому следовало попытаться достичь цель  в другом месте. Таким местом мог стать Израиль, где заведующим отделения патологии медицинского факультета Беэр-шевского университета работал  выходец из ЮАР. В 1986г. он провел интервью с Эвриль, высоко оценил уровень ее подготовки и заявил,что согласен пол-года сохранять за ней вакансию. В медицинском центре "Тель-ха-шомер" в Тель-Авиве также выразили согласие принять ее на работу. Но Эвриль очень опасалась переехать в Израиль из-за  незнания иврита. Доводы Яши, что в Израиле ей хватит английского языка, не показались ей убедительными.                Глава11                Яша продолжал работать в "Дженерал Электрик Корпорейшн" и непрерывно беспокоился о будущем.   На тот момент волнения в стране несколько улеглись, и Яша с Эвриль решили повременить с отъездом. Плата за аренду квартиры росла так стремительно ,что они сочли целесообразным приобрести собственное жильё.  В 1980г. они купили небольшой дом в пригороде Иоганнесбурга.     В доме  (160 кв.м)были 3 комнаты, салон. К дому прилегал небольшой приусадебный участок и гараж на одну машину  и маленький домик  для  домработницы. Яша пробовал посадить абрикосы и персики, но урожай был попорчен червями на корню. В отличие от их прежнего жилья, которое находилось в районе заселенном в основном эмигрантами, этот дом располагался в северном пригороде, где жили состоятельные соседи, с которыми у них сложиись хорошие отношения. Менахем пошел в детский сад,который не понравился Эвриль. Когда 7 сентября 1982г. родилась их дочка Ронит,  ее  поместили в другой садик, и Яша убедился в правоте своей  жены .              Вскоре   Менахем, а за ним и Ронит пошли в государственную школу . Родители учеников не пожалели средств на дополнительное образование: в школе , кроме базовых дисциплин проводилось обучение игре на музыкальных инструментах: Менахема на пианино и флейте, Ронит- на пианино и кларнете. В школе были оркестр и хор.  Кроме того, для еврейских учеников,составляющих 25 процентов от общего количества, каждое утро проводился "хедер", т.е. преподавали иврит, традиции и"танах".     Расстояние от дома до работы для Яши составляло 30км. по автостраде, для Эврили-20к.м.,что было вполне приемлемо и жизнь вошла в колею.                Яша и Эвриль  зарабатывали небольшие деньги, но могли себе позволить нанять няню для детей, с тем,чтобы Эвриль могла повышать  свою квалификацию.    В 1986г.   Эврили была предоставлена вакансия в Медицинскм институте Иоганнесбурга по специализации изотопная диагностика. Требовалось пройти учебный курс ( 4-5 лет) а затем написать диссертацию под патронажем руководителя от института.  Однако этот руководитель усмотрел в ней конкурентку в бизнесе и начал создавать всевозможные препятствия для написания диссертации.Было очевидно, что мирным путем эту проблему решить не удастся. Эвриль подала жалобу в Ученый Совет, который принял решение в пользу Эврили и разрешил ей писать диссертацию  без руководителя. Забегая вперед, сообщаю,что   защита диссертации прошла без единого "черного" шара".                В январе 1990г. пришла тревожная весть из Израиля- у Исаака  был обнаружен рак. После 4-х месяцев лечения  он получил отказ от дальнейшего обслуживания как безнадежный больной.По неправильной оценке ситуации Исаак был помещен в частную клинику, где Броня была вынуждена находиться 24 часа в сутки. Это было крайне ошибочное решение.За пол-года такой нагрузки,она ,пожилая и очень нездоровая женщина полностью вымоталась и получила  инфаркт.  Исаак был помещен в специальный медицинский центр для безнадежных больных в Гедере,где получил надлежащий уход и Броне представилась возможность получить медицинскую помощь.  Броня была помещена в больницу,где   примененное лекарство привело к значительной потере слуха, но инфаркт отступил.3 июня 1990г. Исаак скончался.                25 июля 1990г. я с женой и сыном и родителями жены прилетел  в Израиль. Мой добрейший дядя не  дожил до моего приезда менее 2х. месяцев!   В сентябре 1990г. мы с женой и сыном навестили тетю Броню в ее квартире в Беэр-Шеве.  Это была встреча  через 31 год после расставания!                17  января 1991г. началась война США в Ираке, на Израиль полетели ракеты и Яша забрал  мать в ЮАР, и в той же больнице,  где работала Эвриль,врачи продолжили лечение от инфаркта и заявили, что не видят вероятности возобновления инфаркта.  Через несколько месяцев Броня вернулась в Израиль.                В  1992г.Эвриль приняла участие в Международной мединской конференции по проблемам диагностики во Франции, в "Kan Canner",где представила тезисы своей диссертации. Ее выступление было одобрено   и она была приглашена на  стажировку в престижном Медицинском Центре "CEDARS SINAI" в Лос-Анжелесе.                В 1994г. Эвриль с детьми выехала в Лос-Анжелес. Мединститут Иоганнесбурга оплачивал эту стажировку. Яша предусмотрительно накопил достаточное количество дней отпуска, чтобы два месяца находиться с семьей в Америке, а три месяца в ЮАР, чтобы не потерять работу.
                Глава12                В 1994г. в ЮАР вновь накалилась внутриполитическая обстновка, начался массовый  выезд из страны специалистов, опасающихся за свою судьбу. Оставались те, кто не имел возможности выехать или владельцы бизнесов, не желающие терять свои доходы. Яша и Эвриль решили,что,если они не уедут достаточно быстро, они могут потерять шанс на такой шаг.  Решили подать документы на въезд в США и в Канаду одновременно. Немалую роль играло то, что Эвриль и дети с марта 1994г. уже находились в Америке, и то,что не требовалось изучать новый яэык. Тот же друг Яши,что устроил  его в свое в свое время в "GEC" в ЮАР, советовал  выехать из страны. Сам он вернулся на короткое время в Израиль,затем выехал в США, где основал компанию.  Он же впоследствии помог Яше получить разрешение на работу в США.                Разрешение на  въезд в Канаду пришло раньше, чем в США ,было неизвестно, будет ли разрешен въезд в США, поэтому они стали пытаться найти работу в Канаде. Во время посещения семьи в Лос-Анжелесе Яша приобретал авиабилет, предоставляющий право  перелета через всю Америку, (правда при условии наличия в самолете свободных мест) добирался до канадской границы до города Буффало(иногда такой "вояж" занимал болеесуток), прибывал в Торонто или в Ванкувер, искал работу,но несколько таких попыток к успеху не привели. Для получения права на работу в Канаде Эвриль должна была сдать экзамен. Она приехала в Канаду,сдала экзамен,но получить работу оставалось проблемой.  Стажировка в Лос-Анжелесе (9 мес.)подходила к завершению, но руководство медцентра предоставило разрешение продлить ее на пол-года с выплатой небольшой стипендии.                В   феврале 1995г. пришло разрешение на постоянное жительство в США,чему в немалой степени способствовали действия того же израильского друга  Яши. Для выдачи "Грин-карта" требовалось доказать иммиграционным службам, что Яша является специалистом требуемого уровня, а имеющиеся инженеры такому уровню не соответствуют.   В соотвествии с правилами они вернулись в ЮАР, прошли интервью в американском посольстве и медосмотр.В апреле 1995г. они въехали в США как эмигранты.                После въезда в США   немедленно возникла проблема трудоустройства Эврили.Ее специализация в ЮАР (изотопная диагностика)  для США была недостаточной, требовалось пройти специализацию врача по внутренним болезням.Тут удалось использовать американскую систему трудоустройства врачей, допускающую подачу заявлений  о приеме на работу сразу в несколько мест. Поскольку один человек может занять только одно место, остальные места высвобождаются. В результате Эвриль была прията на высвободившееся рабочее место врача-стажера по специализации внутренние болезни в  больнице университета Сент-Луис                В  конце июня 1995г. Эвриль с детьми из Лос-Анжелеса,а Яша из ЮАР приехали в Сент-Луис. Яше пришлось ненадолго  вернуться  в ЮАР, чтобы продать дом и отправить багаж, законсервированный на складе. За год-полтора до выезда из ЮАР,  Яша повстречался с молодым парнем Сашей, уроженцем г.Киева,который  вместе с родителями приехал в Израиль, в тот же город Кирьят-Гат,где жил я. Когда Саша приехал в ЮАР,его родители,узнав,что у нас есть в ЮАР родственник,попросили связать их сына с Яшей, что мы и сделали. Между ними сложились дружеские отношения, они общаются по "скайпу" до сих пор, хотя Яша живет в США, а Саша- в  Латвии.                Глава13                В США в тот  момент был период экономического спада,была высокая вероятность остаться без работы.   Зарплата Эврили не покрывала потебности семьи и Яша приступил к интенсивному поиску работы. семьи и Яша приступил к интенсивному поиску работы.  Наконец, после четырех месяцев упорного поиска, Яше удалось устроиться в небольшую фирму, выполняющую проектные работы для объектов США в Японии. Проекты должны были выполняться в соответствии с требованиями США, но по японским стандартам. Владелец фирмы в совершенстве владел японским языком,хорошо изучил японские  традиции,быт и культуру.                Яша в составе рабочей  группы был командирован в Токио, принимал участие в привязке проектов к японским условиям. Многое,что Яше довелось увидеть,было неожиданным и удивительным: традиционная вежливость, уважительное отношение к женщине,сдержанность в выражении эмоций.  Площадь квартир была настолько мала, что постель на день убиралась в стенные шкафы.                Позволю себе несколько отвлечься от основного повествования. Впервые со способом освобождать жилую площадь за счет постели я ознакомился в 1962 г., когда мой приятель художник-дизайнер пригласил меня на утверждение проекта комнаты студенческого общежития московского университета. Проект был выполнен в соответствии с эстетическими требованиями того времени и вызвал восторженные отклики большинства  членов приемной комиссии, но нашелся ретроград( и фамилия-то у него была соответствующая-"Злобазлаев"),который стал охаивать проект. По мнению этого критикана в комнате должны быть железная кровать с никелированными шариками,стол со столешницей без ящика, фанерная тумбочка и табуретка.Кто-то из зала выкрикнул:" Парашу"не забыли?"                Японцы любили петь(чем напомнили Яше итальянцев), посещали караоке-клубы. Руководитель американской группы,владелец фирмы,прекрасно знал и пел популярные японские песни,чем заслужил признание японцев. Малая площадь квартир вынуждала японских мужей искать убежища в караоке-клубах, так как после рождения ребенка им просто не хватало места.  В японских семьях наличие более двух детей встречалось крайне редко.                Однако вернемся в Америку. Яша, работая в этой фирме, ощущал отсутствие надежности  рабочего места. При сокращении заказов производилось увольнение сотрудников, что не прибавляло уверенности в завтрашнем дне. Яша продолжал поиски более надежного рабочего места и после года  попыток нашел работу в довольно крупной проектной организации областного значения(St.LOUIS COUNTY PUBLIC WORK DEPARTMENT).На новой работе производились пенсионные отчисления и предоставлялась медицинская страховка, пусть не в полной мере,но и частичное обеспечение для Яши имело немалое значение, поскольку он был уже не так молод.                Необходимо отметить,что в Америке нет закона об обязательных  пенсионном обеспечении и медицинской страховке, а те работодатели,которые предоставляют такие условия,не слишком щедры.четырех месяцев упорного надежного рабочего места и после года  попыток нашел работу в довольно крупной проектной организации областного значения(St.LOUIS COUNTY PUBLIC WORK DEPARTMENT).На новой работе производились пенсионные отчисления и предоставлялась медицинская страховка, пусть не в полной мере,но и частичное обеспечение для Яши имело немалое значение, поскольку он был уже не так молод. Необходимо отметить,что в Америке нет закона об обязательных  пенсионном обеспечении и медицинской страховке, а те работодатели,которые предоставляют такие условия,не слишком щедры.                Глава14                .    Начало работы оказалось для Яши довольно удачным.  Административно-хозяйственный комплекс Сент-Луиса состоял из объектов, обслуживаемых организацией, в которой начал работать Яша.Комплекс включал Главный офис областной администрации, управление областной полиции, здание городского суда и тюрьму. В комплексе из-за короткого замыкания электрической цепи  вспыхнул грандиозный пожар, повредивший значительную часть зданий и  оборудования.Эксперты оценили ущерб в 1млн. долларов. Требовалось подключить крупные передвижные генераторы,которые создавали бы помехи уличному движению.Еще более острую проблему представляла необходимость передислоцировать около 1000 заключенных.Был объявлен конкурс на лучшее решение по ликвидации последствий пожара.Предложение Яши, содержащее использование уцелевших участков электрооборудования, было признано целесообразным, что подняло его авторитет,не говоря о  выплаченной премии в 2000 долларов.                В  1997г.  Марк (такое имя в Америке приобрел Менахем) окончил среднюю школу , поступил в университет и в 2001г. получил первую степень с отличием по биохимии.  Затем он поступил в высшую медицинскую школу, окончил ее в 2005г. и начал специализацию  врача-рентгенолога.  После годовой практики Марк пришел к выводу, что рентгенология не для него и начал специализацию на педиатра( детского врача ) в Питсбурге,закончил ее,а затем приступил к специализации врача-аллерголога в Балтиморе в престижном медицинском центре Джона Хопкинса.Прохождение специализации оплачивалось крайне скудно и Марк был вынужден работать по ночам и выходным дням.                В 2008г.  Марк женился, но брак оказался неудачным и вскоре последовал развод. В 2012г. Марк женился вновь, в этом же году его жена разрешилась двумя мальчиками-близнецами(Давид-Ицхак и Сэмюэль-Джеймс) на радость Яше и Эврили.  По окончании специализации Марк с семьей переехал жить в  в г. Сан-Антонио в штате Техас, где работает в детской больнице.            Ронит окончила  школу в 2000г. затем  окончила   курс  физиотерапии (6 лет) в университете г. Бостон В 2007г. Ронит вышла замуж. Мы получили очень красивые фото свадьбы. Евреи испокон веков старались сохранять свою самобытность и культуру,но и устоять от влияния местных обычаев могли не всегда.  Нас удивили одинаковые лиловые платья подружек невесты.Муж Ронит, по профессии адвокат, одаренныйот природы обладатель высокого "IQ", имел возможность  получить бесплатное обучение в любом университете США, кроме трех, выбрал все-таки  Гарвард, где пришлось выплачивать немалые деньги. У Ронит два сына 6ти и3-х лет,очаровательные малыши,которых мы можем видеть благодаря Интернету.Они живут в пригороде Нью-Йорка, в небольшом городке Хастинг, Роннит работает в больнице в Нью-Йорке.                Все годы,что Яша жил вдали от родителей,он всегда поддерживал постоянную связь с ними,старался не реже,чем раз в два года навещать их. Когда отец Яши ушел в лучший мир, Яша стал чаще приезжать к матери, а в последний период,когда ее здоровье ухудшилось, прилетал к матери несколько раз в год.Связь по телефону осложнялась серьезной потерей слуха у Брони,никакие новейшие слуховые аппараты и специальные телефонные аппараты не помогали.                Примерно в !997г.  Яша приехал вместе с детьми в Израиль навестить Броню. Они приехали  и в Кирьят-Гат познакомиться со своими родственниками,т.е. с нами.Они произвели очень приятное впечатление. Менахем(Марк) выше среднего роста,стройный блондин,интеллигентный и спокойный, Ронит,на тот момент еще не сформировавшаяся девушка, обаятельная и милая. Я провез их на машине по городу , заехали мы и в промзону, где моим гостям из США было интересно посмотреть на  корпуса американского филиала корпорации "ИНТЕЛЬ".   Еще через несколько лет Яша прилетел только с Марком, к тому времени уже дипломированным врачом. Марк внес поправки в методику лечения бабушки,что способствовало улучшению ее состояния.                Оглядываясь назад,могу рассказать, что мы, племяники Брони, старались по-возможности уделять внимание своей тете. Моя сестра Рая и брат Боря жители Иерухама(35мин. езды от Беэр-Шевы), я,житель Кирьят-Гата(40мин.до Беэр-Шевы),приезжали навещать ее довольно часто.Моя жена Регина не раз навещала тетю Броню даже когда я не мог поехать с ней.По мере ухудшения здоровья тети, ее место проживания все больше и больше удалялось от нас.Последним кровом стал для Брони дом престарелых в Натании-от меня 3,5 часов езды,от Раи с Борей - 5часов. Маленькая страна Израиль,а ехать найдется куда!                Посещения Брони свелись к совместным поездкам по прибытию Яши.Установившийся порядок был нарушен сообщением из больницы в Натании о крайне тяжелом состоянии больной Брони Горелик. 8.10.2015 мы (Рая,Боря и я) срочно приехали в больницу,застали последние часы жизни тети Брони. Сообщили Яше,что врач определил ее состояние как безнадежное. Яша срочно вылетел в Израиль,но застать мать живой не успел.  9.10.2015 Броня Горелик скончалась в возрасте 96 лет..                Она при жизни позаботилась  не оставлять Яше хлопот по захоронению,около могилы Исаака была заготовлена могила для Брони с готовой плитой,с датой рождения Брони,оставалось только выбить дату кончины и забетонировать захоронение.На этой грустной ноте не хотелось бы заканчивать повествование. На память приходят простые и мудрые слова тети Брони о том,о чем старались не упоминать  в советской(да и не только  в советской) литературе:"долгая жизнь-совсем не подарок, старые родители-обуза для детей, лучше помогать,чем поучать".Сама она ни в коем случае не была обузой, никогда и ни кого не поучала. Была бразцовой матерью и бабушкой,оставила после себя добрую память и сына,котрого без всякой натяжки можно назвать "Человеком с Большой буквы".
                Конец.


Рецензии
Очень интересно! Конечно технически корректировать нужно обязательно, но дух повествования живой и захватывающий))) спасибо Вам, мне было интересно!

Любовь Ткачева   22.09.2016 15:00     Заявить о нарушении